Программа дополнительного ( гимназического) курса «Чудеса грамматики» 1 класс



Скачать 107.44 Kb.
Дата31.01.2020
Размер107.44 Kb.
ТипПрограмма
Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің № 3 мектеп - гимназиясы» ММ

ГУ «Школа – гимназия № 3 отдела образования акимата города Костаная»

Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №________от _____ Председатель ПС __________ Нурманова Б.Ж.





Программа дополнительного

( гимназического) курса

«Чудеса грамматики»

1 класс

Составитель:Бузанова Л.А..,

учитель начальных классов
г. Костанай 2018г.

Пояснительная записка

Настоящая программа гимназического курса «Чудеса грамматики» для учащихся 1 класса разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа2012 года 1080 и на основе авторской программы Л.В.Мищенковой «Занимательный русский язык» ( ISBN 978-5-905-685-19-4).

Данная инновация включает программу курса по развитию интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий для учащихся 1-х классов. Рамки уроков литературного чтения и русского языка не позволяют этого сделать в полной мере. Курс «Чудеса грамматики» даёт возможность восполнить этот пробел по овладению основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы. Вместе с тем развивает психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения на основе занимательного языкового материала. При этом в основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. Основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности заданий. Практическая значимость и научная новизна инновации заключается в том, что на занятиях школьники учатся учиться и общаться; учатся слушать и говорить так, чтобы их слушали; учатся оценивать чужую и свою речь; учатся словесно импровизировать, а значит, учатся развивать мысль и слово. Педагог мотивирует младших школьников к творчеству и стремлению постоянно совершенствовать свои мысли и речь без отметок в журнал.

Содержание данной программы построено в занимательной форме и таким образом способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий по расширению лингвистического кругозора для обучающихся 1-х классов.

На изучение данного курса отводится 2 часа в неделю (66 часов в год). Желательно проводить занятия небольшими группами.



Цель данного курса: развитие интеллектуальных способностей обучающихся на основе системы развивающих лингвистических занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументированно доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения выполнять нестандартные задания;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения русского языка в школе, участия в предметных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и в практической деятельности.


Содержание программы:

Фонетика

Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ. Последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (макрак). Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Ударение. Самостоятельная постановка ударения в слове; выделение ударного гласного звука.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Слоговой анализ слов: установление количества слогов в слове.



Словообразование.

Понятие о корне слова, однокоренных словах, фразеологизмах.

Знакомство со словообразовательным словарём.
Лексикология.

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в тексте многозначных слов, синонимов, антонимов, слов с переносным значением.


Орфография

Расширение и углубление знаний о правилах правописания и их применение:



  • раздельное написание слов;

  • обозначения гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложений.

Синтаксис.

Слово. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Речь. Восприятие речи учителя и одноклассников. Практическое овладение учебным диалогом: «присвоение» (отнесение к себе) вопроса, заданного всему классу; осознание смысла вопроса; умение задавать вопрос в целях получения необходимой информации.

Культура речи: соблюдение норм русского литературного языка в условиях бытового и учебного общения.

Составление небольших рассказов описательного и повествовательного характера (на материале чувственного опыта, игр, занятий, наблюдений). Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Обогащение речи путем использования поговорок и пословиц.


По завершении 1 класса учащиеся должны знать:

- алфавит, отличие звуков от букв. Все буквы русского алфавита (печатные и письменные);

-основные единицы устной и письменной речи: слово, предложение, текст. Заглавие, основная мысль текста.
Учащиеся должны уметь:

-слышать и различать звуки в слове, правильно их произносить;

-различать в устной и письменной речи слова, предложения, вычленять их из речи;

-читать правильно осознанно отдельные слова, фразы, тексты.

- распознавать текст, его заглавие, основную мысль.

-письменно отвечать на вопросы, проводить самоанализ и самооценку своей работы.

- составлять собственный небольшой текст и записывать его, соблюдая правила оформления предложения на письме.
Ожидаемые результаты:

-выявлять слова, значение которых требует уточнения, и уточнять их значение по тексту или с помощью толкового словаря;

-использовать алфавит при работе со словарями;

-переносить слова по слогам без стечения согласных;

-выбирать языковые средства в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи;

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Календарно-тематическое планирование курса.

п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во

часов

1гр.

2гр.

1


Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.






1


2-3

«Чудо из чудес». Слова состоят из звуков.







2

4-5

Гласные звуки. Игры со словами.







2

6-7

Согласные звуки. Игры со словами.







2

8-9

Гласные и согласные звуки. Шарады.







2

10-11

«Научное открытие». Звонкие и глухие согласные.







2

12

«Простое объяснение» (Деление слов на слоги).







1

13

«Редкое соседство» (Сколько может быть согласных в одном слоге?)







1

14

Зачем шипят шипящие?







1

15-16

Волшебник Ударение







2

17-18

Дерево из слов







2

19-20

«Хлебный корень человека».







2

21-22

Фразеологизмы.







2

23-24

Как найти корень в слове.







2

25-26

Словообразовательный словарь.







2

27-28

Тайна лексического значения.







2

29-30

«Без чего нет леса?» Толковый словарь.







2

31

«Принцессы, которых водой не разольёшь» (лексика и грамматика).







1

32-33

«Слово может ветвиться» (многозначные слова).







2

34

«Может ли человек быть слоном?» (переносное значение слова)







1

35-36

Прямое и переносное значения слов.







2

37-38

Игротека







2

39-40

Слова-приятели







2

41-42

Слова-неприятели







2

43-44

Синонимы и антонимы.







2

45-46

«Русские иностранцы» (иноязычные слова). Словарь иностранных слов.







2

47-48

Большая буква в именах собственных.







2

49-50


Большая буква в именах собственных. Сказочные герои.






2


51-52

«Обиженные гласные» (непроверяемые безударные гласные в корне).







2

53-54

«Плод» или «плот»? (проверяемые согласные в корне)







2

55-56

Жи-ши, чу-щу, ча-ща.







2

57-58

Сказка о знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).







2

59-60

Где работают знаки препинания?







2

61-62

Знаки препинания.







2

63-64

Пословицы и поговорки.







2

65-66

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.







2


Литература


  1. Холодова О. «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)» Методическое пособие для 1 класса. Москва: РОСТ книга, 2007 г.

  2. В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь «Занимательно о русском языке» Пособие для учителя. Ленинград: «Просвещение», 1990г

  3. Е.Э. Грибанская, Л.И. Новикова, «Лингвистические сказки и рассказы», Методическое пособие для учителя . Брянск: «Курсив», 2008 г.

  4. Н.А. Касаткина «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)» Волгоград: издательство «Учитель», 2009 г.

  5. А.В. Полякова «Превращения слов» Книга для учащихся начальных классов Москва: «Просвещение», 1991 г

  6. Л.В. Мищенкова «Занимательный русский язык» Методическое пособие для учителя Москва: Издательство «РОСТ», 2012 г.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница