Программа для основного общего образования




Скачать 105.94 Kb.
Дата10.06.2016
Размер105.94 Kb.
c:\users\user\desktop\img_0007.jpg
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(Базовый уровень)
Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:



  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03.2004 г.);

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М.,

«Дрофа», 2004 г.);

  • авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. – М.: Просвещение, 2009;

  • программы регионального курса «Физическая география Хабаровского края».


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2–х учебных часов в неделю. Региональный компонент на изучение курса «География Хабаровского края» проводится вкраплениями из расчета 10 % от общего объема часов. Данная программа составлена из расчета 0,5 часа по индивидуальному учебному плану ученика-инвалида, обучающегося на дому, в том числе дистанционно.


Раздел «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство». Раздел завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.

Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения. Он помогает учащемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.

Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:



  • сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;

  • сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;

  • сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;

  • продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;

Требования к уровню подготовки обучающихся (Результаты обучения):

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».



Используемый УМК:

  1. Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. География: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение, 2009.

  2. Ходова Е.С., Ольховская Н.В. География: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер. М.: Просвещение, 2010.

  3. Барабанов В.В. География: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2010.

  4. Дронов В.П. География: природа, население, хозяйство. Атлас. М.: Просвещение, 2006.

  5. Дронов В.П., Котляр О. География: природа, население, хозяйство. Контурные карты. М.: Просвещение, 2010.

  6. Дронов В.П. География: природа, население, хозяйство Поурочное тематическое планирование. М.: Просвещение, 2010.

  7. Мишняяева Е.Ю., Дронов В.П. География. Навигатор для 6-9 классов. М.: Просвещение, 2008.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.


Календарно-тематическое планирование по географии на 2013-2014 учебный год

8 класс

(17 часов, 0,5 часа в неделю)







Содержание

Дата

Практическая работа

Домашнее задание

Телешкола

Введение (1 час)

1

Ведение. Что изучает география России. Комплексное и взаимосвязанное изучение России во всем ее многообразии и контрастности

03.09




Стр. 5

Модуль 1. Географическое положение России

Раздел 1. Географическое пространство России (2 часа)

2

Границы России

РК №1:Географическое положение Хабаровского края. Размеры территории. Часовые пояса. Географическое положение России. Россия в мире.

Освоение и изучение территории России



17.09

Пр. р. № 1 «Определение поясного времени для разных городов России»; Пр. р. № 2 «Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады»

§1-5,

стр. 8-25



Модуль 2. Освоение и изучение России

3

Районирование – важнейший метод географической науки. Виды районирования. Административно-территориальное устройство России

01.10

Пр. р. № 3 «Анализ административно-территориального деления России»

§ 6-7,

26-27


Модуль 3. Районирование России

Раздел 2. Природа России (1 час)

4

Природные условия и ресурсы. Классификация природных ресурсов

15.10




§ 8,

стр. 32-33



Модуль 4. Природные условия и ресурсы. Геологическое строение территории России. Рельеф

Тема 1. Рельеф и недра Земли (1 час)

5

Формирование земной коры на территории России.

Рельеф России.



РК №2: Рельеф и геологическое строение Хабаровского края.

Изменение рельефа под воздействием внутренних и внешних процессов. Минеральные ресурсы и их использование



РК №3: Полезные ископаемые Хабаровского края. Земная кора и человек

05.11

Пр. р. № 4 «Выявление взаимосвязи строения земной коры, рельефа и полезных ископаемых»

§ 9-14,

стр.34-49



Модуль 5. Внешние процессы формирования рельефа

Тема 2. Климат (3часа)

6

Географическое положение и климат России

РК №4: Климатообразующие факторы, особенности климата Хабаровского края. Солнечное излучение и климат. Земная поверхность и климат

19.11




§ 15-17,

стр. 50-55



Модуль 6. Формирование климата

7

Воздушные массы и их циркуляция. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Распределение температуры воздуха по территории России. Распределение осадков и увлажнения по территории России

03.12




§ 18-22,

стр. 56-65



Модуль 7. Свойства воздушных масс. Циркуляция атмосферы

8

Климатические пояса и области. Климат и человек

17.12

Пр. р. № 5 «Составление макета климатической карты по заданным значениям»;

Пр. р. № 6 «Оценка климата региона России как фактора хозяйства и условий жизни людей»



§ 23-24,

стр. 66-69



Модуль 8. Климаты России

Тема 3. Внутренние воды и моря (1 час)

9


Моря России. Особенности природы морей

Внутренние воды России. Реки РК№5: Реки Хабаровского края.

Озера, водохранилища, болота. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. Вода и человек

РК№6: Особенности внутренних вод Хабаровского края


14.01

Пр. р. № 7 «Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской части страны»;

Пр. р. № 8 «Определение взаимосвязи вод суши, рельефа и климата»;

Пр. р. № 9 «Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны»


§ 25-30,

стр. 70-87



Модуль 9. Моря России;

Модуль 10. Внутренние воды России

Тема 4. Растительный и животный мир (2 часа)

10

Растительный мир.

РК№8: Растительный мир Хабаровского края

28.01




§ 31,

стр. 88-89



Модуль 11. Растительный и животный мир

11

Животный мир

РК№8: Животный мир Хабаровского края. Биологические ресурсы и человек.

11.02

Пр. р. № 10 «Прогнозирование изменений органического мира при изменениях компонентов природного комплекса»

§ 32-33,

стр. 90-93



Модуль 11. Растительный и животный мир

Тема 5. Почвы (1 час)

12

Почвы и факторы их образования. Основные типы почв России РК№7: Основные типы почв Хабаровского края. Почвы и человек

25.02

Пр. р. № 11 «Характеристика почвенных ресурсов своей местности»

§ 34-36,

стр. 94-103



Модуль 12. Почва

Тема 6. Природно-хозяйственные зоны (3 часа)

13

Природные районы и природно-хозяйственные зоны

РК№9: Природные районы Хабаровского края.

Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр. Население и хозяйство в Арктике и тундре. Природа лесных зон. Население и хозяйство лесных зон. Природа лесостепей и степей РК№10: Природные зоны Хабаровского края




11.03




§ 37-42,

стр. 104-121



Модуль 13. Природное районирование. Холодные безлесные природные районы

14

Население и хозяйство лесостепной и степной зон

01.04

Пр. р. № 12 «Характеристика особенностей размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах»

§ 43,

стр. 122-123



Модуль 14. Лесные зоны, лесостепи и степи

15

Засушливые территории России. Горные области. Охрана природы и особо охраняемые территории

15.04

Пр. р. № 13 «Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон»;

Пр. р. № 14 «Определение особо охраняемых территорий своего района»



§ 44-46, стр. 124-129

Модуль 15. Природа засушливых территорий. Горные области. Охрана природы


Раздел 3. Население России (3 часа)

16

Численность населения. РК№11: Численность населения. Естественное и механическое движение

населения края. Почему снижается численность населения России. Мужчины и женщины



РК№13: Трудовые ресурсы и система занятости в крае.

Молодые и старые



РК№12: Демографическая ситуация в крае и демографическая политика

29.04

Пр. р. № 15 «Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России»

§ 47-50

стр. 132-139



Модуль 16. Численность населения России. Половой и возрастной состав населения

17

Народы

РК№14: Национальный состав Хабаровского края.

Языки. Религии. Размещение населения



13.05

 

§ 51,

стр. 140-141



Модуль 17. Национальный и религиозный состав населения России. Размещение населения

18

Города России. Урбанизация. Сельские поселения и сельское население. Миграции населения

27.05

Пр. р. № 16 «Разработка проекта «Мой населенный пункт»»;

Пр. р. № 17 «Характеристика особенностей движения населения России»



§ 55-57,

стр. 148-157



Модуль 18. Городское и сельское население. Миграции



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница