Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»



Скачать 178.92 Kb.
Дата13.08.2016
Размер178.92 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»
для направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра
Автор программы:

Куренной Виталий Анатольевич, кандидат наук, профессор, vkurennoj@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Куренной Виталий Анатольевич


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Введение в специальность: история наук о культуре».

Программа разработана в соответствии с:


  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.




  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» предназначен для студентов 1 курса философского факультета и является кратким введением в историю научной тематизации культуры. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ в виде отдельных кейсов, демонстрирующих эпистемические возможности различных наук о культуре для анализа отдельных феноменов современной культуры. Целью курса — сформировать понимание основных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций современного гуманитарного знания.

Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» должен сформировать конкретное представление о том, что исследования культуры не являются «наукой всего», но — несмотря на разнообразие методов — представляют собой ансамбль методологических подходов с четкими границами предметной области исследований. Формирование этой предметной области осуществляется на протяжении последних 250 лет в ответ на усложнение социокультурного процесса как такового. Основные методологические парадигмы исследований культуры является имманентным ответом на те вопросы, которые возникали в процессе этого усложнения.

В то же время история наук о культуре включена в контекст основных трансформаций гуманитарного знания как такового, включена в контекст дисциплинарных дискуссий, проходящих между сторонниками натуралистических и гуманитарных методологических программ.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные периоды развития истории наук о культуре, специфику предметного понимания культуры в рамках основных исследовательских парадигм.

  • Овладать начальными навыками анализа феноменов современной культуры

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции




ОК-1

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]




























[Компетенции для программы учебной дисциплины берутся из: стандарта ФГОС/ НИУ, где перечислены все компетенции по данной образовательной программе; из Концепции образовательной программы (или аналогичных документов), разработанной на факультете, где Компетенции представлены в форме Матрицы взаимодействия дескрипторов компетенций и учебных дисциплин.]

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

СК- Б1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б6 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б9 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б10 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СЛК–Б6 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК–Б9 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.



ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных;
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «История и методы исследования культуры»

  • «Современное искусство»

  • «Социология культуры»

  • НИС «Исследования культуры»

  • «Современные проблемы культурологии»




  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа
















Лекции

Семинары

Практические занятия




1

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.




5

4







2

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.
















3

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.
















4

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

















Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **
















1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа








































Эссе



















Реферат



















Коллоквиум



















Домашнее задание

X










Письменное задание из двух частей (конспект и резюме).

Промежуточный

Зачет

X










Письменная работа, состоящая из двух частей на 70 минут.

Итоговый

Экзамен















* - Для текущего контроля указывается неделя модуля/ семестра, на которой проводится контроль, для промежуточного и итогового - отметка, в каком модуле/ семестре проводится.


** В графе Параметры указывается регламент (cвод постоянных или временных правил



    1. Критерии оценки знаний, навыков




Итоговая оценка по курсу (в случае, если студент допущен до зачета) рассчитывается следующим образом:

Зачетное домашнее задание - часть первая 20%

Зачетное домашнее задание - часть вторая 20 % 

Итоговый тест - часть первая - на проверку понимания проблематики курса (по материалам лекций и семинаров) 30%

Итоговый тест - часть вторая - на проверку остаточных знаний (по материалам лекций и семинаров) 30%
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине




Оценивается работа на семинарах, домашние задания являются необходимым условием сдачи зачета.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет/экзамен

Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле


Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Онакопленная 3):на число модулей
Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2 промежуточные оценки этапов 1 и 2,
а Онакопленная 3 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом/экзаменом

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента.


В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


  1. Содержание дисциплины

Раздел 1 Название раздела:

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.

Кейс: Инфантилизм и взрослость в современной культуре

Семинар: Жизнь Георга Зиммеля, контекст его научной деятельности. "Большие города и духовная жизнь": главные тезисы и структура.


Литература по разделу:

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾


Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.

Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24.

Литература к кейсу:



Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711]
Раздел 2 Название раздела:

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.

Кейс: Современное кладбище как культурный феномен

Семинар: Герман Люббе. "В ногу со временем.  О сокращении нашего пребывания в настоящем": главные тезисы и структура.


Литература по разделу:

Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113.



Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Литература к кейсу:



Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.
Раздел 3 Название раздела:

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.

Кейс: Реклама как знаковая система

Семинар: Жизнь Вальтера Беньямина, контекст его деятельности.. "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости": время написания, главные тезисы и логическая структура. 


Литература по разделу:

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.



Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004.

Литература к кейсу:



Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318.
Раздел 4 Название раздела:

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

Кейс: Масс-медиа и война

Семинар: Жизнь Теодора Адорно, контекст его деятельности, основные работы. "Диалектика Просвещения": время написания, совместное авторство с Марком Хоркхаймером. "Культуриндустрия. Просвещение как обман масс". Франкфуртская школа: деятели, факты, этапы развития и характер деятельности.


Литература по разделу:

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997.


Литература к кейсу:

Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений»)

Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.



  1. Образовательные технологии

Организационно-методические указания. Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание семинарских и курсовых работ.

    1. Методические указания студентам

Указания по выполнению домашнего задания.

Конспект и резюме - это разные жанры, и выполняются одно и другое задания с разными целями. В конспект вы выносите основные идеи автора, но при этом отражаете структуру самой работы, а также выносите туда важные и значимые примеры. Более того, ваши конспекты должны учитывать и вопросы, вынесенные к семинарам - на этих аспектах вы останавливаетесь подробней, чем на других. То есть ваш конспект делается не сам по себе, а с учетом проблематики семинара, на котором разбирается тот или иной текст. Также, напомню, в тетради должны быть выполнены и другие задания к семинару. При выставлении итоговой оценки по курсу я оставляю за собой право попросить вас показать вашу тетрадь с записями по курсу.

Резюме же предполагает краткое изложение основных идей и обозначение проблемного поля, с чем тесно связана и его композиция. Функция резюме - подытоживание, обобщение, выделение главного, выявление тезауруса (списка ключевых слов). Не утяжеляйте резюме вводными конструкциями типа "Автор утверждает, что....", "по мнению Зиммеля...", "Также автор пишет, что....", а также оценочно-эмоциональными оборотами типа "По меткому замечанию автора", "нам кажется интересным, что...". Жанр резюме предполагает, что вы без лишних оговорок излагаете суть. Напомню, что заимствованные из авторского текста слова и выражения, которые носят терминологический характер, следует выделить курсивом. Высказывания афористичного типа, в которых содержится тот или иной важный тезис, можно включать в резюме в кавычках. Еще один важный совет: как правило, в академической практике резюме по тому или иному тексту приходится писать самому автору. Поэтому возможен такой прием: представьте себе, что резюме по своим текстам пишут сами Зиммель и Люббе. Примерный объем резюме – 200 слов (размер этого текста, к примеру, - 250 слов).


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля

Примерные вопросы/ задания для эссе


  1. Науки о культуре в южно-немецкой школе неокантианства

  2. Детство как культурная конструкция

  3. Смерть в современной культуре

  4. Визуальная и дискурсивная культура

  5. Динамизация культуры и способы ее компенсации

  6. Политическая пропаганда и ее влияние на современную культуру

  7. Религиозная культура и «дух капитализма» у Макса Вебера

  8. Культурная самоидентификация футбольного болельщика

  9. Что такое «смысл» знака?

  10. Историцизм и релятивизация культуры

  11. Массовая культура и кризис культурных иерархий

  12. Что такое критика культуры?




    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

    1. Примеры заданий промежуточного /итогового контроля

По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

История культурологии. Под ред. А.Огурцова. М.: Гардарики, 2006.

Доброхотов А. Калинкин А. Культурология. М. 2010.

Ионин Л. Социология культуры. М. 2004.

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность - Средневековье - Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С. Серебряный; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Изд-во РГГУ, 1998.



Кнабе Г. Кондаков И. Кузнецова Т. Культурология: история мировой культуры. М., 2007.

Кнабе Г. Семиотика культуры. Конспект учебного курса. М., 2005.

    1. Основная литература


Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.

Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.

Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24.

Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113.

Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997.


    1. Дополнительная литература

Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.

Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318.

Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений»)

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711]

Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.

    1. Справочники, словари, энциклопедии

    2. Программные средства


Приложение

Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.



  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:

































  1. Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)

* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины





Каталог: data -> 2014
2014 -> Кандидат искусствоведения, доцент Е. Ю. Хлопина Примерные темы курсовых работ на 2014-2015 уч гг
2014 -> Учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
2014 -> Особенности машинной арифметики. Представление чисел в ЭВМ
2014 -> «Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению основных факторов риска хронических заболеваний»
2014 -> «Онлайн-версии российских разговорных радиостанций: соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований»
2014 -> Семинар нуга №1. 20. 02. 14 Общие черты перехода
2014 -> «Соответствие организационной структуры компании особенностям отрасли


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница