Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»




Скачать 178.92 Kb.
Дата13.08.2016
Размер178.92 Kb.



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии, отделение культурологии

Программа дисциплины «Введение в специальность: история наук о культуре»
для направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра
Автор программы:

Куренной Виталий Анатольевич, кандидат наук, профессор, vkurennoj@hse.ru

Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Куренной Виталий Анатольевич


Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г

Председатель [Введите И.О. Фамилия]


Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г.

Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]


Москва, 2013



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Введение в специальность: история наук о культуре».

Программа разработана в соответствии с:


  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.




  1. Цели освоения дисциплины

Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» предназначен для студентов 1 курса философского факультета и является кратким введением в историю научной тематизации культуры. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ в виде отдельных кейсов, демонстрирующих эпистемические возможности различных наук о культуре для анализа отдельных феноменов современной культуры. Целью курса — сформировать понимание основных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций современного гуманитарного знания.

Курс «Введение в специальность: история наук о культуре» должен сформировать конкретное представление о том, что исследования культуры не являются «наукой всего», но — несмотря на разнообразие методов — представляют собой ансамбль методологических подходов с четкими границами предметной области исследований. Формирование этой предметной области осуществляется на протяжении последних 250 лет в ответ на усложнение социокультурного процесса как такового. Основные методологические парадигмы исследований культуры является имманентным ответом на те вопросы, которые возникали в процессе этого усложнения.

В то же время история наук о культуре включена в контекст основных трансформаций гуманитарного знания как такового, включена в контекст дисциплинарных дискуссий, проходящих между сторонниками натуралистических и гуманитарных методологических программ.


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные периоды развития истории наук о культуре, специфику предметного понимания культуры в рамках основных исследовательских парадигм.

  • Овладать начальными навыками анализа феноменов современной культуры

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции




ОК-1

[Глаголы-подсказки, даны по мере повышения уровня освоения: дает определение, воспроизводит, распознает, использует, демонстрирует, владеет, применяет, представляет связи, обосновывает, интерпретирует оценивает]




























[Компетенции для программы учебной дисциплины берутся из: стандарта ФГОС/ НИУ, где перечислены все компетенции по данной образовательной программе; из Концепции образовательной программы (или аналогичных документов), разработанной на факультете, где Компетенции представлены в форме Матрицы взаимодействия дескрипторов компетенций и учебных дисциплин.]

  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для направления 033000.68 «Культурология» подготовки бакалавра.

Место дисциплины в системе профессиональной подготовки выпускника по специальности «Культурология» определяется необходимостью для любого деятеля в области культуры овладения теоретическим потенциалом современных исследований культуры в его историческом и теоретическом ключе.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

СК- Б1 Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б3 Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

СК-Б6 Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б9 Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

СК-Б10 Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СЛК–Б6 Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК–Б9 Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации.



ИК – М2 умение использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных;
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • «История и методы исследования культуры»

  • «Современное искусство»

  • «Социология культуры»

  • НИС «Исследования культуры»

  • «Современные проблемы культурологии»




  1. Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа
















Лекции

Семинары

Практические занятия




1

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.




5

4







2

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.
















3

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.
















4

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

















Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **
















1

2

3

4




Текущий

(неделя)


Контрольная работа








































Эссе



















Реферат



















Коллоквиум



















Домашнее задание

X










Письменное задание из двух частей (конспект и резюме).

Промежуточный

Зачет

X










Письменная работа, состоящая из двух частей на 70 минут.

Итоговый

Экзамен















* - Для текущего контроля указывается неделя модуля/ семестра, на которой проводится контроль, для промежуточного и итогового - отметка, в каком модуле/ семестре проводится.


** В графе Параметры указывается регламент (cвод постоянных или временных правил



    1. Критерии оценки знаний, навыков




Итоговая оценка по курсу (в случае, если студент допущен до зачета) рассчитывается следующим образом:

Зачетное домашнее задание - часть первая 20%

Зачетное домашнее задание - часть вторая 20 % 

Итоговый тест - часть первая - на проверку понимания проблематики курса (по материалам лекций и семинаров) 30%

Итоговый тест - часть вторая - на проверку остаточных знаний (по материалам лекций и семинаров) 30%
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.



    1. Порядок формирования оценок по дисциплине




Оценивается работа на семинарах, домашние задания являются необходимым условием сдачи зачета.

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа.
Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз ;

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:
Опромежуточная i = m1·Отекущая i этапа + m2·Опромежуточный зачет/экзамен

Где Отекущая i этапа рассчитывается по приведенной выше формуле


Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Опромежуточная 2+ Онакопленная 3):на число модулей
Где Опромежуточная 1+ Опромежуточная 2 промежуточные оценки этапов 1 и 2,
а Онакопленная 3 накопленная оценка последнего этапа перед итоговым зачетом/экзаменом

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме экзамена: в пользу студента.


В диплом выставляет результирующая оценка по учебной дисциплине, которая формируется по следующей формуле:

Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.



ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.


  1. Содержание дисциплины

Раздел 1 Название раздела:

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.

Кейс: Инфантилизм и взрослость в современной культуре

Семинар: Жизнь Георга Зиммеля, контекст его научной деятельности. "Большие города и духовная жизнь": главные тезисы и структура.


Литература по разделу:

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾


Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.

Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24.

Литература к кейсу:



Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711]
Раздел 2 Название раздела:

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.

Кейс: Современное кладбище как культурный феномен

Семинар: Герман Люббе. "В ногу со временем.  О сокращении нашего пребывания в настоящем": главные тезисы и структура.


Литература по разделу:

Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113.



Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Литература к кейсу:



Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.
Раздел 3 Название раздела:

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.

Кейс: Реклама как знаковая система

Семинар: Жизнь Вальтера Беньямина, контекст его деятельности.. "Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости": время написания, главные тезисы и логическая структура. 


Литература по разделу:

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.



Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004.

Литература к кейсу:



Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318.
Раздел 4 Название раздела:

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

Кейс: Масс-медиа и война

Семинар: Жизнь Теодора Адорно, контекст его деятельности, основные работы. "Диалектика Просвещения": время написания, совместное авторство с Марком Хоркхаймером. "Культуриндустрия. Просвещение как обман масс". Франкфуртская школа: деятели, факты, этапы развития и характер деятельности.


Литература по разделу:

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997.


Литература к кейсу:

Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений»)

Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.



  1. Образовательные технологии

Организационно-методические указания. Цели курса будут достигаться через использование трех основных форм, традиционных в дидактике высшей школы: лекций, семинарских занятий и самостоятельной работы студентов, включающей в себя изучение рекомендованной теоретической литературы и написание семинарских и курсовых работ.

    1. Методические указания студентам

Указания по выполнению домашнего задания.

Конспект и резюме - это разные жанры, и выполняются одно и другое задания с разными целями. В конспект вы выносите основные идеи автора, но при этом отражаете структуру самой работы, а также выносите туда важные и значимые примеры. Более того, ваши конспекты должны учитывать и вопросы, вынесенные к семинарам - на этих аспектах вы останавливаетесь подробней, чем на других. То есть ваш конспект делается не сам по себе, а с учетом проблематики семинара, на котором разбирается тот или иной текст. Также, напомню, в тетради должны быть выполнены и другие задания к семинару. При выставлении итоговой оценки по курсу я оставляю за собой право попросить вас показать вашу тетрадь с записями по курсу.

Резюме же предполагает краткое изложение основных идей и обозначение проблемного поля, с чем тесно связана и его композиция. Функция резюме - подытоживание, обобщение, выделение главного, выявление тезауруса (списка ключевых слов). Не утяжеляйте резюме вводными конструкциями типа "Автор утверждает, что....", "по мнению Зиммеля...", "Также автор пишет, что....", а также оценочно-эмоциональными оборотами типа "По меткому замечанию автора", "нам кажется интересным, что...". Жанр резюме предполагает, что вы без лишних оговорок излагаете суть. Напомню, что заимствованные из авторского текста слова и выражения, которые носят терминологический характер, следует выделить курсивом. Высказывания афористичного типа, в которых содержится тот или иной важный тезис, можно включать в резюме в кавычках. Еще один важный совет: как правило, в академической практике резюме по тому или иному тексту приходится писать самому автору. Поэтому возможен такой прием: представьте себе, что резюме по своим текстам пишут сами Зиммель и Люббе. Примерный объем резюме – 200 слов (размер этого текста, к примеру, - 250 слов).


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля

Примерные вопросы/ задания для эссе


  1. Науки о культуре в южно-немецкой школе неокантианства

  2. Детство как культурная конструкция

  3. Смерть в современной культуре

  4. Визуальная и дискурсивная культура

  5. Динамизация культуры и способы ее компенсации

  6. Политическая пропаганда и ее влияние на современную культуру

  7. Религиозная культура и «дух капитализма» у Макса Вебера

  8. Культурная самоидентификация футбольного болельщика

  9. Что такое «смысл» знака?

  10. Историцизм и релятивизация культуры

  11. Массовая культура и кризис культурных иерархий

  12. Что такое критика культуры?




    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу или к каждому промежуточному и итоговому контролю для самопроверки студентов.

    1. Примеры заданий промежуточного /итогового контроля

По желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине.


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

    1. Базовый учебник

История культурологии. Под ред. А.Огурцова. М.: Гардарики, 2006.

Доброхотов А. Калинкин А. Культурология. М. 2010.

Ионин Л. Социология культуры. М. 2004.

История мировой культуры. Наследие Запада: Античность - Средневековье - Возрождение: Курс лекций / Отв. ред. С. Серебряный; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Изд-во РГГУ, 1998.



Кнабе Г. Кондаков И. Кузнецова Т. Культурология: история мировой культуры. М., 2007.

Кнабе Г. Семиотика культуры. Конспект учебного курса. М., 2005.

    1. Основная литература


Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М., 1996.

Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004.

Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос. 2002. № ¾

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.

Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24.

Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113.

Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. - СПб.: Медиум - Ювента, 1997.


    1. Дополнительная литература

Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.

Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318.

Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений»)

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711]

Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.

    1. Справочники, словари, энциклопедии

    2. Программные средства


Приложение

Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.



  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:

































  1. Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)

* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница