Программа дисциплины Введение в специальность: История наук о культуре для направления 030400. 62 Культурология




Скачать 71.13 Kb.
Дата13.08.2016
Размер71.13 Kb.
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет –

Высшая школа экономики
Факультет философии
Программа дисциплины

Введение в специальность: История наук о культуре

для направления 030400.62 – Культурология

Автор: Куренной В.А. (kurennoj@yandex.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


«Философия» наук о культуре

Председатель В.Н. Порус Зав. кафедрой В.А.Куренной

_____________________________ _____________________________ «_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

МОСКВА

2008
Введение в историю наук о культуре



Курс предназначен для студентов 1 курса философского факультета и является кратким введением в историю научной тематизации культуры. Курс сочетает исторический подход и систематический анализ в виде отдельных кейсов, демонстрирующих эпистемические возможности различных наук о культуре для анализа отдельных феноменов современной культуры. Целью курса — сформировать понимание основных парадигм исследований культуры в контексте становления и трансформаций современного гуманитарного знания.

Введение в область изучения культуры должно сформировать конкретное представление о том, что исследования культуры не являются «наукой всего», но — несмотря на разнообразие методов — представляют собой ансамбль методологических подходов с четкими границами предметной области исследований. Формирование этой предметной области осуществляется на протяжении последних 250 лет в ответ на усложнение социокультурного процесса как такового. Основные методологические парадигмы исследований культуры является имманентным ответом на те вопросы, которые возникали в процессе этого усложнения.

В то же время история наук о культуре включена в контекст основных трансформаций гуманитарного знания как такового, включена в контекст дисциплинарных дискуссий, проходящих между сторонниками натуралистических и гуманитарных методологических программ.

По завершении курса студенты должны знать основные периоды развития истории наук о культуре, специфику предметного понимания культуры в рамках основных исследовательских парадигм исследований культуры, овладеть начальными навыками анализа феноменов современной культуры.

Тематический расчет часов

N

Тема

Всего часов

Аудиторные часы

Часы на самостоятельную работу

Лекции

Семинары

1.

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.

13

4

4

5

2.

Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.

13

4

4

5

3.

Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.

14

5

4

5

4.

Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.


14

5

4

5







54

18

16

20

Тема 1.

«Культура» в системе понятий: культура и природа; культура и техника; культура и цивилизация. История возникновения основных оппозиций и их современный смысл. Тематизация культуры в философии и ее причины в контексте истории философии. Философия ценностей и концепция «наук о культуре» южно-немецкой школы неокантианства.

Кейс: Инфантилизм и взрослость в современной культуре

Литература:

Основная



Куренной В. Философия ценностей южно-немецкой школы неокантианства. Фрагмент статьи: Куренной В. Философский проект «Логоса»: немецкий и русский контекст // «Логос» в истории европейской философии: Проект и памятник. Сб. материалов. М.: Территория будущего, 2006. С. 21-24.

Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры // Зиммель Г. Избранное. Т. 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996. С. 445-474.

Литература к кейсу



Арьес Филипп. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.

Марквард Одо. Эпоха чуждости миру // Отечественные записки. 2003. № 6. [http://www.strana-oz.ru/?numid=15&article=711]

Тема 2.


Генезис современных научных подходов к изучению культуры. Господствующее мировоззрение эпохи Просвещения. Ранняя тематизация понятия культуры у Иоганна Готфрида Гердера. Идея множественности культур. Французская революция и трансформация гуманитарного знания на рубеже XVIII-XIX вв. Историзм XIX в. и его значение для гуманитарных наук. Динамизация и демократизация культуры, «сокращение пребывания в настоящем» и компенсаторная реакция культуры. Колониализм, антропологические исследования и культурная антропология.

Кейс: Современное кладбище как культурный феномен



Литература

Основная


Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113 [http://www.ruthenia.ru/logos/personalia/plotnikov/transitions/01_zugzeit.htm]

Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. М., СПб.: Университетская книга, 2000.

Литература к кейсу



Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. – М.: Прогресс, 1992.

Тема 3.


Лингвистический поворот в гуманитарных науках XX в. Знаки и их типология. Основы семантики. Культура как знаковая система. «Смысл» как ключевая проблема наук о культуре.

Кейс: Реклама как знаковая система



Литература

Основная


Фреге Г. О смысле и значении // Фреге Г. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, 1997.

Гирц Клиффорд. «Насыщенное описание»: в поисках интерпретативной теории культуры // Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОСПЭН, 2004.

Литература к кейсу



Барт Ролан. Риторика образа // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1994. С. 297-318.

Тема 4.


Техническая воспроизводимость культурной продукции и проблема «массовой культуры». Пропаганда и культурная политика в XX в. Критика «культуриндустрии». Массовая и медиакультура.

Кейс: Масс-медиа и война



Литература:

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. С. 15-65.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. – СПб.: Медиум – Ювента, 1997. С. 149-210.

Литература к кейсу



Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

Куренной В. Война, терроризм и медиа // Прогнозис. 2006. 1 (5). С. 276-312. (§ «Медиа и война — краткая история отношений»)

Родс Энтони. Пропаганда. Плакаты, карикатуры и кинофильмы Второй мировой войны. М.: Эксмо, 2008.

Темы эссе:



  1. Науки о культуре в южно-немецкой школе неокантианства

  2. Детство как культурная конструкция

  3. Смерть в современной культуре

  4. Визуальная и дискурсивная культура

  5. Динамизация культуры и способы ее компенсации

  6. Политическая пропаганда и ее влияние на современную культуру

  7. Религиозная культура и «дух капитализма» у Макса Вебера

  8. Культурная самоидентификация футбольного болельщика

  9. Что такое «смысл» знака?

  10. Историцизм и релятивизация культуры

  11. Массовая культура и кризис культурных иерархий

  12. Что такое критика культуры?


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница