Программа дисциплины «Введение в историю человечества»




страница1/5
Дата13.08.2016
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4   5


Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории




Программа дисциплины «Введение в историю человечества»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

П.Ю.Уваров, д.и.н., Член-корреспондент РАН, Профессор, oupav@mail.ru

А.В. Шарова, к.и.н., доцент, asharova@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»_________2010 г.

Зав. кафедрой П.Ю. Уваров
Рекомендована секций УМС по истории «__»_______________2010 г.

Председатель И.Н.Данилевский


Утверждена УС факультета истории «__»_______________2010 г.

Ученый секретарь О.С.Воскобойников


Москва, 2011

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.


  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030600.62 «История» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Введение в историю человечества.

Программа разработана в соответствии с:


  • образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ

  • Образовательной программой 030600.62 «История».



  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавра 030600.62 «История»

  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Введение в историю человечества» являются:

  • формирование у студентов общего представления о целостности всемирно-исторического процесса;

  • формирование знаний о синхронности развития отдельных регионов, о согласованности между собой различных разделов исторической науки;

  • знакомство с важнейшими принципами периодизации исторического процесса, с основными хронологическими системами;

  • формирование представлений о принципах поиска каузальных связей в истории;

  • знакомство студентов с основными традиционными и новейшими историософскими концепциями всемирно-исторического процесса и с возможностью использования историей данных естественных наук;

  • формирование представлений о множественности возможных интерпретаций человеческой истории.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

    • знать общий ход всемирно-исторического процесса, уметь ориентироваться в нем;

    • получить начальное представление о периодизации и самых известных концепциях развития всемирной истории и о современных подходах к ее изучению;

    • уметь самостоятельно включать знания по истории отдельных регионов и периодов в контекст всемирной истории, обладать основами целостного синхронистического видения исторического процесса;

    • иметь первичные навыки работы с научной литературой и источниками.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения,

способствующие формированию и развитию компетенции



Общенаучная

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения




ОНК-4

Дает определение исторической науки, владеет общепринятой периодизацией истории, понимает возможности и ограничения реконструкции прошлого.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум.

Инструментальная

Способность к чтению научной литературы конкретно-исторического и историософского содержания, умение работать с картой, знание основ хронологии и понимание исторических источников, овладение первичными навыками критики текстов



ИК-3

Может вычленить основное содержание текста, отделить главное от второстепенного, выявить авторскую позицию. Способен соотнести во времени события, происходившие в разных регионах.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Социально-личностная

Обладание базовой эрудицией, способность выработать и высказать собственную оценку исторических событий с гуманистических позиций.



СЛК-1

Способен понимать, на какую эмпирическую реальность опираются авторы теоретических текстов, апеллирующие к эрудиции читателя. Обладает представлениями о «цене прогресса», способен подходить к истории с ценностных позиций.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум

Профессиональная

Способность к целостному восприятию исторического процесса, умение соотносить общее и частное в историческом исследовании



ПК-5

Обладает общими навыками синхронизации исторического материала, умеет включать историю изучаемого периода и изучаемой страны во всемирно-исторический контекст. Способен критически подходить к историко-теоретическим и конкретно-историческим исследованиям. Овладел первичными навыками проблематизации исторического материала.

Лекции, семинарские занятия, написание реферата, коллоквиум
















  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу общеисторических дисциплин.

Изучение данной дисциплины носит пропедевтический характер и призвано в какой-то мере компенсировать отказ от традиционного систематического освоения исторического материала в течение всех лет обучения. Концентрированное изложение материала всемирной истории призвано вооружить студента основами базовой исторической эрудиции и облегчить самостоятельный выбор материала для последующего изучения. Важнейшей задачей является синхронизация данных по истории отдельных периодов и регионов. Курс предваряет изучение всех прочих общеисторических дисциплин базового учебного плана.



Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы;

  • понимание языка литературы по общим проблемам исторической науки

5. Тематический план учебной дисциплины




Название темы

Всего часов по дисцип­лине

Аудиторные часы

Самостоятель­ная работа

Лекции

Семинарские занятия

1

Начало человеческой истории





2




6

2

Древние цивилизации




2

4

2

3

«Осевое время»




2

4

2

4

Взлет и падение последних империй Древности




2

2

4

5.

Раннее Средневековье: Каганаты, Халифаты и обновленные империи




2




4

6

Мир вокруг Тысячного года «Ренессанс XII в».




2

2

2

7

Рах mongolica и апогей Средневековья




2




4

8

Мир после «Черной смерти»




2




4

9

Мир на пороге Нового времени




2

4

2

10

«Бунташный век»




2




4

11

«Плоды Просвещения»




2

2

4

12

Эпоха романтизма: либералы и консерваторы




2




4

13

Время торжествующего капитализма




2

2

2

14

Конец старого мира. Первая мировая война и межвоенный период




2

4

2

15

Вторая мировая война и ее последствия




2




4

16

Мир в послевоенный период и конец послевоенной эпохи




2




4

17

Вызовы нового мира




2




4




ИТОГО часов




34

24

58


6. Формы контроля:

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Кафедра

Параметры

1

2







Текущий

(неделя)


Домашнее задание

*

*




Проводятся в начале/конце каждого семинара: доклады, обсуждения, дискуссии.


Промежу­точный

Реферат




*




2-3 тыс.слов

Коллоквиум




*




120 мин.

Итоговый

Экзамен





Рубежный контроль после II модуля

(конец декабря)






Устный: работа с картой и развернутый ответ на вопрос.


6.1.Критерии оценки знаний, навыков

Доклад на семинарском занятии – умение четко определить тему, выявить степень ее изученности в научной литературе в общих чертах, способность выделить основные источники, проанализировать их, сделать выводы.

Реферат – владение первичными навыками реферирования научной литературы, умение анализировать и делать выводы.

Коллоквиум – умение дать творческий анализ избранного объекта исследования.

Экзамен – знание базовых понятий данной дисциплины, ее основных разделов, направлений научного изучения, ведущих методов исторических исследований в данной области. Знание основных типов периодизации всемирно-исторического процесса, умение синхронизировать развитие различных регионов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


7. Содержание дисциплины
ЛЕКЦИИ

Раздел I.

Лекция 1. Начало человеческой истории

Предмет и задачи курса. Понятие всемирной истории. Основные системы хронологии и периодизации всемирной истории. Природно-географическая среда в истории человечества. Особенности расселения по материкам. Взаимодействие и изоляция человеческих сообществ как фактор развития. Влияние природных изменений. Данные палеоботаники и палеозоологии, гляциологии, генетики, микробиологии. «Тектонические» и «урановые» теории развития человечества. Современные теории антропогенеза. Проблемы сосуществования параллельных видов гоминид. Пути расселения неоантропов. Нижнепалеолитические и верхнепалеолитические памятники. «Плейстоценовая катастрофа», изменение среды обитания человека. Загадка исчезновения крупных млекопитающих. Освоение новых материков. Эволюция орудий труда. Гипотезы о социальной организации человеческих сообществ эпохи верхнего палеолита. Данные сравнительной антропологии и реконструкции родовых отношений. Способы интерпретации памятников первобытного искусства. Споры о «неолитической революции». Пути и формы одомашнивания растений и животных. «Экономика каменного века». Миграции. Демографическое давление на окружающую среду. Данные глоттохронологии. Пояс земледельческих культур. Освоение новых материалов и новых занятий. Пастушеские народы. Начало обособления ремесла. Религиозные верования. Мегалитические памятники и их интерпретации. Формы социальной организации.


Литература к разделу

Учебники и учебные пособия

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. Первобытное общество: учеб. М., 1990.

  2. Бродель Ф. Грамматика цивилизаций. М., 2008.

  3. Васильев Л.С. История Востока: в 2 т.: учеб. 4-е изд., испр. и доп. М., 2005. Т.1.

  4. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: пособие для студентов. М., 1995.

  5. Гринин Л.Е. Философия, социология и теория истории: опыт философско-социологического анализа некоторых общественных законов и построения теории всемирно-исторического процесса: пособие для студентов. Изд. 4-е, стер. М., 2007.

  6. Крадин Н.Н. Политическая антропология: учеб. М., 2004.

  7. Мартынов А. И. Археология: учеб. М., 2005.

  8. Основные этапы всемирной истории: учеб. пособие / под ред. В.Б. Виноградова, С.Л. Дударева. Армавир, 2009.

  9. Розов Н.С. Историческая макросоциология: методология и методы: учеб. пособие. Новосибирск, 2009.

Научные труды

  1. Бентли Дж. Образы Всемирной истории в научных исследованиях ХХ века // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып.1. Историческая макросоциология в XX веке. Новосибирск, 1998. С. 27–66.

  2. Вильчек В.М. Алгоритмы истории. М., 2004.

  3. Геллнер Э. Структура человеческой истории // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып.2. Структуры истории. Новосибирск, 2001. С. 133-148.

  4. Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009.

  5. Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2010.

  6. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.

  7. История первобытного общества. Эпоха классообразования / отв. Ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.

  8. Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. Очерки главнейших исторических эпох. СПб., 1903.

  9. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003.

  10. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,1992.

  11. Макнил В. Меняющийся образ Всемирной истории // Время мира. Альманах современных исследований по теоретической истории, макросоциологии, геополитике, анализу мировых систем и цивилизаций. Вып. 2. Структуры истории. Новосибирск, 2001. С. 16–38.

  12. Марков А.В. Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии. М.2009 [Электронный ресурс]. URL: http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm

  13. Поршнев Б.Н. О начале человеческой истории. СПб., 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HISTORY/PORSHNEW/paleopsy.txt

  14. Саллинз М. Экономика каменного века. М., 1992 [Электронный ресурс]. URL: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2326010

  15. Семенов Ю.И. Как возникло человечество. 2-е изд. М., 2002.

  16. Спир Ф. Структура Большой истории. От Большого взрыва до современности // Общественные науки и современность. 1999. №5. С. 152-163.

  17. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР М., 1966.

Раздел II.

Лекция 2. Древние цивилизации

Возникновение ранних цивилизаций. Происхождение первых форм письма, их типология и взаимное влияние. Район «Плодородного полумесяца». «Первичные» и «вторичные» цивилизации. Ирригационные системы. Шумерские города и аккадская династия III Ура, Старовавилонский период. Диффузия аккадской культуры. Долина Нила. Минойская цивилизация. Циклы развития древних цивилизаций. Сравнительный анализ: судьбы цивилизаций Мезоамерики. Инновации бронзового века. Колесницы. Аристократический характер военного искусства. Вопросы этногенеза арийцев. Завоевания индоиранских племен. Гибель культуры Хараппы. Эпохи Тан и Чжоу в Китае. Население Великой Степи. Торговые пути бронзового века. Среднее и Новое царство в Египте. Библейская археология. Ассирийские и Вавилонские царства. Хетты и «народы моря». Финикийские города. Гибель микенской культуры. Всадничество и вторжения киммерийцев и скифов на Ближний Восток. Мидия и Персия.



Литература к разделу

Учебники и учебные пособия

  1. Васильев Л.С. Всеобщая история: в 6 т. Т. 1. Древний Восток и античность. М., 2007.

  2. Вигасин А.А. История Древнего Востока: учеб. пособие. М., 2006.

  3. История Древнего Востока / под ред. В.И. Кузищина. М., 2003.

  4. Крадин Н.Н. Политическая антропология: учеб. М., 2004.

  5. Фортунатов В.В. История мировых цивилизаций: материалы к учеб. пособию. СПб., 1997.

Научные труды

  1. Андрианов Б. В. Земледелие наших предков. М., 1978.

  2. Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009.

  3. Даймонд Дж. Ружья, микробы, сталь. Судьбы человеческих обществ. М., 2010.

  4. Дьяконов И.М. Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. Изд. 2-е, испр. М., 2007.

  5. Заблоцка Ю. История Ближнего Востока в древности. М., 1989.

  6. История Востока: в 6 т. Т.1. Восток в древности. М., 1997.

  7. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: в 2 ч. М., 1983. Ч.1-2.

  8. Коротаев А.В. Социальная эволюция: факторы, закономерности, тенденции. М., 2003.

  9. Ламберг-Карловски, К Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М.,1992.

  10. Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации древнего Востока. М., 1982.

  11. Нефедов С. А. Война и общество: Факторный анализ исторического процесса. М., 2008.

Справочные издания

  1. Никольская К. Д. Клочков И.С. Томашевич О.В. Ткаченко Г.А. История и культура древнего Востока. Энциклопедический словарь. М., 2008.


Раздел III.
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница