Программа дисциплины "Социологическая теория"  для направления




Скачать 306.09 Kb.
Дата13.08.2016
Размер306.09 Kb.



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет социологии



Программа дисциплины "Социологическая теория"


для направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра

(2 курс)

Автор программы:

Печерская Н.В., к.ф.н., npecherskaya@hse.spb.ru

Одобрена на заседании кафедры Социологии «___»____________ 2012_ г.

Зав. кафедрой Е.Л. Омельченко _____________________

Согласована УМО «___»_____________2012_ г.

Начальник В.В. Шереметова ________________________

Согласована Советом факультета «___»____________ 2012_ г.

Председатель _____________________

Санкт-Петербург, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Нормативные теории устройства общества».

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС по направлению "социология" ( приказ Минобрнауки от 14 января 2010 г. N 42) ;

  • Образовательной программой 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра.

  • Рабочим учебным планом университета по направлению 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011г.


2. Цели освоения дисциплины

Программа рассчитана на студентов второго курса бакалавриата социологического факультета дневного отделения, направление 040100.62 «Социология».


В отличие от социологического подхода к анализу устройства обществ, фокусирующегося на исследовании/объяснении существующих социальных образований, данный курс делает акцент на рассмотрении нормативных моделей социального устройства, разработанных в рамках классической и современной теорий.

Главным исследовательским беспокойством политической философии был и остается вопрос, каким должно быть общество/государство. Поиск ответа на данный вопрос очерчивает проблемную область политической философии. Когда правители действительно заслуживают нашей лояльности, а когда все же стоит им в ней отказать; каковы пределы индивидуальной свободы в социально-политическом общежитии; возможно ли справедливое государство в гетерогенных обществах; стоит ли вообще говорить о социальной справедливости в рамках национальных государств, или концепция глобальной справедливости должна прийти на смену модели вожделенного государства всеобщего благосостояния; является ли вообще универсальным легитимирующим основанием политического устройства; и какие моральные альтернативы может предложить нам политическая мысль сегодня.

В этом курсе мы разберем основные ответы, которые дает на эти вопросы классическая и современная западная политическая философия, обратившись к нормативным моделям общественного устройства, произрастающим из трех наиболее влиятельных и востребованных на сегодняшний день парадигм политической теории – рационалистическая традиция (общественный договор), утилитаризм и консерватизм.

Цели и задачи курса - изучение политической философии как особого способа раскрытия, проблематизации, концептуализации мира политического под углом зрения проблем свободы и порядка, частного интереса и общего блага, легитимности, справедливости, политических обязательств. Показать, каким образом методологические и идеологические перемены в западной политической теории меняют представления о свободе, порядке, власти, правах человека, о демократии и справедливости. Курс не претендует на исчерпывающий охват истории политической мысли, но освещает основные узловые пункты ее эволюции, связанные с именами крупнейших мыслителей западной политической традиции.

Учебными задачами курса являются:

- сформировать у студентов представление об истории политической мысли не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для анализа конкретных актуальных социально-политических проблем в их профессиональной деятельности;

- развить способность и готовность использовать нормативные модели политической теории при осуществлении экспертной, консалтиноговой и аналитической деятельности;

- развить умение использовать багаж политической теории для изучения актуальных социальных проблем для идентификации потребностей интересов различных социальных групп.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, главная цель которых - выработать у студентов навыки самостоятельного критического анализа классических и современных политических теорий, научить использовать концептуальный аппарат политической теории для анализа актуальных общественных проблем.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:



Знать:

  • основные положения классических и современных политических теорий и школ в отношении политического устройства обществ;

  • специфику теоретического анализа основных закономерностей протекания политических процессов и механизмов функционирования основных элементов государственной машины различными школами политической философии;

  • современные нормативные модели, описывающие генезис и устройство легитимной власти.


Уметь:

  • использовать полученные знания для осмысления и решения социальных проблем;

  • использовать теоретические конструкты для интерпретации результатов эмпирических исследований, вторичного анализа социально-экономических данных;

      • формулировать исследовательские проблемы при решении фундаментальных и прикладных задач с использованием теоретических концепций и объяснительных моделей политической философии.


Иметь навыки (приобрести опыт):

  • аналитической работы с научной литературой по политической теории, в том числе на иностранных языках;

  • написания аналитических текстов (рефератов, эссе, reaction paper) с использованием словаря и объяснительных ресурсов современных политических теорий;

  • распознания и оценки парадигм и нормативных моделей общественного устройства;

  • получения информации из различных типов источников, включая Интернет и зарубежную литературу;

  • применять спектр изученных методологических подходов в эмпирических исследованиях на микро- и макроуровнях.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции.



Компетенции



Код по

ФГОС/


НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обу-

чения, способствую-

щие формированию и

развитию компетенции



Способен к восприятию, обобщению, анализу информации

(формируется частично)



ОК-1

Интерпретирует и оценивает явления и события социально-политической жизни, используя нормативную перспективу политической теории

Лекционные и семи-

нарские занятия, са-

мостоятельная работа

с литературой, напи-

сание письменных ра-

бот (эссе, домашние

работы).


Умеет логически

верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (формируется частично)



ОК-2

Владеет навыками устной аргументации, научной коммуникации и написания текстов по определенной тематике

Участие в дебатах на семинарских занятиях, самостоятельная ра-

бота с литературой,

подготовка устных

докладов на семинар-

ских занятиях и пись-

менных работ (эссе,

домашние работы)


Стремится к само-

развитию, повые-

нию своей квалификации (формируется частично)


ОК-6

Применяет полученные знания и навыки для самостоятельной интерпретации конкретных событий и процессов в обществе

Подготовка к семи-

нарским занятиям, изу-

чение литературы,

устные доклады и

письменные работы


Способен аналзи-

ровать социально

значимые прблемы и процессы (формируется частично)


ОК-10

Обладает навыками сопоставления и оценки состояния социальных институтов с их нормативными моделями и предпочтительными трендами развития

Подготовка устных

докладов, участие в

дискуссиях на семи-

нарских занятиях,

подготовка письмен-

ных работ



Владеет иностран

ным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (формируется частично)



ОК-15

Обладает навыками чтения специальной иностранной литературы и устной речи

Лекции иностранных

профессоров, чтение

дополнительной лите-

ратуры на иностран-

ных языках


Способен и готов

использовать знание методов и теорий социальных и гумани-

тарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности

(формируется час



тично)

ПК-4

Обладает навыками применения социологических теорий и концепций для анализа социальной действительности, написания и презентации отчетов по социологической тематике

Семинарские занятия,

написание письменных работ



Способен использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности

(формируется час



тично)

ПК-10

Демонстрирует способность применять полученные знания и умения в научной, аналитической и прикладной деятельности

Участие в дискуссиях

на семинарских заня-

тиях, написание пись-

менных работ



Способен использовать полученные

знания в преподавании социологических дисциплин (формируется частично)



ПК-12

Обладает навыками преподавания и общения с аудиторией

Дискуссии на семи-нарских занятиях, устные доклады


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к вариативной части гуманитарного социального и экономического цикла дисциплин (Б1В3) по направлению 040100.62 «Социология».

Предлагаемая программа рассчитана на студентов, прослушавших курсы:

- Философия;

- Социология государства;

- Историческая социология публичной сферы;

- Русский язык и культура письменной речи;

- Английский язык.


Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими навыками и компетенциями.
Уметь:

  • использовать средства логического анализа при решении исследовательских и прикладных задач;

  • самостоятельно находить дополнительную информацию для подготовки устных выступлений и письменных работ (рефератов, эссе);

  • критически анализировать информационные источники, научные тексты;

  • представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией

Обладать следующими компетенциями:

  • способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы - (ОК-10 - на базовом уровне);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14 – на промежуточном уровне);

  • иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа иностранных источников информации (ОК-15- на базовом уровне);

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

- Социология политики;

- Социология права;

- Социальные проблемы и основы социальной политики;

- Научно-исследовательский семинар.




5. Тематический план учебной дисциплины




Название темы




Аудиторные часы







Всего

часов


Лекции.

Семинары.

практ.

Занят.


Самост.

раб.


Лекция 1. Что такое политическая философия

10

2

2




6

Лекция 2-3. Понятие и специфика политического. Ант-Агонизм современной политической мысли: Х.Арендт, К.Шмитт

18

4

4




10

Лекция 4-5. Политическое учение Н.Макиавелли. Принципы политики и природа человека.

18

4

4




10

Лекция 6. Политическая геометрия Т. Гоббса.

10

2

2




6

Лекции 7. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства.

10

2

2




6

Лекция 8 Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии

10

2

2




6

Лекция 9. И.Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта.

10

2

2




6

Лекция 10. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика».

10

2

2




6

Лекция 11-12. Современные версии общественного договора:Дж.Ролз и теория справедливости как честности. Коммунитаризм vs рационализм

20

4

4




12

Лекция 13 Антипросветительская доклрина в политической философии. Э. Берк.

10

2

2




6

Лекция 14. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром.

18

2

4




12




144

28

30




86


6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа































Эссе










*

2 – 2.5 тыс. слов

Реферат
















Коллоквиум
















Домашнее задание







*




Не более 1.5 тыс. слов

Итоговый

Экзамен











*

Тест 80 мин., включает 1 открытыq вопрос


6.1 Критерии оценки знаний, навыков



Для аудиторной работы на семинарских занятиях:

Студент должен продемонстрировать:



  • знание содержания первоисточников (обязательной литературы) и лекционного материала;

  • грамотное использование понятийного аппарата обсуждаемой политической теории;

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации;

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную речь;

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, используя обсуждаемый подход/теорию.


Для домашних работ:
Студент должен продемонстрировать:

  • способность к восприятию, обобщению, анализу информации;

  • способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций нормативной теории;

  • способность к творческому осмыслению, интерпретации/реинтерпретации положений применяемых концепций при ответах на поставленные вопросы;

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь;

  • обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации;

  • владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках;

  • способность применять базовые и профессиональные знания и навыки по основам политической теории.


Для эссе:
Студент должен продемонстрировать:

  • способность к восприятию, обобщению и критическому анализу информации;

  • способность интерпретировать и оценивать явления и события социальной жизни с позиций нормативной теории;

  • умение грамотно осуществлять отбор источников;

  • знание первоисточников;

  • умение логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь;

  • обладание навыками выявления и оценки социально значимых явлений, их анализа и интерпретации;

  • владение иностранным языком на уровне, достаточном для поиска и анализа источников информации на иностранных языках;

  • способность применять концептуальный аппарат различных политических теорий для раскрытия предложенной темы;

  • способность к самостоятельному, творческому мышлению;

  • соблюдение стандартных требований к оформлению письменных работ (библиография, цитирование, ссылки, структура текста, грамотность и т.п.).


Для тестов:
Студент должен продемонстрировать:

  • знание материала лекций и обязательной литературы;

  • понимание внутренней логики изученных теорий и их компонентов.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-балльной

шкале.
Оценки за эссе и домашние работы выставляются по 10–балльной шкале по следующим критериям. 10 – 9 – отличная работа, выполненная самостоятельно, изложение логично, оригинально решение поставленной проблемы, выдвинутый автором тезис доказан, продемонстрировано уверенное владение материалом, работа грамотно оформлена.

8 – очень хорошая работа, продемонстрированы навыки самостоятельного анализа материала,

7 – 6 – хорошая работа, продемонстрированы навыки анализа материала и самостоятельного мышления, но не хватает аргументированности в раскрытии заявленного тезиса.

5 – 4 – работа, близкая к реферату, состоящая в основном из компиляции чужих текстов, имеются ссылки на использованные источники, но работа содержит ошибки в оформлении.

3 – 1 – чистая компиляция чужих текстов и отсутствие корректных ссылок, отсутствие списка литературы.

0 – «скачанный» или отсканированный реферат.


Оценка за семинары складывается из следующих видов работ:

1) Регулярность выступления на семинарских занятиях

2) Релевантные ответы на поставленные вопросы

3) Знание первоисточников, уверенное использование концептуального аппарата

рассматриваемых теорий

4) Мини-самостоятельные (по ключевым словам/ один общий вопрос по теме прошедшей лекции)

5) Умение использовать теоретические знания для анализа актуальных социаль-

но-политических проблем.

6) Демонстрация творческого подхода и креативного мышления.
Оценки за итоговый тест

Тест содержит 45 закрытых и 1 открытый вопрос и оценивается по следующей схеме:

- открытый вопрос – 0 – 5 баллов;

- закрытый вопрос – 0 или 1 баллов каждый;

Общая сумма 0 – 16 – оценка НЕУД.

17 – 20 – оценка 4;

21 – 25 – оценка 5;

26 – 30 – оценка 6;

31 – 36 – оценка 7;

37 – 41 – оценка 8;

42 – 47 – оценка 9;

48 – 50 – оценка 10.



7. Содержание дисциплины.
Лекция 1. Что такое политическая философия? В чем специфика философского подхода к политике. Соотношение и разграничение политической философии, политической идеологии и политической науки. Основные философские проблемы политики и политологии. Классические политические учения и современность.

Семинар 1. Предмет и проблематика политической философии.
Основная литература:

Капустин Б. Г. Что такое «политическая философия»? Ч. 1 // Полис. 1996. № 6. www.polistudies.ru

Штраус Л. Что такое политическая философия // Штраус Л. Введение в политическую философию. М.: Праксис, 2000. С. 9—49.
Дополнительная литература:

Алексеева Т.А., Кравченко И.К. Политическая философия: К формированию концепции / Вопросы философии. 1994. № 3.

Берлин И. Существует ли еще политическая теория? // Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. М.: Канон+, 2002. С. 81—123.

Оукшот М. Рационализм в политике и другие статьи. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 7—37.

Капустин Б. Г. Что такое «политическая философия»? Ч. 2,3 // Полис. 1997. № 1,2. www.polistudies.ru

Уолцер М. Компания критиков. Социальная критика и политические пристрастия ХХ века. М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. Введение: Практика социальной критики

Wolin S. Politics and Vision. Continuity and Innovation in Western Political Thought. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 2004. Ch. 1.

Лекция 2–3. Понятие и специфика политического. Ант-Агонизм современной политической мысли: Х.Арендт, К.Шмитт.

Х.Арендт: Античный полис как классическая модель воплощения "условий человеческого существования". Политика как "повседневная действительность свободы". Антиномия публично-политического и частнохозяйственного. Этика политики и мораль частной жизни. Пары категорий "власть—правление", "речь—насилие", "участие—представительство". Современность и распад публично-политической жизни. Подъем "социального", арендтовский анализ революций Нового времени. Типология зла, "банальность зла" в современном мире. Тоталитаризм и современность. "Условия человеческого существования" — свобода, "мирскость" (worldliness), плюральность. Три основных вида деятельности человека в их отношении к "условиям человеческого существования".

Понятие политического у К.Шмитта. Политика в и вне государства. Понятие политического единства, экзистенциального врага. Поле политики как борьба за существование. Демократия vs политическое.
Семинар 2–3. Понятие политического.
Основная литература:
Арендт Х. Vita Activa или о деятельной жизни. СПб.: Алетея. 2000. Гл. 1-9, 11-12, 18-19, 23, 24-29, 31-32, 41-45.

Шмитт К. Понятие политического. / Антология мировой политической мысли в 5 тт. Т.2. С.290-310.
Дополнительная литература:
Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. 1992. Т. 1. № 2.

Арендт Х. Философия и политика // История философии. М.: ИФ РАН, 2008. № 13.

Лефор К. Предисловие; Ханна Арендт и вопрос о политическом // Лефор К. Политические очерки (XIX–XX века). М.: РОССПЭН, 2000.

Нормативная критика: Х.Арендт // В кн. Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003.



Лекция 4–5. Политическое учение Н.Макиавелли. Принципы политики и природа человека. «Государь» Макиавелли и его значение для формирования политической философии модерна. Концепция судьбы. Соотношение (частной) морали и политики. Stato. Три правильных и три неправильных формы правления, их связь с социальными условиями. Проблема учреждения нового политического порядка в политическоой философии Макиавелли. Политический зоопарк и политический менеджмент.
Семинар 4–5. Политическое учение Н.Макиавелли.
Основная литература:
Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М.: Мысль, 1996. Гл. 1–4, 6, 9, 15, 17 – 19, 21 – 23, 25, 26.

Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М.: Мысль, 1996. Кн. I, Вступление, гл. 2-6, 9-12, 16-18, 25-27, 33, 37, 55, 57, 58; Кн II, Вступление, Гл. 2.
Дополнительная литература:

Берлин И. Оригинальность Макиавелли // Берлин И. Подлинная цель познания. Избранные эссе. М.: Канон+, 2002. С. 295—368.

Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. Гл. 5.

Юсим М. А. Этика Макиавелли. М.: Наука, 1990. Гл. 1, 4—6.

Pocock J. The Machiavellian moment. Princeton: Princeton Univ. Press. 1975, Ch. 6.

Skinner Q. Machiavelli. Oxford: Oxford University Press, 1981. P. 21—77.

Strauss L. Machiavelli // Strauss L., Cropsey J. (Eds.). History of Political Philosophy. 3rd ed. Chicago; L.: The University of Chicago Press, 1987. P. 296—317.

Лекция 6. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства. Учение о государстве как о смертном Боге. Суверенитет, репрезентация, общественный договор и всесильный Левиафан. Гоббс как родоначальник правового позитивизма.
Семинар 6. Под защитой Левиафана: идея государства у Т.Гоббса.
Основная литература:
Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Избранные произведения: В 2 т. М.: Мысль, 1964. Т. 2. С. 149–159, 169–177, 192–304, 334–358, 377–378.

Дополнительная литература:


Давыдов Ю.Н. "Война всех против всех" в идеально-типическом изображении // Полис. 1993. № 6. С. 110–125.
Капустин Б. Либеральная идея и Россия. "Проблема Гоббса" // Иное. М.: Аргус, 1995. Т. 3. № 3.

Капустин Б. Г. Томас Гоббс // Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII—XIX вв.). М.: ИФ РАН, 2004. С. 4—17.

Оукшот М. Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса // Оукшот М. Рационализм в политике и другие статьи. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 153—195.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука, 1983. С. 223—240.



Штраус Л. Естественное право и история. М.: Водолей, 2007. С. 158—194.

Gray J. Hobbes and the Modern State // Gray J. Post-Liberalism: Studies in Political Thought. N. Y.: Routledge, 1996. P. 3—17.

Ryan A. Hobbes’s Political Philosophy // Sorell T. (Ed.). The Cambridge Companion to Hobbes. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 208—245.

Лекция 7. Дж. Локк. Естественное право как ограничение власти государства. Публичное и приватное во «Втором трактате о правлении». Теория собственности и право на восстание. Соотношение политики и экономики в концепции государства.
Семинар 7. Укрощение Левиафана.
Основная литература:
Локк Д. Два трактата о правлении // Локк Д. Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1988. Т. 3. С. 262–346, 378–405.
Дополнительная литература

Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Политиздат, 1991. С. 146–166.


Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права // Новгородцев П.И. Соч. М.: Раритет, 1995. С. 106–115.
Давыдов Ю.Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия // Полис. 1994. № 2. С. 143–155; № 3. С. 135–147.
Капустин Б.Г. Россия и Запад на пути к Миру миров (критика политической философии) // Кентавр. 1993. № 2. С. 79–84.

Капустин Б. Г. Джон Локк // Очерки истории западноевропейского либерализма (XVII—XIX вв.). М.: ИФ РАН, 2004. С. 18—32.

Штраус Л. Естественное право и история. М.: Водолей, 2007. С. 195—239.

Aschcraft R. Locke’s Two Treatises of Government. L.: Allen & Unwin, 1987. P. 13—59, 81—122, 196—230, 269—289.

Лекция 8. Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства. Идея общей воли – новый путь к старым оковам? Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре. Концепция гражданской религии.
Семинар 8. Об общественном договоре.
Основная литература:

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.: Канон-Пресс-Ц, 1998. С. 195—322.
Дополнительная:
Руссо Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Там же. С. 45–47, 54–55, 64–65, 72–98.

Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. М.: Мысль, 1984. С. 83–139.
Алексеев-Попов В.С. О социальных и политических идеях Жана-Жака Руссо // Руссо Ж.-Ж. Трактаты... С. 487–554.
Федорова М.М. Французский либерализм (Руссо — Констан) // Полис. 1993. № 6. С. 126–134.

Штраус Л. Естественное право и история. М.: Водолей, 2007. С. 241—281.

Лекция 9. И. Кант. Политическая теория в контексте категорического императива Канта. Этика долга Канта. Свобода человека и право. Связь и разграничение права и морали. Право в строгом и в широком смысле. Частное и публичное право. Его соотношение с естественной правовой доктриной. Принципы устройства и формы государства.
Семинар 9. Этика долга, государство и гражданство.
Основная литература:
Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 4, ч. 1. С. 228–310.
Кант И. Метафизика нравов: В 2 ч. // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 231–249, 264–270.
Кант И. О поговорке "Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики" // Там же. Т. 4, ч. 2. С. 77–98.
Кант И. К вечному миру; Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. М.: AO KAMI, 1994. Т. 1. С. 429–477, 125–147 (эти две работы могут быть также взяты из: Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1965. Т. 6).
Дополнительная литература:
Соловьев Э.Ю. Прошлое трактует нас... С. 167–184.
Философия Канта и современность. М.: Мысль, 1974. С. 152–183, 184–235.
Асмус В.Ф. Кант. М.: Наука, 1973. С. 318–380.
Новгородцев П.И. Лекции по истории философии права... С. 173–195.

Лекция 10. И. Бентам. Утилитаристская мораль и «большая политика». Индивид vs. общая польза и необходимость власти. Межличностные сравнения и консеквенциализм. Права и польза – проблема синтеза. Проблема человеческой свободы и полезности. Изменение значения и меры полезности. Полезность и контекст. Предупреждение вреда как легитимация действий государства.
Семинар 10. Политика счастья: утилитаристская модель государства.
Основная литература:

Милль Дж.См. О свободе. // В «Антология мировой политической мысли». т.1. С. 735 – 744.

Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М.: РОССПЭН, 1998. Гл. 1, 2, 3, 4, 7, 17, 19.

Лекция 11-12. Современные версии общественного договора. Дж. Роулз и теория справедливости как честности. Исходное положение, вуаль неведения и концепция приоритетных благ. Границы гипотетического соглашения. Максимин и проблемы неравенства.

Коммунитаризм vs. рационализм. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. Современный дискурс справедливости. Роллз или М.Уолзер.



Концепция спонтанного порядка Хайека и Нозика. Идея “спонтанного порядка” и его “правила”. Историческое объяснение возникновения и развития “спонтанного порядка” и проблема его “универсальности”. Понятие “конструктивизма” применительно к теории и практике — критика социализма. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах. Критика современной либеральной демократии (bargaining democracy) и антиномия демократии и капитализма. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия.
Семинар 11. Справедливость как моральная основа государства: теория справедливости Дж.Ролза.
Основная литература:
Ролз Дж. Теория справедливости . Новосибирск: НГУ. 1995. Избр. Главы.
Дополнительная литература:
Печерская Н.В. Современный дискурс справедливости: Джон Ролз или Майкл Уолзер? // Общественные науки и современность, вып.2, 2001.

Семинар 12. Левиафан или «ночной сторож»: современные контроверзы

договорной традиции
Основная литература:
Сэндел М. Либерализм и пределы справедливости. / В кн. Современный либерализм.

Тейлор Ч. Пересечение целей. Спор между либералами и коммунитаристами./ В кн. Современный либерализм.

Макинтайр А. Справедливость как добродетель: изменение концепции. / В кн. Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический проект. Деловая книга. 2000.
Дополнительная литература:

Хайек. Ф.А. Пагубная самонадеянность. М.: Новости, 1992. Гл. 1–5, 7.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992. С. 5–71."

Лекция 13. Антипросветительская доклрина в политической философии. Э. Берк. Либеральный консерватизм Берка. Свобода, авторитет, порядок, здравый смысл, традиция и государство. Традиция – мудрость без рефлексии. «Безнадежные полеты французских аэронавтов» и проблемы революционных изменений.
Семинар 13. Традиция как основа легитимного господства.
Основная литература:
Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.:"Рудомино",1993.
Дополнительная литература:
Берк Э. Письма, адресованные членам парламента. // Человек. 2003. № 1.

Лекция 14. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром. Негласные правила, практики и традиции мышления как фундамент политического сообщества: социо-культурный контекст и политика.
Семинар 14-15.
Основная литература:
Оукшотт М. Рационализм в политике. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996.

Оукшотт М. Что значит быть консерватором. / В кн. Оукшотт М. Рационализм в политике. 1996.

Макинтайр А. После добродетели. М. 2000. Гл. 1, 9, 12, 14, 15, 18.
Дополнительная литература:
Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М. 1996. Введение. Гл. 4-6.

McMylor P. Alasdair MacIntyre: Critic of Modernity. London, Routledge, 1994.

MacIntyre I. Whose Justice? Which Rationality? Notre Dame. Univ. of Notre Dame Press, 1988.


8. Образовательные технологии

Занятия проводятся в форме интерактивных лекций, семинарских занятий и групповых дискуссий, обсуждений reaction papers и домашних работ.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1 Тематика заданий текущего контроля



Примерные темы домашних заданий:
1. Что на ваш взгляд сближает, а что отличает концепцию «политического» Арендт и Шмитта?

2. Выпишите по 5 наиболее интересных, на ваш взгляд, высказываний из «Государя» и «Рассуждений … » и проиллюстрируйте их примерами или контрпримерами из мировой истории и истории России

3. Оукшотт считал Гоббса предвозвестником либерального государства. Согласны ли вы с этой точкой зрения?

4. Обсудите Локковское понятие ЕС и гражданского общества. Какое из них ближе к современному пониманию гражданского общества и почему?

5. Сравните критику тоталитаризма Хайеком и Арендт.

6. Как пацифистская доктрина Канта соотносится с современной внешней политикой России?

7. «Удовлетворенная свинья» (Милль сказал, что он предпочел бы сократову неудовлетворенность удовлетворенности свиньи). Возражение, касающееся того, что утилитаризм прославляет низменные удовольствия и не в состоянии обеспечить надлежащее место высоким удовольствиям. Согласны ли Вы? Что может быть выше наслаждения, которое мы получаем от поэзии или балета? Не является ли это формой социального снобизма?

8. Обсудите разницу между консерватором и реакционером. Приведите примеры обоих типов политиков.



9. Обсудите: справедливость как добродетель (Макинтайр) vs. справедливость как честность (Ролз).
Примерные темы эссе:


  1. Агонистическое понимание политического: Карл Шмитт и Ханна Арендт – ант-Агонизм политической мысли (по К.Шмитт «Пониятие политического», Х.Арендт «Vita Activa или о деятельной жизни»).

  2. Понятие политического. Сравнительный анализ взглядов М.Вебера, Л.Штрауса, К.Шмитта.

  3. Доктрина морального поведения у Томаса Гоббса. (Рекомендуется использовать М.Оукшотт «Моральная жизнь в сочинениях Томаса Гоббса» в кн. М.Оукшотт «Рационализм в политике», М., 2002).

  4. Естественное право человека: «По природе человек имеет право на все, даже на жизнь всякого другого человека». Естественный закон: «Всякий человек должен стремиться к миру» (Т.Гоббс «Левиафан», с.90). Каков источник этого долженствования? Является ли человек, с точки зрения Гоббса, моральным по природе или по установелению? Аргументируйте свой ответ.

  5. Майкл Оукшотт считал Гоббса провозвестником либеральных свобод и прав человека в европейской традиции политической философии. Согласны ли Вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ на примере «Левиафана» Гоббса.

  6. «Где нет закона, нет и свободы. Ведь свобода состоит в том, чтобы не испытывать ограничения и насилия со стороны других, а это не может быть осуществлено там, где нет закона. Свобода не является свободой делать для каждого человека то, что он пожелает …» (Дж. Локк «Второй трактат о правлении», §57). «Политическая свобода … не означает моей свободы, а свободу управляющей мною и покоряющей меня власти. Она означает, что один из моих тиранов, каковы государство, религия, совесть свободен. Индивидуальная свобода, которую ревностно сторожит буржуазный либерализм, означает вовсе не совершенное свободное самоопределение … , а только независимость от личностей … » (М.Штирнер «Единственный и его собственность»).

Что значит быть свободным? Сравните концепцию Локка и Штирнера.

  1. Противоречия «человека» (частное лицо) и «гражданина» и условие их примирения в политической философии Руссо. (По Ж.-Ж.Руссо «Об общественном договоре»).

  2. «Для того, чтобы воля была общей, не всегда необходимо, чтобы она была единодушна … Если кто-либо откажется подчиняться общей воле … , его силою принудят быть свободным». Концепция общей воли Руссо: тирания большинства или свобода?

  3. Пределы свободы: условия, основания и формы законного сопротивления в политических доктринах Гоббса, Локка, Руссо и Берка.

  4. Порвал ли Дж. С. Милль с утилитаристской традицией или просто развил ее?

  5. Почему Фридрих фон Хайек назвал усиление государственного вмешательства в жизнь общества «дорогой к рабству»? Прав ли он? Проиллюстрируйте свою позицию аргументами известных Вам политических философов. Кто из них и почему согласился бы с Хайеком, а кто является его оппонентом?

  6. «Мы боимся предоставить людям жить и действовать только своим собственным умом, потому что подозреваем ум отдельного человека слаб и индивидууму лучше черпать из общего фонда, хранящего веками приобретенную мудрость нации» (Э.Берк «Размышления о революции во Франции»).

«Главное для рационалиста – отделить зерна идеала от плевел привычек; для нас же главное – удручающие последствия его успеха» (М.Оукшотт «Рационализм в политике»). Обсудите соотношение традиции и рационализма в политике.

  1. Традиция концепции «естественного состояния» в «исходном положении» Ролза: сравнительный анализ.

  2. Удалось ли Ролзу создать чисто процедурную теорию справедливости? Аргументируйте свой ответ.

  3. Классические основания теория справедливости Ролза: преемственность и противоречия.

  4. Возможно ли современное общество без государства?



9.2 Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Примерный перечень вопросов по всему курсу для самопроверки и подготовки к экзамену. (Данный перечень представляет собой примерный список вопросов, входящих в качестве открытых в экзаменационный (итоговый) тест).


  1. Почему с точки зрения Х.Арендт понятие политической экономии является нонсенсом?

  2. Х.Арендт: Три основных вида деятельности человека в их отношении к "условиям человеческого существования".

  3. ХАрендт Антиномия публично-политического и частнохозяйственного. Современность и распад публично-политической жизни. Подъем "социального", арендтовский анализ революций Нового времени.

  4. Понятие политического. Сравнительный анализ взглядов М.Вебера, Х.Арендт., К.Шмитта

  5. Н.Макиавелли. Три правильных и три неправильных формы правления, их связь с социальными условиями.

  6. Политическая мораль vs частная мораль в творчестве Н.Макиавелли . Добродетель государя.

  7. Свобода, судьба и политическая воля в творчестве и жизни Н.Макиавелли.

  8. Политическая геометрия Т. Гоббса. Проблема общественного порядка. Договорные основы происхождения государства.

  9. Суверенитет, репрезентация, и границы власти всесильного Левиафана. Гоббс как родоначальник правового государства.

  10. Собственность и свобода: сравнительный анализ позиций Локка («Второй трактат о правлении») и Руссо («Об общественном договоре»)

  11. Ж.-Ж. Руссо. Концепция естественного состояния и происхождения неравенства.

  12. Ж.-Ж.Руссо Идея общей воли Соотношение свободы и несвободы в общественном договоре.

  13. Ж.-Ж.Руссо Концепция гражданской религии

  14. Проблема гражданского неповиновения в политических воззрениях Ж.-Ж. Руссо и Э.Берка

  15. Границы свободы: условия, основания и формы законного сопротивления в политических доктринах Гоббса, Локка.

  16. . Утилитаристская мораль и «большая политика».. Проблема человеческой свободы и полезности в работах Бентама и Милля. Предупреждение вреда как легитимация действий государства.

  17. . Дж. Роллз и теория справедливости как честности. Исходное положение, вуаль неведения и концепция приоритетных благ. Границы гипотетического соглашения.

  18. Коммунитаризм vs. рационализм в представлениях о государстве.

  19. .Концепция «естественного состояния» в «исходном положении» Дж.Ролза: сравнительный анализ с классическими договорными доктринами.

  20. Процедурная теория справедливости Дж.Ролза .Максимин и проблемы неравенства

  21. Классические основания теории справедливости Ролза: преемственность и противоречия.

22. Современные версии общественного договора. Критика Тейлора, Сэндела, Нозика. «чисто процедурной теории справедливости» Дж.Ролза.

23. Доктрина спонтанного порядка Хайека и Нозика. Угрозы “спонтанному порядку” в современных западных обществах. Утопическая “конституция либерального государства” и парадокс “либеральной диктатуры”. Анархия, государство и утопия.

24. Либеральный консерватизм Э.Берка. Традиция как фундамент политического сообщества

25. Современная консервативная мысль. Критика рационализма в политике Оукшоттом и Макинтайром.




10. Порядок формирования оценок по дисциплине

Результирующая оценка за курс (Орезульт ) формируется из двух составляющих – оценки за промежуточный (Онакопленная Итоговая) и итоговый контроль (тест - Оитоговый).


На оценку за промежуточный контроль влияют оценки за работу на семинарских занятиях (Оаудиторная), выполнение форм текущего контроля (в соответствие с РУПами): домашнюю работу (Отекущая1), эссе (Отекущая2) и самостоятельная работа студентов (домашние задания, reaction papers, не входящие в РУПы) (Осам.р.). Критерии оценки см. п. 6.1.

Промежуточная оценка по итогам 1 этапа курса вычисляется по формуле:


Опромежуточная1 = 0.5Отекущая1 + 0.3Оаудиторная1 + 0.2Осам.р.1
Накопительная оценка по итогам 2 этапа курса вычисляется по формуле:
Онакопленная 2 = 0.6 Отекущая2 + 0.3 Оаудиторная2 + 0.1Осам.р.2
Итоговая накопленная оценка вычисляется

Онакопленная Итоговая=промежуточная 1+ Онакопленная 2):2


Способ округления промежуточных и накопленных оценок – арифметический.
Результирующая оценка по учебной дисциплине формируется по следующей формуле (формирование оценки Оитоговый см. раздел 6.1):
Орезульт = 0.8·Онакопл + 0.2·Оитоговый
Способ округления промежуточных и накопленных оценок – арифметический.
Оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке результирующая оценка - неудовлетворительная.


11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник по данному курсу отсутствует.



Все обязательные тексты, указанные в программе, содержатся в электронном ридере по данному курсу.
Рекомендуемая учебная литература:


  • Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2000.

  • Бенетон Ф. Введение в политическую науку. М.: Весь мир. 2002

  • История политических учений. Учебник для ВУЗов. / Под ред. О.В.Мартышина. М.: Норма. 2002.

  • Категории политической науки. / Под ред. А.Ю.Мельвиля. М.: РОССПЭН. 2002.

  • Чичерин Б. история политических учений. В 2-х тт. СПб: РХГЛ. 2006.



Дополнительная учебная литература.

  • История политических и правовых учений: Древний мир / Ответственный редактор В. С. Нерсесянц. М.: Наука, 1985.

  • История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. М.: 1996.

  • История политических и правовых учений / Под ред. О. Э. Лейста. М.: 1997.

  • Панарин А. С. Философия политики. – М.: 1994.

  • Шапиро И. Моральные основания политики. М.: Университет. 2004.

  • Э.Арато, Д.Л.Коэн Гражданское общество и политическая теория. М.: Весь мир. 2003.

  • Штраусс Л. Введение в политическую философию. М.: Логос. Праксис. 2000.


Хрестоматии.


  • Антология мировой политической мысли в 5 тт. / Под ред. Г.Ю.Семыгина. М.: Мысль. 1997.


Основная и дополнительная литература по темам курса указана в разделе 7.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница