Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций»




Скачать 169.29 Kb.
Дата28.06.2016
Размер169.29 Kb.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины «Психология массовых коммуникаций» для направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» подготовки бакалавра



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет коммуникаций, медиа и дизайна

Департамент интегрированных коммуникаций

Рабочая программа дисциплины

Психология массовых коммуникаций

для образовательной программы «Реклама и связи с общественностью»

направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

уровень: бакалавр

Версия автора


Разработчик программы

Пронина Е.Е., к. психол. н., д. филол. Н., профессор, eepronina@hse.ru

Москва, 2015

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», изучающих дисциплину «Психология массовых коммуникаций».

Программа разработана в соответствии с:

Образовательный стандарт НИУ ВШЭ

Образовательной программой 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью»

Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», утвержденным в 2015 г.


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психология массовых коммуникаций» являются: формирование системного понимания закономерностей психологических процессов, лежащих в основе индивидуального творчества и массовой коммуникации, овладение психологическими приемами разрешения основных коммуникативных проблем и личных творческих затруднений на основе профессиональных правил техники информационно-психологической безопасности как по отношению к аудитории, так и при работе журналиста в стрессогенных условиях современных масс-медиа.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать: фундаментальные закономерности коэволюции высших психических функций человека и психологических механизмов массовой коммуникации, основные парадигмы мышления и связанные с ними типы тестов и стили творчества, закономерности порождения и восприятия текстов в процессе коммуницирования, принципы дифференциации потенциальной, базовой и реальной аудитории, методы построения психологического профиля аудитории, профессиональные психологические риски в деятельности журналиста, рекламиста, специалиста по связям с общественностью и методы их профилактики, патогенные эффекты информационного воздействия и способы их предупреждения, задачи и методы медиатерапии, принципы психологической безопасности в массовой коммуникации.

  • Уметь: на основе медиаанализа конкретной коммуникативной ситуации, знания психологических особенностей аудитории, механизма восприятия массовой информации моделировать оптимальные типы текста, организовывать интерактивное общение с аудиторией;

  • Иметь навыки (приобрести опыт): психотехнического анализа медиатекстов (включая отдельные СМИ, Интернет, мультимедиа); моделирования мифологического, убеждающего, прагматического, гедонистического, смысловыявляющего и сетевого и других типов медиа-текста при свободном интегрировании различных жанровых подходов; психологической саморегуляции и самопомощи в стрессогенных обстоятельствах массовой коммуникации, работы в творческом коллективе.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

УК-5

Владение навыками анализа информационных потоков, включая технику психотехнического анализа медиатекстов, выявление структуры и функций различных частей сообщения, медиаэкспертизы потенциальных рисков, определения уровня психологической безопасности информации.

Изучение теории и методики медиапсихологической экспертизы текстов массовой коммуникации, рекламных кампаний и PR-акций.

Разбор прецедентов, самостоятельный анализ случаев (case-study), отработка приемов анализа в ходе практических занятий.



Способен грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения

УК-8

Владение навыками самопрезентации и самопродвижения в межличностной и массовой коммуникации, в том числе в социальных сетях и Интернет СМИ. Знание правил и приемов ведения дискуссии, технологии убеждающей речи.

Представление и защита индивидуальных проектов, результатов выполнения практических заданий. Участие в коллективных обсуждениях и дискуссиях, рефлексивный анализ стратегий аргументации.

Способен участвовать в организации внешней коммуникации, в том числе с государственными учреждениями, общественными организациями, коммерческими структурами, средствами массовой информации

ПК-22

Знание закономерностей порождения и восприятия текстов в процессе коммуникации, методов диагностики психологического профиля аудитории. Способность моделировать оптимальные типы текста, организовывать интерактивное общение с аудиторией.

Построения психологического профиля аудитории конкретных СМИ. Практическое моделирование различных типов медиатекстов в зависимости от типа и актуального состояния аудитории. Тренировка навыков свободного интегрировании различных жанровых подходов в ходе взаимодействии с аудиторией.

4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла.

Философия

Психология

Риторика


Основы журналистики
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Креативные технологии

Копирайтинг

Интегрированные коммуникации



Современные тенденции развития СМК

5Тематический план учебной дисциплины






Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Предмет и задачи курса




2










2

Категории медиапсихологии




4







2

3

Парадигмы мышления и типы текста




14

6




8

4

Психологический профиль аудитории




4

6




6

5

Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция




4

6




6

6

Техника психологической безопасности в массовой коммуникации




4

4




6

7

Психологический мониторинг массовой коммуникации




4

2




4




ВСЕГО

126

24

26




76


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Домашние задания




*

*







Скрининговые опросы




*

*




опросы на лекциях

Итоговый

Экзамен








*








6.1Критерии оценки знаний, навыков


Уровень знаний и навыков обучающихся оценивается на основе:

  • количества выполненных домашних заданий по основным разделам курса,

  • активности на семинарах,

  • результатов скрининговых опросов на лекциях,

  • результатов экзамена


6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

0 – 3 балла «неудовлетворительно»

4 – 5 баллов «удовлетворительно»

6 – 7 баллов «хорошо»



8 – 10 баллов «отлично»
Итоговая оценка расcчитывается в два этапа. На первом этапе выводится накопленная оценка как средний показатель текущих видов контроля (домашние задания, участие в работе на семинарах и результатов скрининговых опросов на лекциях)
О накопленная = (∑Оработа на семинарах / N1 + ∑Оскрининг-опросы на лекциях / N2 + ∑Одомашние задание / N3 ) / 3

где, N1 – количество семинаров, N2 – количество лекций, N3 – количество домашних заданий
Накопленная оценка прибавляется к оценке за экзамен по следующей схеме:
О итоговая = 0,8 Оэкзамен + 0,2 О накопленная

7Содержание дисциплины





№ п/п

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Содержание раздела

1

Предмет и задачи курса

Обострение проблем информационного загрязнения среды и гиперэксплуатации психических ресурсов человека. Новейшие технологии воздействия и суверенность личности, включенной в массовую коммуникацию. Объективация психических процессов в текстовых структурах, имиджах и паттернах журналистики, а также рекламы и PR. Глобализация мирового сообщества – национальная идентичность – идентичность личности. Техника безопасности в массовой коммуникации, медиапсихологические принципы и приемы решения коммуникативных проблем и личных творческих затруднений.


2

Категории медиапсихологии

Творчество как фактор выживания и развития от коллективного бессознательного и общинного поведения к индивидуальному сознанию и личной ответственности, а далее к индивидуации и интерактивности. Массовая коммуникация как фактор коэволюции социума и личности: парадигмы мышления - информационные технологии – стили творчества – типы текста. Объективация уровней мышления, общения и поведения в журналистском творчестве и массовой коммуникации. Методика медиапсихологического анализа и моделирования медитекста в трех проекциях: социально-коммуникативные функции – актуализируемые психические процессы - выразительные средства, апеллирующие к ментальности аудитории.


3

Парадигмы мышления и типы текста

Исторические этапы коэволюции социума и личности. Исторически сложившиеся парадигмы мышления и характерные для них типы текста (от магического заклинания до электронного гипертекста) как открытая система.

Магическое мышление и мифологический текст: Табу как импульс психической деятельности. Мифема и трансдукция в обыденном сознании, ритуальном общении и поведении толпы. Мифология современной прессы и мультимедиа. Триединство прорицания, всеведения и заклинания в публицистике. Мифологический текст в журналистике, рекламе и PR.

Рационалистическое мышление и убеждающий текст: Эсхатологическое мировоззрение средневековья и пропаганда идеи общественного прогресса в эпоху Просвещения. Идеологическая оценка как импульс психической деятельности. Религиозная проповедь и пропагандистский памфлет – прототипы убеждающего текста. Дедукция, абдукция и бинарная логика убеждающего сообщения. Идеологические тексты как рационализированная мифология.

Позитивистское мышление и прагматический текст: Кризис идеологии Просвещения. Выгода как импульс психической деятельности. Массовая коммуникация и реальные проблемы социальной практики. Расследовательская деятельность журналиста. Конструкт как индуктивное обобщение. Прагматический текст: дегероизация и деритуализация, фактологичность, описательность, рецептурность. «Качественная журналистика». Проблема фальсификации реальности в цифровом мире.

Драйв-мышление и гедонистический текст: Бессознательное как феномен психической жизни. З. Фрейд о структуре личности. Удовольствие как импульс психической деятельности. Гедонистический риск. Гедонистический текст: устранение «цензора», отрицание табу, «разглядывание вытесненного». Регрессия, сгущение, замещение как приемы построения сообщения. Проблематика и символика шоу-программ и глянцевых изданий.

Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст: Неадекватность драйв-мышления в ситуации экзистенциального выбора. Метапотребности как психическая реальность. Духовные ценности как импульс психической деятельности. В. Франкл и концепция логотерапии. Смысловыявляющий текст: реальность ценностей, децентрация авторской позиции, реритуализация, нонкоформизм, ответственность, аутентичность.

Net-мышление и сетевой текст. Интернет как форма коллективного мышления: опора на алгоритмизованную интуицию, преобладание эвристики над аналитикой, публичная субъективность, интерактивность. Независимость как импульс психической деятельности. Стилевые признаки сетевого текста. «Блог», «флеш-моб», «чат», «форум», «пост» и проч. - в психодинамике мышления, общения и поведения «юзера» (персонально) и «Интернет-комьюнити» (совокупно).

Нелокальность психики и системность журналистского текста. Интеграция исторических уровней психической жизни в мышлении, поведении и творчестве современного человека. Умение свободно работать в любом стиле, осознанно и ответственно переходить из одной парадигмы мышления в любую другую и обратно, создавая текст адекватный актуальной психо-исторической ситуации как прикладная медиапсихология.

4

Психологический профиль аудитории

Потенциальная, реальная и базовая аудитория. Антропоцентрированные и медиацентрированные модели массовой коммуникации в социологии и социальной психологии. Деструктивные стратегии воздействия на аудиторию: манипулятивные политтехнологии, рейтинговые прогнозы, заказные публикации, широковещательные обструкции, бесконтрольные шоу-программы. Императивы медиа-этики и ресурсы медиапсихологии. Медиапсихология против политтехнологий. Медиапсихологическая экспертиза контента СМИ. Гражданское общество и пресса. Моделирование новых изданий, каналов, программ, кампаний, форматов и жанров. Принципы нелокальности, дополнительности и аутентичности в медиапсихологическом исследовании.

5

Идентичность коммуникатора в современном мире: диагностика и коррекция

Открытый диалог коммуникаторас аудиторией. «Публичная индивидуальность» и «публичная субъективность». Трансфер и психическая асимметрия контакта реципиент – коммуникатор в массовой коммуникации. Социологические и социально-психологические типологии социальных имиджей коммуникатора.

«Типосиндром ведущего публициста» как практическое обобщение («подручные партии», «разгребатели грязи», «информационный киллер» и т.п.) и категория медиапсихологического анализа социальной роли и публичной индивидуальности коммуникатора.



Самораскрытие и самопознание как способ актуализации профессиональных качеств. Снятие невротических механизмов защиты для преодоления конкретных творческих затруднений.


6

Техника психологической безопасности к массовой коммуникации

Понятие информационной и психологической травмы. Посттравматические расстройства. Факторы, повышающие и понижающие стрессоустойчивость личности. Конструктивные и неконструктивные варианты освещения травматических событий. Патогенные информационные воздействия как фактор массовой психологической травматизации населения. Медиа-вирусы и ресурсы медиатерапии. Методика планирования и продвижения антиманипулятивных программ медиатерапии.

7

Психологический мониторинг массовой коммуникации

Прикладные направления и практические приложения медиапсихологии: медиааналитика, медиатерапия, медиаобразование. Мониторинг психической напряженности в обществе. Экспертиза электоральных, пропагандистских, коммерческих информационых кампаний и отдельных публикаций. Коррекция и реабилитация психологических травм аудитории. Снятие внутриличностных конфликтов коммуникатора. Психологическая поддержка профессиональных акций: интервью, презентаций, кампаний, расследовательских зондажей.




8Образовательные технологии


Занятия проводятся с использованием мультимедиа-технологий и сопровождаются демонстрацией аудиовизуальных материалов, иллюстрирующих важнейшие положения курса с опорой на документальные свидетельства и примеры работы современных СМИ. Коллективно анализируются конкретные публикации и информационные кампании по методике case-study. Текущая обратная связь осуществляется в форме блиц-опросов, самодиагностики, тестирования. На основе базовых положений курса студенты готовят аналитические работы и эссе о проблемах современной журналистики и СМИ. Практические занятия результируются отчетами студентов по разработке проектов медиатерапевтических кампаний, медиапсихологическому анализу контента конкретных изданий, представлением контрольных публикаций. Желающие могут подготовить курсовые работы по тематике курса. Практические занятия проводятся в небольших группах в компьютерном классе.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины





  1. Человек в массовой коммуникации. Психологическая защита от информационного давления.

  2. Мифологический текст в современной журналистике: структура и функции.

  3. Идеология и журналистика. Логика убеждения и ловушки пропаганды.

  4. Типология жанровых структур печатных СМИ в контексте позитивистской парадигмы мышления.

  5. Понятие архетипа (К.-Г. Юнг). Архетипические представления в рекламе и журналистике.

  6. Стратификация аудитории: построение психологического профиля предпочтительного читателя.

  7. Транзактный анализ типовых ситуаций профессионального общения.

  8. Психологический аспект журналистской акции (по выбору: интервью, презентация, ток-шоу, расследование и т.п.).

  9. Травмогенные факторы массовой коммуникации

  10. Гедонистический риск и современные риэлити-шоу

  11. «Типосиндром ведущего публициста» как отражение профессиональной идентичности

  12. СМИ: как предотвратить «стокгольмский синдром»

  13. Игровые формы в журналистике и массовой коммуникации

  14. Блогосфера и журналистика

  15. Техника психологической безопасности при работе в информационной среде

  16. Журналист в экстремальной ситуации: саморегуляция и самопомощь

  17. Информационное давление и суверенность личности в массовой коммуникации.

  18. Гедонистический текст: порождение и восприятие. Проблематика и символика шоу-программ и популярных изданий.

  19. Профилактика и реабилитация информационных травм аудитории.

  20. Медиапсихологический анализ и моделирование контента массовых коммуникаций.

  21. Медиапсихологическая экспертиза официальных сообщений, журналистских публикаций, PR-акций и рекламных кампаний.

  22. Психодиагностика и коррекция профессиональных патологий и информационных травм работников информационной сферы.


10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1Базовый учебник


Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., МГУ, КДУ, 2003, 2006.

http://istina.imec.msu.ru/publications/book/3675083/



10.2Основная литература


Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2007.

Проблемы медиапсихологии-2. М., 2003.

Проблемы медиапсихологии. М., 2002.

Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиапсихология: новейшие информационные технологии и феномен человека // Общественные науки и современность. № 2, 2013.

Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Experimentum crucis, или Начала и перспективы медиапсихологии // Человек как субъект и объект медиапсихологии // М., 2011.

Пронина Е. Е. Стрит-арт и эмбиент-реклама: сходство или нечто большее? // Служба PR. 2015. № 2.


Пронина Е.Е. Медиапсихологический подход к анализу угрозы террорзма. // Журналистика и СМИ против террора. М., МедиаМир, 2009.

Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., 2001.

Пронина Е.Е. Принципы медиапсихологического исследования.// Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М., 2011.

Пронина Е.Е. Национальная идентичность как проблема медиапсихологии. // Человек как субъект и объект медиапсихологии // М., 2011.

Пронина Е.Е., Пронин Е.И. Сборник учебно-методических материалов по курсу «Психология журналистики». М., 2006.

Рашкофф Д. Медиа-вирус. М., 2003.

Холидей Р. Верьте мне –я лгу! М., 2013.

10.3Дополнительная литература

Актуальные проблемы обеспечения культурно-информационной безопасности населения московского мегаполиса. М., 2008.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и ренессанса. М., 1965.

Борисов И. «Гедонистический риск» в неформальных молодежных объединениях //Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.

Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. Комплексный анализ взаимоотношений современного терроризма и средств массовой информации. //Проблемы безопасности и противодействия терроризму. М., МГУ, 2007.

Вайнерчук Г. Лайкни меня! Экономика благодарности. М., 2012.

Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М., 1998.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникавистика. М., 1995.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1996.

Котлер Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее – к человеческой душе. М., 2012.

Лозовский Б. Журналистика: техника безопасности. Екатеринбург, 2001.

Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. М., 1965.

Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.

Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиавирусы терроризма и ресурсы медиатерапии. // Вестник МГУ. Серия журналистика. 2008, № 6

Пронина Е. Е., Владимирская Е. А. Протестные мотивы уличного искусства в современной рекламе. // Связи с общественностью и реклама в системе коммуникаций. Сборник научных трудов кафедры рекламы и связей с общественностью. – М. : МГУ, 2015.

Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. Теория и методика психотехнического анализа рекламы. М., 2003.

Пронина Е.Е. Защита детей от патогенной информации: формирование информационного иммунитета. // Журналистика для здоровья нации. М., МГУ, 2009.

Пуховский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. СПб, 1999.

Трубицына Л.В. Процесс травмы. М., 2007.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

Хау Дж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М., 2012.

Человек как субъект и объект медиапсихологии. М., 2011.

Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., 1995.

Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 1966.

Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1992.




11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Организация занятий предполагает мультимедийное оборудование аудитории


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница