Программа дисциплины основы маркетинга для направления/ специальности 032401. 65 Реклама подготовки бакалавра



Скачать 167.69 Kb.
Дата14.08.2016
Размер167.69 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации
Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет Менеджмента


Программа дисциплины
ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА

для направления/ специальности 032401.65 - Реклама подготовки бакалавра

Автор к.э.н. доцент Казаков С.П. (skazak@inbox.ru)

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ _____________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ _____________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г

Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва 2010-2011 гг.






СОДЕРЖАНИЕ

1.

Аннотация учебного курса ………………………………………………………………………….

3

2.

Тематический план-график учебной дисциплины……………………………………………


4

3.

Обязательная учебная литература ………………………………………………………………..


4

4.

Формы контроля ……………………………………………………………………………………….


4

5.

Содержание тем учебного курса …………………………………………………………………..


5



Тема 1

Основные понятия, определения и категории маркетинга ….……………….

5



Тема 2

Тактический маркетинг. Объекты маркетинга. Комплекс маркетинга……

5




Тема 3

Тактический маркетинг. Объекты маркетинга. Сегментация и позиционирование ……………………………………………………………………….

5




Тема 4

Тактический маркетинг. Объекты маркетинга. Брендинг…………………..

6




Тема 5

Тактический маркетинг. Объекты маркетинга. Конкурентоспособность товара, бренда и фирмы……………………………………………….………………..

6





Тема 6

Стратегический маркетинг. Применение маркетинга. Рыночные исследования и маркетинговая аналитика ……………………………………….

7




Тема 7

Стратегический маркетинг. Применение маркетинга. Маркетинговое планирование, контроль и управление …………………………………………….

7




Тема 8

Стратегический маркетинг. Применение маркетинга. Особенности маркетинга в разных сферах бизнеса ………………………………………………

8




Тема 9

Стратегический маркетинг. Применение маркетинга. Международный маркетинг …………………………………………………………………………………..

8









7.

Вопросы для итоговой оценки качества освоения дисциплины ……………….…………

8






1. АННОТАЦИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Современная теория и практика в области маркетинга является неотъемлемой частью багажа знаний молодого специалиста выпускника как экономических так и любых других специальностей. Маркетинг является философией и смыслом деятельности на рынке, в обществе, политике любых компаний и организаций, как коммерческих, так и организаций, не связанных с получением прибыли.
Маркетинг не зря называют наукой бизнеса XXI века, т.к. именно технологии и категории маркетинга, позиционированные в центр всей системы управления фирмой, позволяют выживать в усложняющихся со временем условиях конкурентной борьбы.
Цели курса:


  • Знакомство с современной теорией и практикой маркетинга;

  • Изучение концептуальных основ теории маркетинга;

  • Освоение маркетингового мышления для успешной реализации бизнес-задач;

  • Овладение классическими маркетинговыми методиками исследований и анализа, планирования, организации и управления маркетингом


Результаты курса:
После прохождения курса студент должен:

  • Обладать маркетинговым мышлением для организации бизнес-процессов фирмы;

  • Иметь представление об организации службы маркетинга на фирме;

  • Владеть классическими маркетинговыми методиками исследований и анализа, планирования, организации и управления маркетингом


Организация учебного процесса
Лекционные занятия – 60 часов

Семинары – 24 часа

Самостоятельная работа – 66 часа

Зачет
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН-ГРАФИК УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ






Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары и практ. зан. занятия



1.

Основные понятия теории и практики маркетинга

8

4




6

2.

Тактический маркетинг. Инструменты маркетинга

6







6

2.1.

Маркетинг-микс

12

8

2

6

2.2.

Сегментация и позиционирование

14

4

2

8

2.3.

Бренда и технология брендинга

14

4

2

8

2.4.

Понятие конкурентоспособности

12

2

2

8

3.

Стратегический маркетинг. Применение маркетинга













3.1.

Рыночные исследования и аналитика

12

4

2

6

3.2.

Маркетинговое планирование, контроль и управление

10

4




6

3.3.

Особенности маркетинга в разных сферах бизнеса

12

4

2

6

3.4.

Международный маркетинг

8

2




6




Зачет










14




Итого:

108

30

12

66


3. ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Базовый учебник

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с. Дополнительная учебная литература

Ассель Г. Маркетинг. –М.: ИНФРА-М, 2001, ISBN: 0-03-076708-3, 5-86225-882-5, 804 с.

Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. –М.: АСТ, 2000, ISBN 5-17-006562-0 271 с.

Диксон П. Управление маркетингом. –М.: Бином, 1998, ISBN: 5-7989-0075-4, 0-03-096847-х, 560 с.

Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг: Учебник. –М.: Банки и биржи, 1996, ISBN - 5-85173-003-Х, 560 с.

Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учебное пособие /Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995. 243 с.

Завьялов П.С., ДемидовВ.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 1991, 453 с.

Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. 2-ое изд. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2000, ISBN 5-85873-044-2, 256 с.

Кретов В.И. Маркетинг на предприятии. Практическое пособие. –М.: Юристъ, 2001, ISBN 5-7975-0371-9, 96 с.

Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996г., 192 с.

Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр.пер. с англ. - М.: Экономика, 1990, 350 с.


4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ


  • промежуточный контроль –выступления на семинарах, подготовка и презентация анализа практических ситуаций

  • итоговый контроль – письменный зачет

  • Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Решение домашних задач –20%,

Подготовка и презентация анализа практической ситуации –40%

Письменный зачет (90 мин.) - 40%
5. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
РАЗДЕЛ I. Тактический маркетинг. Инструменты маркетинга
Тема 1. Основные понятия теории и практики маркетинга


  • Сущность и специфика маркетинга

      • Понятие и определения маркетинга

      • История появления маркетинга

      • Эволюция маркетинга через призму исторических концепций

      • Национальные модели маркетинга

      • Виды маркетинга

  • Цели, задачи и функции маркетинга

      • Функции маркетинга

      • Различия сбыта и маркетинга

      • Цели и задачи маркетинга

      • Маркетинг и общефирменная стратегия предприятия


Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 1

Дополнительная литература

Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр.пер. с англ. - М.: Экономика, 1990, 350 с.


Тема 2. Маркетинг-микс


  • Понятие 4Р макретинг-микс

  • Классические элементы маркетинг-микс фирмы

      • Product – Товар и товарная политика

      • Place – Система рыночных исследований и аналитика

      • Price – Политика в области ценообразования

      • Promotion – комплекс мероприятий по продвижению продукции

  • Расширение маркетинг-микс







      • 20Р

      • 3С и 4С



Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 2

Дополнительная литература

Ассель Г. Маркетинг. –М.: ИНФРА-М, 2001, ISBN: 0-03-076708-3, 5-86225-882-5, 804 с.

Тема 3. Сегментация и позиционирование


  • Понятие сегментации потребителей

    • Особенности применения сегментации в маркетинге

    • Преимущества использования сегментации

    • Критерии сегментации потребителей

    • Профилирование потребительских сегментов

    • Последовательность проведения сегментации потребителей

    • Процедуры проведения сегментации

  • Способы сегментации

  • Методы аналитического анализа сегментации

    • Методы анализа данных: кластерный анализ, хи-квадрат, автоматические алгоритмы классификации (CHAID) или деревья классификации и регрессионный анализ (CART), нейронные сети, структурные модели латентного класса

    • Методы классификации: дискриминантный анализ, множественная регрессия, логит, многомерное шкалирование

  • Известные стандартные подходы к сегментации

    • Сегментация VALS

    • Сегментация VALS2

  • Критерии выбора рыночных сегментов и их агрегирование в целевую аудиторию фирмы (ЦА)

  • Позиционирование товаров, брендов и фирмы на рынке


Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 7

Дополнительная литература

Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учебное пособие /Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995. 243 с.

Тема 4. Бренд и теория брендинга


  • Основные определения, понятия и сущность теории брендинга

  • Методика анализа брендов по методике LANDOR

    • Основная шкала оценки брендов

    • Карта позиционирования Landor Power Grid

    • Жизненный цикл бренда

    • Brand Drivers (концептуальное выражение бренда) и Brand Apps (символы бренда)

  • Процесс создания успешных брендов

    • Инновационная методика создания бренда Smash Your Brand

    • Создание брендов по методике LANDOR


Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 8

Дополнительная литература

Диксон П. Управление маркетингом. –М.: Бином, 1998, ISBN: 5-7989-0075-4, 0-03-096847-х, 560 с.

Тема 5. Понятие конкурентоспособности


  • Конкуренция и конкурентоспособность в маркетинге

    • Сущность конкуренции

    • Виды конкуренции

    • 5 конкурентных сил Портера

  • Понятие конкурентоспособности

    • Конкурентоспособность фирмы

    • Конкурентоспособность товара

  • Анализ конкурентоспособности


Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 4
Дополнительная литература

Диксон П. Управление маркетингом. –М.: Бином, 1998, ISBN: 5-7989-0075-4, 0-03-096847-х, 560 с.



РАЗДЕЛ II. Стратегический маркетинг. Применение маркетинга
Тема 6. Рыночные исследования и аналитика

  • Процесс осуществления маркетинговой деятельности на фирме

    • Характеристика этапов маркетинговой деятельности фирмы

    • Пирамида Мефферти

  • Внутрифирменный маркетинговый анализ фирмы

      • Понятие внешней и внутренней среды предприятия

      • Виды внутрифирменного ситуационного анализа

      • Методы проведения внутрифирменного анализа

  • Система маркетинговых исследований и рыночная аналитика

      • Постановка целей исследования и выработка гипотезы

      • Используемый инструментарий исследований

      • Дизайн исследования

      • Подведение итогов исследований и выработка рекомендаций

Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 3
Дополнительная литература

Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. 2-ое изд. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2000, ISBN 5-85873-044-2, 256 с.

Тема 7. Маркетинговое планирование, контроль и управление


  • Сущность и технология маркетингового планирования на фирме

    • Структура плана маркетинга

    • Порядок подготовки, защиты и утверждения маркетинг-плана

    • Маркетинговое бюджетирование

  • Управление маркетингом на фирме

  • Контроль, аудит и ревизия плана маркетинга

      • Методы оценки эффективности маркетинговых мероприятий

      • Установление контрольных точек эффективности выполнения плана

      • Порядок ревизии плана маркетинга

Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 2, 17
Дополнительная литература

Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг: Учебник. –М.: Банки и биржи, 1996, ISBN - 5-85173-003-Х, 560 с.

Тема 8. Особенности маркетинга в разных сферах бизнеса


  • Промышленный маркетинг

    • Специфика и инструменты промышленного маркетинга Б2Б

    • Специфика и инструменты промышленного маркетинга Б2С

  • Маркетинг услуг

      • Отличия маркетинга услуг

      • Инструменты маркетинга услуг

  • Маркетинг торговли

      • Специфика и инструменты маркетинга оптовой торговли

      • Специфика и инструменты маркетинга розничной торговли


Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 5,6,19
Дополнительная литература

Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996г., 192 с.

Тема 9. Международный маркетинг


  • Специфика и сущность международного маркетинга

    • Отличия международного и внутреннего маркетинга

    • Преимущества внешних рынков

    • Компетенции компании, необходимые для выхода на внешние рынки.

  • Маркетинговая стратегия выхода фирмы на внешние рынки


Основная литература

Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Прогресс", 1999. - 704 с.

Глава 20
Дополнительная литература

Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учебное пособие /Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995. 243 с.




6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. Понятие и определения маркетинга

  2. История появления маркетинга

  3. Эволюция маркетинга через призму исторических концепций

  4. Национальные модели маркетинга

  5. Виды маркетинга

  6. Функции маркетинга

  7. Различия сбыта и маркетинга

  8. Цели и задачи маркетинга

  9. Маркетинг и общефирменная стратегия предприятия

  10. Понятие 4Р макретинг-микс

  11. Элементы маркетинг-микс фирмы: Product – Товар и товарная политика

  12. Элементы маркетинг-микс фирмы: Place – Система рыночных исследований и аналитика

  13. Элементы маркетинг-микс фирмы: Price – Политика в области ценообразования

  14. Элементы маркетинг-микс фирмы: Promotion – комплекс мероприятий по продвижению продукции

  15. Расширения маркетинг-микс (5Р,7Р,9Р,4С)

  16. Понятие сегментации потребителей

  17. Критерии сегментации потребителей

  18. Способы сегментации Метод a priory и Метод post hoc (cluster based)

  19. Известные стандартные подходы к сегментации Сегментация VALS Сегментация VALS2

  20. Критерии выбора рыночных сегментов и их агрегирование в целевую аудиторию фирмы (ЦА)

  21. Позиционирование товаров, брендов и фирмы на рынке, Основная идея позиционирования, Правила проведения позиционирования

  22. Основные определения, понятия и сущность теории брендинга

  23. Характеристики успешного бренда, «мускулы» бренда, Пирамида бренда

  24. Методика анализа брендов по методике LANDOR

  25. Сущность конкуренции, Виды конкуренции

  26. 5 конкурентных сил Портера

  27. Понятие конкурентоспособности фирмы, товара

  28. Параметрический метод оценки конкурентоспособности

  29. Оценка конкурентоспособности на основе Нормы Потребительной Стоимости

  30. Пирамида Мефферти

  31. Понятие внешней и внутренней среды предприятия

  32. Виды внутрифирменного ситуационного анализа

  33. Методы проведения внутрифирменного анализа

  34. Система маркетинговых исследований и рыночная аналитика: Используемый инструментарий исследований

  35. Дизайн исследования

  36. Структура плана маркетинга

  37. Профессиональные специализации в маркетинге

  38. Организационная структура отдела маркетинга на фирме

  39. Специфика и инструменты промышленного маркетинга Б2Б

  40. Специфика и инструменты промышленного маркетинга Б2С

  41. Инструменты маркетинга услуг

  42. Специфика и инструменты маркетинга оптовой торговли

  43. Специфика и инструменты маркетинга розничной торговли

  44. Отличия международного и внутреннего маркетинга

  45. Компетенции компании, необходимые для выхода на внешние рынки.

  46. Исследования и анализ внешних рынков

  47. Маркетинговое планирования экспансии на внешние рынки



[]


Каталог: data -> 2010
2010 -> Мир как театр в сознании Серебряного века
2010 -> Основные тенденции и перспективы развития социологии как научной дисциплины
2010 -> А. Б. Гофман. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье и Бёрка до Макса Вебера и Хальбвакса
2010 -> А. Б. Гофман. От какого наследства мы не отказываемся? Социокультурные традиции и инновации в России на рубеже ХХ-ХХI веков
2010 -> А. Б. Гофман живой мосс. Конференция в серизи // Личность. Культура. Общество. Международный журнал социальных и гуманитарных наук. Т. ХI. Вып №№51-52. М., 2009. С. 500-505
2010 -> А. Г. Габричевский о поэтике Гёте
2010 -> Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 01. 01. 06 «Математическая логика, алгебра и теория чисел»
2010 -> М. А. Краснов, И. Г. Шаблинский Российская система власти: треугольник с одним углом Москва 2008


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница