Программа дисциплины «Образовательная статистика»




Скачать 225.73 Kb.
Дата14.08.2016
Размер225.73 Kb.


Институт развития образования НИУ ВШЭ

Программа дисциплины «Образовательная статистика»

для магистерской программы «Управление образованием»

по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Институт развития образования

Программа дисциплины

«Образовательная статистика»


для направления 081100.68 "Государственное и муниципальное управление" подготовки магистра магистерской программы «Управление образованием»




Автор программы: Агранович М.Л., к.э.н., E-mail: magran@firo.ru

Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 2012 г

Зав. кафедрой
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 2012 г

Председатель


Утверждена УС факультета «___»_____________2012 г.

Ученый секретарь ________________________


Москва, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Программа дисциплины «Образовательная статистика»



1. Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100.68, обучающихся по магистерской программе «Управление образованием», изучающих дисциплину «Образовательная статистика».

Программа разработана в соответствии с:


  • ФГОС ВПО http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m123.html;

  • Образовательной программой Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;

  • Базовым учебным планом университета подготовки магистра по магистерской программе «Управление образованием», утвержденным в 2011г.

2.Цели освоения дисциплины


Цели освоения дисциплины – познакомить слушателей с современной системой статистики образования и инструментарием, которая она предоставляет для анализа образовательных систем и тенденций их развития, показать основные приемы анализа статистических и других количественных данных: результатов тестирования, социологических опросов.
Задачи, которые решаются в ходе изучения дисциплины:

Формирование у слушателей представления о современных тенденциях анализа и оценки образовательных систем и процессов в сфере образования на основе статистических показателей и индикаторов;

Ознакомление слушателей с организацией, технологиями и методиками сбора и обработки данных образовательной статистики и расчета статистических показателей;

Формирование навыков анализа, представления и интерпретации разнообразных статистических данных, оценки состояния и эффективности системы образования и выявления тенденций ее развития на основе статистики.



3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


    • российскую систему статистики образования: структуру, способы и формы сбора данных, основные источники получения статистической информации об образовании;

    • особенности международной статистики образования: системы показателей и основы методологии их расчета, международные базы данных и периодические публикации;

    • основные направления и приемы использования статистики образования в анализе образовательных систем и процессов в сфере образования;

Уметь


    • использовать методы статистического анализа количественной информации;

    • анализировать и оценивать достоверность статистических данных,

    • формировать запрос на статистические данные, необходимые для расчета аналитических показателей;

Иметь навыки (приобрести опыт)



    • поиска статистических данных в открытых источниках;

    • использования ИКТ для сбора и обработки данных, расчета показателей, анализа и представления статистической информации;

    • разработки статистических вопросников и создания баз данных для сбора и обработки информации.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции (знаком * выделены компетенции обязательные для усвоения в соответствии с образовательным стандартом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (далее – НИУ ВШЭ): по направлению подготовки 081100.68 Государственное и муниципальное управление, уровень подготовки: магистр):




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Компетенция командной работы

ОК-5

Демонстрирует:

  • готовность к диалогу;

  • способность к согласованию и соотнесению своих действий с другими;

  • принятию и восприимчивости другого;

  • готовность к гибкому тактичному взаимодействию с другим;

  • готовность к рефлексивной деятельности.

Групповая очная и заочная работа, аналитическая деятельность.

Компетенция профессионального взаимодействия.

ОК-7

Демонстрирует понимание:

  • роли неформальной структуры организации;

  • преимущества сложных коммуникационных систем.

Демонстрирует способность:

  • представлять результаты своей работы для других специалистов;

  • отстаивать свои позиции в профессиональной среде;

  • находить компромиссные и альтернативные решения.

Групповые дискуссии, представление собственных продуктов для публичного обсуждения.

Компетенция постановки проблем. Умение структурировать проблемное пространство, оценивать и выбирать альтернативы в условиях демократического общества.

ОК9.

Умение преобразовывать неформализованный запрос в исследовательскую задачу

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Компетенция владения инструментальными средствами исследования. Умение пользоваться современными средствами получения, хранения, обработки и предъявления информации, работать с распределенными базами знаний в глобальных компьютерных сетях. Готовность применять инструментальные средства исследования для решения поставленных задач.

ОК11.

Самостоятельный поиск информации и статистических данных при проведении исследований, подготвке эссе

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Компетенция аналитической работы.*

ОК-10

Владеет:

  • методами реферирования текстов;

Демонстрирует умение:

  • слушать и задавать вопросы;

  • структурировать информацию;

  • формировать экспертную оценку этапа развития образовательной организации.

Проектная деятельность, дискуссионные технологии, практические занятия.

Компетенция критического анализа.*

ОК-15

Демонстрирует умения:

  • критически оценивать информацию;

  • переоценивать накопленный опыт;

  • конструктивно принимать решение на основе анализа информации.

Показывает способность критического анализа своих возможностей и возможностей образовательной организации.

Групповые дискуссии и проекты, проектная деятельность, критический анализ проектов, работ других слушателей.

Разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности;

ПК12.

Разработка программ мониторинга и разовых обследований и организационно-технологических схем их проведения

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа

Уметь использовать информационные технологии для решения различных исследовательских и административных задач.*

ПК-14

Владеет информационными технологиями и использует их для решения поставленных задач.

Заочная работа, практические занятия.

Уметь систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления.

ПК-16.

Демонстрирует умения работы с информацией, выделение главного в анализируемых текстах и цифрах.

Выявляет проблемы и дефициты в состоянии системы государственного и муниципального управления.




Работа на практических занятиях, проектная деятельность, заочная работа

Обладать способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ

ПК-19.

Владеет методами и теориями гуманитарных, социальных и экономических наук для анализа статистических данных.

Работа на практических занятиях, проектная деятельность, заочная работа, анализ проектов, работ других слушателей

Владение методами и специализированными средствами для аналитической работы и научных исследований.

ПК20.

Использование методов статистического анализа данных, результатов социологических обследований и тестирования

Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа



4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин, обеспечивающих вариативную часть подготовку для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление» обучающихся по магистерской программе «Управление образованием». Дисциплина читается на втором году обучения и является курсом по выбору.


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Практика анализа образовательной политики», «Образовательные теории и образовательные реформы», «Управление персоналом в образовательных организациях».

5. Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары




1.

Роль статистики в управлении образованием.

10

2

2

6

2.

Базовые понятия статистики образования: система статистики образования в РФ, статистическая отчетность, источники статистических данных.

14

2

4

8

3.

Введение в международную статистику образования.

18

4

4

10

4.

Методы статистического анализа данных.

36

6

12

18

5.

Индикаторы и показатели – содержательная характеристика объектов и процессов в системе образования.

26

4

8

14

6.

Организация статистического обследования. Разработка вопросников и баз данных.

20

2

8

10

7.

Представление статистической информации.

16

2

6

8

8.

Подготовка итогового эссе.

40

2

4

34







180

24

48

108


6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Параметры

Текущий

(неделя)


Аналитическая записка







Расчет аналитических показателей с использованием различных методов статистического анализа, а также представление полученных результатов




Учебное консультирование







Консультирование руководителей образовательных учреждений и педагогов в процессе прохождения практики. Отчёт об учебном консультировании (порядка 5 000 знаков).

Промежуточный

Коллоквиум







Групповая дискуссия на основе материалов представленных аналитических записок.

Итого

вый


Эссе







Собеседование на основе материалов учебных экспертных заключений, учебных программ развития и отчётов о консультировании руководителей и педагогических коллективов.



7. Критерии оценки знаний, навыков


При написании эссе по обучающийся должен ориентироваться в источниках статистических данных (до 2-х баллов), уметь рассчитывать различные аналитические показатели (до 3-х баллов), использовать методы статистического анализа данных (до 3-х баллов), наглядно представить результаты анализа (до 2 балла). Таким образом, из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенции ПК-14, ПК-16, ПК-19.

При написании учебной аналитической записки обучающийся должен продемонстрировать умение постановки задачи анализа (до 2-х баллов), использовать освоенные приемы статистического анализа количественных данных (до 3-х баллов), навыки поиска информации (до 2-х баллов) обобщать результаты и делать выводы (до 3-х баллов). Таким образом из 10-ти баллов может быть оценена сформированность компетенции ОК 9, ОК 11, ПК 12, ПК 15, ПК 20.



8. Содержание дисциплины



Тема 1. Роль статистики в управлении образованием.
На какие вопросы может ответить статистика. Прогноз, его сценарии. Анализ тенденций. Сопоставительный анализ, рейтинги. Как сделать статистические данные полезными для принятия решений. Основные вопросы разработки системы информационного обеспечения пользователей статистическими данными.
Практическая работа:
Расчет аналитических показателей, применение методов сопоставительного и динамического анализа на практике.
Литература для использования:


  1. Агранович М.Л., Алексеева А.С., Зайцева О.В., Коган Е.Я., Матвеева Н.А., Митрофанов К.Г., Прудникова В.А., Селиверстова И.В. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов. – М.:Логос, 2008. – 184с.+1 компакт-диск (УДК-37 ББК 74 У66 ISBN 978-5-98704-320-4).

  2. Алексеева А.С., Зайцева О.В. Использование системы сравнительной комплексной оценки региональных и муниципальных образовательных систем для принятия управленческих решений // Сборник материалов V региональной науч.-практ. конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых "Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее" - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009. - 288 с. - С.4-13.

  3. М.Л.Агранович. Рейтинг школ повышенного уровня: зачем он нужен и как он строится./ «Директор школы», №6 – 2011, с.18-22.

  4. Зайцева О.В. Организационные механизмы проведения апробации системы индикаторов для оценки региональных систем начального и среднего профессионального образования с позиций качества и востребованности предоставляемых ими услуг. // Сб.материал. V региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» - Тула: изд-во Тул.гос.пед.ун-та им.Л.Н.толстого, 2011. С.100-108.


Тема 2. Базовые понятия статистики образования: система статистики образования в РФ, статистическая отчетность, источники статистических данных.
Основные группы пользователей статистической информации. Источники, методы сбора и систематизации статистической информации. Этапы статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения. Виды статистической отчетности. Понятия выборки и генеральной совокупности. Точность статистического наблюдения. Особенности функционирования отрасли «Образования» в РФ.
Практическая работа:
Формирование необходимых источников информации для ответа на информационный запрос по заданной тематике, формирование списка данных, которых не хватает для ответа на поставленный запрос.
Литература для использования:


  1. Е. В. Улитина, О. В. Леднева, О. Л. Жирнова. Статистика. Учебное пособие. Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011 г. ISBN 978-5-902597-30-8.

  2. Альбом форм федерального статистического наблюдения РФ – www.gks.ru, www.miccedu.ru

  3. Статистические сборники и публикации на сайте Росстата РФ www.gks.ru.

  4. Нормативные акты об утверждении федеральных форм государственного статистического наблюдения www.gks.ru.


Тема 3. Введение в международную статистику образования.
Система международных индикаторов образования; основные международные исследовательские проекты; источники информации, находящиеся в открытом доступе; международные статистические стандарты Международной стандартной классификации образования; понятия паритета покупательной способности, эквивалентной численности и т.д.
Практические работы:

  1. Приведение данных российской системы образования к сопоставимому на международном уровне виду с учетом требований МСКО (Международной стандартной Классификации Образования).

  2. Расчет чистых и валовых коэффициентов.

  3. Расчет эквивалентной численности учащихся и педагогов, используемой в международной статистике.

  4. Обеспечения корректности и сопоставимости финансовой информации.

Литература для использования:



  1. OECD Handbook for Internationally Comparative Education Statistics. Concept, Standards, Definition and Classification 2004. OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2004.

  2. Международная стандартная классификация образования (МСКО)

  3. Education at a Glance 2012. OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2012.

  4. Global Education Digest 2011. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2010.

  5. Альбом форм федерального статистического наблюдения РФ – www.gks.ru, www.miccedu.ru

  6. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад / Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. — М.: ИФ «Сентябрь», 2009. — 108 с.: ил. ISBN 978-5-88753-124-3

  7. М.Л. Агранович. Анализ результатов международных сравнительных исследований. "Журнал руководителя управления образованием", № 3 2010, с.39-51.

  8. Фатеева А.В. Международная статистика образования: что и как использовать? / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Выпуск 8(86). С. 14-19.


Тема 4. Методы статистического анализа данных.
Сущность и виды средних величин, применяемых для анализа статистической информации. Использование показателей вариации для оценки степени дифференциации в значениях изучаемого показателя. Анализ изменений и изучение тенденций в развитии системы. Оценка статистических взаимосвязей и взаимозависимостей. Факторный анализ: описание метода, примеры, особенности практического применения, метод главных компонент.
Практические работы:


  1. Расчет разных видов средних величин, а также показателей вариации с использованием MS Excel.

  2. Оценка взаимосвязей и взаимозависимостей между переменными – расчет корреляций, построение диаграмм рассеяния.

  3. Оценка взаимосвязей и взаимозависимостей между переменными – регрессионный анализ – построение множественной регрессионной модели.

  4. Анализ изменений и изучение тенденций в развитии системы – расчет показателей динамики.

Литература для использования:



  1. А. Наследов. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Питер, 2005, 416 стр.

  2. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. ИСЭПН РАН, 2005, 432 стр.

  3. Ахим Бююль, Петер Цёфель. SPSS: искусство обработки информации. ДиаСофт, 2005, 603 стр.

  4. Е. В. Улитина, О. В. Леднева, О. Л. Жирнова. Статистика. Учебное пособие. Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011 г. ISBN 978-5-902597-30-8.

  5. Агранович М.Л., Дымарская О.Я., Заир-Бек Е.С., Каспржак А.Г., Кожевникова О.Н.Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. - М.: Университетская книга, 2006. – 188 с. (ISBN 5-98699-018-8 БКК 74.03).

  6. Агранович М.Л., Алексеева А.С., Зайцева О.В., Коган Е.Я., Матвеева Н.А., Митрофанов К.Г., Прудникова В.А., Селиверстова И.В. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов. – М.:Логос, 2008. – 184с.+1 компакт-диск (УДК-37 ББК 74 У66 ISBN 978-5-98704-320-4).

  7. М.Л.Агранович. Рейтинг школ повышенного уровня: зачем он нужен и как он строится./ «Директор школы», №6 – 2011, с.18-22.


Тема 5. Индикаторы и показатели – содержательная характеристика объектов и процессов в системе образования.
Общие определения. Направления использования индикаторов в программном/проектном управлении. Типы и виды индикаторов программ и проектов. Проблемы выбора индикаторов проектов и программ в образовании. Целевые значения индикаторов.
Практическая работа:
Работа с показателями комплексных проектов модернизации образования (по разным направлениям). Выделение разных групп показателей: показатели затрат, показатели непосредственного результата, показатели эффекта. Анализ полноты и избыточности систем показателей.
Литература для использования:


  1. Агранович М.Л., Алексеева А.С., Зайцева О.В., Коган Е.Я., Матвеева Н.А., Митрофанов К.Г., Прудникова В.А., Селиверстова И.В. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов. – М.:Логос, 2008. – 184с.+1 компакт-диск (УДК-37 ББК 74 У66 ISBN 978-5-98704-320-4).

  2. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут // Вопросы образования. 2008. - №1 с. 120-145.

  3. Агранович М.Л.. Управление по результатам в региональных образовательных системах / Теория активных систем / Труды международной научно-практической конференции (17-19 ноября 2009 г., Москва, Россия). Том II. Общ. редакция В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: ИПУ РАН, 2009. – 334 с.

  4. М.Л.Агранович. Рейтинг школ повышенного уровня: зачем он нужен и как он строится./ «Директор школы», №6 – 2011, с.18-22.

  5. Зайцева О.В. Организационные механизмы проведения апробации системы индикаторов для оценки региональных систем начального и среднего профессионального образования с позиций качества и востребованности предоставляемых ими услуг. // Сб.материал. V региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» - Тула: изд-во Тул.гос.пед.ун-та им.Л.Н.толстого, 2011. С.100-108.

  6. Оценка эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти в сфере образования. / "Журнал руководителя управления образованием", № 6 2010, с.39-51.



Тема 6. Организация статистического обследования. Разработка вопросников и баз данных.

Этапы статистического обследования. Социологический опрос как источник данных. Понятие выборки. Репрезентативная выборка. Разработка анкет для сбора необходимой информации. Специализированное программное обеспечение, размещенное в свободном доступе в сети Интернет, для сбора статистической информации. Обработка данных социологических анкет: особенности, применяемое программное обеспечение.


Практическая работа:
Разработка анкет для проведения социологического опроса по заданной тематике и размещение их в сети Интернет с использованием специальных ресурсов.
Литература для использования:

  1. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006

  2. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. 4-е изд. М.: Форум, 2008.

    Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: ГУ–ВШЭ, 2006.



  3. В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебное пособие. Омега-Л, Москва, 2009.

  4. А. Наследов. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Питер, 2005, 416 стр.

  5. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. ИСЭПН РАН, 2005, 432 стр.

  6. Ахим Бююль, Петер Цёфель. SPSS: искусство обработки информации. ДиаСофт, 2005, 603 стр.


Тема 7. Представление статистической информации.
Информационное обеспечение процесса управления качеством образования. Структурные группы участников процесса управления качеством образования. Основное требование к информационному обеспечению. Последовательность удовлетворения информационного запроса потребителя. Нормативно-правовое сопровождение информационного обеспечения. Формы публичной отчетности. Требования, предъявляемые к аналитическим документам. Текстуальная особенность – выбор языкового стиля. Виды средств представления информации.
Практическая работа:
Выявление специфики презентации статистической информации для различных целевых групп.
Литература для использования:


  1. Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л.Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики – М.:Аспект Пресс, 2006 – 133 с. (ISBN 5-7567-0419-1 УДК 37 (470+571) ББК 74.04).

  2. Агранович М.Л., Селиверстова И.В., Фатеева А.В., Зайцева О.В., Кожевникова О.Н., Возняк С.А., Мамадулина Е.В. Редактор: Грибцова А.В. Публичный доклад о состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2007 году. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. -68с. (ISBN 978-5-89846-749-4).

  3. Агранович М.Л., Дымарская О.Я., Заир-Бек Е.С., Каспржак А.Г., Кожевникова О.Н.Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. - М.: Университетская книга, 2006. – 188 с. (ISBN 5-98699-018-8 БКК 74.03).

  4. И.В. Селиверстова. «Публичный доклад муниципального органа управления образованием. Сакрализация или профанация? », Журнал "Новое образование". 2011 г. №2.

Тема 9. Подготовка итогового эссе.
Выбор темы эссе. Содержание и структура эссе. Постановка задачи исследования.

3.9.1.9 Образовательные технологии

В процессе преподавания данной дисциплины используются:



  • лекции, в процессе которых используется метод проблемной беседы;

  • семинары в формате публичной дискуссии;

  • методические практикумы по освоению экспертных методик и приемов анализа организованные в форме групповой работы;

  • учебные расчеты на основе учебных данных.

  • учебные экспертизы реальных объектов и модельные расчеты.

  • публичная защита и обсуждение экспертных и аналитических разработок обучающихся.



9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Тему аналитической записки и тему эссе слушатель выбирает самостоятельно исходя из задач анализа, которые он должен решать на своем рабочем месте. Тема эссе согласовывается с преподавателем каждым обучающимся в индивидуальном порядке.
Требования к написанию эссе.

В эссе должны найти отражение следующие умения и навыки слушателя:



  1. Формулировать задачу анализа в соответствие с информационным запросом конкретного потребителя результатов.

  2. Определять информацию, необходимую для решения поставленной задачи, источник и способы ее получения.

  3. Осуществлять поиск (сбор) данных, отбирать необходимую информацию для анализа.

  4. Критически оценивать имеющуюся информацию с точки зрения ее полноты, достоверности и соответствия поставленной задаче.

  5. Применять статистические методы обработки и анализа количественной информации.

  6. Осмысливать результаты расчетов с точки зрения взаимосвязи показателей и влияния внешних факторов.

  7. Интерпретировать и применять результаты исследований при разработке рекомендаций по образовательной политике и ее реализации.



10.Порядок формирования оценок по дисциплине


Оценка по дисциплине формируется из оценки преподавателем текущей работы слушателя на лекциях и семинарах, оценки аналитической записки, подготовленной слушателем и результирущего эссе.

Преподаватель оценивает работу слушателей на лекциях и семинарских занятиях исходя из следующих критериев:

Уровень владения знаниями:


    • о российской системе статистики образования: структуре, способах и формах сбора данных, основных источников получения статистической информации об образовании;

    • особенностями международной статистики образования: системы показателей и основы методологии их расчета, международных баз данных и периодических публикациях;

    • об основных направлениях и приемах использования статистики образования в анализе образовательных систем и процессов в сфере образования;

Умение:


    • использовать методы статистического анализа количественной информации;

    • анализировать и оценивать достоверность статистических данных,

    • формировать запрос на статистические данные, необходимые для расчета аналитических показателей;

Готовности к:



    • поиску статистических данных в открытых источниках;

    • использованию ИКТ для сбора и обработки данных, расчета показателей, анализа и представления статистической информации;

    • разработке статистических вопросников и создания баз данных для сбора и обработки информации.

Наибольшее значение при оценивании уровня освоения обучающимся дисциплины имеет подготовленное эссе.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу обучающихся при подготовке аналитической записки и эссе исходя из: чёткости постановки задачи и изложения результатов, адекватности используемой информации и методов ее обработки поставленной задаче, грамотности использования методического арсенала, качества графического представления результатов, обоснованности выводов и рекомендаций.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:



Орезульт = 0,4* Отекущая + 0,6*(0,8*Оэссе.+0,2*Оаналит.записка) Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в пользу обучающегося.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


  1. Оценка эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти в сфере образования. / "Журнал руководителя управления образованием", № 6 2010, с.39-51.

  2. А. Наследов. SPSS. Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. Питер, 2005, 416 стр.

  3. Пациорковский В.В., Пациорковская В.В. SPSS для социологов. ИСЭПН РАН, 2005, 432 стр.

  4. Ахим Бююль, Петер Цёфель. SPSS: искусство обработки информации. ДиаСофт, 2005, 603 стр.

  5. Агранович М.Л., Алексеева А.С., Зайцева О.В., Коган Е.Я., Матвеева Н.А., Митрофанов К.Г., Прудникова В.А., Селиверстова И.В. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов: сборник инструктивно-методических материалов. – М.:Логос, 2008. – 184с.+1 компакт-диск (УДК-37 ББК 74 У66 ISBN 978-5-98704-320-4).

  6. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2009. Аналитический доклад / Агранович М.Л., Ковалева Г.С., Поливанова К.Н., Фатеева А.В. — М.: ИФ «Сентябрь», 2009. — 108 с.: ил. ISBN 978-5-88753-124-3

  7. Агранович М.Л., Селиверстова И.В., Фатеева А.В., Зайцева О.В., Кожевникова О.Н., Возняк С.А., Мамадулина Е.В. Редактор: Грибцова А.В. Публичный доклад о состоянии и развитии системы образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2007 году. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. -68с. (ISBN 978-5-89846-749-4).

  8. Е. В. Улитина, О. В. Леднева, О. Л. Жирнова. Статистика. Учебное пособие. Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011 г. ISBN 978-5-902597-30-8.

  9. Агранович М.Л., Дымарская О.Я., Заир-Бек Е.С., Каспржак А.Г., Кожевникова О.Н.Мониторинг качества, статистика и социология образования: учебный курс. - М.: Университетская книга, 2006. – 188 с. (ISBN 5-98699-018-8 БКК 74.03).

  10. OECD Handbook for Internationally Comparative Education Statistics. Concept, Standards, Definition and Classification 2004. OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2004.

  11. Международная стандартная классификация образования (МСКО)

  12. Education at a Glance 2012. OECD Indicators. Paris: OECD Publishing, 2012.

  13. Global Education Digest 2011. Montreal: UNESCO Institute for Statistics, 2010.

  14. Альбом форм федерального статистического наблюдения РФ – www.gks.ru

  15. В.А. Ядов. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Учебное пособие. Омега-Л, Москва, 2009.

  16. М.Л. Агранович. Анализ результатов международных сравнительных исследований. "Журнал руководителя управления образованием", № 3 2010, с.39-51.

  17. Алексеева А.С., Зайцева О.В. Использование системы сравнительной комплексной оценки региональных и муниципальных образовательных систем для принятия управленческих решений // Сборник материалов V региональной науч.-практ. конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых "Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее" - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2009. - 288 с. - С.4-13.

  18. Фатеева А.В. Международная статистика образования: что и как использовать? / Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Выпуск 8(86). С. 14-19.

  19. Агранович М.Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут // Вопросы образования. 2008. - №1 с. 120-145

  20. Агранович М.Л.. Управление по результатам в региональных образовательных системах / Теория активных систем / Труды международной научно-практической конференции (17-19 ноября 2009 г., Москва, Россия). Том II. Общ. редакция В.Н. Бурков, Д.А. Новиков. – М.: ИПУ РАН, 2009. – 334 с.

  21. И.В. Селиверстова. «Публичный доклад муниципального органа управления образованием. Сакрализация или профанация? », Журнал "Новое образование". 2011 г. №2.

  22. М.Л.Агранович. Рейтинг школ повышенного уровня: зачем он нужен и как он строится./ «Директор школы», №6 – 2011, с.18-22.

  23. Зайцева О.В. Организационные механизмы проведения апробации системы индикаторов для оценки региональных систем начального и среднего профессионального образования с позиций качества и востребованности предоставляемых ими услуг. // Сб.материал. V региональной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и молодых ученых «Исследовательский потенциал молодых ученых: взгляд в будущее» - Тула: изд-во Тул.гос.пед.ун-та им. Л.Н.толстого, 2011. С.100-108.

  24. Агранович М.Л., Заир-Бек Е.С., Кожевникова О.Н., Поневаж В.П., Рачевский Е.Л.Методические рекомендации по разработке, публикации и распространению аналитических докладов о состоянии и развитии систем образования национального, регионального и субрегионального уровней на основе статистики – М.:Аспект Пресс, 2006 – 133 с. (ISBN 5-7567-0419-1 УДК 37 (470+571) ББК 74.04).

  25. Крыштановский А.О. Анализ социологических данных.- М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006

  26. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Анализ данных на компьютере. 4-е изд. М.: Форум, 2008.Крыштановский А.О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. М.: ГУ–ВШЭ, 2006.


12. Дистанционная поддержка дисциплины


Предусмотрена дистанционная поддержка курса, для проработки отдельных тем, выполнения заданий, обмена информацией с преподавателем для подготовки заданий используют среду дистанционного обучения LMS, доступ к которой студенты получат централизованно.

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины

При проведении лекционных занятий преподавателем и презентации слушателями результатов работы на семинарах и защите эссе используется мультимедийный проектор, компьютер, учебная доска, флиппчарт. Часть семинарских занятий проводится в компьютерных классах, имеющих локальную сеть. На семинарских занятиях При использовании на занятиях групповой работы используется раздаточный материал.


Программные средства
Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:

  • Программа для статистической обработки данных SPSS;

  • Программа для статистической обработки данных STATISTICA;

  • Microsoft Excel.


14.Учебные материалы дисциплины «Образовательная статистика», содержащие необходимую информацию для успешного освоения дисциплины слушателем
Учебные материалы дисциплины находятся на CD-приложении к настоящему сборнику и представлены в электронном виде, готовом для размещения в электронной образовательной среде.




База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница