Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар




страница1/4
Дата28.03.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар (Канонические тексты китайской традиции: Четверокнижие)» для направления/ специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра




Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет мировой экономики и мировой политики

Школа востоковедения

Программа дисциплины

Научно-исследовательский семинар

(Канонические тексты китайской традиции: Четверокнижие)



для направления / специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика»



подготовки бакалавра

Автор программы:


Юркевич А.Г., кандидат исторических наук, доцент ayurkevich@hse.ru, urkevich_a@rambler.ru

Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___»___________ 2014 г

Зав. кафедрой ____________________Маслов А.А.

Рекомендована секцией УМС Школы востоковедения Факультета мировой экономики и мировой политики «___»__________ 2014 г

Председатель_______________________________ Маслов А.А.
Утверждена УС Факультета мировой экономики и мировой политики «___»_________2014 г.

Ученый секретарь ___________________________ Коваль Т.Б.


Москва, 2014



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра со специализацией «Китайский язык»

Программа разработана в соответствии с положениями и нормативными требованиями:


  • федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 032100 «Востоковедение, африканистика» (уровень подготовки «бакалавр»);

  • образовательного стандарта Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» по направлению подготовки 032100.62 «Востоковедение, африканистика» (уровень подготовки «бакалавр») от 2010 г.;

  • основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 032100 «Востоковедение, африканистика» Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»»;

  • рабочего учебного плана Университета по направлению подготовки/специальности 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденного в 2014 г.




  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины Научно-исследовательский семинар («Канонические тексты китайской традиции: Четверокнижие») являются:

- ознакомление студентов с содержанием и назначением важнейших конфуцианских текстов, раскрывающих тему знания, образования, самосовершенствования и самопознания;

- изучение подходов к исследованию китайских философских текстов;

- приобретение первичных навыков исследовательской работы с первоисточниками, с использованием научной литературы на русском и английском языках, а также справочной и энциклопедической литературы;

- развитие умения соотносить структурные элементы русского перевода китайского классического текста со структурой оригинала на китайском литературно-письменном языке (вэньяне);

- приобретение навыков различения простейших грамматических конструкций китайского классического литературно-письменного языка.



  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

  • Знать основные параметры и закономерности академической деятельности, жанры научных работ и их специфику.

  • Уметь ставить цели и задачи исследования, ориентироваться в многообразии профессиональной литературы и источников, отбирать и логически структурировать научную информацию, представлять и убедительно обосновывать результаты собственного исследования.

  • Иметь навыки (приобрести опыт) реферирования, конспектирования, оформления академических текстов, устных выступлений, участия в научных дискуссиях, а также владеть языком и стилем научной речи.

В результате освоения дисциплины студент должен:



  • ознакомиться с философскими текстами, раскрывающую тему знания, образования, самосовершенствования и самопознания в конфуцианской традиции; знать содержание и проблематику канонов «Да сюэ» и «Чжун юн», их место и роль в системе конфуцианского «Четверокнижия»;

  • получить представление о методах и способах изучения и интерпретации древних канонических и комментаторских текстов;

  • развить навыки исследовательской работы с источниками и справочной литературой;

  • приобрести навык поиска и анализа исследовательской литературы по предмету;



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, социологии и культурологии

ОНК-2

Использует при изучении китайской философии, истории, культуры методы научного исследования, разработанные в отечественной синологии

Ознакомление с научной деятельностью и научными трудами наиболее известных отечественных китаистов

Владение культурой мышления, способность связно и корректно изложить содержание учений и теорий

ИК-1

Излагает содержание изученных текстов, философско-мировоззренческих концепций

Написание эссе и других творческих заданий на русском языке

Стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства

СЛК-2

Находит необходимую информацию в научной и справочно-энциклопедической литературе

Подготовка и представление докладов к семинарам




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих теоретическую подготовку (научно исследовательские семинары).
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • Введение в востоковедение

  • История изучаемого региона (Китай, древний период)

  • Культурное развитие изучаемого региона (Китай)

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • Знать китайский язык на базовом уровне и английский – на уровне Intermediate

  • Владеть основными логическими принципами исследовательской работы;

  • Уметь применять базовые принципы и методы работы с традиционными философскими текстами

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:



  • Духовная культура и интеллектуальная история изучаемого региона (Китай)

  • Классический китайский язык

  • Культура Востока в современном мире

  • Литературная традиция изучаемого региона (Китай)

  • Метафизика и теология

  • Религиозно-философские традиции Востока

  • Религиозно-философские традиции изучаемого региона (Китай)

  • Психология религии

  • Философия

  • Этнология и этнопсихология стран Востока

  1. Тематический план учебной дисциплины

[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]




Разделы и темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия




1-й модуль



















Раздел 1. Проблематика самосовершенствования и социальной ответственности в конфуцианском трактате «Да сюэ»


















Введение в проблематику дисциплины. Соотношение философии, религии и мифологии. Проблема человека

4




2




2



Введение в проблематику дисциплины. Проблема человека в китайской классической философии и конфуцианство

4




2




2



Понятие «канона» в конфуцианстве и «каноническая» часть «Да сюэ». «Три устоя» и исторические изменения представлений о совершенной личности в конфуцианстве

6




2




4



Роль конфуцианских канонов в «комментирующей» части «Да сюэ». Особенности чжусианской версии комментария. Лингвистические аспекты текстологического анализа.

6




2




4




Итого в разделе:

20




8




12




Итого в модуле:

20




8




12




2-й модуль



















Раздел 2. Иерархия условий гармонизации мироздания в «Да сюэ»


















«Восемь основоположений» и трактовка «тела/личности» в конфуцианстве. Категории конфуцианской антропологии.

6




2




4



Понятие «сердца/сознания» в конфуцианской концепции «тела/личности»

6




2




4



Чжусианская и янминистская версии «Да сюэ».

6




2




4



Проблема знания и познания в «Лунь юе», «Мэн-цзы» и «Да сюэ»

6




2




4



Взаимодействие конфуцианской, даосской и буддийской доктрин знания и познания в формировании неоконфуцианской доктрины

6




2




4




Итого в разделе:

30




10




20




Итого в модуле:

30




10




20




3-й модуль



















Раздел 3. Перспективы и условия личностного развития в трактате «Чжун юн»


















«Чжун юн» в системе «Четверокнижия» и в классической китайской философии.

4




2




2



«Антропо-космическое» измерение проблемы человека в конфуцианстве и даосизме

4




2




2



Категории китайской философии в 1-м чжане «Чжун юна»

6




2




4



Категория Дао в «Чжун юне», конфуцианской и даосской философии

6




2




4



Категория Дэ в «Чжун юне», конфуцианской и даосской философии

6




2




4



Понятие «благородный муж» (цзюнь-цзы) в «Чжун юне» и других конфуцианских канонах

6




2




2




Итого в разделе:

30




12




18




Итогов модуле:

30




12




18




4-й модуль



















Раздел 4. Концепция совершенной личности в «Чжун юне»


















Понятие «совершенномудрый» (шэн) в «Чжун юне» и других конфуцианских канонах

6




2




2



«Искренность»-чэн как условие личностного совершенства

6




2




4



Основные различия русских переводов «Чжун юна»

6




2




4



Концептуальные подходы к переводу «Чжун юна»

6




2




4



Модель космо-антропогенеза в «Изъяснении Плана Великого предела» и неоконфуцианская постановка проблемы человека

8




2




4




Итого в разделе:

28




10




18




Итого в модуле:

28




10




18

1

Итого:

108




40




68



  1. Формы контроля знаний студентов

Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий








Эссе










*

10-20 тыс. знаков (с пробелами)

Доклад







*




5-7 тыс. знаков (10-15 минут)

Итоговый

Экзамен












*

Письменная работа объемом до 2 тыс. знаков (продолжительность – 1,5 часа, время проверки результатов – до четырех дней)



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница