Программа дисциплины «Культурология»



Скачать 230.91 Kb.
Дата14.08.2016
Размер230.91 Kb.
ТипПрограмма дисциплины

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины

Культурология


0201 Правоведение

(базовый уровень среднего профессионального образования)

С


оставлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников для специальности 0201 Правоведение.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная программа дисциплины «Культурология» предназначена для подготовки выпускников по специальности 0201,0601,0602. в объеме 64 часов.

Цель дисциплины – ознакомить обучаемых с общими вопросами культурологии, дать представление о возникновении, функционировании и основных типах культуры.

Задачи преподавания.


  1. Дать необходимый теоретический минимум знаний о функциях, сущности и основных типах культуры.

  2. Способствовать выработке творческого критически-осознанного отношения и культурным процессам и явлениям.

3. Способствовать выработке профессиональной этике и нравственности.

4. Научить разбираться в стилевом многообразии культуры.


История мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и использование культурного наследия.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен иметь представление:

- о феномене культуры, её роли в человеческой жизнедеятельности, иметь представления о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей и культуры.

знать:


- формы и типы культур, основные культурно-исторические ценности и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации.

уметь:


- оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу, приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области).

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Теория культуры.


Тема 1.1 Предмет культурологии и ее место в системе гуманитарного знания.

Обучаемый должен иметь представление:



  • об основных этапах развития культурологии как науки;

  • о многообразии использования термина культуры и ее понимание в различные исторические периоды;

знать:

  • предмет культурологии ее методы;

  • роль культуры в общественном прогрессе;

Предмет, задачи культурологии. История становления предмета. Исторический контекст использования термина «культура» в античности. Культура как возделывание, совершенствование. Мировая, национальная, этническая, материальная, духовная, элитарная и массовая культура. Культовый характер культуры и основополагающее значение «пайдейн» как формирования, воспитания человека. Эсхатолонум, и «линейное время» в средневековом понимании культуры.

Начитанность, ученость как проявления культуры. Духовность и культура.

Специфика христианского духовно-культурного значения культуры. Ренессанское понимание соотношения природы и культуры. Разумность и просветительство как синоним эпохи Просвещения. Возврат к природе, критика культуры и цивилизации у Руссо. Понимание культуры в немецкой классической философии. Рационализм, историзм, гуманизм как основные теоретические принципы её построения.

Функции культуры. Главная функция – человеческая или гуманистическая.

Информационная, гносеологическая, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная, адаптационная. Роль культурологических знаний в становлении личности юриста-практика.


Тема 1.2. Основные школы и концепции культурологии.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о культурологической проблематике в контексте антропологии и этнографии;

  • о многообразии этнокультур;

  • о теориях развития культуры;

  • о многообразии школ и концепций культурологии;



знать:

  • основные идеи эволюционистов.

  • многообразию исторической типологии культур;

  • суть философских концепций О. Шпенглера, З. Фрейда, К. Юнга, А. Тойнби, П. Сорокина, Й. Хейзинга.

Культурологическая проблематика в контексте антропологии и этнографии. Культура и антропология. Э.Тейлор и начало эволюционной школы. Основные идеи эволюционистов – Дж. Леббок, Г.Спенсер.



Культура и философия культуры. Культура и цивилизация в концепции Освальда Шпенглера. Проблема мировой истории: культура – профеномен мировой истории. Работа О.Шпенглера «Закат Европы», концепция локальных культур.

Новая картина мира: воля вместо разума. Проблема кризиса культуры в творчестве Ф.Ницше.

Культура и бессознательное начало человека в концепции З.Фрейда.

Коллективное бессознательное и его архетипы в концепции К.Юнга.

«Вызов и ответ» – движущая пружина в развитии культуры: концепция Арнольда Тойнби.

Ценность как основополагающий принцип культуры П.А.Сорокина.

Концепция игровой культуры Й.Хейзинга и Х.Ортега-и-Гассета.
Проблема исторического единства человечества и многообразия этнокультур. Теория линейной (Спенсер) и многолинейной (Дж. Стюард) эволюции. Культура и цивилизация.

Теория локальных цивилизаций (А.Тайнби, П.Сорокин, Н.Данилевский) «Осевое время» культуры по Ясперсу.


Раздел II. История мировой культуры.
Тема 2.1. Культура древнейших цивилизаций.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о самобытности культуры древних цивилизаций;

знать:

  • основы китайско-конфуцианской культуры;

Первобытная культура как исторический первый тип культуры. Синкретизм первобытной культуры. Проторелигии. Сакрализация власти фараона. Теократия и заднокейный культ. Мифология и религия. Культ «мертвых» и его роль в индивидуальной и общественной жизни. Архитектура, скульптура, математика, астрономия, медицина. Пробуждение личностного начала в культуре Др. Египта. Египет в наследии мировой культуры. Трудности охраны памятников медно-бронзового века.

Возникновение древнейших цивилизаций в Китае, Индии, Египте.

Ирригационная система земледелия в долинах великих рек. Восточная деспотия как социальное и политическое основание восточного типа культуры.

Китайско-кофуцианский культ. Ареал как особый путь развития культуры – Не деяние и сохранение порядка, традиции и ритуала в социальной и политической культуре. Добродетель как проявление традиционных норм и ценностей. Теократический характер государственной власти. Учение Конфуция о государстве. Философия и искусство. Особенности менталитета: символизм, индуктивность – идея всеобщей одушевленности природы и органического единства человека и природы.

Индо-буддийская культурная традиция


Древнеиндийский кастовый строй, арии и варны. Древнеиндийская письменность (ведийский санскрит) и запись Вед. Художественное и религиозное мифологическое видение мира арией «Ригведы». Брахма, Вишну, Шива и брахманизм. Философское содержание в «Махабхарате» – карма йогов «Бхагавадгите».

Брахманизм и буддизм. Эволюция буддизма искусство и литература. Искусство – путь к освобождению духа. Колесо жизни и назначение человека в этом мире.


Тема 2.2. Культура Античности.

Обучаемый должен иметь представление:



  • об особенностях античной культуры как колыбели европейских культур;

знать:

  • специфику древнегреческого и древнеримского менталитета, мифологическую картину мира, своеобразие искусства;

уметь:

  • определять отличительные особенности древнегреческого и древнеримского искусства архитектуры и скульптуры.

Культа Древней Греции как начало и Европейской культуры. Особенность греческой полисной культуры. От Микен к полису. Особенности Греческого менталитета – агонистика, калокагатия, свобода, честность. Миф и религия в культурной жизни греков. Классическая культура античного полиса – демократия и право. Литература, театр, искусство, наука, философия.

Полисные основы римской культуры. Мифология и религия. Философия, наука, риторика. Искусство Древнего Рима. Роль Античности для становления Европейской культуры. Специфика охраны памятников Античности.
Тема 2.3. Средневековая культура.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о своеобразии западно-европейской культуры;

знать:

  • роль христианства в становлении культуры и формировании менталитета;

  • отличительные особенности христианства от других мировых религий;

уметь:

  • отличать романский и готические стили в искусстве и архитектуре.

Развитие Западно-Европейской средневековой культуры в духовном пространстве христианской религии. Христианский тип личности, нравственные ценности христианства.

Воплощение идеального образа в среде духовенства. Рыцарство, духовно-рыцарские ордена. Кодекс чести. Крестовые походы и расширение культурных связей со странами Востока. Светская и религиозная образованность, возникновение университетов. Средневековое искусство. Романский и готический художественные стили. Особенности охраны памятников культуры средневековья.

Арабо-исламская культурная традиция.

Особенности исторического развития средневекового Востока и его «открытие» в 19 в.

Арабская языческая религия. Возникновение Ислама. Историческая достоверность личности Мухаммеда. «Хиджра» – поворотный пункт в истории ислама.

Книга книг – Коран. Слова и буквы Корана – визуальное приближение к Богу. Структуры Корана, его деление на суры. Значение и влияние Корана на художественную культуру арабский стран.

Канонические архитектурные формы мечети, религиозная символика. Отношение ислама к изобразительному искусству.

Классическая средневековая литература арабских стран, особенности развития. Рубан, Газель, Касыда – стихотворные формы и жанры.

Влияние восточной поэзии на процесс развития мировой литературы. (Гете, Байрон, Пушкин).


Тема 2.4. Культура эпохи Возрождения и Реформации.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о гуманизме как философской концепции эпохи Возрождения;

знать:

  • жизнь и творчество выдающихся деятелей эпохи;

  • отличительные особенности эстетики барочного искусства.

Хронологические рамки и географическое пространство культуры Возрождения. Творцы и писатели новой культуры – итальянская интеллигенция. Появление новой духовной общности – гуманистов и антиковедов. Соотношение гуманизма и индивидуализма в возрожденческой культуре.

Религиозная картина мира и образ человека в живописи: Микеланджело. Идеал женской красоты у Петрарки, Шекспира.

Антропоцентризм культуры Возрождения. «Величайший культурный переворот».

Реформация как обоснование индивидуализма и самостоятельности личности. М.Лютер и протестантская мораль. Становление личности первого типа.

Массовый характер реформационной культуры. Контрреформация.

Особенности охраны памятников культуры барокко-рококо.
Тема 2.5. Культура Нового времени.

Обучаемый должен иметь представление:



  • об историческом многообразии эпохи;

знать:

  • жизнь и творчество выдающихся деятелей эпохи 17-18 вв.;

  • основные стилистические особенности художественных стилей классицизм, реализм, романтизм, импрессионизм, символизм;

уметь:

- ориентироваться в стилевом многообразии культуры эпохи.


«Хронологические рамки и культурно-исторический смысл понятия». Новое время (17 – 19 вв.).

Классицизм 17 в. Классицизм в культуре нового времени, обращение к античной модели воспитания человека.

Научная культура (университеты, академии, научные общества). Художественное творчество и искусство классицизма (Корнель, Расин, Буало, Пуссен).

Особенности культуры просвещения в странах Западной Европы. Идея просвещения в английской литературе и искусстве (Д.Дидро, Дж. Свифт). Литература и философия французского просвещения: Вольтер, Руссо. Просветительский классицизм и просветительский реализм. Эстетика культуры Просвещения.

Человек и мир в культуре Романизма. Особенности английского, французского, немецкого романтизма. Романтизм в изобразительном искусстве. Реализм как тип культуры. Реализм в Англии, Франции, Германии. Народная и элитарная культура 19 века. Импрессионизм. Эволюция импрессионизма и символизм. Постимпрессионизм.

Раздел III. Теория и история Отечественной культуры.


Тема 3.1. Культурологические теории в России.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о своеобразии славянского менталитета, нашедшего отражение в трудах русских философов;

знать:

  • основные культурологические теории в различные периоды становления России и их роль в формировании славянского менталитета.

Культурологические идеи в России как форма национального самосознания, взаимосвязь с литературой, этикой и философией.

Самосознание культуры Киевской Руси в эпоху раздробленности и становления централизированного государства.

Культурологическое значении теории «Москва – третий Рим».

17 век – появление основной культурологической идеи: Россия и Запад. Раскол в религиозном сознании, смута. Патриарх Никон, протопоп Аввакум, царь Алексей Михайлович.

Православная традиция и проблемы самосознания русской культуры в 18 веке. Культурологические идеи русских просветителей. Идеи «христианской культуры», судьбы России и русской культуры. Культурологические идеи Данилевского, Соловьева, Е.Трубецкого, Н.Бердяева.

Основы теории российской типологии русской культуры.

Русь и Византия. Значение православия для формирования народного и государственного менталитета, национального самосознания. Право и справедливость в софийном контексте.

Феномен «мученичество», «стратотерпения». Полемика между «иосифлянами» и «нестяжателями».

Русь и Великая Степь. Идеи А.Гумилева об этногенде и культуре, о свойствах этноса, этносе в истории и географии.

Восток – Запад. Россия как историк - культурная проблема и её современное значение. Общинный характер земледельческой культуры традиционной русской культуры. Национальные черты характера как путь и выявлению своеобразия русской культуры (Н.Бердяев).
Тема 3.2. Культура древних славян.

Обучаемый должен знать:



  • основы славянского язычества, изложенные в «Велесовой» книге;

  • историю находки «Велесовой» книги и ее значимость как литературного памятника 9 века.

«Велесова» книга – литературный памятник 9 века. Этапы становления язычества. Языческая реформа князя Владимира. Этапы становления письменности. Роль жречества в становлении славянского менталитета. Особенности славянского костюма – сарафанные и поневный ансамбли.
Тема 3.3. Духовная культура русского Средневековья.
Обучаемый должен знать:

  • основы христианской религии;

  • роль православия в становлении славянского менталитета;

  • жизнь и деятельность протопопа Аввакума как главы движения церковного раскола.

Роль православия в становлении славянского менталитета. Влияние православия на формирование русского культурного архетипа. Специфика культуры. Древнерусская субцивилизация. Своеобразие культуры русского централизованного государства 15-16 века. Роль церковного раскола. Церковный раскол в истории русской культуры.
Тема 3.4. Культура эпохи Просвещения в России.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о специфике эпохи просвещения в России;

знать:

  • о роли Петровских реформ в становлении российской государственности и культуры;

  • особенности творчества и произведения русских художников, писателей, зодчих;

уметь:

- отличать особенности искусства периода правления Петра 1, Елизаветы и Екатерины 2.


Значение Петровских преобразований в Росси и её культуры.

Новый облик российской культуры: возвышение человека, «Правила хорошего тона» и бытовая культура петровской эпохи. Развитие науки и техники в Русском обществе: ремесло, новые технологии. Роль Ломоносова в развитии науки. Академия наук, Московский университет. Русские просветители 18 в. (Н.Новиков, Д.Аничков). Становление русской интеллигенции. Религиозное (духовное) Просвещение: митрополит Платон, Тихон Задонский.

«Обмирщение» искусства. Совершенствование портретной живописи. Портреты А.Матвеева, И.Никитина. Произведения Ф.Рокотова, Д.Левицкого, В.Боровиковского. Крепостные художники: А.Аргунов, М.Шибанов. Скульптура в России. Произведения Ф.Шубина, М.Козловского. Деятельность Э.Фальконе в России.

Развитие культурных, научных связей с Европой. Иностранцы в сфере культуры и науки в России. Особенности охраны отечественных памятников культуры барокко-рококо.


Тема 3.5. «Золотой век» русской культуры (XIX век).

Обучаемый должен иметь представление:



  • об основных течениях общественной мысли 19 века;

знать:

  • об основных научных открытиях, литературных трудах, музыке, живописи 19 века;

уметь:

- аргументировать роль культуры “Золотого века” в становлении русской культуры и е влиянии на мировую культуру.


Влияние Отечественной войны 1812 г. и движения декабристов на общественно-культурную жизнь России. Славянофильство, западничество, революционный демократизм – основные течения общественной мысли XIX в. Образование и просвещение. Насаждение «теории официальной народности». Московский университет – идейный центр передовой молодежи.

Научные достижения. Географические открытия: М. Лазарева, Ф. Беллинсгаузена. Геометрия Н. Лобачевского. Великие русские ученые. Н. Пирогов, Б. Якоби, Н. Карамзин, С. Соловьев. Напряженность литературного процесса. Смена художественных направлений: сентиментализм, романтизм и реализм. Издательская деятельность А. Смирдина. «Золотой век» русской литературы. Гений Пушкина. Театр. Живопись. Первые национальные музеи: Исторический музей в Москве, Эрмитаж. Всероссийские промышленные выставки.

Реформы в сфере просвещения. Университетская реформа. Народническая идеология 60 – 70-х годов. Расцвет художественной литературы, театрального, изобразительного и музыкального искусства в России. Философская и социальная направленность русской литературы. Творчество И. Тургенева, Ф. Достоевского, Н. Некрасова, Л. Толстого, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина. Музыка, её реализм и народность. Композиторы «могучей кучки» (М. Мусоргский, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и др.). П. Чайковский – вершина русского музыкального искусства.

Драматургия и театр. Расцвет театрального искусства. Драматургия А. Островского. Малый и Александрийский театры. Утверждение реализма в изобразительном искусстве. Художественное объединение «Передвижники». И. Крамской, В. Перов, И. Репин, В. Суриков, В. Васнецов, И. Левитан.


Тема 3.6. «Серебряный век» русской культуры (конец XIX – начало ХХ вв.)

Обучаемый должен иметь представление:



  • о противоречивости общественной жизни конца 19 на чала 20 годов;

знать:

  • философские корни возникновения модернистических течений “Серебряного века”;

  • специфику творчества поэтов, художников, музыкантов этого периода.

Усиление противоречий российской действительности, активизация общественной жизни. Система образования на рубеже веков. Расцвет книгоиздательского дела. Религиозно-философские основы «серебряного века» русской литературы. Творчество М. Горького и А. Чехова. Возникновение символизма, акмеизма, футуризма, модернизма и др. течений. Взлет поэзии. Творчество А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, В. Брюсова, М. Цветаевой, М. Волошина, И. Северянина, Н. Гумилева.

Возрастание роли театра в конце XIX века. Художественный театр. С. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Театр В. Комиссаржевской. Русская вокальная школа. Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова. Частная опера С. Мамонтова. Отечественные предприниматели и русский театр.

Изобразительное искусство в конце XIX – начале ХХ вв. Импрессионизм и символизм, модернизм в живописи. Творчество М. Врубеля, К. Коровина, М. Нестерова, В. Серова. Появление нового художественного объединения «мир искусства» и его идеалы. Лидеры абстракционизма В. Кандинский, К. Малевич.

Поиски новых творческих путей в музыкальном искусстве. Творчество С. Рахманинова, А. Скрябина, А. Глазунова, И. Стравинского. Русский модерн в архитектуре. Мировое признание русского искусства.
Тема 3.7. Русская культура советской эпохи.

Обучаемый должен иметь представление:



  • о специфике своеобразия и противоречивости культуры советской эпохи;

знать:

  • об основных периодах в развитии культуры советской эпохи;

  • специфику культуры 20-х, 60-х, 80-х годов и годов перестройки;

уметь:

- отразить влияние эпохи советского периода на состояние российской культурной традиции 21 века.


Советская власть и проблемы культуры (1917 – 1927 гг.). Октябрь и культура: утопические планы, трудности, противоречия. Идеология и культура. Преодолевание позиции Пролеткульта. Ликвидация неграмотности. Внешкольное образование. Создание общеобразовательной школы.

Интеллигенция. Литература и искусство. Судьба интеллигенции. Культурная деятельность российской эмиграции. Состояние литературы и искусства. Развитие науки. Проблемы культурного наследия.

Культура России в условиях формирования административно-командной системы (1928 – 1941 гг.). Новые политические условия развития культуры. Влияние культа личности Сталина на развитие культуры. Проблемы подъема культурного уровня народных масс. Влияние догматизма на развитии науки. Качественные изменения состава интеллигенции. Три процесса над старой интеллигенцией (1928 – 1931 гг.). Политизация художественной культуры. Развитие литературы и искусства. Борьба с «формализмом». Концепция социалистического реализма. Связи русской культуры с культурами других народов Советского Союза.

Культурные связи с зарубежными странами. Участие Советского Союза в международных художественных выставках.

Культура в годы Великой Отечественной войны. Перестройка культурной жизни страны. Мобилизация духовных сил общества. Возрастание роли средств массовой информации. Деятельность Информбюро. Эвакуация учреждений культуры и науки.

Перестройка научных исследований. Разработка военно-технических проблем.

Литература и искусство в условиях военного времени. Военные корреспонденты. Патриотическая литература. Культурное обслуживание фронтовиков. Песни военных лет. Фронтовые театры, театрально-концертные бригады. Кинематография в условиях войны. Военная документалистика. Фильмы военных лет. Плакатное искусство. Плакаты Кукрыниксов. Зарубежные культурные связи. Трагические последствия войны для развития культуры страны.

Культурная жизнь первого послевоенного десятилетия (1945-1955). Культурная жизнь России после окончания войны. Трудности и успехи в восстановлении разрушенной культуры. Перестройка системы школьного образования. Развитие школ рабочей и сельской молодежи, школ взрослых. Создание новых научных учреждений. Послевоенный сталинизм: новый удар по культуре, науке, интеллигенции. Усиление идеологического пресса. Постановление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г.) Суды чести». Борьба с «космополизмом», «Лысенковщина» в науке. Борьба с «лженауками»: генетикой и кибернетикой.

Культура в России в эпоху «оттепели» (вторая половина 50-х – 60-е годы). Демократизация системы руководства культурой и инерция старых методов. Влияние на духовную сферу жизни общества осуждении культа личности Сталина. Активизация международных культурных связей.

Перестройка системы общего и профессионально-технического образования. Укрепление связи школы с жизнью. Политическое образование. Школьная реформа 1958 г. Новые правила приема в вузы. Вступление СССР в эпоху научно-технической революции.

Волюнтаризм Н.С. Хрущева в сфере культуры, науки и искусства. Возобновление сталинских методов гонений в отношении к интеллигенции. Травля писателей, художников за «антисоветизм», «левое искусство». Политический остракизм Б.Л. Пастернака. «Новый мир» А. Твардовского. Усиление административного контроля за культурной жизнью в середине 60-х годов. Противоборство демократических и консервативных тенденций в общественной жизни.

Культура России в 70-е – начале 80-х годов. Усиление административно-командной системы и нарастание негативных явлений в сфере культуры. Бюрократизация управления культурной жизнью.

Очередной цикл реформаторства в системе образования. Развитие профессионально-технического образования. Трудовое обучение школьников. Научно-технический прогресс: неиспользованные возможности. Достижения в освоении космоса. Возникновение духовной оппозиции. Борьба с «диссидентством». Протест А. Захарова, А. Солженицына, П. Григоренко и др. против идеологического партийного диктата.

Свертывание тенденций «Оттепели» в художественной сфере. Возрождение неосталинизма. Усиление режима партийной цензуры в литературе, кинематографии, искусстве. Борьба с художниками-авангардистами. «Самиздат».

Перестройка и культура (середина 80-х - начало 90-х годов.). Демократизация общественной жизни: утверждение гласности, реформы политической системы. Новые условия культурного развития общества. Освобождение культуры: от пресса догматической идеологии. Укрепление общественного сектора в управлении культурной жизнью. Создание новых общественных структур в сфере культуры. Советский фонд культуры. Союз театральных деятелей. Ограничение роли партийных органов в культурной сфере.

Разрушительно-нигелестические процессы в сфере культуры. Отсутствие целостной культурной политики Российского правительства. Кризис в библиотечном, музейном, культурно-просветительном деле, театральном искусстве, кинематографе, в условиях «рыночной» культуры, перехода России к новым моделям общественного устройства.

Демократические общественные преобразования и восстановление утраченных духовных и культурных ценностей русского народа.

Распад СССР и разрушение культурных связей народов. Разгосударствление системы управления культурой. Перестройка в деятельности средств массовой информации. «Неформальная» пресса. « Неформальная» пресса. «Коммерциализация» сферы культуры. Развитие рыночных отношений. Просчеты и ошибки в культурной сфере.

Тема 3.8. Актуальные проблемы культуры современной России: упадок или начало возрождения?

Обучаемый должен иметь представление:



знать:

  • причины кризисного состояния культуры;

  • роль массовой культуры в формировании самосознания современного человека;

  • особенности формирования духовной доктрины “Святая Русь” и ее актуальность в сегодняшнем дне;

уметь:

- аргументировать роль культурных традиций России в духовном становлении мирового сообщества.


Переход России к новой модели общественного устройства. Демократические общественные преобразования и восстановление утраченных духовных и культурных ценностей русского народа. Культура и природа. Экологическое сознание.

Усиление кризиса в сфере культуры как следствие политического распада СССР. Жесткая финансовая политика по отношению к культуре и науке, торжество старого «остаточного» принципа. Разрушительно-нигилистические процессы в сфере культуры. Отсутствие Целостной культурной политики российского правительства.

Расстройство системы научных исследований, усиление, утечки за границу научных талантов России. Международная ассоциация содействия культуре.

Перестройка системы народного образования. Альтернативные учебные заведения. Развал системы профессионально-технического образования. Децентрализация системы управления профтехучилищами. Усиление финансового кризиса в системе Культуры, образования, науки. Распад системы книгоиздательства. Культура и глобальные проблемы современности.



Место России в мировой культуре.

ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И


АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ:


Основная:

1.А.И. Кравченко Культурология: Учебное пособие. М.: 2003.

2.Б.И. Каверин. Культурология: Учебное пособие. М.: 2001.

3.А.И. Маркова. История мировой культуры. М.: 2005.

4..А.И. Чернокозов. Мировая художественная культура: Учебное пособие. Ростов-на-Дону. 2004.

Дополнительная:

1.Мир русской культуры: Энциклопедический справочник. М.: 2000.



2.Г.В. Гриненко. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.: 2000.

Тематический план дисциплины







Наименование разделов и тем

Макси-мальная учебная нагруз-ка

Количество аудиторных часов

Само-стоятельная работа

всего

в том числе

лек-ции

практи-ческие занятия







Раздел 1. Теория культуры.




6










1.

Тема 1.1. Предмет культурологии и его место в системе гуманитарного знания.

2

2

2

-

-

2.

Тема 1.2. Основные школы и концепции культурологии.

6

4

4

-

2




Раздел 2. История мировой культуры.




30










3.

Тема 2.1. Культура древних цивилизаций.

14

12

12

-

2

4.

Тема 2.2. Культура Античности.

2

2

2

-

-

5.

Тема 2.3. Средневековая культура.

7

6

6

-

1

6.

Тема 2.4. Культура эпохи Возрождения и Реформации.

4

4

4

-

-

7.

Тема 2.5. Культура Нового времени.

8

6

6

-

2




Раздел 3. Теория и история отечественной культуры.




28










8.

Тема 3.1. Культурологические теории России.

6

4

4

-

2

9.

Тема 3.2. Культура древних славян.

2

2

2

-

-

10.

Тема 3.3. Духовная культура русского Средневековья.

6

4

4

-

2

11.

Тема 3.4. Культура эпохи Просвещения в России.

3

2

2

-

1

12.

Тема 3.5. “Золотой век” русской культуры.

6

4

4

-

2

13.

Тема 3.6. “Серебряный век” русской культуры.

4

4

4

-

-

14.

Тема 3.7. Культура советской эпохи

7

4

4

-

3

15.

Тема 3.8. Актуальные проблемы культуры современной России.

6

4

4

-

2




Итого по дисциплине:

83

64

64

-

19




Каталог: scientific work -> sci proj -> edu serv -> element -> historyget
historyget -> Разработка рекомендаций, научно-образовательных и научно –информационных материалов для самостоятельной подготовки учащихся к олимпиадам
historyget -> Приближенные методы решения уравнений и неравенств, включающих элементарные функции
historyget -> Федеральное государственное
historyget -> Программа учебной дисциплины электротехнические измерения для специальности 2201
historyget -> Программа учебной дисциплины метрология, стандартизация и сертификация для специальности 2201
historyget -> Программа учебной дисциплины введение в специальность для специальности 2201
historyget -> Программа учебной дисциплины иностранный язык для специальности 2201


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница