Программа дисциплины Философия театра в эстетике Серебряного века для направления 031400. 62 «Культурология» подготовки бакалавра




Скачать 145.95 Kb.
Дата03.04.2016
Размер145.95 Kb.
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет философии

Кафедра наук о культуре


Программа дисциплины
Философия театра в эстетике Серебряного века

для направления 031400.62 «Культурология» подготовки бакалавра)

Автор Вострова Галина Александровна

mail: galinus@list.ru

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


факультета философии наук о культуре

Председатель Зав. кафедрой

Е.Г. Драгалина-Черная В.А. Куренной

«30» июня 2009г. «14» мая 2009 г.

Утверждена УС факультета

философии

Ученый секретарь

И.В. Макарова

«30» июня 2009 г.
Москва

Пояснительная записка

Программа курса охватывает хронологически краткий, но принципиально значимый период, определивший эстетические основы театральных исканий ХХ века в целом. Курс представляет собой опыт теоретического описания театральной философии Серебряного века в ее методологическом единстве.

Задача лекций состоит в обзорном ознакомлении с многообразием эстетических программ, рассматривающих театральность как видовую субстанцию, разбирающих структурообразующие элементы сценического искусства, выявляющих типологию актерского творчества, исследующих проблему синтеза искусств.

Задача семинаров состоит в ознакомлении и освоении теоретического материала по рекомендуемой литературе.



Курс читается на отделении культурологи философского факультета, имеет междисциплинарный характер.
Тематический план учебной дисциплины





Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа







Лекции

Семинары



1.

Введение в дисциплину

11

2

-

9

2.

Театральная теория С.М. Волконского

9

2

-

7

3.

Театральная теория Ф.А. Степуна

11

2

2

7

4.

Пантеатральное мышление Н.Н. Евреинова

11

2

2

7

5.

Театральные искания символистов

11

2

2

7

6.

Идея «соборного театра» в эстетической системе Вяч. Иванова

11

2

2

7

7.

Театральные воззрения В.В. Розанова

11

2

2

7

8.

Теория театрального искусства М.А. Волошина

11

2

2

7

9.

Театральные темы в эстетическом наследии П.А. Флоренского

11

2

2

7

10.

Теория драматического искусства Г.Г. Шпета

11

2

2

7




Итого:

108

20

16

72



Базовые учебники:

  1. Из истории советской науки о театре. 20- годы. Сборник трудов. М.: ГИТИС, 1988.

  2. История русского драматического театра от его истоков до конца ХХ века / под ред. Н.С. Пивоваровой. М.: ГИТИС, 2005. С.326-505.

  3. Русский драматический театр конца ХIХ-начала ХХ вв. М.: ГИТИС, 1997.

  4. Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007.

  5. Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века: Антология / Сост. Г.А. Белая. М.: РГГУ, 2003.


Формы контроля:
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:

Работа на семинарских занятиях (доклады, выступления, обсуждения)

Домашнее эссе (4-5 тыс. слов)

Устный зачет (в билет входят два вопроса: первый – по лекциям и учебной литературе, второй – по семинарам и текстам).
Содержание программы

Тема 1. Введение в дисциплину.

Проблема «искусство и жизнь» как экзистенциальное переживание деятелей русской культуры начала ХХ века. Попытка преодолеть отчуждение театра от бытия как одна из основ театральной революции. Преломление в театральном самосознании религиозно-мифологических исканий времени. Связь с идеей ретеатрализации театра как проблем художественного языка и эстетики, так и философских и антропологических аспектов. Многообразие концептуальных подходов в актуализации проблемы соотношения «театра» и «жизни».



  • Основная литература

- Белая Г.А. Введение. Проблема «искусство и жизнь» как экзистенциальное переживание деятелей русской культуры ХХ века // Эстетическое самосознание русской культуры. 20-е годы ХХ века: Антология / Сост. Г.А. Белая. М.: РГГУ, 2003. С. 7-27.

- Иванов В.В. От ретеатрализации театра к театральной антропологии // Театр ХХ века. Закономерности развития / под ред. А.В. Бартошевича. М.: Индрик, 2003. С. 125-144.



  • Дополнительная литература

- Вислова А.В. На грани игры и жизни (Игра и театральность в художественной жизни России «серебряного века») // Вопросы философии. 1997. № 12. С. 28-38.

- Зингерман Б.И. Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра ХХ века // Зингерман Б.И. Связующая нить. Писатели и режиссеры. М.: ОГИ, 2002. С. 391-428.


Тема 2. Театральная теория С.М. Волконского

Первые шаги к «положительному» театроведению: анализ природы художественного наслаждения, обоснование роли сознательного элемента в творчестве, поиски оснований построения научной эстетики и художественной критики. Критическое отношение В.С. Соловьева к «эстетическому сепаратизму» Волконского («Первый шаг к положительной эстетике»). У истоков русской театральной семиотики: позиция теоретика и позиция критика.



  • Основная литература

- Волконский С.М. Выразительный человек. СПб.: 1913.

- Волконский С.М. Быт и бытие, Из прошлого, настоящего, вечного. Берлин, 1924.



  • Дополнительная литература

- Бачелис Т.И. О Волконском // Князь Сергей Волконский. Мои воспоминания. В 2-тт. М.: Искусство, 1992. Т. 2. С. 357-382.

- Вострова Г.А. Семиотический метод исследования актерского творчества в эстетике С.М. Волконского // Метафизика креативности. Вып. 3. М.: РФО, 2008. С. 67-80.

- Гринер В., Трофимова М. Ритмика Далькроза и свободный театр в России 20-х годов // Мнемозина. Документы и материалы по истории русского театра ХХ в. / Сост. В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С. 124-148.

- Почепцов Г.Г. Русская семиотика. Идеи и методы, персоналии, история. М.: , 2001. С. 110-111, 260-261.


Тема 3. Театральная теория Ф.А. Степуна

Основная тематика исследований: философское осмысление природы творческого акта; отношение творчества к жизни и культуре, способы его реализации («Жизнь и творчество»). Конкретизация антропологических моментов философии творчества: культурологический анализ актерства как типа души. Проблемы артистизма, типология актёрского творчества, теория перевоплощения. Трагическое искусство как устремленность к «метафизическому просветлению жизни». Романтическое мироощущение философии трагедии: трагедия как высшая форма осознания и преображения жизни.




  • Основная литература

- Степун Ф.А. Природа актерской души. Основные типы актерского творчества. Театр будущего (Трагедия и современность) // Степун Ф.А. Сочинения. М.: РОССПЭН, 2000, С. 150-198.

  • Дополнительная литература

- Кантор В.К. Артистическая эпоха и ее последствия. По страницам Федора Степуна // Вопросы литературы. 1997. № 2. С.

- Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: РОССПЭН, 2001. С.579-621.

- Степун Ф.А. «Принцесса Турандот». В.Ф. Комиссаржевская и М.Н. Ермолова // Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998. С.83-89, 198-203.
Тема 4. Пантеатральное мышление Н.Н. Евреинова

Основные положения концепции «театрократии» и тотальной «театрализации жизни»; создание «театра для себя», система «театротерапии». Переоценка понятия театральности: воля к театру как всеобщий принцип бытия и положительное начало жизни. Принцип преображения «Я» как проявление приобщения личности к общечеловеческому театральному началу. Идея монодрамы как выражение принципа театральности в действии. Концепция происхождения театра из эшафотной практики и эстетики. Пьесы Евреинова как отражение этапов эволюции концепции театральности. Евреинов-теоретик, Евреинов-драматург, Евреинов-режиссер: точки соприкосновения.



  • Основная литература

- Евреинов Н.Н. Введение в монодраму. Театр как таковой. Театр для себя // Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб: Летний сад, 2002.

- Евреинов Н.Н. Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института // Мнемозина. Документы и материалы по истории русского театра ХХ в. / Сост. В.В. Иванов. М.: ГИТИС, 1996. С. 14-44.



  • Дополнительная литература

- Джурова Т.С. Николай Евреинов: театрализация жизни и искусства // Евреинов Н.Н. Оригинал о портретистах. М.: Совпадение, 2005.

- Джурова Т.С. Маскарад жизни и его разоблачение // Евреинов Н.Н. Двойной театр. Самое главное. Корабль праведных. Театр вечной войны. М.: Совпадение, 2007.

- Иванов В.В. От ретеатрализации театра к театральной антропологии // Театр ХХ века. Закономерности развития / под ред. А.В. Бартошевича. М.: Индрик, 2003. С. 125-144.

- Максимов В.И. Философия театра Николая Евреинова // Евреинов Н.Н. Демон театральности. М.; СПб: Летний сад, 2002.


Тема 5. Театральные искания символистов

Теоретические источники русского символизма: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Р. Вагнер, В. Соловьев. Общий смысл полемики «декадентов» и «теургов». Д.С. Мережковский: символизм как идейно-художественное направление и как тип сознания. Вяч. Иванов о двух течениях в русском символизме. Театральное самосознание о глубоком кризисе сценического искусства, «футуристическая» направленность театральной мысли (сборники: «Театр. Книга о новом театре», «Кризис театра», «В спорах о театре»).



  • Основная литература

- В спорах о театре: Сборник статей. М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.

- Иванов Вяч. И. Две стихии в современном символизме // Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 143-162.

- Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы // Мережковский Д.С. Акрополь: Избр. лит.-критич. статьи. М.: Книжная палата, 1991. С. 158-172.

- Театр. Книга о новом театре: Сборник статей. М.: РАТИ-ГИТИС, 2008.



  • Дополнительная литература

- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

- Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001.

- Мочульский К.В. А. Блок. А. Белый. В Брюсов. М.: Республика, 1997.

- Пайман А. История русского символизма. М.: Республика, 1998.

- Сиривля Н. Становление театральной эстетики русского символизма (по материалам журнала «Мир искусств») // Театральная критика: история и теория. Сборник научных трудов. М.: ГИТИС, 1989.

- Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007.



Тема 6. Идея «соборного театра» в эстетической системе Вяч. Иванова

Театральная теория в контексте религиозно-философских взглядов поэта. Эволюция театральных воззрений. Р. Вагнер как провозвестник нового дионисийского творчества и предтеча вселенского мифотворчества. Философия трагедии. От «эстетической нормы» соборного театрального действия к концепции «театра будущего». О «футурологической» направленности театра. Проблема синтеза искусств. Особенности дионисийского мировосприятия А.Н. Скрябина.



  • Основная литература

- Иванов Вяч. И. Вагнер и Дионисово действо. О существе трагедии. Эстетическая норма театра. Предчувствия и предвестия. Скрябин и дух революции // Иванов Вяч. И. Предчувствия и предвестия. Сборник. М.: ГИТИС, 1991.

  • Дополнительная литература

- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

- Лобанова М.Н. «Экстаз» и «безумие»: особенности дионисийского мировосприятия А.Н. Скрябина // Вопросы философии. 2007. № 3. С. 159-170.

- Стахорский С.В. Вячеслав Иванов и русская театральная культура начала ХХ века: Лекции. М.: ГИТИС, 1991.

- Степанова Г.А. Идея «соборного театра» в поэтической философии Вячеслава Иванова. М.: ГИТИС, 2005.


Тема 7. Театральные воззрения В.В. Розанова

Энергетические линии и интеллектуальные ходы розановского эстетического сознания. Пространство эстетического опыта. Розанов о могуществе театра как «самом живом выражении жизни» в искусстве. Тенденция к религиозно-мифологическому пониманию театра. Актерский театр – единственное искусство, которое может конкретизировать религиозные и нравственные понятия. Модернистская легенда о зарождении актерского типа. Амбивалентное отношение к таинству перевоплощения магической природы актерства. Видение в обостренной чувственности актерского организма спасение от кризиса культуры.



  • Основная литература

- Розанов В.В. «Ипполит» Еврипида на Александринской сцене. Гоголь и его значение для театра. Актер. Театр и юность // Розанов В.В. Среди художников. М.: Республика, 1994. С. 202-211, 298-302, 311-316, 331-338.

  • Дополнительная литература

- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

- Галковский Д. Розанов и русский театр // Континент. 1993. № 76.

- Синявский А.Д. «Опавшие листья» В.В. Розанова. Очерки русской культуры. Париж: Синтаксис, 1982.

- Руднев П.А. Театральные взгляды В.В. Розанова. М.: Аграф, 2003.


Тема 8. Теория театрального искусства М.А. Волошина

Научные контексты, сообщающие основной для эстетики Волошина категории «творческое сновидение», конкретный смысл: психоанализ З. Фрейда, антропософия Р. Штейнера, эстетика Ф. Ницше. Убежденность в жизнестроительных возможностях искусства («Магия творчества», «Индивидуализм в искусстве»). Перенос категории эстетического сновидения в анализ современного театрального процесса. Метафорический смысл призыва обратить сцену в сновидение. Значение зрительского восприятия как главной составляющей бытия спектакля. Прогноз о возникновении в будущем подлинной стихии русского театра – трагедии.



  • Основная литература

- Волошин М.А. Разговор о театре. Организм театра, Театр как сновидение. Достоевский и русская трагедия // Волошин М. Лики творчества. Ленинград: Наука, 1989. С. 112-119, 349-361, 362-374.

  • Дополнительная литература

- Бонецкая Н.К. Эстетика М.А. Волошина // Вопросы философии. 2007. № 1. С.115-130.

- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

- Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007.
Тема 9. Театральные темы в эстетическом наследии П.А. Флоренского

Духовная интерпретация художественного творчества в эстетике Флоренского. Разработка понятий прямой и обратной перспектив как конкретно-исторических типов художественного изображения. Трактовка проблемы театра в связи с классификацией искусств как способов организации пространства. Причины критической оценки возможностей театра: ограничения, налагаемые на художника театральной формой; жесткость актерского материала; наименьшая активность зрителя и наименьшее многообразие восприятия. Идея преодоления актера как самоцельной величины. Проблема художественного синтеза искусств в применении к театру.




  • Основная литература

- Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993.

- Флоренский П.А. Обратная перспектива. Храмово действо как синтез искусств // Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993. С. 175-305.



  • Дополнительная литература

- Бычков В.В. Русская теургическая эстетика. М.: Ладомир, 2007.

- Иванов Вяч. Вс. Эстетика Эйзенштейна. Священник Павел Флоренский: символический взгляд // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 1. М.: «Языки русской культуры», 1999.

- Стахорский С.В. Искания русской театральной мысли. М.: Свободное издательство, 2007.
Тема 10. Теория драматического искусства Г.Г. Шпета

Развитие философии искусства в духе гегелевской эстетики. Определение театра как эстетического феномена и самостоятельного искусства. Созидание театральным искусством отрешенной действительности, воссоздающей ее смысл через эстетическую идею. Анализ символической природы актерской экспрессивности.



  • Основная литература

- Шпет Г.Г. Театр как искусство // Из истории советской науки о театре. 20- годы. Сборник трудов. М.: ГИТИС, 1988. С. 32-52.

  • Дополнительная литература

- Денн М. Логика творческого акта в философии Густава Шпета // Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания. М.: Языки славянских культур, 2006.

- Митюшин А.А. Творчество Г. Шпета и проблема истолкования действительности // Вопросы философии. 1990. № 6. С. 93-107.



- Свасьян К. Г.Г. Шпет // Свасьян К. Растождествления. М.: evidentis, 2006.
Тематика эссе



  1. Многодушие как проблема человеческого существования (Ф.А. Степун «Природа актерской души»).

  2. Проблема артистизма как историко-культурное явление. Опасности артистизма.

  3. Методологические установки Степуна в исследовании природы актерского искусства. Продуктивность и ограниченность данного подхода к исследованию творчества актера для современной науки о театре.

  4. В чем уникальность театральных портретов Степуна? (статья «В.Ф. Комиссаржевская и М.Н. Ермолова»).

  5. Можно ли рассматривать театральную систему Н.Н. Евреинова как философскую программу?

  6. Почему профессиональный театр, по Евреинову, может стать вынужденным убежищем и тюрьмой театральности?

  7. Евреиновская монодрама как актерская провокация зрительской включенности. Возможно ли рассмотрение работы «Введение в монодраму» как предвестие сюрреалистического театра?

  8. Почему в философской пьесе Евреинова «Суд понимающих» роль модератора коллоквиума отводится именно А. Шопенгауэру? («Театр для себя», часть третья).

  9. Ваш комментарий оригинального толкования Евреиновым понятия «катарсис» («Театр для себя», часть первая, глава «Преступление как атрибут театра»).

  10. Евреинов-драматург и Евреинов-теоретик: точки соприкосновения (сходство и различие).

  11. Чем актуальна теория Евреинова в ХХI веке?

  12. Интерпретация Ф. Сологубом идеи «соборного действа» («Театр одной воли»).

  13. Размышления В. Брюсова о театре будущего («Реализм и условность на сцене»).

  14. Почему синтез искусства и религии может обернуться эклектизмом (А. Белый «Театр и современная драма»).

  15. Вяч. Иванов: идея «соборного» театра как преодоление кризиса индивидуализма («Кризис индивидуализма»); своеобразие понимания художественной революции («О кризисе в театре»); исторические последствия индивидуализма («Множественность и личность в действе»).

  16. Эстетическая норма театра как норма трагедии (Вяч. Иванов «О существе трагедии», «Эстетическая норма театра»).

  17. Особенности дионисийского мировоззрения А.Н. Скрябина (Вяч. Иванов «Скрябин и дух революции»).



Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


  1. Семиотический метод исследования актерского творчества в эстетике С.М. Волконского.

  2. Философия театра Ф.А. Степуна: феноменологический анализ творчества, методологические установки в исследовании природы актерского искусства.

  3. Основные положения концепции «театрократии» и тотальной «театрализации жизни» Н.Н. Евреинова.

  4. Театральные концепции символистов (В. Брюсов, Ф Сологуб, А. Белый и др.)

  5. «Соборный театр» в поэтической философии Вяч. Иванова.

  6. Актерское искусство в понимании В.В. Розанова.

  7. Проблема художественного синтеза как театральная тема в наследии П.А. Флоренского.

  8. Преобразовательный мотив формулы М. Волошина «театр как сновидение».

  9. Воззрения Г.Г. Шпета на природу драматического искусства.

Автор программы: _____________________________/ Ф.И.О./



Подпись обязательна.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница