Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Факультет государственного и муниципального управления, отделение культурологии
Программа дисциплины «Культурология»
для направления 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», подготовки бакалавров
Автор программы:
Хитров А. В., кандидат философских наук, доцент, akhitrov@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры наук о культуре «25» декабря 2012 г.
Зав. кафедрой В. А. Куренной
Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г
Председатель
Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.
Ученый секретарь ________________________
Москва, 2012
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1.Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Культурология».
Программа разработана в соответствии с:
ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;
Образовательной программой направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра.
Рабочим учебным планом университета по направлению 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра, утвержденным в 2012 г.
2.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Культурологи» являются:
-
Научить студентов пользоваться поисковыми системами интернета, специализированными научными журнальными и книжными базами;
-
Научить студентов осуществлять поиск научной литературы для научных работ, составлять библиографию;
3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать основные методы поиска научной информации в интернете;
Уметь составлять поисковые запросы разной степени сложности как в интернете, так и в журнальных и книжных базах и библиотечных каталогах, находить объявления о конференциях, новинках научного книжного и журнального рынка, грантах, стажировках, находить контакты зарубежных и российских коллег и вступать с ними в профессиональное общение;
Иметь навыки поиска научной информации в интернете, использовать ряд программных средств для редактирования текстов и электронных документов, составлять библиографию по определенной теме.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Для направления 081100.62 "Государственное и муниципальное управление" подготовки бакалавра.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5.Тематический план учебной дисциплины
Лекции
Лекция 1
Возникновение и эволюция российской культурологии. Американские и британские культурные исследования. Исследования медиа и повседневности. Бихевиоризм в медиа исследованиях.
Лекция 2
Нормативности, иерархизация, натурализация, стигматизация. Политика репрезентации. Социальный конструктивизм - парадигма современных культурных исследований.
Лекция 3
Зигмунд Фрейд и Эдвард Бернейс. Возникновение PR в эпоху массовой демократии.
Лекция 4
Эволюция техник управления массами. Культура потребности и культура желания.
Лекция 5
Анна Фрейд, Герберт Маркузе и Вильгельм Райх и их влияние на американскую культуру.
Лекция 6
Культурсоциологичесая теория культурной травмы Джеффри Александера. Теория иронии Линды Хатчеон.
Лекция 7
Case study из собственных исследований: шутки по поводу теракта 11 сентября. Исторический контекст событий. Споры по поводу иронии после теракта в США. Анализ публикаций и видео газеты The Onion.
Лекция 8
Исследования сериалов
Лекция 9
Исследование сериала Mad Men.
Лекция 10
Исследования легитимации неправового поведения полиции в сериале "Глухарь".
Лекция 11
Исследования мнений зрителей сериала "Глухарь" о полиции на материале записей на интернет-форумах.
6.Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
|
Форма контроля
|
1 год
|
Параметры
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Итоговый
|
Зачет
|
1 модуль
|
|
|
|
Составленная библиография, комментарии к библиографии, описание способа поиска литературы, исследовательские вопросы.
|
6.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
7.Содержание дисциплины
Семинары
Семинар 1
Бихевиоризм в исследовнии культуры. "Война миров" Орсона Уэллса. Культура как совокупность представлений о норме. Бинарные оппозиции. Исключение. Иерархизация. Натурализация. Стигматизация. Культурные практики как язык.
Семинар 2
-
Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 15-36.
-
Бергер, А. Видеть - значит верить. Введение в зрительную коммуникацию. М.: Вильямс, 2005, С. 51-74.
Семинар 3
Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 36-64.
Задание: разделитесь на группы от 5 человек в каждой, сходите на одну из выставок 5-ой Московской биеннале современного искусства (), подготовьте коллективный репортаж с выставки, используйте в нем научный инструментарий семиотики (категории: знак, означающее, означаемое, значение, код, текст, контекст, интерпретация, политика репрезентации, репрезентация, язык, миф, стигматизация, натурализация, бинарные оппозиции и другие).
Семинар 4
Hall, Stuart, eds. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London: Sage, 1997. P. 36-64.
Барт, Ролан. Система Моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство имени Сабашниковых. С. 358-365, 378-392, 410-415.
Семинар 5
Бергер П. Религия и проблема убедительности // Сайт журнала "Неприкосновенный запас". № 6 (32). 2003. (http://magazines.russ.ru/nz/2003/6/berger.html)
Семинар 6
Самутина, Наталья и Наталия Комарова. «Тонны воды летят по немыслимым траекториям»: фонтан-аттракцион и новая образность парка Царицыно. // Сайт журнала "Нерпикосновенный запас". № 75. (http://magazines.russ.ru/nz/2011/1/sa24.html)
Семинар 7
Nochlin, Linda. «Why Have There Been No Great Women Artists?» Linda Nochlin. Women, Art, and Power. New York: Harper and Row, 1988. 145-78.
Ушакин С. Поле пола: в центре и по краям. В кн.: Ушакин С. Поле пола. Вильнюс: Европейский Гуманитарный Университет, 2007. С. 35-56.
Семинар 8
Люббе Г. В ногу со временем. О сокращении нашего пребывания в настоящем // Вопросы философии 1994 № 4, С. 94-113.
Марквард, Одо. Эпоха чуждости миру? // Сайт журнала "Отечественные записки", № 6 (15), 2003 (http://www.strana-oz.ru/2003/6/epoha-chuzhdosti-miru).
Семнар 9
Зверева В. «Наши герои не умирают»: споры о советском прошлом в сети В Контакте. В кн.: Звеерва В. Сетевые разговоры. Культурные коммуникации в Рунете. Берген, Университет Бергена. 2012. С. 198-235.
Вся литература доступна студентам в электронном формате через LMS.
8.Образовательные технологии
Требования к студентам
Плагиат
В случае списывания, двойной сдачи, подлога, плагиата выставляется оценка «0». При существенном нарушении к студенту может быть применена санкция вплоть до отчисления. См.подробнее http://www.hse.ru/docs/31415282.html.
Тексты на английском языке
К сожалению, не все необходимые для курса исследовательские работы доступны по-русски. Этим объясняется наличие в курсе текстов на английском языке. Если студенты не владеют этим языком в степени, необходимой для понимания научных текстов, им предлагается записаться на презентации, которые не содержат таковых. Если же они записались в группу для презентации, для которой необходимо чтение текстов на английском, можно посоветовать готовиться к презентации коллективно, пользуясь помощью товарищей.
9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента 9.1Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Вопросы к зачету:
-
Дайте собственное определение знака и его компонентов, приведите три примера знаков и объясните, что является в каждом случае означающим и означаемым.
-
Как вы понимаете идею о произвольности означающего? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Дайте собственное определение денотации и коннотации. Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Объясните, как связаны власть, репрезентация и дискурс. Что такое политика репрезентации? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Какие явления и как именно позволяет объяснить категория гендера? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Какую, на ваш взгляд, идеологию содержат блокбастеры? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Как связаны формат ток-шоу и идеология? Приведите один пример и прокомментируйте его.
-
Как вы понимаете идею присвоения городского пространства? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Как на ваш взгляд конструируются городские достопримечательности? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
-
Можно ли найти в социальных сетях феномен политики репрезентации? Приведите два примера и прокомментируйте каждый из них.
Критерии оценки вопроса:
-
Наличие очевидной структуры ответа.
Общая структура:
-
Обычно: тезис-антитезис-синтез, но не обязательно. Важно, чтобы план не блокировал мысль.
Введение:
-
Преамбула, вводные замечания, подводящие к теме, но не пустые общие банальности. Формулировка вопроса. Определения терминов. Трансформация вопроса в проблему.
Выводы:
-
Ясное резюме всех этапов размышления. Короткая и четкая формулировка ответа на вопрос.
-
Структура должна быть очевидна, но писать план или называть параграфы не следует.
Критерии оценки ответа на вопрос
-
Полнота комментария (либо Вы говорите обо всей работе/проблеме, либо, если выбираете комментировать какой-либо аспект, доводите анализ до конца. При этом Вы должны продемонстрировать знание всех рекомендованных текстов);
-
Критическая позиция. Результат: текст, содержащий собственное суждение, с собственной позиции, аргументированное и с примерами. (Неправильно: пересказ. Правильно: собственное размышление над теми же вопросами, над которыми размышляет автор, но с учетом мыслей автора или же постановка под сомнение утверждений автора);
-
Опираться на понятия и тексты, но также осуществить самостоятельный акт мышления;
-
Обоснованность Вашего мнения (Неправильно: «автор считает то-то, а я все равно считаю так и все тут». Правильно: «Автор Х высказывает мысль Y. С автором можно согласиться в том-то и в том-то потому и потому. Однако, автор не прав в том-то и в том-то потому и потому»);
-
Логичная последовательность изложения (ваша мысль должна быть понятной, последующее должно вытекать из предыдущего, термины должны быть определены и использоваться в одном значении, важно попробовать прочесть свой текст глазами другого человека и постоянно задавать к собственному тексту вопросы.);1
-
Тематизация, то есть умение выразить свои мысли с использованием философских терминов, которые Вы найдете в текстах;
-
Самостоятельность работы (если я обнаруживаю хоть какую-то долю плагиата или вижу Вас списывающим/-ей, Вы получаете «0» за задание);
-
Необходимо определить ключевые понятия и проблематизировать, то есть поставить вопрос.
-
Необходимо мобилизовать общекультурный багаж и философские знания, используя цитаты или парафразы.
-
Любая цитата должна быть прокомментирована и объяснена.
Ваши письменные работы будут проверены в течение недели. Итоговая оценка будет формироваться в соответствии с приведенной ниже таблицей.
10.Порядок формирования оценок по дисциплине
Элемент оценки
|
Накопленная оценка
|
Итоговая оценка за зачет
Оитоговая
|
Результирующая оценка
за дисциплину (Выставляется
в диплом)
|
Текущий контроль
Отекущий
|
Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)
Оауд
|
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов
|
Действия преподавателя
|
Отекущий = Реферат (комментарий к тексту, рекомендованному к семинару, 400-500 слов, опубликованный в LMS до начала зачетной недели), максимальная оценка 10 баллов.
|
Активное и содержательное участие в обсуждении на максимальном количестве семинаров – 10. За каждый семинар студент может получить максимум 1 балл (если работа была активной и содержательной) или 0,5 (за эпизодические и содержательные реплики). Студенты, проявляющие бессодержательную активность, никаких баллов не получают.
|
Не оценивается
|
Комментарий к лекции, 400-500 слов, опубликованный в LMS до начала зачетной недели. Максимальная оценка – 10 баллов.
|
k1=0,6
k2=0,4
Орезульт = k1*Онакопленная + k2*Оитоговая
|
k1=0,5
k2=0,5
|
Расчет накопленной оценки
Онакопленная = k1*Отекущий + k2*Оауд
|
Что получается в результате
|
Онакопленная
|
Орезультирующая
|
* - Оценка округляется по правилам математики
11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 11.1Базовый учебник
Бут У. К., Коломб Г. Дж., Уильямс Дж. М. Исследование. Шестнадцать уроков для начинающих авторов. М.: Флинта, Наука, 2007.
11.2Основная литература
Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М., 1996.
Берлин И. Джамбатиста Вико и история культуры // Берлин И. Философия свободы. Европа. М., 2001.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.
Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.
Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М., 2004.
11.3Дополнительная литература
11.4Справочники, словари, энциклопедии 11.5Дистанционная поддержка дисциплины
Дисциплина поддерживается в LMS.
|