Программа дисциплины "Актуальные вопросы развития мировой экономики"



Скачать 384.03 Kb.
страница1/3
Дата19.07.2016
Размер384.03 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
  1   2   3

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»


Программа дисциплины "Актуальные вопросы развития мировой экономики".

для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет Мировой экономики и Мировой политики
Программа дисциплины

«Актуальные вопросы развития мировой экономики»
для направления «080100.68 «Экономика» подготовки магистра

Авторы программы:


Григорьев Л.М., к.э.н., профессор, lgrigor1@yandex.ru

Данилина В.Н., ст. преподаватель vdanilina@hse.ru


Одобрена на заседании кафедры мировой экономики

«___»____________ 20 г

Зав. кафедрой Л.М. Григорьев
Рекомендована профессиональной коллегией «Экономика»

« ___ » _______________ 2012 г

Председатель

Зарегистрирована УС факультета мировой экономики и мировой политики

« ___ » __________________ 2012 г.

Ученый секретарь Т.Б. Коваль________________________

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1 Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080100.68 «Экономика», изучающих дисциплину "Актуальные вопросы развития мировой экономики".
Программа разработана в соответствии с:


  • Стандартом НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 080100.68 «Экономика» подготовки магистра;

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», утвержденным в 2014 г.


2 Цели освоения дисциплины
Цели курса - подготовка слушателей к качественному и количественному анализу экономических проблем; обзор ключевых проблем мировой экономики, позволяющий выбрать темы для самостоятельной работы; обзор основных факторов, определяющих развитие мировой экономики в

исторической перспективе (ретроспективе); установление связей между факторами и основными

теориями, целями и методами политики экономического прогресса; развитие у студентов понимания важности постоянной работы с историческими и статистическими материалами.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения

дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:


  • Знать основные тенденции развития мировой экономики, основные экономические законы;

  • Уметь анализировать источники научной информации по изучаемой проблематике, формулировать собственные суждения о процессах, происходящих на мировой экономической арене;

  • Иметь навыки презентации собственных суждений, ораторского искусства, ведения дебатов.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:




Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, при-

обретать новые знания,

умения, в том числе в

области, отличной от

профессиональной


СК- Б1

Использует новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной, а также и в профессиональной

Лекции

Способен понимать и

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.



СЛК -Б6

Анализирует текущее состояние мировой экономики и политики, выделяет основных акторов, формулирует собственную позицию по изучаемым аспектам дисциплины

Ответы на семинарах

Способен работать с ин-

формацией: находить,

оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач

(в том числе на основе системного подхода)



СК-Б6

Анализирует научную литературу по выбранной проблематике. Использует специальные источники информации: статистические базы данных, сайты международных экономических

организаций.



Написание эссе


4 Место дисциплины в структуре образовательной программы
Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин, является адаптационной для слушателей, то есть восполняет знания, не полученные в требуемом объеме на предыдущей ступени обучения.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:


  • Основы экономической теории

  • История экономических учений

  • Иностранный язык

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении



следующих дисциплин:


  • Макроэкономика

  • Базовые курсы специализаций магистерской программы "Мировая экономика"


5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Экономический рост и его факторы

14

4







10

2

Циклы и кризисы

14

4







10

3

Международные финансы

14

4







10

4

Мировая энергетика

16

4







12

5

Социальная структура общества

14

4







10

6

Военная экономика

16

4







12

7

Международная торговля: основные тенденции и современное состояние

14

4







10

8

Неоклассические теории между-

народной торговли



36

12







24

9

Новая теория международной

торговли


14

4







10

10

Фирма в теории международной

торговли


14

4







10

11

Международная торговля и глобальные проблемы мировой экономики

14

4







10




ВСЕГО

180

52







128


6 Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2










Эссе


*










5-7 печатных страниц

Итоговый

Экзамен






*







Защита письменной работы


6. Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 5-ти балльной шкале.
6.1 Порядок формирования оценок по дисциплине
Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов посредством проверки эссе

студентов.


Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = Оэссе + Озачет
Все оценки выставляются по 5-тибалльной шкале, от 0 до 5 баллов.
На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую

задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ, на который, оценивается в 1 балл.


7 Содержание дисциплины
Тема 1. Экономический рост и его факторы
Виды экономических ресурсов, капитал и труд, энергия, научно-технический прогресс; их

комбинации. Природные ресурсы в меняющих исторических условиях (всегда ли «проклятье»?).

Географическое положение, природные условия. Научно-технический прогресс и его воплощение в

материальных активах, человеческом капитале. Норма накопления, образование, трудовая этика.


Вопросы к семинарам:
1. Динамика соотношения факторов экономического развития

2. Какова отраслевая структура экономики развитых и развивающихся стран?

3. Основные черты научно-технического прогресса на современном этапе

4. Насколько хорош ВВП как основной показатель экономического развития?


Тема для дискуссии: Что лучше: ранний старт в развитии или догоняющее развитие?
Обязательная литература:
1. Кудров В.М. Мировая экономика. М.: ЮстицИнформ, 2009. Гл. 1, 8.

2. Vaury O. Is GDP a good measure of economic progress? // Post-autistic economics review, Issue no. 20,

3 June 2003
Дополнительная литература:
1. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл. 1, 14.

2. Auty R.M. The political economy of resource-driven growth // European Economic Review. 2001. No.

45. P. 839-846.

3. Friedman T. The Lexus and the Olive Tree. New York, 2000


Тема 2. Циклы и кризисы
Длинные тренды и Кондратьевские циклы. Освоение ресурсов Земли – пределы роста. Рим-

ский клуб и глобальные проблемы человечества. Противодействие изменениям климата как объект

международного сотрудничества. Энергетическая бедность. Нехватка воды и продовольствия как

новый глобальный вызов Мировой экономический цикл: финансовые рынки, теории цикла и фи-

нансовые кризисы. Относительность классических теорий в условиях кризиса, конфликт интересов,

возникновение паники. Стационарные режимы и кризис 2008-2009 гг. Долгосрочные стратегии в

неустойчивом мире.
Вопросы к семинарам:
1. Кондратьевские циклы: выдерживают ли они проверку историческим опытом?

2. Деловой цикл – дестабилизатор или «санитар леса»?

3. Влияние глобальных изменений климата на мировую экономику.

4. Основные меры по противодействию глобальным изменениям климата.

5. Охарактеризуйте проблему дефицита пресной воды с точки зрения мирового хозяйства.
Тема для дискуссии: Кризисы в мировой экономике: болезнь или естественное явление?
Обязательная литература:
1. Яковец Ю. Волны Кондратьева и цикличная динамика экономики и войн: теория и будущее

// Экономические стратегии, №3. 2005.

2. Макаров И.А. Глобальные изменения климата и мировая экономика // Мировая экономика и

международные отношения, №12. 2011

3. Данилов-Данильян В.И. Глобальная проблема дефицита пресной воды // Век глобализации.

№1. 2008.


Дополнительная литература:
1. Лихачева А.Б., Макаров И.А., Савельева А.В. На хлеб и воду. Вулкан азиатского роста:

возможности для России // Россия в глобальной политике, 2010. Т. 8. № 4. C. 82-93.

2. Гвишиани Д.М. Пределы роста - первый доклад Римскому клубу / Римский клуб. Исто-

рия создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. Под ред. Д.М.

Гвишиани. М., УРСС, 1997.

3. Wackernagel M. at al. Tracking the ecological overshoot of the human economy / Proceedings

of the National Academy of Science, Vol. 99, No. 14. 2002.

4. Полетаев А.В., Савельева И.М. "Циклы Кондратьева" в исторической ретроспективе. М.:

Юстицинформ, 2009. введение, главы 1,2

5. Обзор доклада Николаса Стерна «Экономика изменения климата» / Кокорин А.О., Кура-

ев С.Н. WWF, GOF. М.: WWF России, 2007

6. Rothbard M. The Kondratieff Cycle: Real or Fabricated? // Investment Insights, August-

September, 1984
Тема 3. Международные финансы
Сбережения на уровне семьи, фирмы, государства. Роль финансовых посредников. Финансовая глобализация. Норма сбережений и норма накопления. Переток капитала: прямой и портфельный, частный и государственный, явный и скрытый, переводы частных лиц. Роль курсов валют, процентной ставки и кризисов.
Вопросы:
1. Финансовые рынки и их функции

2. Какова средняя норма прибыли? Сравните нормы прибыли по основным отраслям

3. Какова оптимальная норма накопления в экономике страны? Сравните нормы накопления в

ведущих странах мира

4. Роль зарубежных инвестиций в экономике. Их позитивные и негативные последствия

5. Спекулятивный капитал как фактор дестабилизации международной экономической систе-

мы. Его роль в финансовых кризисах
Тема для дискуссии: Является ли развитие финансового сектора отражением развития реального

сектора?
Обязательная литература:


1. Thurow L.C. Profits / The Concise Encyclopedia of Economics. 2008.

2. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Гл. 8.

3. Кудров В.М. Мировая экономика. М.: ЮстицИнформ, 2009. Гл. 1, с. 15-16.
Дополнительная литература:
1. Мишкин Ф. Экономическая теория денег, банковского дела и финансовых рынков. М, 2006,

Главы 1, 2

2. Суэтин А. О причинах современного финансового кризиса // Вопросы экономики. 2009. №1.

с. 40-51.

3. Суэтин А. Структурный расцвет финансовых рынков // Вопросы экономики, 2010. №12. С.

59-69.


4. Кругман П. Возвращение великой депрессии. М.: ЭКСМО, 2009.

5. Иванов И.Д. Россия в международном движении капитала // Мировая экономика и междуна-

родные отношения. 2009. №1. С. 3-16.

6. Григорьев Л.М., Салихов М.Р. Финансовая архитектура: экстренный ремонт // Россия в гло-

бальной политике, № 4, Том 7, 2009, C. 8-21.
Тема 4. Мировая энергетика
Масштабы мировой энергетической взаимозависимости. Унаследованные ресурсы и активы,

использование доходов для модернизации «неэнергетической» экономики. Стейкхолдеры и собственники: различия интересов сторон. География ресурсов нефти, природного газа, угля. Ядерная

энергетика. Проблема выбросов парниковых газов.
Вопросы к семинарам:
1. Распределение энергетических ресурсов по территории Земли

2. Изменение структуры энергобаланса в ретроспективе

3. Структура энергетического баланса по странам мира

4. Что такое энергобезопасность?

5. Голландская болезнь и ее причины
Тема для дискуссии: Что лучше: энергоэффективность или экстенсивное развитие энергетики?
Обязательная литература:
1. Макаров А.А., Григорьев Л.М. Прогноз развития энергетики мира и России до 2035 г. М.,

2012.


2. Гуриев С., Сонин К. Экономика ресурсного проклятья // Вопросы экономики. 2008. №4.

3. ElBaradei M. Addressing the Global Energy Crisis / Commonwealth Finance Ministers Reference

Report 2008.
Дополнительная литература:
1. Ергин. Д. Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть. М.: Де Ново, 2001.

2. Григорьев Л., Белова М., Курдин А. Энергетическая безопасность США: объективная

картина и национальный подход» / в «США в поисках ответов на вызовы 21 века». М.,

ИМЭМО РАН, 2010.

3. Энергетическая стратегия России на период до 2030 г. (утверждена распоряжением

Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р).

4. BP Statistical Review of World Energy 2010.

5. Energy Charter Secretariat. Putting a Price on Energy. International Pricing Mechanisms for Oil

and Gas. Brussels, Energy Charter Secretariat, 2007. P. 41 – 96.

6. Resources to Reserves: Oil And Gas Technologies for the Energy Markets of the Future. OECD,

2005.

7. Григорьев Л., Крюков В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать Рос-



сии? // Вопросы экономики. 2009. № 12.

Тема 5. Социальная структура общества
Внутристрановая и межстрановая социальная структура. Высшее общество, средний класс, бедность и социальное неравенство. Социальная структура как стимул или ограничитель роста. Бедность, демографическая проблема и миграция как экстерналии. Глобализация как эффект инфотизации и миграции.
Вопросы к семинарам:
1. Уровень дифференциации доходов в развитых и развивающихся странах.

2. В чем состоит роль элит в современном мире?

3. Какова роль среднего класса в экономике страны?

4. Бедность внутри страны и бедность стран

5. Как победить бедность в современном мире?
Тема для дискуссии: Экономический рост или справедливое распределение?
Обязательная литература:
1. Григорьев Л.М. Элиты и средний класс // Spero, 2011. №13.

2. Иванов Н., Гоффе Н., Монусова Г. Глобализация и бедность // Мировая экономика и

международные отношения. 2010. №9.

3. Madland D. Growth and the Middle Class // Democracy, No. 20. 2011.


Дополнительная литература:
1. Кузнецова Е. Средний класс: западные концепции // Мировая экономика и международные отношения, №2. 2009.

2. Иванов С. Трудовая миграция: факторы и альтернативы // Россия в глобальной политике,

№6, 2006.

3. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. NY, 1990.

4. Findlay R., O’Rourke K. Power and Plenty, Princeton Univercity Press, 2007.

5. Шумахер Э. Малое прекрасно: Экономика, в которой люди имеют значение. – М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012.

6. Нуреев Р.М. Экономика развития: модели становления и модернизации рыночной экономики. М.: Норма, 2008. Параграф 6.3
Тема 6. Военная экономика
Экономика и прогресс как основа истории человечества. Оружие и НТП. Военные расходы,

войны и потери. Войны экономические, «холодные» и «горячие»: продолжение политики иными

средствами. Неравномерность последствий войн. Инерция и реакция победителей и побежденных.

Политика догоняющего (обгоняющего) развития.


Вопросы:
1. Война как тормоз развития

2. Военно-технический прогресс и его приложение к гражданской экономике

3. Распределение потерь у победивших и проигравших. Бывает ли результат войны однозначным?

4. Может ли война быть эффективным методом ведения политики?

5. Может ли поражение в войне быть стимулом экономического развития?

6. Холодные войны


Тема для дискуссии: Какова роль психологической мобилизации в военных ситуациях?
Обязательная литература:
1. Шлыков В.В. Назад в будущее, или экономические уроки «холодной войны» // Россия в глобальной политике, 2006. № 2. Март-Апрель.

2. Бордачев Т.В. Возвращение внешней политики // Россия в глобальной политике, 2010. № 4.

Июль-Август

3. Henderson D.R. The Economics of War and Foreign Policy: What's Missing? // Defense & Security

Analysis, Vol. 23, No. 1, 2007.
Дополнительная литература:
1. Findlay R., O’Rourke K. Power and Plenty. Princeton University Press, 2007

2. Mapping the Global Future: Report of the National Intelligence Council's 2020 Project. – University

Press of the Pacific, 2005. (Эл. версия: http://www.foia.cia.gov/2020/2020.pdf)

3. Olson M. Power And Prosperity: Outgrowing Communist And Capitalist Dictatorships. – NY, Basic

Books, 2000.

4. Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория. М., ВФЭУ, 2005.

5. Higgs R. The Cold War Economy: Opportunity Costs, Ideology, and the Politics of Crisis // Explorations

in Economic History, July 1, 1994.



Каталог: data -> 2014
2014 -> Кандидат искусствоведения, доцент Е. Ю. Хлопина Примерные темы курсовых работ на 2014-2015 уч гг
2014 -> Учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
2014 -> Особенности машинной арифметики. Представление чисел в ЭВМ
2014 -> «Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению основных факторов риска хронических заболеваний»
2014 -> «Онлайн-версии российских разговорных радиостанций: соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований»
2014 -> Семинар нуга №1. 20. 02. 14 Общие черты перехода
2014 -> «Соответствие организационной структуры компании особенностям отрасли


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница