Программа 222000. 01 «Инновационные технологии, оборудование и материалы»



Скачать 149.65 Kb.
Дата01.08.2016
Размер149.65 Kb.
ТипПрограмма


Программа

вступительного испытания на 2013 год

по направлению подготовки 222000.68 Инноватика

магистерская программа

222000.01 «Инновационные технологии, оборудование и материалы»
Общие положения
Формы и условия проведения вступительных испытаний определяются Ученым советом высшего учебного заведения и доводятся до сведения бакалавров не позднее чем за полгода до начала вступительного экзамена. Бакалавры обеспечиваются программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.

Результаты вступительных испытаний определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По результатам вступительных испытаний экзаменационная комиссия принимает решение о зачислении в магистратуру.

Программа вступительного экзамена включает ключевые теоретически и практически значимые вопросы по дисциплинам, входящим в цикл дисциплин ГОС по направлению 220600.62 – «Инноватика».
Определение содержания вступительных испытаний
Вступительный экзамен должен определять уровень усвоения бакалавром материала, предусмотренного учебной программой и охватывать все минимальное содержание данной дисциплины, установленное соответствующим государственным образовательным стандартом.

В процессе экзамена, поступающие должны показать свою подготовленность к продолжению образования в магистратуре.

При ответе на вступительном испытании по билету поступающий должен продемонстрировать:


  • ясную логику изложения материала;

  • умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать и обобщать изученный материал;

  • видение возможностей использования полученных знаний и навыков в практике современного производства.

Ответ бакалавра должен подтвердить достаточно полное знание современного состояния машин и оборудования различного назначения, методов их проектирования, производства, реновации и утилизации.
Требования, проверяемые в ходе вступительного испытания
Бакалавр должен подтвердить умение решать задачи, соответствующие его степени (квалификации).

Бакалавр должен знать:



  • основные методы анализа сложных объектов; современные методы анализа и синтеза систем автоматического управления; принципы организации, структуры технических и программных средств систем компьютерной графики, принципы организации операционных систем, трансляторов, загрузчиков, отладчиков; способы построения баз данных, баз знаний и экспертных систем; фундаментальные положения механики, электромеханики и электроники; методы расчета электрических и электронных цепей; основы метрологии, сертификации и особенности их использования в инновационной сфере; принципы и методы управления инновационными процессами; принципы обеспечения условий безопасности жизнедеятельности при разработке и эксплуатации аппаратуры и систем различного назначения;

  • основные архитектурные решения современных и перспективных ЭВМ и вычислительных систем и сетей; методы аналитического имитационного, динамичного и др. видов моделирования; правила построения моделей технических и социо-технических систем и приемы проверки адекватности моделей; принципы принятия решений в условиях неопределенности; основные положения теории автоматического управления в части наблюдаемости, управляемости и чувствительности применительно к техническим и социо-техническим системам;

  • технологические аспекты инновационной деятельности, инструментальные средства управления инновационными проектами, аппаратно-программные комплексы оснащения инновационной фирмы.

Бакалавр должен уметь применять:

  • приемы формализации содержательных задач;

  • методы системного анализа, исследования операций и принятия решений;

  • приемы системного программирования, способы отладки, испытания и документирования программ, инструментальные средства компьютерной графики, графического диалога и документооборота;

  • методы бизнес-планирования инновационных проектов, методы инвестиционного анализа, идеологию и практику управления инновационного процессами.


Перечень основных учебных дисциплин образовательной программы
Программа вступительных испытаний по направлению 222000.68 – «Инноватика» (магистерская программа 222000.01 – Инновационные технологии, оборудование и материалы) включает в себя ключевые и практически значимые вопросы по комплексу специальных дисциплин направления подготовки.

Вступительные испытания для поступления на основные образовательные программы магистратуры по направлению 222000.68 – «Инноватика» (магистерская программа 222000.01 – Инновационные технологии, оборудование и материалы) проводятся в форме устного ответа абитуриентом на вопросы, входящие в полученный на экзамене билет. Билет состоит из двух вопросов.

Ответы на вопросы кратко записываются (в письменном виде) на экзаменационном листе и освещаются в устном виде перед экзаменационной комиссией. В процессе ответа экзаменуемый может дополнить письменный (краткий) ответ устными пояснениями. В каждый билет входит один вопрос из первого раздела, один вопрос из второго.

Первый раздел представлен вопросами, ответ на которые сможет экзаменуемому продемонстрировать уровень владения фундаментальными теоретическим знаниями в области теории инноваций.

Второй раздел представлен вопросами, посвященным фундаментальным знаниям в области управления инновационной деятельностью и инфраструктуры нововведений.

Кроме устных ответов экзаменуемый должен представить краткое эссе (не более одной страницы текста) на тему предполагаемых научных исследований в магистратуре.

Цель аналитического эссе – выявить готовность абитуриента синтезировать, конкретизировать и анализировать информацию, аргументировать свою позицию, излагать свои мысли грамотно.
Критерии оценки знаний
При оценке вступительного экзамена учитывается:


  • правильность и осознанность содержания ответа на вопросы, полнота раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления и трактовки специальных технических терминов;

  • степень сформированности интеллектуальных и научных способностей экзаменуемого;

  • самостоятельность ответа;

  • речевая грамотность и логическая последовательность ответа.


Отметка «отлично» выставляется студенту, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого увязывается теория с практикой, он показывает знакомство с монографической литературой, правильно обосновывает решение задачи.

Отметка «хорошо» выставляется студенту, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу излагающему его, который не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач.

Отметка «удовлетворительно» выставляется студенту, который знает только основной материал, но не усвоил его деталей, допускает в ответе неточности, недостаточно правильно формулирует основные законы и правила, затрудняется в выполнении практических задач.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с затруднениями выполняет практические задания.
Содержание разделов, выносимых на экзамен дисциплин
ОПД.Ф.8. Теория инноваций

ОПД.Ф.9. Управление инновационной деятельностью

ДН.Ф.13. Инфраструктура нововведений

Эссе
Раздел I.



Дисциплина "ТЕОРИЯ ИННОВАЦИЙ"
Введение в инноватику. Научные достижения и научно-технические инновации. Инноватика как научный базис инновационной деятельности. Риск как признак инновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии. Теория инноваций как обобщение инновационной теории и прикладных исследований в сфере организации и управления инновационной деятельностью. Основные понятия и терминология. Роль теории инноваций в современном мире. Цели и задачи учебной дисциплины "Теория инноваций". Гносеологические предпосылки изучения дисциплины. Место и роль дисциплины в системе подготовки специалистов в области управления инновациями. Взаимосвязь теории инноваций с другими учебными дисциплины.

Исторический опыт инновационной деятельности. Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и их анализ. Важнейшие открытия и их роль в развитии цивилизации. Инновационная активность как важнейший фактор общественного развития. Анализ современного уровня инновационной активности. Статистика инноваций. Идентификация инноваций. Международная стандартизация и классификация инноваций. Мониторинг инновационной деятельности.

Теории инновационного развития. Макроэкономические теории и модели общественного развития как предпосылка формирования теории инноваций. Теория длинных волн Н. Д. Кондратьева. Вклад И. Шумпетера в теорию инноваций. Мотивация инноваций. Эффективная монополия как движущий мотив инновационной деятельности. Концепция научно-технического прогресса. Философские и социальные аспекты развития цивилизации. Долгосрочное прогнозирование развития экономики и методы анализа динамики технологических изменений. Современные инновационные теории. Системотехнический подход. Социально-экономический подход. Основные факторы инновационного развития. Периодизация общественного развития с позиций теории инноваций. Научно-технические эры: движущие силы развития и причины сменяемости. Жизненный цикл технического уклада, продукта, технологии. S-образные логические кривые и инновационные стратегии организаций. Динамика инвестиций в инновационные процессы. Цикличность инновационных процессов. Типы инновационного поведения организаций и их классификация. Закономерности формирования и смены стереотипа инновационного поведения.

Моделирование социо-технических систем. Динамическое моделирование и управление в макроэкономических системах. Области применения математических моделей в экономике. Особенности моделируемых процессов - ограничения и условия. Переменные и параметры моделей. Схема продуктового потока. Линейные динамические модели. Модели Леонтьева, Кейнса, Самуэльсона-Хикса. Многопродуктовые модели. Статическая модель многопродуктового баланса Леонтьева. Учет запаздывания в освоении инвестиций. Устойчивость линейных динамических систем. Нестационарные и нелинейные макроэкономические модели. Нестационарные модели: параметрический резонанс в модели Холдинга. Нелинейные модели конъюктурные циклы Гудвина. Моделирование производства. Виды и свойства производственных функций, инновационные составляющие. Моделирование диффузии инноваций. Управление в макроэкономических процессах. Целевые функционалы в задачах управления экономикой. Основы оптимизации, принцип максимума Понтрягина. Модель Солоу, магистральные траектории. Управление нормой инвестиций в однопродуктовой экономике. Управление в многосекторной экономике.

Государственная инновационная политика. Управление инновациями на макроуровне. Типы государственных стратегий регулирования и поддержки инновационной деятельности. Обзор состояния инновационной деятельности в ведущих промышленно-развитых странах. Национальные инновационные системы. Стратегия инновационного развития России. Уровни стратегии. Доктрина, государственная политика, законы, государственные программы. Роль высшей школы. Социо-техническое направление инновационного развития. Инфраструктура инновационной деятельности. Организация инновационно-инвестиционной сети и инновационных центров. Кадровое обеспечение: резерв менеджеров инноватики, руководитель и команда, квалификационная характеристика инноватора, содержание профилирующей подготовки. Международное сотрудничество в формировании инновационных структур.

Управление инновациями на микроуровне. Формализованные методы генерации и отбора идей инновационной деятельности. Формирование базы данных по генерации идей. Основы эвристики. Инновационный потенциал и методы его оценки. Выбор инновационных предложений для реализации и коммерциализации. Управление инновационными процессами. Инновационный процесс как объект управления. Этапы реализации инноваций и их особенности. Диффузия инноваций: сущность и особенности в различных экономических средах. Понятие инвариантности инноваций в диффузной среде. Коммерциализация новшеств: сущности и особенности на разных стадиях жизненного цикла. Формальная модель процесса коммерциализации новшеств. Теория конкуренции и оценка рисков и их учет в моделях инновационных процессов. Надежность и диагностика в управлении инновациями. Информационные технологии в инновационной деятельности. Проблемы автоматизации.



Раздел II.

Дисциплина "УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ"
Общая теория управления: закономерности управления различными системами; управление социально-экономическими системами (организациями); методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента.

Особенности инновационного стратегического поведения организаций: ролевые стратегические функции организаций (виоленты, патиенты, эксплеренты, коммутанты); подход к классификации инновационного стратегического поведения организаций.

Показатели инновационной активности и инновационной конкурентоспособности организаций: затратные показатели; динамические показатели; показатели инновационности ТАТ; показатели обновляемости; структурные показатели.

Характеристика инновационного потенциала. Стратегическая значимость нововведений. Определение наукоемкости продукции. Уровень наукоемкости производства. Роль организационной культуры в инновационном потенциале.

Особенности организационных инноваций. Инжиниринг и реинжиниринг в организациях.

Понятие и содержание инновационного менеджмента: сущность инновационного менеджмента.

Задачи и функции инновационного менеджмента, социально-психологические аспекты, технологии и методы инновационного менеджмента, стратегическое управление инновациями, персональный менеджмент при внедрении инноваций.
Дисциплина "ИНФРАСТРУКТУРА НОВОВВЕДЕНИЙ"
Понятие инфраструктуры инновационной деятельности. Роль инфраструктуры для поддержания инновационной активности в стране (регионе, отрасли). Типы инфраструктуры и их ключевые элементы.

Промышленная инфраструктура инновационной деятельности: структура и особенности.

Финансовая инфраструктура инновационной деятельности: структура и особенности.

Организационная инфраструктура инновационной деятельности. Социально-демографическая инфраструктура инновационной деятельности: структура и особенности.

Информационная инфраструктура инновационной деятельности. Источники и формы распространения информации в инновационной среде. Специализированные издания и СМИ в инновационной сфере. Информационная безопасность инновационной организации.

Сетевая инновационная инфраструктура: понятие инновационной сети, принципы формирования сети, типовые структуры сети, взаимодействие элементов сети при реализации различных технологий нововведений.



Интеграция с международными инновационными структурами: обзор международных структур поддержки нововведений и их национальных особенностей, механизмы интеграции с международными инновационными структурами, типовые задачи интеграции.
Раздел III.
План эссе:

    1. Вступление – один абзац.

Цель вступления в эссе – привлечь внимание читающих, конкретизировать проблему.

    1. Основная часть – два-три абзаца.

Цель основной части – формулирование мнения абитуриента по проблеме, предъявление и аргументация авторской позиций.

    1. Заключение – один абзац.

Цель заключения – представить, какие действия абитуриент готов предпринять по решению проблемы.
Примерные вопросы эссе:

  1. Современные тенденции в развитии инноваций в России и за рубежом.

  2. Роль научных исследований в развитии инноваций в России и за рубежом.

  3. Мои основные карьерные цели. Как обучение в магистратуре поможет мне достичь их.

  4. Магистратура и развитие моей профессиональной карьеры.

  5. Магистратура в России.


Рекомендуемая литература
Основная


  1. Инновации: учебное пособие / А.В. Барышева, К.В. Балдин, С.Н. Галдицкая [и др.]; под общ. ред. А.В. Барышевой. – М.: Дашков и К, 2007. – 382 с.

  2. Черняк, В.З. Инновации: управление и экономика [Электронный ресурс]: электрон. учебник / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROМ): зв., цв.

  3. Инновации / А.В. Барышева [и др.]. – М.: Дашков и К, 2007. – 382 с.

  4. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Практикум / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2010. – 200 с.

  5. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2011. – 292 с.

  6. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 448 с.

  7. Фатхутдинов, Р.А. Управленческие решения: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Инфра-М, 2008. – 344 с.

  8. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / К.Б. Балдин, И.И. Передеряев, Р.С. Голов, А.С. Воробьев. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

  9. Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов / О.М. Хотяшева. – СПб.: Питер, 2005. – 318 с.

  10. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. – 5-е изд., исправ. и доп. – СПб.: Питер, 2005.


Дополнительная


  1. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / В.Г. Медынский. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 295 с.

  2. Ткачев, А.Г. Введение в инноватику: метод. указания для студ. 1 курса днев. отд. / А. Г. Ткачев, А. И. Попов; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006. – 24 с.

  3. Ткачев, А.Г. Управление инновационными проектами в машиностроении: метод. указания / А.Г. Ткачев, А.И. Попов, А.В. Авдеева; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. – 24 с.

  4. Попов, А.И. Инновационная экономика: лекция для студ. 3,4 курсов спец. 150400, 220600 / А. И. Попов. – Тамбов: ТГТУ, 2008. – 32 с.

  5. Попов, А.И. Управление инновационной активностью предприятия: метод. указания для студ. 3-4 курсов по направ. 220600, 150400, 210600 / А.И. Попов; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов: ТГТУ, 2008. – 24 с.

  6. Ткачев, А.Г. Промышленные технологии и инновации. Оборудование для наноиндустрии и технология его изготовления: учеб. пособие для вузов / А.Г. Ткачев, И.Н. Шубин, А.И. Попов; Тамб. гос. техн. ун-т. – Тамбов: ТГТУ, 2010. – 132 с.

  7. Организация и финансирование инноваций: учебное пособие /В.В. Быковский [и др.]. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2006. – 116 с.

  8. Квеско, Р.Б. Инновационный менеджмент: учебное пособие / Р.Б. Квеско, С.Б. Квеско. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2009. – 160 с.

  9. Пархоменко, Е.Л., Качество инновационного продукта/ Е.Л. Пархоменко, Б.И. Герасимов, Л.В. Пархоменко под науч. ред. Б.И. Герасимова. – Тамбов, 2005. – 116 с.

  10. Бэгьюли, Ф. Управление проектом / Ф. Бэгьюли. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 208 с.

  11. Гунин, В.Н. Управление инновациями: Модульная программа для менеджеров / В.Н. Гунин, В.П. Баранчеев. – М.: ИНФРА-М, 2000. – Т. 7. – 290 с.

  12. Гурков, И.Б. Cтратегический менеджмент организации. Учебное пособие / И.Б. Гурков. – М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2001. – 208 с.

  13. Желтенков, А.В. Менеджмент в инновационной сфере: Учебное пособие / А.В. Желтенков, Н.П. Масленникова. – М.: ФБК-Пресс, 2005. – 536 с.

  14. Жуков, Б.М. Исследование систем управления: Учебник / Б.М. Жуков, Е.Н. Ткачева. – М.: Дашков и К, 2011. – 208 с.

  15. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технологической безопасности / Под ред. В. Макарова и А. Варшавского. – М.: Наука, 2004. – 880 с.

  16. Кузнецова, С.А. Инновационный менеджмент / С.А. Кузнецова, Н.А. Кравченко, В.Д. Маркова, А.Т. Юсупова. – Новосибирск: СО РАН, 2005. – 276 с.

  17. Культин, Н.Б. Управление инновационными проектами: инструментальные средства / Н.Б. Культин. – СПб.: Политехника, 2002. – 216 с.

  18. Лапыгин, Ю.Н. Управление проектами / Ю.Н. Лапыгин. – М.: Омега-Л, 2007. – 256 с.

  19. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебник / Под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2004. – 518 с.

  20. Попов, Ю.И. Управление проектами / Ю.И. Попов, О.В. Яковенко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 208 c.

  21. Разу, М.Л. Управление программами и проектами / М.Л. Разу. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 320 c.

  22. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент: Концепции и ситуации для анализа: Пер. с англ. / А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. – М.: Вильямс, 2003. – 928 с.

  23. Третников, Н.И. Управление нововведениями: Учебное пособие / Н.И. Третников. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2003. – 107 c.

  24. Управление инновациями: В 3 кн.: Учебное пособие для вузов. Кн. 1: Основы организации в инновационных процессах / А.А. Харин, И.Л. Коленский; Под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003. – 252 с.

  25. Управление инновациями: В 3 кн.: Учебное пособие для вузов. Кн. 2: Управление финансами в инновационных процессах / А.А. Харин, И.Л. Коленский, Н.Н. Пущенко и др.; Под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003. – 295 с.

  26. Управление инновациями: В 3 кн.: Учебное пособие для вузов. Кн. 3: Базовые компоненты управления инновационными процессами / А.А. Харин, И.Л. Коленский, Н.Н. Пущенко и др.; Под ред. Ю.В. Шленова. – М.: Высшая школа, 2003. – 240 с.

  27. Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 669 с.

  28. Управление организацией: Раздел 4 «Инновационный менеджмент» / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 669 с.

  29. Фомичев, А.Н. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / А.Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2011. – 468 с.

  30. Шеменева, О.В. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие / О.В. Шеменева, Т.В. Харитонова. – М.: Дашков и К, 2011. – 296 с.

  31. Юкаева, В.С. Менеджмент: Краткий курс: Учебное пособие / В.С. Юкаева. – М.: Дашков и К, 2010. – 104 с.

  32. Попов, А.И. Инновационная экономика: Материалы к лекции / А.И. Попов. – Тамбов: Издательство ТГТУ, 2008. – 24 с.

  33. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития: Монография / В.Г. Матвейкин, С.И. Дворецкий, Л.В. Минько [и др.]. – М.: Машиностроение-1, 2007. – 284 с.

  34. Блюмин, А.М. Проектирование систем информационного, консультационного и инновационного обслуживания [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А.М. Блюмин, Л.Т. Печеная, Н.А. Феоктистов. – М.: Дашков и К, 2010. – 352 с. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/

  35. Дробышева, Л.А. Экономика, маркетинг, менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие./ Л.А. Дробышева. – М.: Дашков и К, 2010. – 152 с. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/

  36. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2011. – 292 с. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/

  37. Кожухар, В.М. Инновационный менеджмент [Электронный ресурс]: Практикум / В.М. Кожухар. – М.: Дашков и К, 2010. – 200 с. – Загл. с экрана. – Режим доступа: http://e.lanbook.com/



Каталог: abitur -> priem -> doc -> 2013


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница