Проектная деятельность «нрк в естествознании»




Скачать 123.57 Kb.
Дата09.07.2016
Размер123.57 Kb.
Проектная деятельность «НРК в естествознании»

«Ученик - человек величайшего труда. Облегчайте ему подвиг познания!» В.А.Сухомлинский

Цель: создать условия для развития у школьников эколого-природоохранных, информационных, здоровьесберегающих, практико- исследовательских компетентностей.

Задачи:

  • разработать, обосновать и апробировать свою собственную образовательную продукцию, используя систему инновационных технологий обучения, обеспечивающую эффективность внедрения исследовательского метода в процесс обучения биологии;

  • расширить знания учащихся об истории, культуре, литературе края, традициях и обычаях местных жителей;

  • соблюдение правил поведения в природе;

  • участие в мероприятиях по сохранению естественной природы как главного фактора благополучия человечества;

  • сформировать понимание последствий деятельности человека в окружающей среде;

  • сформировать умение работать с учебником, справочной литературой, текстом, рисунками, схемами, информацией в разных источниках, в т.ч. в Интернете;

  • развить умение планировать исследование в соответствии поставленными задачами, описывать и анализировать полученную и информацию, обнаруживать причинно-следственные связи, принимать решения, уметь презентовать проекты, моделировать биологические процессы.

Культура каждого народа многогранна и уникальна. Столетиями формировались мировосприятие, мировоззрение, уклад жизни, традиционные занятия, нормы этики и морали, народное искусство, философия, экология, медицина. Проблема приобщения школьников к национальным традициям культуре, литературе народностей, проживающих в регионе, имеет особое значение в современных условиях формирования нравственных качеств личности.

В концепции национально-регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК содействует формированию деятельностной (познавательной, коммуникативной, нравственной,трудовой, эстетической, физической) структуры личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI веке, осознающей себя одновременно как гражданина Бурятии, так и России и Мира; расширению, углублению и конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование регионального материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

При нарастания противоречий между обществом и природой особую актуальность приобретает проблема формирования у молодого поколения нового, экологического, стиля мышления. Его характерная особенность — понимание мира как сложной системы, все компоненты которой, включая и человека, взаимосвязаны и взаимозависимы. Задача учителя биологии — создать педагогические условия, в которых школьники будут овладевать комплексными умениями, составляющими фундамент ответственного, экологически целесообразного поведения (умение выявлять и объяснять причинно-следственные связи человека и природы; прогностические умения; практические умения по уходу и улучшению состояния своего природного окружения и др.).

Сделать учащихся активными участниками учебного процесса помогают современные образовательные технологии личностно ориентированного и развивающего характера, в частности метод проектов.

К использованию метода проектов предъявляются следующие требования: наличие проблемы; практическая и теоретическая значимость результатов проектной деятельности; самостоятельная деятельность учащихся в урочное или внеурочное время; поэтапная и структурированная деятельность школьников. Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся — индивидуальную, групповую, которую они выполняют в течение определенного времени. Метод проектов предполагает решение какой-либо проблемы, что предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, с другой — необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческой сферы.

В проектной деятельности решаются сразу несколько задач: развитие навыков исследовательской деятельности учащихся, их творчества, стимулирование познавательной активности, углубленное изучение определенных разделов предмета, по которому выполняется проект. Причем участие школьников в проектной деятельности стимулирует развитие их взаимодействия сразу в нескольких направлениях: информационном (обмен информацией), практическом (совместная исследовательская деятельность), эмоциональном (совместные переживания и впечатления) и этическом (нормы взаимодействия).

Учащимися нашей школы выполнены и презентованы следующие типы проектов:



  • Творческий проект: детский альманах «Мои летние зарисовки»,

  • Информационный проект: «Бурятская медицина», «Этноэкология»

  • Исследовательские проекты: «Бурятский двугорбый верблюд – представитель номадных животных Забайкалья», «Определение возраста номадных животных», «Модельный эксперимент в популяционной генетике», «Рациональное использование пастбищ окрестностей Кижинги», «Степная флора Кижинги», «Лес – наше богатство», «Портрет голубики в рамках черники».

  • Практические проекты: «Определение возраста аборигенного КРС», «Традиции использования средств растительного происхождения в лечении болезней верхних дыхательных путей», «Химическая организация клетки», «Идиоадаптация», «Хочешь выжить - маскируйся», «Знай и люби родной край», «Табан хушуун мал», «Морин эрдэни».

Результаты: наблюдается повышение мотивации к учёбе, проявляется заинтересованность к исследовательской деятельности, повышается результативное участие учащихся в конкурсах, конференциях (табл.4,5)

Структура оформления работы:

Методический паспорт проекта «Двугорбый бурят-монгольский, верблюд- представитель номадных животных Забайкалья»

Цель:


Познавательная: создать систему условий для развития естественнонаучного мышления школьников.

Практическая: оказать посильную помощь специалистам района в пропаганде восстановления и сохранения генофонда аборигенных животных и природного биоразнообразия.

Развивающие: развитие навыков самостоятельного обучения, исследовательской работы, творческих способностей. Воспитательная: создание условий для увлечённого учения, воспитание чувства гордости за совместный результат труда и приобщения к истокам малой родины.

Задачи:


- осуществление межпредметных связей с химией, экологией, медициной.

  • развитие творческих способностей школьников, самостоятельности, инициативы и ответственности.

  • воспитание бережного и разумного отношения к природе, чувства ответственности за использование результатов своей деятельности.

- изучение биологии верблюда

изучение вопросов охраны природы и рационального природопользования

Возраст: 11 класс.

Время: 1 год.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:


  • компьютер с выходом в Интернет

  • литература (научная, научно-популярная, справочная) -верблюды с подсобного хозяйства «Шулуута»

Паспорт учебного исследовательского проекта

«Двугорбый бурят-монгольский верблюд- представитель номадных животных Забайкалья»

Цель:


- изучить особенности биологии двугорбого бурят-монгольского верблюда-
представителя номадных животных Забайкалья.

Гипотеза:

- рациональное природопользование предполагает восстановление традиционных форм ведения животноводства и восстановления аборигенных видов сельскохозяйственных животных.

Объект исследования:

- особенности номадного животноводства.

Предмет исследования:

- биология верблюда, хозяйственно-биологическая характеристика, значение .
в народном хозяйстве.

Задачи:


- пропаганда знаний о необходимости сохранения и восстановления
генофонда аборигенных животных и развития номадного животноводства.

  • изучение биологии верблюда.

  • изучение вопросов охраны и рационального природопользования. План:

- изучение литературы

- практическая работа по методике, полевое наблюдение за верблюдом в


стационаре «Шуулута»

  • опрос-анкетирование населения о номадных животных Забайкалья

  • обработка результатов, их систематизация, обобщение.

  • выводы.

Методический паспорт проекта

Тема: «Определение возраста номадных животных. КРС» Цель:

Познавательная: создать систему условий для развития естественнонаучного мышления школьников.

Практическая: оказать посильную помощь специалистам района в пропаганде восстановления и сохранения генофонда аборигенных животных и природного биоразнообразия.

Развивающие: развитие навыков самостоятельного обучения и исследовательской работы, творческих способностей. Воспитательная: создание условий для увлечённого учения, воспитание чувства гордости за совместный результат труда.

Задачи:

- осуществление межпредметных связей с химией, экологией, медициной;



  • развитие творческих способностей школьников, самостоятельности, инициативы и ответственности;

  • воспитание бережного и разумного отношения к природе, чувства ответственности за использование результатов своей деятельности.

- изучение биологии аборигенной КРС

изучение вопросов охраны природы и рационального природопользования

Возраст: 11 класс.

Время: 1 год.

Сроки: 2006-07 уч.год.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:



  • компьютер с выходом в Интернет

  • литература (научная, научно-популярная, справочная)

-КРС с подсобного хозяйства населения Кижинги, Ганги, Бахлайто.

Паспорт учебного исследовательского проекта

«Биология аборигенного КРС и перспективы их использования в селекционно-племенной работе »

Цель:


Изучить породы КРС, характеризующихся продуктивностью, малозатратностью на содержание с максимальным использованием естественных кормовых угодий.

- изучение способов определения возраста КРС, КПК важного фактора при


проведении племенной работы в животноводстве.

Гипотеза:

-разведение аборигенных пород КРС является примером рационального природопользования в условиях Кижингинского района.

Объект исследования:

- КРС, определение возраста номадных животных.
Предмет исследования:

- КРС, породы, хозяйственно-биологическая характеристика, значение в народном хозяйстве.

Задачи:

- пропаганда знаний о необходимости сохранения и восстановления генофонда аборигенных животных и развития номадного животноводства



  • изучение биологии аборигенного КРС

  • определение возраста КРС

- изучение вопросов разведения КРС номадного содержания в условиях
Кижингинского района.

План:


  • изучение литературы

  • практическая работа по методике

  • обработка результатов, их систематизация, обобщения

  • выводы.

Паспорт учебного информационного проекта

«Интуитивное использование природных химических веществ в бурятской народной медицине »

Цель:


изучить использование растительных объектов в лечении болезней дыхательных путей в системе народной медицины.

Гипотеза:

мы исходим из того, что лечебным началом любого лекарственного растения является определённое химическое вещество.

Объект исследования:

Определение химических веществ в лекарственных растениях, использующихся для лечения болезней верхних дыхательных путей, по справочникам.

Предмет исследования:

лекарственные растения, сборы лекарственных трав.

Задачи:


- изучить экологию лекарственных растений, произрастающих в Кижингинском районе.

- выявить химическое вещество, оказывающее лечебный эффект, по справочникам.

- обобщить и систематизировать химические вещества, входящие в состав
лекарственных растений.

План:


- изучение литературы по болезням верхних дыхательных путей.

  • изучение частоты и разновидностей заболеваний ВДП среди учащихся школы.

  • беседа с эмчи-ламой Иволгинского дацана Гунга - багшой о лечении болезней ВДП в тибетской медицине.

- опрос аптечных работников о средствах лечения болезней ВДП в традиционной медицине.

- сбор рецептов.



Паспорт учебного информационного проекта

«Бурятская народная медицина »

Цель:


- изучить приёмы и методы лечения различных болезней в системе народной
медицины.

Гипотеза:

- «Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего. Сегодня-
это вчера, сегодня это завтра».

Объект исследования:

- Изучение деятельности народных лекарей по справочной, популярной
литературе, рассказам старожилов и народных врачевателей.

Предмет исследования:

- приёмы и методы, используемые народными лекарями, лекарственные
растения, сборы лекарственных трав.

Задачи:


- изучить и систематизировать болезни, которые лечили народные врачеватели.

- выявить действующее начало, оказывающее лечебный эффект.

- обобщить и систематизировать лекарственные растения, входящие в арсенал народных лекарей.

План:


- изучение литературы по народной медицине (газеты, журналы, статьи
научных работников).

- беседа с народным лекарем Дамба-ахай.

- беседа с эмчи-ламой Иволгинского дацана Гунга - багшой о лечении
некоторых болезней.

- опрос медицинских работников о средствах лечения болезней в традиционной медицине.

- сбор рецептов.

Паспорт учебного исследовательского проекта

«Рациональное природопользование: влияние выпаса на состояние пастбищ»

Цель:


• изучить возможности рационального использования естественных кормовых угодий.

• изучение влияния выпаса на состояние пастбищ .


Гипотеза:

• рациональное природопользование - основа сохранения пастбищных -


угодий.

Объект исследования:



  • пастбища в окрестностях с Кижинга. Предмет исследования

  • влияние выпаса на состояние пастбищ. Задачи:



  • пропаганда знаний о необходимости сохранения и восстановления генофонда аборигенных животных и развития номадного животноводства

  • изучение вопросов разведения КРС номадного содержания в условиях Кижингинского района.

  • изучение влияния выпаса различных животных на состояние пастбищ

  • изучение влияния выпаса на состояние пастбищ животных номадного содержания.

  • определение качественного состояния пастбищ для аборигенных животных.

План:

1. Обзор литературы



  • место сельскохозяйственных животных в агросистеме

  • влияние выпаса на состояние пастбищ

  • номадные животные и рациональное природопользовании

4. Практическая часть
- выбор расположения объекта и размера пробной площадки
- изучение рекреационной нагрузки пастбища

- геоботаническое описание пастбищ

- значение сроков вегетации для определения качества сена,

- обработка результатов, их систематизация, обобщение, выводы,

- их систематизация, обобщение, выводы.

5. Литература



Паспорт учебного исследовательского проекта «Популяционная генетика в модельном эксперименте».

Цель:


• моделирование эволюционно-генетических процессов, происходящих
в популяции.

Гипотеза:

• возникающие мутации имеют значение для эволюции органического
мира.

Объект:


• популяционно-видовой уровень организации живой материи.
Предмет:

• моделирование процессов, происходящих в популяции.


Задачи:

  • в доступной форме смоделировать закон Харди-Вайнберга;

  • выяснить первичные преобразования, происходящие в популяции,

  • выяснить за счёт чего мутации сохраняются в популяциях

- чем определяется соотношение частот мутантных и нормальных
генов; мутантных и нормальных фенотипов

Новизна


• проекта заключается в том, что нами использован метод
моделирования, который редко используется в школьной практике при
изучении генетических процессов в популяциях.

Практическая значимость



• результаты данного исследования позволяют понять глубинные
процессы происходящие на популяционно-видовом уровне.

Проект «Этноэкология»

  • цель: изучение природоохранных традиций бурятского народа.

  • задачи: сформировать умение учащихся работать с литературой, делать опрос, анкетирование; воспитание бережного отношения к культуре своего народа; обосновать нормы рационального природопользования; развитие умений анализировать, обобщать, систематизировать.

Содержание:

  • сбор литературных данных по этноэкологии (статьи журналов, газет, книжные издания);

  • поисковая работа по этноэкологии по направлениям (опрос, анкетирование населения);

  • устное народное творчество

  • фенология

  • приметы

  • традиции природопользования.

  • систематизация поискового материала

  • обобщение и выводы

практический выход: реферат «Природоохранные традиции бурятского народа»


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница