Проект: «Виртуальный музей поселка Чульман»




Скачать 86.56 Kb.
Дата12.06.2016
Размер86.56 Kb.
Проект: «Виртуальный музей поселка Чульман»

Наш поселок был образован в 1926 году. В поселке нет музея, очень сложно найти и познакомиться с историей поселка Чульман.



Цель проекта: собрать и сохранить информацию о становлении и развитии нашего поселка, о людях, которые внесли существенный вклад в развитие поселка Чульман, создать презентацию, в которой можно очень легко найти любую информацию о нашей малой Родине.

Актуальность проекта: школьники, привыкшие воспринимать информацию в электронном виде, могут ознакомиться с ней дома, не ограничивая себя во времени. Информация, накопленная в музее, может распространяться свободно по локальной сети или на лазерных дисках

Срок реализации проекта: октябрь - май.

Краеведческая работа.

1. Поисковая работа: экскурсии в библиотеку, по родному поселку, к памятнику погибшим воинам в Великую Отечественную войну. Знакомство с историей поселка. Сбор экспонатов для музея.

2. Встречи: С родителями-жителями поселка, тружениками тыла, с участниками Чеченской и Афганской войн.

3. Конкурсы, выставки: «Люблю тебя, мой край родной» (выставка семейных рисунков и фотографий), «Моя семья», «Наша армия сильна».



Содержание проекта:

1. Подготовительный этап: Сбор материалов краеведческого характера, подбор художественной литературы, музыкального сопровождения, составление картотеки игр. Составление перспективного плана и конспектов.

2. Создание презентации.

3. Подведение итогов.

Скурлатов Руслан и Черней Данил, члены историко-краеведческого клуба «Поиск» школы № 21 ученики 5 класса представляют вашему вниманию проект «Виртуальный музей поселка Чульман».

Наш клуб работает с 2006 года, за это время членами клуба было собрано много интересного материала по истории поселка, биографический и фото материалы. И мы дальше продолжаем работать в этом направлении.

Цель нашей работы: собрать и сохранить информацию о становлении и развитии нашего поселка, о людях, которые внесли существенный вклад в развитие поселка Чульман, создать презентацию, в которой можно очень легко найти любую информацию о нашей малой Родине.

Гипотеза: если будет создан виртуальный музей п.Чульман, то больше молодежи будет знать о истории поселка, в котором мы живем, будут сохранены редкие фотографии и память о тех, кого уже нет с нами.

У нас в стране таких поселков много,

Но Чульман – самый близкий и родной,

Здесь началась твоя счастливая дорога,

Дорога в мир – чудесный и большой.

Р.Ф.Тимошенко, геолог

В этом году нашему поселку исполнилось 87 лет. Сегодня Чульман представляет собой один из крупнейших населенных пунктов Южной Якутии с населением более 10 тыс. человек, основное богатство которого – это, конечно же, люди. И мы решили сделать подарок нашему любимому поселку и его жителям – создали «Виртуальный музей».

Актуальность нашей работы очевидна, любовь к Родине начинается с места, где родился и вырос, с истории семьи, предприятия, города. Это исследование позволяет глубже узнать историю образования нашего поселка, пользоваться данными. Ценным является то, что нам удалось собрать и отреставрировать редкие фотографии, архивные материалы, документы, перевести их на электронный носители.

Путника, прибывшего в посёлок Чульман с северной стороны, горделиво приветствует живописная скала с романтическим название" Сопка любви. Её имя символично, ведь с любви начинается жизнь, а с этого места на слиянии ручья Локучакит и реки Чульман начался поселок, который первоначально назывался Утёсный. И родился он как будто из одного света - самый «солнечный металл» - золото и "солнечный камень" - уголь дали жизнь небольшому посёлку на юге Якутии.

В 1923 году на ключе Незаметный было открыто месторождение с необычайно высоким содержанием золота. Началась знаменитая "золотая лихорадка" Алдана.

Идея строительства Амуро - Якутской магистрали возникла давно. Теперь же, когда появилась необходимость связать растущие алданские прииски с Транссибом, она стала стремительно воплощаться в жизнь. Летом 1924 г. началась постройка зимнего Амуро - Якутского почтового тракта от станции Тоенаринская (140 км выше Якутска) через прииск Незаметный до поселка Ларинский (ныне Большой Невер). Груза по Амуро - Якутскому тракту перевозили тогда на лошадях, оленях, верблюдах, которых доставляли из монгольских степей. Эти экзотические караваны могли путешествовать исключительно зимой. Груза по замёрзшей реке Чульман доставляли на левый берег, чтобы летом отправить их дальше на север. Первое упоминание о населённом пункте Чульман в официальных документах относится к 1926 году. Эта дата и считается годом основания нашего посёлка. В "Списке населения зимних пунктов 4-х южных округов Якутии", изданном в Якутске материалам демографической переписи населения 1926 года, населенный пункт Чульман обозначен как зимовье с населением 19 человек (14 мужчин, 5 женщин), отдельных хозяйств насчитывалось пять.

Название поселению дала одноимённая река, которая, в свою очередь, вероятно, получила его благодаря кварцевой россыпи по своим берегам. Следует отметить, что эвенское слово "Чульман" неоднозначно по своему смыслу. Вот некоторые из его русскоязычных трактовок: "белый камень" "кварц", "кристалл". Интересно, что первоначально название нашего посёлка произносилось с ударением на втором слоге.

В это же время в Чульмане для борьбы с контрабандой был создан пропускной пункт ОГПУ. Контрабандисты отличались большой изобретательностью. Они заделывали золото в сбрую, запекали в хлеб, прятали в хозяйственном мыле, втирали песок в вату своих курток и даже глотали. Но опытные чекисты находили его всюду и изымали в таких количествах, что заставу ОГПУ называли "второй драгой".

Настоящее развитие Чульмана началось со строительства и ввода в эксплуатацию автодороги от Амура через р. Алдан на Якутск. Сооружение фактически развернулось в 1928-1932 г.г., когда был построен участок до Томмота.

Строители работали в исключительно трудных условиях: дорогу укатывали деревянным катком, жили в палатках, мёрзли, голодали. Но вышли победителями - построили магистраль, которой в последующие десятилетия предстояло стать артерией республики - подлинной дорогой жизни.

Один из первостроителей магистрали позже всю свою сознательную жизнь проработавший на Чульманской автобазе - Паутов Яков Ефимович.

Основой жизнедеятельности Чульмана стало создание в 1928 г. автопункта по обслуживанию автомобилей с подчинением его управлению "АЯМзолототранс", находящемуся в Невере. Строились первые мастерские, строился посёлок. Большая часть его жителей была занята на обслуживании трассы. Таким образом, автобаза "АЯМтранс" стала первым "посёлкообразующим" предприятием.

На левом берегу реки в 30-е годы уже появился посёлок дорожников, их мастерские, а также небольшая больница. В 1936 г. дорожная официально именовалась так: "Дорожно-Эксплуатационный участок АЯМ", а руководил им Ф.В. Малышкин.

В основном же, по воспоминаниям старожилов (в частности В.С. Иванова), посёлок в те годы раскинулся по правому берегу. Кроме жилых домов, здесь находились поселковый Совет, клуб, почта, управление службы пути, начальная школа, работали два магазина: один - "Золотопродснаба", другой - потребобщества "Буяга". Улиц было всего три - Набережная, Советская, Спортивная. Моста не было, летом работал паром.

В 1934 г. Чульман стал крупным населённым пунктом Тимптонского района. Здесь проживало 503 человека, работал ряд промышленных предприятий системы АЯМа: авторемонтные мастерские, кирпичный завод, угольная шахта, небольшая электростанция, почта, телеграф, телефон, радиостанция, больница на 10 коек.

В 1940 г. на его территории было расположено 85 жилых домов, общежитие шофёров, дом приезжих, школа - четырёхлетка на 140 человек, филиал промартели "Красная заря", хлебопекарня, клуб с киноустановкой, библиотека с книжным фондом 1500 экз., больница с родильным отделением, амбулатория, узел связи.

Началось строительство шестиквартирных домов по улицам 3-й Пятилетки. Октябрьской.

В апреле 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета ЯАССР центр Тимптонского района был перенесён из п. Нагорный в п. Чульман. В это время здесь уже проживает 1650 человек, Чульман был отнесён к категории рабочих посёлков.

Страшным испытанием для чульманцев, как и для всех соотечественников, стала война. В первые годы Великой Отечественной войны 150 водителей "АЯМ транса" вместе с автомобилями ушли на фронт. Оставшиеся работники автобазы встали на военную трудовую вахту. Стране нужны было золото и водители, работая за двоих, своевременно доставляли этот ценный груз, а так же оборудование, продовольствие, людей.

Только в 1941 г. на фронт ушли 93 чульманских дорожника. На их место встали женщины, на плечи которых и пала основная тяжесть по содержанию и строительству АЯМа в военные годы. (Полная информация о вкладе в победу над фашистской Германией оформлена в виде презентации и выложена на сайте историко-краеведческого клуба «Поиск»)

Ведущей отраслью в Чульмане продолжала оставаться автомобильная. В 1947 г. автотрасса дошла до Якутска. Грузооборот в пятидесятые годы по сравнению с сороковыми возрос в 2,5 раза. В 1951г. был построен первый постоянный мост через реку Чульман.

В это время в наших краях происходят события, давшие импульс последующим великим свершениям на территории Южной Якутии.

Чульман появился на свет благодаря золоту, но своим "вторым рождением" обязан "чёрному золоту" - углю.

Первые сведения об углях Южной Якутии были получены ещё в середине XIX века. А в 1936 г., при прокладке АЯМа, у будки "Пионер" дорожники врубились в мощный угольный пласт. Так родилась первая штольня.

Масштабные поиски полезных ископаемых начались в наших краях только после войны, когда Чульман стал настоящей геологической столицей Южной Якутии.

В 1951 г. геологи Г. Лагздина и О. Трешалова открыли угольный пласт "Пятиметровый", а год спустя Лазарь Минкин обнаружил пласт "Мощный".

В январе 1952 г. на базе Эвотинской, Чульманской, Аямской партии был создана Южно- Якутская комплексная экспедиция с базой в п. Чульман.

Объединившись в один коллектив, разведчики железа, угля и стройматериалов стали сообща закладывать фундамент под базу для чёрной металлургии на южно-якутской земле. (Подтверждение этому факту мы нашли в журнале «Вокруг света» за 1959г)

Первым начальником ЮЯКЭ был Кобеляцкий И.А. впоследствии министр геологии.

В 1953 г. был ликвидирован ГУЛАГ, и геологи заняли деревянные брусовые 2-х этажные дома и контору, построенные заключёнными 11-го управления НКВД.

ЮЯКЭ стал вторым "посёлкообразующим" предприятием. Говорят, геология - это не профессия, а образ жизни. В 50-60 годы геологи открыли крупные месторождения угля, железа, золота, слюды, флогопита и др. полезных ископаемых. В этот период во главе экспедиции стояли Бредихин С.И., затем - Ворона И.Д..

В 1963 г. Тимптонский р-н был ликвидирован и Чульман стал входить в состав Алданского района. В это время в посёлке разворачивалось ещё одно крупное строительство. Уже после войны стало ясно, что перспектива дальнейшего промышленного развития региона и Чульмана, а также алданских горнодобывающих предприятий невозможно без развития энергетического комплекса края.

Чульманская ГРЭС стала проматерью всех последующих электростанций региона, в том числе и Нерюнгринской, которая в декабре 1983 года дала свой первый ток.

По решению Министерства цветной металлургии СССР от 23 мая 1957года за № 153 было утверждено пректное задание на строительство Чульманской ЦЭС мощностью 26500 кВт, что давало возможность освоения богатых угольных месторождений и развитие золотодобывающей промышленности юга Якутии.

Станция была построена по схеме с поперечными связями. Были установлены 2 котла ЦКТИ – 75-39Ф, три котла БКЗ-754-39Ф, турбоагрегат К-12-35У и три турбоагрегата ПТ-12-35-10М. Оборудование главного корпуса разместилось в четырех отделениях: котельном, бункерном, деаэроторном, машинном. Построены три градирни циркулярного водоснабжения, дымовая труба и открытая распределительная устройство.

С началом строительства БАМа, обогатительной фабрики, Нерюнгринской ГРЭС, г.Нерюнгри потребность в электрической энергии стало стремительно нарастать. Мощность станции была доведена до 84000 кВт. ТЭЦ была и остается градообразующим предприятием для Чульмана.

В 1998 году ЧТЭЦ вошла в состав Нерюнгринской ГРЭС.

Чульманская ТЭЦ остаётся надёжным резервном Нерюнгринской ГРЭС.Так в 2002 году был проведён специальный эксперемент по развороту от ЧТЭЦ блока №2 НГРЭС на случай аварийной ситуации при полной потере собственных нужд. Персонал станции с поставленной задачей успешно справился.

5 февраля 2005 г. на ЧТЭЦ была зафиксировна выработка 10 миллиардного кВт. Часа электроэнергии. (Работа «История одного предприятия в фактах и лицах»)

Огромный вклад в строительство и развитие региона внесли Чульманские авиаторы.

Старожилы вспоминают, что ещё во время войны на необорудованную площадку лихие асы уже сажали самолёты. Существует даже легенда, что на Токо был Черчилль. Там базировался военный аэродром, а английский премьер - министр летел через Америку по маршруту перегоняемых самолётов и застрял на Токо на сутки. Говорят, хвалил русскую водку и ругал нашу погоду. (Более подробная информация представлена в работе «Аэропорт: вчера, сегодня, завтра»).

В нашем музее также представлена фотогалерея, где собраны фотографии разных лет, некоторые пришлось восстанавливать и редактировать. (Пролистать)



Наш виртуальный музей был представлен ученикам школы, вызвал большой интерес и желание приобрести его себе в домашнюю коллекцию, так же часть нашей работы размещена на сайте историко-краеведческого клуба «Поиск».


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница