Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья» Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья Бишкек 2010




страница1/4
Дата25.06.2016
Размер0.74 Mb.
  1   2   3   4
efca-logo_color_rus_s





Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья»


Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья


c:\documents and settings\admin\рабочий стол\фотографии керемет\video_ts кадр - 16603.jpg

Бишкек 2010

Фонд Евразия Центральной Азии (ФЕЦА), проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья», финансируемый Институтом Открытого Общества.


Пакет по поддержке прав детей с ограниченными

возможностями здоровья

Подготовлен: Омушевой Ж.Ж.,

консультантом проекта «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья».


Данный Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья выпущен в рамках проекта «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья».
В Пакете по поддержке прав описаны основные права детей с ограниченными возможностями здоровья на гарантированные государственные услуги. Представленная в данном Пакете информация поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья узнать больше о правах детей и добиваться их реализации.
Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья адресован родителям детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистам, работающим в сфере защиты прав детей, партнерам Фонда Евразия Центральной Азии, а также всем заинтересованным лицам.

В Пакете по поддержке прав использованы материалы проекта «Керемет Коч» ( ЮНИСЕФ, Фонд Сорос-Кыргызстан, Фонд Ага Хана и НТРК)


© Фонд Евразия Центральной Азии
720005, г. Бишкек, ул. Матросова 115/1

Тел.: 561163,

Факс: 577073
Web-site: www.ef-ca.org
«Государства-участники настоящей Конвенции, ... напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества, признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания ...».
Преамбула Конвенции ООН о правах ребенка

Уважаемые читатели!
В Кыргызстане дети с ограниченными возможностями здоровья, как и все другие дети, обладают всей полнотой прав и свобод, закрепленных в ратифицированных международных договорах Кыргызской Республики и действующих национальных нормативных правовых актах. Однако, многое сейчас требует изменения, нового взгляда на развитие, в частности, на то, что означает для нас положения Конвенции ООН о правах ребенка и Кодекса КР о детях действовать «в наилучших интересах ребенка»; какой должна быть «особая защита и помощь, предоставляемые государством» для детей с ограниченными возможностями здоровья, и многие другие.

В данном Пакете по поддержке прав предлагаем Вашему вниманию основные права детей с ограниченными возможностями здоровья на гарантированные государственные услуги. Представленная в данном Пакете информация поможет родителям детей с ограниченными возможностями здоровья узнать больше о правах детей и добиваться их реализации.


С уважением,
Жылдыз Омушева,
Консультант проекта ФЕЦА «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья»

Содержание:


  1. Права детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………5

  2. Право на образование………………………………………………………………………………..…..6

i Деятельность Психолого-медико-педагогических консультаций……....10

  1. Право на социальную защиту………………………………………………………………….…….13

  2. Право на здравоохранение……………………………………………………………………………15

  3. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья…………………16

  4. Право на доступ к объектам инфраструктуры…………………………………………………18

i Безбарьерная доступная среда…………………………………………………………….20

  1. Порядок установления инвалидности…………………………………………………………….24

  2. Порядок обжалования решений МСЭК…………………………………………………………..25

  3. Директорий организаций, предоставляющих услуги ДСОВЗ…………………………28

i г.Бишкек…………………………………………………………………………………………………28

ii Иссык-Кульская область ………………………………………………………………………32

iii Нарынская область………………………………………………………………………………33

iv Таласская область………………………………………………………………………………..34

v г.Ош……………………………………………………………………………………………………….35

vi Ошская область……………………………………………………………………………………37

vii Жалалабадская область……………………………………………………………………..38

viii Баткенская область…………………………………………………………………………….39

ix Учреждения системы здравоохранения и социальной защиты………40

х Учреждения системы образования………………………………………………….42



  1. Использованная литература…………………………………………………………………………….43



Список сокращений:
ГАСО Государственное Агентство социального обеспечения при Правительстве КР

ДСОВЗ Дети с ограниченными возможностями здоровья

ИПР Индивидуальная программа реабилитации

КПР ООН Конвенция о правах ребенка ООН

КР Кыргызская Республика

ЛСОВЗ Люди с ограниченными возможностями здоровья

МСЭ Медико-социальная экспертиза

МСЭК Медико-социальная экспертная комиссия

ПМПК Психолого-медико-педагогическая консультация


  1. ПРАВА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В Кыргызстане дети с ограниченными возможностями здоровья, как и все другие дети, обладают всей полнотой прав и свобод, закрепленных в ратифицированных международных договорах Кыргызской Республики и действующих национальных нормативных правовых актах. Дискриминация детей по признаку их ограниченных возможностей запрещается и преследуется по закону.


Существует целый ряд нормативно-правовых актов Кыргызской Республики, реализующих права детей на образование и социальное обеспечение:

  • Конституция Кыргызской Республики;

  • Закон КР «Об основах социального обслуживания населения в Кыргызской Республике»;

  • Указ Президента КР «О неотложных мерах по улучшению положения детей в республике»;

  • Кодекс КР «О детях»;

  • Закон КР «О правах и гарантиях лиц с ограниченными возможностями здоровья»;

  • Закон КР «О государственном социальном заказе»;

  • Закон КР «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах»;

  • Закон КР «О государственных пособиях в Кыргызской Республике»;

  • Закон КР «Об образовании»;

В соответствии с Конституцией КР детство является предметом заботы всего общества и преимущественной охраны законом. В Кыргызской Республике действует принцип обеспечения наилучших интересов ребенка. Это означает, что государство должно принимать все меры для того, чтобы максимально обеспечить права и свободы детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями, путем принятия законов, отражающих их насущные социальные потребности, а также эффективного исполнения таких законов.
Кроме того, права ДСОВЗ регулируются международным законодательством: Конвенцией ООН о правах ребенка, которую Кыргызстан ратифицировал в 1994 г. Конвенция ООН о правах ребенка, являясь важным международным договором Кыргызской Республики, закрепляет права детей с ограниченными возможностями.
В ст. 23 данной Конвенции установлено, что дети с ограниченными возможностями должны вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государство должно обеспечить ребенку с ограниченными возможностями эффективный доступ к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступ к средствам отдыха, таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка.
Приведенная статья Конвенции ООН о правах ребенка закрепляет международно-правовое обязательство государства создавать условия для эффективной реализации прав детей с ограниченными возможностями в Кыргызстане.
Однако, необходимо отметить, что, в большинстве случаев права ЛСОВ приходится отстаивать. ЛСОВ и их родственники добьются больших успехов, если сами осознают свои права и научатся их защищать.


  1. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Чтобы участвовать в жизни общества человеку необходимо получить доступные ему знания и навыки взаимодействия с миром вне семьи. Комплекс таких знаний и навыков дает ему образование. Современные международные нормы утверждают право на достойную жизнь для любого человека.


«Граждане Кыргызской Республики имеют право на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств»

Закон Кыргызской Республики «Об образовании», Ст.3.

»

Законодательство Кыргызской Республики согласно с международным и гарантирует равные права всем гражданам, в том числе людям с ограниченными возможностями.

В числе гарантированных Конституцией КР прав важная роль отведена закрепленному Законом КР «Об образовании» праву ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование.


c:\documents and settings\admin\рабочий стол\фотографии керемет\video_ts кадр - 14448.jpg


Право на получение образования детьми с недостатками в физическом и умственном развитии и детьми с особыми нуждами:

Дети с недостатками в физическом и умственном развитии и дети с особыми нуждами имеют гарантированное право на получение бесплатного образования в государственных общеобразовательных организациях и начального профессионального образования, адекватного их физическому состоянию и возможностям.

Для детей с недостатками в физическом и умственном развитии и детей с особыми нуждами, не способных получить образование в государственных образовательных организациях на общих основаниях, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики создаются особые условия, включая открытие специальных групп, классов или организаций, обеспечивающих их лечение, образование, профессиональную подготовку, социальную адаптацию и интеграцию в общество1.
Государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями здоровья создание необходимых условий для доступа к получению информации, образования и профессиональной подготовки.


Дошкольное

Образовательные

учреждения совместно

с органами социальной защиты

и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья, получение среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.



Внешкольное воспитание и образование ДСОВЗ



Среднее общее




Начальное профессиональное


Среднее профессиональное


Высшее профессиональное

Воспитание и обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья и их детей в государственных общеобразовательных учреждениях осуществляется бесплатно и без ограничения в возрасте. Негосударственные образовательные учреждения вправе устанавливать льготы по оплате за обучение детям с ограниченными возможностями здоровья.


Государство в целях обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья необходимым профессиональным и трудовым навыкам согласно индивидуальной программе реабилитации и при невозможности предоставления услуг по дополнительному образованию государственными учреждениями вправе закупать социальные услуги у реабилитационных центров соответствующего профиля2.


  • Социальная защита особого контингента учащихся

Государство проводит политику социальной защиты детства и берет на государственное обеспечение детей-сирот, а также детей, страдающих тяжелыми формами заболеваний или имеющих недостатки в физическом или умственном развитии.

Воспитанники детских домов после получения основного общего (среднего общего) образования имеют право на получение бесплатного начального профессионального образования.

Для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, организуются специальные группы, классы или организации, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Открытие и ликвидация организаций для детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, осуществляются Правительством Кыргызской Республики.

Направление детей в эти организации проводится по заключению медицинской комиссии и с согласия родителей (законных представителей) в установленном порядке. Категории детей, направляемых в эти организации, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются соответствующими медицинскими комиссиями.

Для детей, представляющих социальную опасность и нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, создаются специальные учебно-вспомогательные организации, обеспечивающие их образование, профессиональную подготовку и медико-социальную реабилитацию.

Направление учащихся в организации для детей, представляющих социальную опасность и нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения, осуществляется только по решению суда3.
Формы обучения. Образование, профессиональная подготовка и повышение квалификации лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляются в различных формах, в том числе в очной, очно-заочной и дистантной формах, экстерном, путем обучения в специальных группах, классах и по индивидуальным учебным планам, включая обучение на дому4.
Дошкольное воспитание. В целях создания наиболее благоприятных возможностей для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста и оказания им необходимой реабилитационной помощи в детских дошкольных учреждениях общего типа создаются условия для пребывания в них детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения5.


Школьное обучение. Среднее (полное) общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости - в специальных учебных заведениях.

Учебные занятия организуются также для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях6.


Внешкольное обучение. В целях всестороннего и гармоничного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитания у них общественной активности, интереса к труду, приобщения к науке, технике, искусству и спорту органы образования, другие государственные органы обязаны обеспечивать доступность внешкольного воспитания детям с ограниченными возможностями здоровья, создавая для этого необходимые условия7.
Начальное, среднее и высшее профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в учебных заведениях общего типа, а при необходимости в специальных учебных заведениях.

Учебные занятия организуются также для детей с ограниченными возможностями здоровья, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях.

Лица с ограниченными возможностями здоровья в случае положительной сдачи вступительных экзаменов при прочих равных условиях имеют преимущественное право на зачисление в образовательные организации начального, среднего и высшего профессионального образования.

Органы образования совместно с органами социальной защиты ежегодно устанавливают норматив по квотированию мест в бюджетные отделения учебных заведений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья8.


Воспитание и обучение на дому. В случаях, когда отсутствует возможность осуществлять воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях общего типа или специальных образовательных организациях, и с учетом желания родителей, воспитание и обучение проводятся на дому. При этом, одному из родителей либо лицу, его заменяющему, предоставляется материальное обеспечение и льготы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Кыргызской Республики. Органы управления образованием и образовательные организации обеспечивают обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на дому по общеобразовательной или индивидуальной программе.c:\documents and settings\admin\рабочий стол\фотографии керемет\video_ts кадр - 4850.jpg

Соответствующие образовательные организации по месту жительства детей с ограниченными возможностями здоровья оказывают помощь родителям в их обучении на дому9.


Охрана здоровья детей и учащейся молодежи. Образовательные организации и органы местного самоуправления создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья детей и учащейся молодежи.

Учебно-трудовая нагрузка, режим занятий учащихся, в том числе физической культурой, определяются образовательной организацией на основе рекомендаций органов государственного управления образованием Кыргызской Республики по согласованию с государственными органами Кыргызской Республики в области здравоохранения.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, Правительство Кыргызской Республики и органы местного самоуправления создают условия для обучения в оздоровительных учреждениях. Учебные занятия могут проводиться также на дому и в лечебных учреждениях10.
Права и обязанности ДСОВЗ и их родителей (или законных представителей). Родители (или законные представители) несовершеннолетних детей также имеют права, это:

- выбирать формы обучения, типы и виды образовательных организаций, а также давать ребенку образование в семье (в особых, исключительных случаях);

- направлять ребенка в образовательные организации на любом этапе обучения для продолжения его учебы;

- требовать соблюдения прав обучающегося на получение образования в рамках государственных образовательных стандартов.


Родители (законные представители) имеют право в исключительных случаях дать ребенку начальное общее, основное общее и среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательной организации.
Родители (законные представители) обязаны:

- создавать детям условия для жизни и учебы, обеспечивающие здоровье, развитие их духовных и физических сил, нравственное становление в семье;

- определять детей в образовательные организации и гарантировать получение ими основного общего образования;

- поддерживать сотрудничество с учреждениями образования.


Родители (законные представители) за неисполнение обязанностей по получению ребенком основного общего образования несут административную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики11.

i Деятельность Психолого-медико-педагогических консультаций
Деятельность психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) является одним из первых важных звеньев в цепи мер, обеспечивающих реализацию конституционного права детей с ограниченными возможностями при получении базового образования.
Основные цели и задачи ПМПК:


  • Содействие в обеспечении доступности к образованию ДСОВЗ;

  • Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование в целях определения нарушений в развитии ребенка, особенностей личностного, умственного и речевого развития, выявления причин трудностей в обучении и оказание консультативной помощи;

  • Определение программы обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями с учетом прав и интересов самого ребенка;

  • Консультирование родителей, учителей, представителей общественности, НПО по вопросам психофизического развития ДСОВЗ и организации коррекционной работы с ними;

  • Осуществление психолого-медико-педагогического сопровождения детей с диагностически сложными нарушениями, определенных в образовательное учреждение с испытательным сроком;

  • Проведение разъяснительной работы среди населения, работников учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения о необходимости более полного выявления детей и подростков с отклонениями в развитии в целях обеспечения им доступности к образованию;

  • Подготовка развернутых рекомендаций педагогам массовых общеобразовательных учреждений района по вопросам организации и содержания работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Направление детей и подростков на районную ПМПК может быть по инициативе органов или учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, а также родителей или лиц, их заменяющих. Обследование детей проводится в присутствии родителей или законных представителей.
К сожалению, не во всех городах и районах республики функционируют ПМПК. Ниже приводим контактные данные существующих ПМПК по республике:


  1. Республиканская психолого-медико-педагогическая консультация

г. Бишкек, ул. Кулатова, 37. (в здании спецшколы для слепых и слабовидящих детей)

Айыльчиева Галина Осмоновна




  1. Бишкекская городская психолого-медико-педагогическая консультация

г. Бишкек, ул. Пушкина, 125. (в здании СШ №2)

Тел.: (0312) 613702

Безродняя Галина Васильевна


  1. Психолого-медико-педагогическая консультация Московского района

Чуйская область, с. Беловодское, ул. Ленина, 27.

(03131) 51197, (0551) 821883

Спивакова Галина Анатольевна


  1. Ошская городская психолого-медико-педагогическая консультация

Г.Ош, м-н Торобай Кулатова, б\н., школа-интернат для слепых и слабовидящих.

(0550) 22-50-14

Кудайкулова Айгуль Мамажановна.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница