«Продуктивные методы изучения слов (агнонимов, диалектизмов), частей речи на уроках русского языка в начальной школе»




Скачать 41.25 Kb.
Дата13.08.2016
Размер41.25 Kb.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 61» г. Новокузнецк




«Продуктивные методы изучения слов (агнонимов, диалектизмов), частей речи на уроках русского языка в начальной школе»

Учитель начальных классов:

Острых Елена Федоровна

г. Новокузнецк- 2015г.

Современный образовательный процесс характеризуется обилием методов и приемов изучения лингвистических понятий, слов агнонимов (это слова, значение которых непонятно носителям языка) и слов, которые относятся к исконно-русской лексике.

Тем не менее, способы деятельности учителя и ученика во время урочного часа можно четко разделить на активные способы деятельности (продуктивные) и пассивные (традиционные).

Как правило, продуктивные методы актуализируют внимание обучающихся, школьники активно включаются в учебную деятельность, у них пробуждается интерес к изучаемым лингвистическим понятиям и словам.

Среди продуктивных методов и приемов изучения слов, относящихся к исконно русской лексике и слов агнонимов, а также понятиях о частях речи на уроках русского языка выделяются следующие:



  1. Метод ассоциаций;

  2. Метод выравнивания;

  3. Метод культуроориентированного анализа слова;

Метод ассоциаций предполагает первоначальное объяснение учителем что такое ассоциация. Прежде всего, ассоциация — это представление, сопоставление одного предмета или явления с другим (например, учитель задает вопрос: «Ребята, какие у вас возникают ассоциации (представления) при слове лето?», ученики отвечают: «Лето – зеленое, веселое, большое, солнечное…» и т.д.). После объяснения учитель называет слово, которое должно вызвать ассоциации, обучающиеся записывают представления, которые у них возникают. Далее следует этап анализа ассоциаций и сопоставление собственных ассоциаций с представлениями других учеников.

При изучении раздела «Части речи» у учителей начальных классов нередко возникают трудности. Обучающиеся не запоминают названия и значения частей речи, но, как водится, школьники правильно классифицируют части речи и, соответственно верно подбирают к ним вопросы. Существенную помощь в запоминании значений частей речи окажет такой ассоциативный прием, как лингвистическая сказка. Она образно и занимательно поведает о стране под названием Речь и ее жителях: Имени Существительном, Имени Прилагательном, Глаголе, Междометиях, Наречиях, Предлогах.

Приведу пример собственной сказки, составленной к урокам русского языка для изучения темы «Имя прилагательное».



Лингвистическая сказка

Любите ли вы, ребята, сказки слушать, да запоминать? Приглашаю Вас сказку послушать, да поразмышлять.

Жил в одной волшебной стране под названием Речь Кораблик, он принадлежал к флотилии, которая носила гордое название Имя Существительное. Кораблик плавал по морям и океанам, встречал отважных путешественников, синего кита, морские звезды. Он восхищался ими и говорил: «Ах! Кит!», «Ах. Морская звезда!».

К сожалению, кит и морская звезда не принимали его комплименты, а наоборот, обижались. Обижались потому, что кораблик не знал слова, которые украшают речь, не знал слова, которые нарекают небо голубым, водоросли изумрудными, кита огромным.

Эти волшебные слова делают прекрасными все предметы на свете и даже сам Кораблик, если к нему подобрать такие слова становится легким, быстрым, статным и стройным!

И когда кораблик понял, что есть в стране под названием Речь прекрасные слова, украшающие любой предмет, он стал их произносить! И тогда кит сделался огромным, морская звезда жемчужно-розовой, а солнце золотым. А еще он запомнил одну простую истину, эти волшебные слова всегда стоят рядышком со словами, называющими предмет (или Именами Существительными), прилагаются к ним. Именно поэтому их и назвали Имена прилагательные, то есть прилагающиеся к предмету, украшающие его.

Метод выравнивания в большинстве случаев используется при работе со словами, значение которых частично или полностью неизвестно школьникам, эти слова не входят ни в активный, ни в пассивный словарь учеников (это слова агнонимы, архаизмы, диалектизмы). При анализе таких слов учитель отталкивается от имеющихся у детей знаний, от особенностей контекста, от языковой загадки детей. Учитель не стремится к тому, чтобы с помощью комментария восполнить все пробелы в знаниях учеников.

Метод культуроориентированного анализа слов используется при работе со словами, относящимися к исконно русской лексике, такими как: балалайка, матрешка, кокошник. Цель этого метода – показать, как в слове отразились особенности национальной культуры народа. Этапы работы: презентация слова, работа над современным значением слова, актуализация представлений о предмете, действии или признаке, поиск соответствий в других языках.



Все вышеперечисленные методы работы со словом на уроках русского языка в начальной школе продуктивно влияют на образное восприятие школьников, у учеников становится богаче и разнообразнее речь, развивается аналитический подход к языковой проблеме. Знание о каком-либо понятии уже не является «догмой», а может иметь несколько различных самих по себе значений.
Литература

  1. Граник Г.Г. Когда книга учит [Текст]/ Г.Г.Граник, С.Н.Бондаренко, Л.А Концевая/ серия «Библиотека учителя и воспитателя». - «Педагогика», 1991, - 300 с.

  2. Люстрова З.Н. Друзьям русского языка [Текст]/ З.Н. Люстрова, Л.И. Скворцов, В.Я. Дерягин/ книга о развитии современного русского языка и его месте в культуре. - М. Знание, 1982. – 160 с.

  3. Назаренко Е. Н. Современный русский язык. Фонетика. Лексика. Фразеология. Морфология [Текст]/ Е. Н. Назаренко/ учебное пособие для студентов филологических специальностей. - Ростов-на Дону, Феникс, 2003. – 160 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница