Прочитайте текст и ответьте на вопросы (к слову адаптация) (adaptacia)




Скачать 44.38 Kb.
Дата21.06.2016
Размер44.38 Kb.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы (к слову АДАПТАЦИЯ)

(adaptacia)

(1)На вершине своего развития в Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. (2)Серебряный век был оборван политическими, военными и социальными потрясениями 1917–1922 гг. (3)Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств – ведь у культуры есть собственные источники и логика развития. (4)Серебряный век и не исчез. (5)Он был разорван, но отдельные его традиции продолжали существовать некоторое время в культуре революционного романтизма, а большая часть – в культуре «России №2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920–30-х гг.

(6)Покинувшие Россию в результате революции и Гражданской войны составили за границей уникальное сообщество. (7)Исключительность его состояла в той сверхзадаче, что поставила перед беженцами из России история. (8)Один из литераторов Российского зарубежья В. Абданк-Коссовский писал в газете «Возрождение»: «Ни одна эмиграция… не получала столь повелительного наказа продолжать и развивать дело родной культуры, как зарубежная Русь» (Возрождение. Париж, 1956. № 52. С. 121). (9)Сохранение и развитие русской культуры в традициях Серебряного века и ставит эмиграцию 20–30-х гг. в положение культурного феномена. (10)Ни вторая, ни третья волны эмиграции из России общих культурно-национальных задач (да и вообще каких-либо объединительных целей) не ставили.

(11)Активному продолжению духовных традиций Серебряного века способствовала и высокая доля культурных людей в составе эмиграции. (12)За пределами России оказалась едва ли не половина творчески активных носителей прежней культуры, ведущих представителей философии и искусства Серебряного века. (13)Создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, – а культура есть. (14)История поставила жестокий эксперимент, который подтверждал высказанную еще самими деятелями Серебряного века истину: главное в сохранении национального лица – это не государство и не экономика, а культура. (15)Распад государства не влечет за собой гибели нации. (16)Только гибель культуры означает исчезновение нации.

(17)Эта эфемерная «Россия № 2», не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, разбросанная по разным странам мира, держалась только одним – сохранением прежней культуры России в инокультурном, инонациональном окружении. (18)В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования. (19)«Мы не в изгнании. Мы – в послании», – говорил Д.С. Мережковский. (20)Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции. (21)Культура Российского зарубежья оказалась фантомным отражением Серебряного века, в атмосфере которого выросли ее представители.

(22)Спектр духовной жизни России в первое десятилетие ХХ в. самым катастрофическим образом сузился до единственной дилеммы: сохранять (консервировать) или развивать (и значит приспосабливать, адаптировать) вывезенную русскую культуру. (23)Оба пути были возможны. (24)Ведь особенностью культуры Серебряного века была как раз ее всемирность, с одной стороны, и современная «русскость» – с другой.

(25)Задача сохранения культуры долгое время казалась более важной, ведь едва ли не десятилетие эмиграция жила надеждой вернуться. (26)На собрании русских эмигрантов в Париже в 1924 г. И.А. Бунин говорил: «Наша цель – твердо сказать: подымите голову! Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас» (Бунин И.А. Миссия русской эмиграции // Слово. 1990. № 10. С. 67). (27)Мемуаристику, философские сочинения и политические публикации объединяла идея культурной миссии эмиграции. (28)Слова Романа Гуля «Мы не покинули Россию, мы унесли ее с собой» стали лейтмотивом многих авторов. (29)Культура в этой ситуации «посланности», исполнения исторической миссии приобретала исключительное значение.

(30)На позднем этапе пореволюционной эмиграции миссия сохранения традиций духовной жизни прежней России постепенно уступает место задаче приспособления к окружающей культурной среде, вхождения в мир европейской культуры. (31)Та часть культуры Российского зарубежья, которая не могла перешагнуть эту грань, составила наследие прежней России, предназначенное потомкам.


1. В каком предложении текста объясняется, почему, несмотря на потрясения 1917-1922 г.г. в России, культура Серебряного века не исчезла.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 5


2. Какую задачу ставила пред собой русская эмиграция первой волны? В каком предложении содержится ответ на этот вопрос?

1) 6 2) 7 3) 9 4)10


3. Укажите синоним слова «феномен». (Предложение 9.)

1) исключительность 2) образованность

3) начитанность 4) значительность
4. В каком предложении объясняется уникальность сложившейся ситуации в «России №2»?

1) 12 2) 13 3) 14 4)15



5. В чём заключалась миссия русской эмиграции? Укажите номер предложения, в котором содержится точный ответ на этот вопрос.

1) 18 2) 19 3) 20 4) 21


6. В тексте говорится о двух путях развития русской культуры в эмиграции и о том, что оба пути были возможны. В каком предложении содержится объяснение вышесказанному.

1) 22 2) 23 3) 24 4) 25


7. В предложении 27 употребляется слово «мемуаристика». Каково его значение?

1) воспоминания

2) романы

3) переписка

4) автобиография
8. В предложении 28 употребляется слово «лейтмотив». Какой фразеологизм близок по значению этому слову?

1) С красной строки

2) Красной нитью проходит

3) Краеугольный камень

4) С чистого листа
9. В каком предложении выражается основная идея текста?

1) 6 2) 17 3) 29 4) 30


10. В каком предложении даётся ответ на вопрос: «Почему задача сохранения русской культуры представлялась эмигрантам более важной, чем задача адаптации русской культуры к окружающей культурной среде?»

1) 25 2) 26 3) 27 4) 28

Ответы: 1 – 3; 4 – 2; 7 – 1; 10 – 1.

2 - 3; 5 – 3; 8 – 2;

3 – 1; 6 – 3; 9 – 2;

Источник: Алжибаева Л. Н., Гращенкова А. М. и др.



Уроки русского языка с применением информационных технологий

10-11 кл. Москва ООО «Планета» 2013


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница