Проблемы языка в философии и теoлогии ХХ в




Скачать 24.54 Kb.
Дата13.08.2016
Размер24.54 Kb.
Институт философии СПбГУ

Кафедра логики

Магистратура 5575 «Религиоведение»,

2 курс, 4 семестр

2015-2016 уч. г.

(12 ч. лекц., 12 ч. сем., форма отчетности: зачет)



Проблемы языка в философии и теoлогии ХХ в.
К. ф. н., асс. Карпов Г. В.
Формирование у студентов-магистров общих представлений о ситуации вокруг проблем обоснования религии в аналитической традиции философии начала и середины XX века. Совместное изучение текстов ведущих аналитических философов того времени с целью: 1) реконструировать их позиции в отношении религии и религиозного языка; 2) дать критическую оценку точки зрения и аргументам рассматриваемых текстов; 3) включить аналитическую философию религии, как совокупность ряда критических воззрений на существо религии в смысле мировоззрения, в круг тем, составляющих понятие философия религии вообще, – и, тем самым, восстановить аналитическую традицию в правах корректного инструмента анализа религиозных феноменов.

Темы курса.

Историко-философский контекст дискуссий о религиозном языке в XX веке: Аквинат (космологические и телеологические доказательства бытия Бога) и вариации Дунса Скота; Ансельм; Декарт, Локк и Беркли. Критика теизма: Юм, Кант. Лингвистическое течение аналитической философии в XX веке: стиль аналитического движения, направления лингвистической философии (фреге-расселовсоке, витгенштейнианское).

Предложения религиозного языка и принцип верификации. Возникновение "аналитической философии религии". В Англии в начале XX в. Проблема существования религии как проблема осмысленности ее языка. Антитеологический эмпиризм Венского кружка. Карнап о невозможности верификации метафизических утверждений; Айер о сильном и слабом верификационизме, доказательство бессмысленности теистических, атеистических и агностических синтетических утверждений.

Эсхатологический верификационизм Джона Хика: несимметричность религиозных высказываний и притча о "небесном граде".

Религиозный язык и фальсификация. Методологические принципы Кала Поппера в приложении к христианской теологии. Энтони Флю о невозможности фальсификации высказываний религиозного языка (притча о "невидимом садовнике").

Критика фальсификационизма. Язык религии как язык морали. Хейр о наличии смысла в нефальсифицируемых иррациональных высказываниях: мораль как смыслообразующий элемент религиозного языка и "притча о сумасшедшем".

Аналогия в релегиозном языке. Реформированная эпистемология Элстона и Алвина Плантинга: Вильям Элстон и его критика аналогии как средства познания бога (эпистемологический анализ высказывания "Бог благ" Аквинского). Смедес (Smedes) и модусы высказываний о боге. Ян Рамсей и кумулятивная теория аналогии.



Рассел и Витгенштейн о религиозном языке. Рассел, "Философские очерки" (1910): проблема поиска логической формы для феномена веры и способа его языкового выражения. Рассел "Is there a God?" ("Чайник Рассела" и ошибки в аргументативных схемах религиозного языка). Витгенштейн: религиозный язык как особый тип игры, нацеленной на выражение чувств и убеждений верующего. Правила игры как источник смысла выражений. Проблема веры и тема "мистического" в "Трактате". Критика "игровой" концепции Витгенштейна: Дэви Филлипс о конкуренции языковых игр в отношении высказываний о жизни и смерти; Оливер Донован об этическом релятивизме и изоляции языковых игр друг от друга.

Перформативная интерпретация религиозного языка: Остин о неописательных функциях языка (клятвы, обещания и благословения). Бенджамен Рей о взаимосвязи перформативной и социальной функции религиозного языка. Религиозный язык как императив. Императивная интерпретация: Брейсвайт (Braithwaite) о связи религиозного языка и языка морали. Натан Катц о перформативах "Лотосовой сутры".


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница