«Проблемы разработки и реализации стратегических конкурентных преимуществ на предприятии»




страница1/8
Дата13.07.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»


Факультет менеджмента
Кафедра общего и стратегического менеджмента


БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

На тему: «Проблемы разработки и реализации стратегических конкурентных преимуществ на предприятии».

Студент группы № 422 Габова Екатерина Александровна

Руководитель ВКР

К.э.н., доцент Титов В.Н.

Москва 2014


Оглавление





Введение 2

Глава 1. Конкурентоспособность и методы ее оценки 4

1.1Понятие и содержание концепта «конкурентоспособность» 4

1.2Подходы к определению конкурентоспособности 14

1.3Экономическое поведение организации по обеспечению повышения конкурентоспособности 20

Глава 2. Практические аспекты разработки и принятия стратегических конкурентных преимуществ ООО «ИнжГазСтрой» 30

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Ингазстрой» 30

2.2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «ИнжГазСтрой» 31

2.3. Анализ стратегических конкурентных преимуществ ООО «ИнжГазСтрой» 42

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию стратегических конкурентных преимуществ ООО «ИнжГазСтрой» 47

3.1. Совершенствование стратегии развития конкурентоспособности ООО «ИнжГазСтрой» 47

3.2 Мероприятия, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние и высокий уровень развития организации 54

3.2.1 Списание безнадежной дебиторской задолженности 54

3.2.2 Лизинг 57

Заключение 60

Список использованной литературы 62

Приложение 1 67

Приложение 2 68





Введение

Конкурентоспособность – это одна из важнейших составляющих успеха любой организации. Она не только отражает отличия развития данной фирмы от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности, но и побуждает производителей улучшать ее качество, снижать затраты на производство, повышать производительность.

«Конкуренция представляет собой важнейший признак рыночных отношений, и выражает конфигурацию взаимного соперничества субъектов предпринимательства» [Голубков, 2010, с.56]. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлеченного в борьбу между двумя более или менее четко обозначенными соперниками по бизнесу.

На сегодняшний день разработаны специальные инструменты стратегического и конкурентного анализа, результаты которых в том числе применяются для разработки стратегий укрепления корпоративной конкурентоспособности. Каждый из них имеет отличительные черты и специфические методики. Однако не каждый метод конкурентного анализа дает целостную картину не только нынешней ситуации на рынке, но и позволяет с высокой долей вероятности делать верные прогнозы будущих изменений. Возникает проблема выбора наиболее оптимального метода с учетом специфики деятельности компании.

Объектом исследования является ООО «ИнжГазСтрой».

Предметом исследования являются факторы и условия формирования стратегии конкурентных преимуществ.

Целью исследования является изучение процесса управления конкурентоспособностью предприятия.

В рамках поставленной цели, были поставлены и решены следующие задачи:

1.Изучить теоретические основы управления конкурентоспособностью организации;

2.Проанализировать управление конкурентоспособностью ООО «ИнжГазСтрой»;

3.Разработать мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности ООО «ИнжГазСтрой».

Теоретической основой данной работы являются научные труды ученых России и зарубежья в области конкуренции и формирования конкурентных преимуществ, менеджмента, экономики и маркетинга.

В качестве методологической основы исследования использовались различные виды и методы системного, сравнительного, функционального, экономико-статистического и структурного анализа, синтеза и метод иерархической декомпозиции. На этапе сбора информации использовались: наблюдение, интервью. Для того чтобы выявить планируемые показатели использовалось организационное проектирование и планирование.

Работа состоит из введения, основной части, заключения, приложений и библиографии.


Глава 1. Конкурентоспособность и методы ее оценки

    1. Понятие и содержание концепта «конкурентоспособность»

Конкуренция – это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Невозможно разработать эффективную стратегию без глубокого понимания характера и специфических особенностей конкурентной среды.

В общем случае термин «конкуренция» определяется как активный процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы производителей и поставщиков, имеющий место в ходе реализации на рынке продукции, ресурсов, а также экономическое соперничество между обособленными товаропроизводителями или поставщиками товаров (услуг) за наиболее выгодные условия сбыта. Для раскрытия экономической сущности понятия «конкуренция» в Приложении 1 приведен обзор определений разных авторов.

Большой вклад в разработку проблемы конкурентоспособности товаров и организаций внесли такие зарубежные ученые как Ансофф И., Вирсема Ф., Джакот Дж.Х., Дракер П., Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж, Мейсон Р., Мескон М., Портер М., Треси М., Чемберлен Э., Ли Якокко и другие.

Среди отечественных работ выделяются труды ученых, таких как Азоев Г.Л., Багиев Г.Л., Голубков Е.П., Коробов Ю.П., Короткое Э.М., Мишин В.М., Млоток Е., Моисеева Н.К., Скобелева И.П., Спиридонов И.А., Фатхутдинов Р.А., Юданов А.Ю. и другие. Их работы посвящены исследованию проблемы конкурентоспособности и изучению отдельных сторон процесса формирования и обеспечению конкурентоспособности коммерческих организаций таких российских специалистов как.

Неотъемлемой составляющей рыночной экономики является конкуренция, в соответствии с которой на рынке обеспечиваются:



  • наилучшее согласование планов производства продукции (услуг) производителей с потребностями потенциальных покупателей;

  • наиболее эффективное расходование различных видов ресурсов, используемых при производстве готовой продукции (оказании услуг);

  • распределение доходов между товаропроизводителями в соответствии с достигнутыми ими конечными экономическими и финансовыми результатами предпринимательской деятельности.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами: качество продукции и услуг; наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта; уровень квалификации персонала и менеджмента; технологический уровень производства; налоговая среда, в которой действует предприятие; доступность источников финансирования.

Наиболее распространенными видами конкуренции являются ценовая и неценовая конкуренции. Ценовая конкуренция предполагает соперничество между организациями посредством снижения цен на выпускаемую продукцию без изменения ее потребительских свойств. Неценовая конкуренция осуществляется за счет повышения качества товара (услуги), уровня сервисного обслуживания покупателей, а также расширения ассортимента выпускаемых товаров.



Фактор конкурентоспособности - причина, наличие которой необходимо и достаточно для изменения одного или нескольких критериев конкурентоспособности.

Классификация факторов конкурентоспособности представлена на рис. 1.



image1

Рисунок Классификация факторов конкурентоспособности
Одним из показателей оценки перспективности развития целевого рынка (отдельных отраслей, ее сегментов) является жизненный цикл, на котором он находится. Стадия жизненного цикла отражает потенциальные возможности дальнейшего развития рынка, а также присутствующих на нем субъектов предпринимательской деятельности. Ситуация на рынке и масштаб конкуренции меняются не только в связи с переходом на новую стадию жизненного цикла, но и под влиянием движущих сил.

Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:


  • товары,

  • предприятия (как производители товаров),

  • отрасли (как совокупности предприятий, предлагающих товары или услуги),

  • регионы (районы, области, страны или их группы).

Конкурентоспособность — это свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения какой-либо потребности в сравнении с аналогичными объектами, представленными на данном рынке, т.е. это способность товаров отвечать требованиям рынка и запросам покупателей. С одной стороны, конкурентоспособность определяется качеством товара, а с другой стороны — его ценой. Большое влияние на конкурентоспособность оказывает также мода, реклама, имидж предприятия, ситуация на рынке и другие факторы.

Понятие конкурентоспособности — это очень важный критерий, характеризующий возможность предприятия существовать на рынке.

Конкурентоспособность — это полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая получение определенной нормы прибыли.

Термин конкурентоспособность не имеет согласованного и признанного исследователями определения, как в зарубежной, так и российской литературе. Ниже представлены ряд определений конкурентоспособности.

Конкурентоспособность - обладание свойствами, создающими преимуществами для субъекта экономического соревнования (конкурентной борьбы). Конкурентоспособность – это понятие, которое не только более полно отражает требования рынка, но, что особенно важно,ориентирует субъекты конкурентной борьбы на активные действия по завоеванию рыночных позиций, их удержанию, укреплению и расширению. (Гельвановский, 2008).

Конкурентоспособность - способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время, обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе. (Совет по конкурентоспособности, 1992)

Конкурентоспособность - борьба за ограниченный объем платежеспособного спроса, ведущаяся фирмой на доступных ей сегментах. (Куприянова, 2011).

Таким образом, конкурентоспособность имеет ряд отличительных свойств.

Во-первых, в самом названии термина заключено: конкуренция и способность. Конкуренцию можно рассматривать как соперничество на рынке, как элемент рыночного механизма для баланса спроса и предложения, а также как критерий определения отраслевого типа рынка. В последнем случае стоит отметить, что конкуренция понимается уже не как просто состязание, а как свойство рынка, которое показывает взаимозависимость рыночных условий и поведения агентов рынка. В настоящее время конкуренция характеризуется в большей степени нематериальными аспектами, такими как бренды и ноу-хау. Естественно, изменение природы конкуренции сказывается на конкурентоспособности.

Во-вторых, конкурентоспособность понятие многоуровневое. Различают конкурентоспособность стран, фирм, отраслей и товаров. Данная работа о конкурентоспособности на уровне фирмы, однако при описании способности конкурировать любой фирмой стоит учитывать страновые и отраслевые особенности, а также специфические характеристики товара или услуги. В данном случае учитывается благоприятная инфраструктура, инвестиционный климат, субсидии производителям, протекционистские меры. В условиях глобализации большинство компаний состоит из разных производственных единиц, расположенных в различных странах, в которых могут быть совершенно разные формы государственного регулирования предпринимательской деятельности или страны могут быть конкурентами сами по себе, в этом случае условия ведения бизнеса становятся менее привлекательными. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары.

В-третьих, целью конкуренции является рост благосостояния. Конкурентоспособность сама по себе выступает предпосылкой увеличения прибыли с одной стороны и процветания и наращивания экономической мощи с другой. Таким образом, увеличение конкурентоспособности становится первостепенной задачей, как фирм, так и государств.

В-четвертых, конкурентоспособность подвержена изменениям внешней среды, поэтому данная категория непостоянна и динамична. Конкурентоспособность необходимо отслеживать на постоянной основе, принимая во внимания даже те изменения в мировой экономике, которые напрямую не оказывают влияние на конкурентоспособность компании, отрасли, товара или целой страны.

Кроме этого отметим, что конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку оно определяется на основе сравнения с аналогичными показателями конкурентов.

Важнейшим источником конкурентного преимущества одних предприятий перед другими является производство продукции самого высокого качества, а также предоставление самых лучших услуг.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения. Сюда относятся показатели, выражающие удельный вес:



  • новой продукции в общей сумме ее выпуска;

  • сертифицированной и несертифицированной продукции;

  • продукции, соответствующей мировым стандартам;

  • экспортируемой продукции, в том числе промышленно высокоразвитые страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции выражают какое-либо из ее свойств:

  • полезность продукции;

  • надежность;

  • технологичность;

  • эстетичность изделий.

Косвенные показатели, характеризующие качества продукции, это штрафы за некачественную продукцию, сумма и удельный вес забракованной продукции, сумма потерь от брака и др. Для оценки конкурентоспособности необходимо постоянно отслеживать развитие конкурентной среды отрасли, выявляя угрозы и вовремя на них реагируя.

К сожалению, на практике провести сбор всех необходимых для анализа конкурентов данных практически невозможно. Анализ деятельности конкурентов тесно связан с накоплением соответствующей информации. Всю собираемую информацию можно подразделить на две группы:



  • количественная информация;

  • качественная информация.

Количественная информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает такие аспекты, как:

  • организационно-правовая форма организации;

  • численность персонала;

  • активы;

  • доступ к другим источникам средств;

  • объемы продаж;

  • доля рынка;

  • рентабельность;

  • наличие филиалов и их размеры;

  • список основных видов услуг;

  • другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.).

Так же, нельзя недооценивать значение качественных характеристик конкурентов, таких как:

  • репутация;

  • известность, престиж;

  • опыт руководства и сотрудников;

  • частота трудовых конфликтов;

  • приоритеты на рынке;

  • гибкость маркетинговой стратегии;

  • эффективность продуктовой стратегии;

  • работа в области внедрения на рынок новых продуктов;

  • ценовая стратегия;

  • сбытовая стратегия;

  • коммуникационная стратегия;

  • организация маркетинга;

  • контроль маркетинга;

  • реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации.

Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие неформализуемые параметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специалистов, экспертов.

Классической моделью, описывающей конкурентную среду, в которой работают предприятия, является модель М. Портера. Эта модель описывает пять сил, действующих на предприятие в конкурентной борьбе: вероятность выхода на рынок новых компаний, поведение поставщиков, поведение покупателей, вероятность появления товаров-заменителей и сила основных конкурентов предприятия. (Porter, 2008).

1. Выход на рынок новых компаний опасен тем, что, предлагая новый продукт, они имеют возможность снизить доли рынка уже работающих в отрасли предприятий. В свою очередь это приводит к снижению прибыли компаний и увеличению их издержек. Барьеры входа определяют с какой вероятностью на рынке могут появиться новые игроки. Под ними понимают сумму материальных и нематериальных издержек, на которые должно пойти предприятие для обеспечения эффективной деятельности на новом рынке.

Барьеры входа можно разделить на два типа – нестратегические и стратегические. Нестратегические барьеры не зависят от усилий конкретных компаний, они создаются условиями функционирования рынка (напр. емкость рынка).

Стратегические барьеры наоборот зависимы от деятельности рыночных игроков (напр. эксклюзивные долгосрочные контракты с поставщиками и потребителями, развитие определенных правил производства продукции и т.д.). Чем успешнее компания развивает эти барьеры, тем ниже становится вероятность появления новых конкурентов.

2. Модель поведения поставщиков, точнее – их сила, определяет рентабельность отрасли. Условно модели взаимодействия поставщиков и потребителей можно разделить на три типа: поставщики диктуют свои условия потребителям; потребители диктуют свои условия поставщикам; поставщики сотрудничают с потребителями. Наименее выгодным является первый тип взаимодействия. В этом случае поставщики имеют возможность влиять на количество издержек при производстве продукции и, таким образом, понижать рентабельность деятельности предприятия. Сила поставщиков определяется следующими условиями:



  • Количеством поставщиков и покупателей. Если количество поставщиков невелико, а количество покупателей значительно – поставщики получают возможность диктовать покупателям свои условия;

  • Величиной затрат на смену поставщика. Чем выше этот показатель, тем сильнее поставщики;

  • Возможностями использования товаров-заменителей. В случае, если товаров-заменителей не существует, поставщики находятся в выигрышной позиции;

  • Величиной объемов закупок. Чем ниже объемы продукции, закупаемой производителем у поставщика, тем поставщику проще диктовать свои условия;

  • Возможности интеграции производителей и поставщиков. В случае, если у производителя есть возможность организовать собственные поставки, он получает независимость от поставщиков.

3. Модель поведения покупателей – еще один показатель, определяющий рентабельность компаний. Взаимодействие покупателей и производителей также можно разделить на три типа: производитель диктует свои условия покупателю; покупатели диктуют свои условия производителю; покупатели и производители сотрудничают друг с другом. Наиболее выгодным для производителя является первый тип сотрудничества, однако он возможет только в случае монополии одного производителя или определенных договоренностей между несколькими производителями.

Сила покупателей зависит от:



  • Их возможностей по смене используемого продукта без значительных потерь в его качестве;

  • Ценовой эластичности спроса на рынке. Чувствительность покупателей к цене продукта увеличивает их силу;

  • Соотношения спроса и предложения на рынке. Если спрос существенно меньше предложения, покупатели получают возможность манипуляции производителями;

  • Объема закупаемых продуктов. В случае если конечный потребитель закупает у поставщика значительные объемы производимой им продукции, он получает определенную власть.

4. Возможность появления товаров-заменителей, т.е. товаров, удовлетворяющих ту же потребность, но при этом имеющих меньшую цену или более высокое качество.

5. Сила основных конкурентов определяет стратегию конкурентной борьбы предприятия. Чем сильнее конкуренты, тем агрессивнее должна вестись конкурентная борьба, выше затраты на продвижение товара и поддержание определенной доли рынка. Оценка силы конкурентов требует анализа множества показателей. В целом все показатели можно свести в три направления исследований: исследования конкурентоспособности продукции конкурентов; изучение эффективности их маркетинговой политики; анализ конкурентоспособности предприятий в целом.



  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница