Принято на заседании педагогического совета




страница1/7
Дата10.08.2016
Размер1.14 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

Принято на заседании

педагогического совета

протокол № ___ от_____


Утверждаю приказом по ДОУ

от ___________________

Заведующая ДОУ № 12

_________ Л.В.Еремеева





ОСНОВНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННО –РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ) 5-7 ЛЕТ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 12 г. ЛИПЕЦКА

2014
Содержание программы коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 12



для детей с общим недоразвитием речи с 5 до 7 лет


п/п

Содержание

стр

I

Целевой раздел




1.

Пояснительная записка

3

1.1.

Введение

3

1.2

Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

4

1.3

Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы

6

1.4

Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС

6

1.5

Значимые характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.

7

2.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

основной коррекционно-развивающей программы дошкольного образования (в виде целевых ориентиров)



9

2.1.

Целевые ориентиры дошкольного образования, сформулированные в ФГОС дошкольного образования

9

2.2.

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте

11

2.3.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

12

2.4.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками

коррекционно-развивающей программы дошкольного образования. (формируемая часть)



12

II

Содержательный раздел




3.

Образовательная деятельность в соответствии с образовательными областями с учетом используемых в ДОУ программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данных программ.

56

3.1.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (обязательная часть).

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (формируемая часть).

-Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

-Программно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»



56
73
73
76

3.2

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (обязательная часть).

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» (формируемая часть).

-Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

-Программно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Познавательное развитие»



78
94
94
96

3.3.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (обязательная часть).

Содержание образовательной области «Речевое развитие» (формируемая часть).

-Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

-Программно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Речевое развитие»



98

106
106


108


3.4

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (обязательная часть)

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (формируемая часть)

-Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

-Программно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»



110
128
128
131

3.5.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» (обязательная часть).

Содержание образовательной области «Физическое развитие» (формируемая часть).

-Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

-Программно-методическое обеспечение реализации образовательной области «Физическое развитие»



134
141
142
144

4.

Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья

146

5.

Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик

148

5.1

Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

148

5.2.

Региональный компонент

154

5.3.

Преемственность ДОУ №12 и ОУ №37

156

5.4.

Взаимодействие ДОУ №12 с социумом

157

5.5.

Совместная деятельность по развитию творческих способностей детей.

161

6.

Способы и направления поддержки детской инициативы

162

7.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

165

8.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 5 до 7 лет (приложение)

166

III

Организационный раздел




9.

Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

167

10.

Режим дня

169

11.

Учебный план непосредственно-образовательной деятельности

179

12.

Модель организации воспитательно- образовательного процесса с использованием разнообразных форм и с учётом времени года и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых НОД с повседневной жизнью детей

180

13.

Деятельность по реализации образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей

182

14.

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

185

15.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

189

15.1.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

189

15.2

Предметно-развивающая среда (формируемая часть)

190

15.3.

Методические материалы

200

IV

Дополнительный раздел (краткая презентация программы на сайт)

204


I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

1.1Введение

Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.

Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.

Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.


1.2. Цели и задачи реализации коррекционно-развивающей работы в логопедических группах дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Цель коррекционной работы: выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Основные задачи коррекционно-развивающей работы

I. Образовательная область «Речевое развитие»

  • Развитие словаря.

  • Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

  • Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа (развитие просодической стороны речи, коррекция произносительной стороны речи; работа над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов; совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза).

  • Развитие связной речи.

  • Формирование коммуникативных навыков.

  • Обучение элементам грамоты.

II. Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Сенсорное развитие.

  • Развитие психических функций.

  • Формирование целостной картины мира.

  • Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Развитие математических представлений.

III. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Восприятие художественной литературы.

  • Конструктивно-модельная деятельность.

  • Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка )

  • Музыкальное развитие (восприятие музыки, музыкально-ритмические движения, пение, игра на детских музыкальных инструментах).

IV. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Формирование общепринятых норм поведения.

  • Формирование гендерных и гражданских чувств.

  • Развитие игровой и театрализованной деятельности (подвижные игры, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры).

  • Совместная трудовая деятельность.

  • Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

V. Образовательная область «Физическое развитие»

  • Физическая культура (основные движения, общеразвивающие упражнения, спортивные упражнения, подвижные игры).

  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни..


1.3. Принципы и подходы к формированию коррекционно-развивающей программы
Главная идея заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с ОНР, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.

Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:



  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

  • принципы интеграции усилий специалистов;

  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;

  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

  • принцип постепенности подачи учебного материала;

  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.


1.4. Принципы, сформулированные на основе особенностей Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Основной формой работы во всех пяти образовательных областях Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников.

Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, инструктора по лечебной физкультуре, воспитателей и родителей дошкольников.

Работой по образовательной области «Речевое развитие» руководит учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В работе по образовательной области «Познавательное развитие» участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высших психических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Учитель-логопед подключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

Основными специалистами в области «Социально-коммуникативное развитие» выступают воспитатели и учитель-логопед при условии, что остальные специалисты и родители дошкольников подключаются к их работе.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» принимают участие воспитатели, музыкальный руководитель и учитель-логопед, берущий на себя часть работы по подготовке занятий логопедической ритмикой.

Работу в образовательных области «Физическое развитие» осуществляют инструктор по физическому воспитанию при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей дошкольников.



Таким образом, целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

Формы работы в рамках коррекционно-развивающего направления



Специалист

Форма

Задачи, направления

Учитель-логопед

Индивидуальные занятия

Согласно индивидуального коррекционного маршрута

Педагог-психолог


Подгрупповые психопрофилактические занятия/тренинги

Развитие социального интеллекта, коммуникативной и эмоциональной сфер.

Индивидуальные занятия

Коррекция нарушений познавательной сферы.

Воспитатель


Индивидуальные логопедические занятия

По заданию логопеда.

Индивидуальные занятия

По итогам результативности фронтальных занятий.

Логопедический комплекс

Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, темпо-ритмическая гимнастика (по заданию логопеда).

В течение дня

Закрепление у детей речевых навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях.

Расширение, уточнение и активизация словаря детей в процессе всех режимных моментов.

Инструктор по физической культуре

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Дыхательная гимнастика.
Коррегирующие упражнения
Развитие крупной и мелкой моторики.
Коррекция двигательных навыков.

Музыкальный руководитель

Фронтальные периоды непосредственно образовательной деятельности

Постановка диафрагмально-речевого дыхания.
Развитие координации движений.
Музыкотерапия.
Развитие общей и мелкой моторики.
Развитие эмоциональной сферы.
Развитие сенсорной культуры.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница