Принцип разделения властей и контроль за деятельностью властей Идея «разделения»




Скачать 54.14 Kb.
Дата13.07.2016
Размер54.14 Kb.
Принцип разделения властей и контроль за деятельностью властей
Идея «разделения» власти зародилась достаточно давно – ее отдельные элементы можно обнаружить даже в трудах древнегреческих философов. Бурное развитие эта идея получила в период Просвещения, когда требовалось философское и правовое обоснование перехода от абсолютизма к буржуазно-демократическому строю. Впервые система «разделения властей», или «система сдержек и противовесов», была закреплена на конституционном уровне при принятии Конституции Соединенных Штатов (17 сентября 1787 г.).

Что же мы понимаем сейчас под системой «разделения властей»? Не приходит ли эта система в противоречие с принципом суверенитета государства, согласно которому государственная власть едина, верховна и независима в принятии решений?

«Разделение» власти – это, конечно же, условное понятие. Дело в том, что в государстве существует множество государственных органов, из которых и составляется государственный аппарат (аппарат управления и принуждения). Каждый из этих государственных органов выполняют какую-то функцию (или несколько схожих функций). Например, инспекции выполняют контролирующие функции (каждая в своей сфере: в нашей стране государственная инспекция безопасности дорожного движения контролирует выполнение Правил дорожного движения, а налоговая инспекция – законодательства в сфере исчисления и уплаты налогов), суды осуществляют правосудие, а парламенты принимают законы, по которым живет все государство. Но пирамидальная структура государственной иерархии так или иначе предполагает наличие единой вершины этой пирамиды – например, монарха (как было в период абсолютизма). Абсолютная же власть монарха и демократия, по-видимому, не могут сосуществовать, т.к. все зависит от воли одного человека, а не большинства. Абсолютный монарх является и самым главным законодателем, и самым главным применителем законов, и самым главным судьей за нарушение тех самых законов. И еще ученые-просветители указывали на то, что это весьма опасно, т.к. может повлечь возникновение тирании. И действительно, если вдруг абсолютному монарху в какое-то прекрасное утро захочется, чтобы все население страны выкрасило волосы в зеленый цвет, он может издать такой закон, и обязать всех под страхом наказания действительно выполнить эту свою дурацкую прихоть.

Идея «разделения властей» заключается в том, чтобы исключить влияние различных органов государственной власти друг на друга, распределить между ними полномочия таким образом, чтобы они не могли неправомерно влиять на те или иные принимаемые ими решения, и чтобы все действия органов государственной власти были направлены на улучшение жизни людей и эффективную работу по соблюдению законов.

Так, все органы государственной власти условно делятся на три большие группы:

а) законодательная власть;

б) исполнительная власть;

в) судебная власть.

Более того – предполагалось, что за счет определенных, «дозированных» полномочий органы государственной власти смогут влиять друг на друга, если кто-то их них неправомерно «влез» в чужую компетенцию: например, если инспекция сама попытается принять какой-то новый закон (вместо того, чтобы только следить за исполнением существующих законов), то суд сразу признает ее действия незаконными, и применит к виновным лицам какое-то наказание. Поэтому система разделения властей называется еще «системой сдержек и противовесов».


Законодательная власть занимается принятием законов. Как правило, это представительный орган (т.е., в нем работают представители народа, избранные на всеобщих выборах). В России органом законодательной власти на федеральном (общероссийском) уровне является парламент – Федеральное Собрание, компетенция которого определена Конституцией России. Федеральное Собрание состоит из двух палат – верхней (Совет Федерации) и нижней (Государственная Дума). Совет Федерации формируется путем назначения двух представителей от каждого субъекта Российской Федерации (их полный перечень можно найти в ст.65 Конституции России, и можно легко вычислить, из скольких членов состоит Совет Федерации сейчас). Государственная Дума формируется путем избрания на всеобщих выборах 450 депутатов. В России функционируют еще и законодательные органы субъектов Российской Федерации (например, города Москвы, Тверской области, Республики Карелия и т.д.) – они формируются в соответствии с законами каждого из этих субъектов, и принимают законы, которые действуют только на территории данного субъекта федерации. Подробнее о Федеральном Собрании можно узнать здесь: http://www.gov.ru/main/page7.html, а также в главе 5 Конституции России.

Главной задачей исполнительной власти является исполнение, претворение в жизнь принятых законов. В России исполнительную власть возглавляет Правительство Российской Федерации (согласно Конституции, состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров и приравненных к ним лиц – руководителей федеральных служб и агентств, Центрального Банка России). Подробнее о Правительстве Российской Федерации можно прочитать в главе 6 Конституции России и на веб-сайте http://government.ru. В структуру исполнительной власти входят и федеральные министерства (Министерство образования и науки, Министерство обороны, Министерство внутренних дел и др.), а также федеральные службы (Федеральная служба безопасности, Федеральная миграционная служба и др.) и федеральные агентства (Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по недропользованию и др.). Полный список федеральных органов исполнительной власти (с их официальными сайтами) можно найти в интернете по адресу http://www.gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html. Органы исполнительной власти существуют не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации – в республиках, краях, областях и др. Например, в городе Москве (городе федерального значения, отдельном субъекте Российской Федерации) существует Правительство Москвы и подчиненные ему городские (а не федеральные) органы исполнительной власти – Департаменты, Префектуры и пр.



Судебная власть представляет собой совокупность государственных органов, осуществляющих правосудие от имени государства, т.е. судебные органы разрешают вопросы в случае нарушения кем-либо законов. В России судебная власть представлена двумя системами судов – система конституционных судов и система федеральных судов, – каждая из которых возглавляется своим главным органом (это, соответственно, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации). В судебной власти выделено две системы судов, исходя из различных категорий дел, рассматриваемых такими системами. Конституционный Суд рассматривает вопросы соответствия Конституции России принятых законов (или их частей), нижестоящих судов не имеет. В субъектах Российской Федерации могут создаваться свои конституционные суды (уставные суды), которые рассматривают дела о соответствии принятых законов этого субъекта федерации конституции (уставу) данного субъекта федерации. Система федеральных судов рассматривает гражданские, уголовные, административные дела, разрешает экономические споры (т.е., споры в сфере предпринимательской деятельности). При этом если же хотя бы одной из стороны спора является обычный гражданин, и этот спор не связан с ведущейся предпринимательской деятельностью (например, семейные споры, трудовые споры, споры о защите прав потребителей, административные наказания, уголовные дела и т.д.), то такие дела отнесены к ведению судов общей юрисдикции, а если спор носит экономический характер (сфера предпринимательской деятельности), то он будет рассматриваться арбитражными судами.

Более подробно о высших органах судебной власти см. ст.ст.118-128 Конституции России и http://www.gov.ru/main/page10.html.


Президент России, согласно Конституции России, не входит в систему ни одной из ветвей власти, однако обладает существенными полномочиями влияния в отношении каждой из трех ветвей, что позволяет ему считаться «гарантом Конституции», т.е. должностным лицом, обеспечивающим контроль за деятельностью всех трех властей и недопущение неконституционного перераспределения полномочий между ветвями власти. См. также http://www.gov.ru/main/page3.html.
Контроль за деятельностью властей, помимо самоконтроля, контроля двух других властей и контроля Президента России, осуществляют еще и другие лица: органы прокуратуры России, а также общественность и отдельные граждане, которые вправе обратиться к властным органам с информацией о нарушениях в деятельности той или иной власти или государственного органа, а также обжаловать неправомерное, незаконное решение или действие государственного органа.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница