Примерная программа подготовки к государственной итоговой аттестации по специализации «психология переговоров и разрешения конфликтов»




Скачать 335.14 Kb.
Дата16.06.2016
Размер335.14 Kb.


Утверждено

на заседании Ученого совета факультета психологии

29 ноября 2013 г. (Протокол № 8)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ И РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ»

СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПСИХОЛОГИЯ»
Подготовка специалистов по профилю переговоров и разрешения конфликтов отвечает растущей потребности общества, государственных структур и бизнеса в интегративных стратегиях, позволяющих установить баланс противоборствующих сторон, рост доверия, поддержку процессов социальной консолидации и групповой сплоченности.

Специалист в области психологии переговоров и разрешения конфликта должен обладать систематизированными теоретическими знаниями, владеть практическими навыками несилового и творческого разрешения проблемных, конфликтных и кризисных ситуаций и миротворчества в целом.

Рост напряженности в сферах социального взаимодействия, в том числе политического, экономического, этнического, религиозного, связанного с усложнением профессиональной деятельности, находит своё выражение в различных проблемных ситуациях, в том числе конфликтных. С одной стороны, конфликт усиливает деструктивные тенденции в обществе, создаёт условия для конфронтации и противостояния различных политических партий, этнических групп и т.п. С другой стороны, конфликт имеет позитивную функцию, позволяющую его участникам пересмотреть неэффективные и приведшие к конфликту установки и стратегии поведения и выработать новые - эффективные. В каждом конфликте (внутриличностном, межличностном, политическом, этническом, религиозном и т.п.) имеются психологические составляющие, знание которых необходимо для эффективного его управления и разрешения.

Поиск стратегий, обеспечивающих на разных уровнях накопление согласия, рост доверия, обеспечение баланса интересов противоборствующих сторон, поддержку процессов социальной консолидации и групповой сплоченности, выступает сегодня как приоритетная политическая, методологическая и междисциплинарная задача, являющаяся без преувеличения вызовом ХХI века. Одним из традиционных институтов достижения согласия является социальный институт переговоров, проявляющихся в самых разных формах и делающих «посредника» (толмача, арбитра, судьи, эксперта, консультанта, фасилитатора, переговорщика) ключевой фигурой в позитивном разрешении различных исторических, этнических, религиозных и межличностных конфликтов.

Переговоры и посредничество сегодня становятся ключевым механизмом социальной интеграции на самых разных уровнях общества. Поэтому современным переговорщикам требуется комплексная подготовка, включающая овладение целым рядом ключевых компетенций. К таким компетенциям относятся:


  1. анализ, оценка и прогнозирование переговорного процесса в межличностном и межгрупповом взаимодействии, в коммерческих, семейных, межкультурных, внутри- и межорганизационных отношениях, в переговорах разной степени сложности, в том числе в ситуациях, связанных с риском для жизни;

  2. анализ и дианостика конфликта, определение его причин, истории («биографии»), структуры, стадий, явных и неявных участников, мотивации конфликтующих сторон, позиций участников, основных стратегий поведения в конфликте, степени вовлеченности в конфликт, ресурсов конфликтующих сторон, выявление намерений сторон, готовности договориться и разработка на основе этих данных программы разрешения конфликта;

  3. ведение переговоров, фасилитирование группового принятия решений, осуществление посредничества при решении проблем, разногласий, споров и конфликтов различного характера;

  4. обеспечение процедурной справедливости в организациях, построение этической инфраструктуры, предотвращающей деструктивные конфликты и др.;

  5. осуществление согласительной политики (формирование сообществ, построение и поддержка эффективных социальных сетей, налаживание разрушенных коммуникаций и удерживание их в различных ситуациях, направление конфликта в конструктивное русло и др.).

Преобладающая в методологии науки и идеологии исходная ориентация на конфликт как на базовую модель развития цивилизации и группового взаимодействия явно или неявно порождает оппозиции, столкновения во взаимоотношениях между людьми, различными этническими и религиозными группами. Исходная ориентация психологии переговоров и разрешения конфликтов – установка на конструирование социальных норм толерантности и культуры переговоров, то есть культуры, изначально поддерживающей разнообразие в обществе и нацеленную на поиск продуктивного компромисса между непохожими друг на друга людьми, социальными группами и народами.

Методология психологии переговоров и разрешения конфликтов основана на рассмотрении переговорного процесса как проектирования позитивных социальных действий в условиях неопределенности. Исходной парадигмой понимания психологии переговоров как креативного процесса позитивных социальных изменений выступают классические теории действия М.Вебера, Т. Парсонса, К.Левина, Ю. Хабермаса, а также культурно-историческая теория деятельности Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева. Освоение такой методологии открывает для переговорщика путь взаимодействия с человеком как активным деятелем, субъектом действия в различных сложных системах. Подобная методология выступает основой введения в школу переговоров в неопределенных ситуациях, прогнозирования рисков, принятия решения в ситуациях социального, политического, экономического и личностного выбора.


Примерная программа составлена на основе примерной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 030301 «Психология», квалификация специалист и включает следующие разделы.
РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕГОВОРОВ

Тема 1. Переговоры как культурно-историческая школа социальных действий.

Культурная антропология переговоров. История развития переговорного ремесла и искусства ((Э. Роттердамский, Ф. де Кальер, А.Пеке, Ф. Де Феличе). Переговоры в истории культуры: от сакрального к профанному. Исторические формы института переговоров. Культурные модели переговорщика: посол, толмач, мудрец, купец. Переговорные ритуалы. Переговоры в современной европейской и американской культуре. Образ переговоров и переговорщика в русской культуре. Переговоры как социальное действие. Теория социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс, Ю.Хабермас, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев). Переговоры как совместная деятельность. Социальная компетентность переговорщика как "знание в действии". Условия, критерии и результаты переговорного процесса как совместно-творческой деятельности.

Междисциплинарная основа психологии переговоров. Особенности исследования переговоров в неоклассической экономической школе, политологии, социолингвистике, прагматике и риторике, микросоциологии. Роль политической, военной и дипломатической истории в развитии психологии переговоров. Зарубежные центры подготовки переговорщиков и переговорных технологий в Европе, США и Канаде. Гарвардская школа права, Институт исследования и обучения переговорам в Европе. История исследования переговоров в психологии.

Тема 2. Предмет, виды, функции и методы исследования переговоров.

Общая характеристика переговоров. Особенности переговорной ситуации. Переговоры в дипломатии, политике, судебной практике, бизнесе и частной жизни. Определение и типологии переговорного процесса. Предмет переговоров. Субъект и объект переговоров. Переговоры как инструмент разрешения конфликтов. Переговоры как сотрудничество (Р.Фишер, У.Юри, Б.Паттон, П.Форсайт). Различные классификации переговоров. Функции переговоров.: информационно-коммуникативная; регуляционная; решения собственных внутриполитических и внешнеполитических задач; пропагандистская. Стадии переговоров: подготовка к переговорам (предпереговорная стадия); процесс их ведения и достижение договоренностей в случае, если переговоры закончились их подписанием (стадия взаимодействия); анализ результатов переговоров и выполнение достигнутых договоренностей (имплиментация). Поэтапные (процессуальные) модели переговоров (Г.Саймон, Э.Дуглас, Ф.Гулливер, Г.Кэннеди, У.Мастенбрук).

Специфика психологического подхода к переговорному процессу. Дескриптивный и прескриптивный подходы. Когнитивный поворот. Социо-когнитивная парадигма. Подходы к анализу переговорного процесса с позиций различных теоретических традиций в психологии: бихевиоризма и теории обмена, символического интеракционизма и транзактного анализа, когнитивной психологии, теории идентичности и самокатегоризации, социального конструкционизма и дискурсивной психологии, культурной и кросс-культурной психологии, деятельностного подхода и культурно-исторической школы.

Уровни психологического анализа переговорного процесса. Внутриличностный уровень. Мотивационно-когнитивные искажения. Уровень межличностного взаимодействия. Межличностное восприятие. Особенности различных способов коммуникации. Внутригрупповой уровень: команда переговорщиков. Уровень межгруппового взаимодействия.

Методы исследования в психологии переговоров. Опрос, эксперимент, наблюдение, дискурс-анализ, анализ кейсов. Сравнение использования различных методов исследования переговоров в психологии, политологии, истории, экономической теории и социологии. Возможности и ограничения лабораторного эксперимента в психологии переговоров. Трудности, связанные с исследованием конфликтов и переговоров посредством анкетирования. Возможности дискурсивного подхода в психологии переговоров.

Тема 3. Психология посредничества: принципы, этапы и приемы.

Специфика посредничества, его отличия от других форм переговоров. История посредничества как культурной практики. Школы посредничества. Развитие медиации в России. Критерии успешности посредничества. Результативность посредничества: решить исходную проблему в общих интересах, предотвратить возобновление конфликта, улучшить отношения между сторонами, создать более четкие правила поведения в подобных ситуациях, научить стороны самостоятельно разрешать такие конфликты в будущем. Удовлетворенность сторон. Обеспечение процедурной справедливости. Функция посредника в переговорном процессе: участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемого решения. Интересы участников посредничества: содержание решения, взаимоотношения, поддержание позитивной идентичности, процедура.

Отличие посредничества от других типов переговоров. Источники власти посредника. Стабилизация обстановки: принятие у сторон полномочий, договоренность о процедуре. Облегчение общения: согласование понимания проблемы, помощь в выражении чувств. Помощь в ведении переговоров: отбор проблем для обсуждения, отделение потребностей от способов их удовлетворения, поиск альтернатив. Прояснение достигнутого соглашения.

Особенности медиации и переговоров в условиях конфликта. Принципы урегулирования конфликта. Фазы урегулирования конфликта. Принципы: постепенности, синхронности. В конфликте все правы: «дьявол всегда прячется в деталях». В каждом двустороннем этническом конфликте есть как минимум четыре стороны. Фазы урегулирования конфликта: 1) прекращение насильственных действий; 2) установление диалога, подготовка к проведению переговоров; 3) начало переговорного процесса; 4) выполнение достигнутых договоренностей.


Условия и навыки эффективного посредничества. Введение опосредованной коммуникации между сторонами, инструменты активного слушания, интерпретация, резюмирование, предложение новых вариантов. Индивидуальные консультации со сторонами переговоров. Навыки формулировки проблемы и структурирования проблемного поля. Работа с содержательными и процедурными интересами сторон. «Горячие» (позиции, прошлое, ценности, эмоции) и «холодные» (интересы, будущее, обстоятельства, факты) зоны переговоров и работа с ними. Стратегии третьей стороны: наблюдение, консультации сторон, подталкивание сторон к переговорам, фасилитация, посредничество, арбитраж, суд, единоличное решение, режиссирование конфликта. Посредничество в организации: роль руководителя как третьей стороны при разрешении конфликтов между подчиненными. Особенности посредничества в сфере семейных отношений. Особенности посредничества при разрешении межэтнических конфликтов.

Тема 4. Переговоры в экстремальной ситуации.

Характеристики экстремальных ситуаций, требующих ведения переговоров. Особенности ведения переговоров в экстремальной ситуации. Субъект переговоров в экстремальных ситуациях. Действия правоохранительных органов в ситуации захвата заложников. Функции переговоров при подготовке силового решения проблемы (прикрытие, имитация). Принципы и этапы эффективного ведения переговоров с террористами в ситуации захвата заложников. Роль переговорщика, его место и функции в разрешении экстремальной ситуации. Основные правила работы переговорщиков в ситуации захвата заложников. Подготовка к переговорам в ситуации сжатых сроков и неопределенности. Индивидуальные различия в поведении заложников (Китаев-Смык Л.А.). Стокгольмский синдром: опасности синдрома и причины его возникновения (Н. Биджерот). Идентификация с агрессором как психологический механизм стокгольмского синдрома.



Тема 5. Личность переговорщика как фактор успешных переговоров.

Роль переговорщика в современном обществе. Переговоры как профессиональная деятельность. Переговорщики: руководитель, политик, общественный деятель, адвокат, дипломат, консультант, фасилитатор. Признанные мастера переговоров. Секреты успешных переговорщиков. Роль личностных особенностей в переговорах. Психологические типы личности и их проявление в переговорах. Эмоциональная экспрессия в переговорах. Ключевые компетенции эффективного переговорщика (Г.Каррас, М.Спэнгл, М.Айзенхарт). Коммуникативная компетентность личности переговорщика.

Профиль компетенций переговорщика. Индивидуальные переговорные стили. Роль базового доверия. Я-концепция переговорщика, роль самооценки и уровня притязаний. Макиавеллизм и склонность к манипулированию в переговорах. Краткосрочная и долгосрочная временная ориентация. Личность переговорщика в культурном контексте: базовая и модальная личность. Индигенные модели личности переговорщика.

Ролевой репертуар психолога-переговорщика: модератор, медиатор, фасилитатор. Основные характеристики ролей. Модерация – помощь в нахождении решения; объект внимания – содержание деятельности. Фасилитация – организация коммуникации; объект внимания – коммуникация в группе. Медиация – обеспечение возможностей для поведенческой диагностики и личностного развития; объект внимания – личность.

Цель модератора - нахождение группой взаимоприемлемого решения проблемы, расширение пространства моделей, используемых в решении, поиск оптимального решения. Цель фасилитатора - создание условий для эффективной групповой работы, путем задания регламентов, ролевой структуры, организации пространства. Цель медиатора - создать условия для проявления участниками всех своих целей, установок и качеств, оценке уровня знаний и готовности к изменениям.

Техники модерации: Техники групповой мыслительной работы (от мозгового штурма до метода фокальных объектов). Техники проблематизации и критика. Вопросно-ответные техники (майевтика).

Техники медиации: Эмпатия, идентификация. Я-сообщение, активное слушание, обаяние, перевоплощение, отзеркаливание.

Техники фасилитации: регламентация, процедура, технология коммуникации, распределение ролей в группе. Обеспечение равных прав для каждого, поддержание групповой справедливости. Создание и соблюдение правил. Создание единого группового контекста и единого коммуникативного пространства.

Основные компетенции, необходимые психологу-переговорщику, выступающему в роли модератора, медиатора, фасилитатора. Компетентности модератора: динамичность мышления, креативность, проблемная ориентация. Компетентности фасилитатора: кооперативность, лидерство (лидер-организатор), предусмотрительность. Компетентности модератора: влиятельность (установление личного эмоционального контакта; эмоциональное лидерство; эмоциональная компетентность), проницательность (умение проявить каждого участника, поняв его состояние), толерантность (безоценочное нейтральное невербальное поведение, безоценочное принятие различных точек зрения в группе).

Тема 6. Мышление, восприятие и эмоции в переговорном процессе.

Мотивационно-когнитивные искажения в переговорах: иллюзия «фиксированного пирога»; эффекты нереалистично высокой самооценки, «сверхоптимизма» и «переоценки контроля»; эффект «переоценки собственного вклада» и «ответной девальвации уступок»; эффекты «туннельного мышления» и «сужения временного горизонта», эффект «проклятия победителя». Эгоцентризм в оценке «справедливого соглашения». Ожидание нечестной игры при увеличении возможной выгоды. Эвристики в переговорах: репрезентативность, доступность информации, эффект необратимых потерь. Зависимость успешности переговоров от позитивного или негативного формулирования проблемы: роль рефрейминга. Влияние представлений переговорщиков о переговорном процессе на ход переговоров (теорема Томаса, эффекты самосбывающегося пророчества и подтверждения ожиданий). Ментальные модели переговоров: «война», «ничего личного, только бизнес», «спорт», «разговор по душам», «борьба за права», «игра в рулетку».

Искажения межличностного восприятия в переговорах: эффект «ореола», фундаментальная ошибка аттрибуции, избирательное восприятие, проекция. Положительная и негативная роль стереотипизации в переговорах. Формирование образа врага.

Влияние эмоционального состояния переговорщиков на переговорный процесс. Позитивные и негативные последствия положительных и отрицательных эмоций.



Тема 7. Межличностное взаимодействие в ходе переговоров.

Основные виды переговорных стратегий: интегративная, распределительная, конфронтационная. Стили ведения переговоров: аналитико-агрессивный, гибко-агрессивный, этичный, общительный (У. Мастенбрук).

Понятие «принципиальных переговоров» (Р. Фишер, У.Юри). Приемы, используемые переговорщиками в рамках интегративных переговоров: переход от обсуждения позиций к обсуждению интересов, «увеличение пирога», подчеркивание сходства и общности, декомпозиция проблем, несвязанная компенсация (односторонние уступки), уменьшение рисков другой стороны, «малые победы» (подчеркивание продвижения, достигнутых договоренностей).

Модель поведения в переговорах Д. Пруитта и Дж. Рубина: ориентация на собственные интересы и ориентация на сохранение отношений. Типология переговорных стратегий К. Томаса - Р. Киллмена (уступка, избегание, давление, компромисс, сотрудничество).

Подготовка к переговорам, выбор стратегии и тактики. Сбор и анализ информации, повестка переговоров. Понятие BATNA (НАОС, наилучшая альтернатива обсуждаемому соглашению). Роль BATNA в ходе переговоров. Анализ значимости и взаимосвязи вопросов, определение своих интересов и цели, определение верхних и нижних границ, пределение начального предложения и возможных уступок, анализ доверителей и заинтересованных сторон, анализ противной стороны: интересы, альтернативы, возможная стратегия. Выработка стратегии и тактики. Протокол: повестка, время, место, способ фиксации договоренностей, что делать в случае провала переговоров. Анализ силового поля. Картография позиций, интересов и опасений.

Четыре измерения переговорного процесса: решение проблемы, поддержание баланса власти, развитие отношений, поиск альтернатив - уклонение. Факторы успешности переговоров, связанные с участниками: степень взаимозависимости между сторонами, равенство / неравенство сторон по статусу, степень доверия сторон друг к другу и к третьей стороне, опыт успешных переговоров у каждой из сторон, сложность состава сторон (две стороны / многосторонние переговоры). Факторы успешности переговоров, связанные с ситуацией: высокий / низкий дефицит времени, значимость исхода переговоров, стадия переговоров, на которой находятся стороны, широта выбора возможных стратегий поведения в конфликте (давление принятых процедур и норм в отношении переговорного процесса).

Виды межличностного влияния в переговорах. Управление уровнем ожиданий. Декларируемые и срытые интересы. Техники манипулирования. Трюизмы, ложный выбор, увязывание противоположностей, вопрос-команда. Распознавание и противодействие манипуляции. Приемы влияния, используемые при ведении торга: оттягивание, пакетирование, бутерброд, сэндвич, сравнение, деление, умножение, уступка за уступку, продажа отличий. Приемы влияния, используемые в конфронтационных переговорах: угроза отказа от переговоров, экстремальные требования, использование дефицита времени. Использование невербальных сигналов в переговорах. Проксемика и хронемика переговоров.

Межличностное доверие в переговорном процессе. Субъект и объект доверия. Условия формирования и значимость доверия в переговорном процессе. Доверие к себе как условие доверия к другому. Доверие к другому, как частный случай доверия к миру (Скрипкина Т.П.). Доверие в общении, доверие в ходе передачи информации (Сафонов В.С.). Доверие как взаимное проникновение взаимодействующих людей в смыслы друг друга, а также условие возникновения новых смыслов (Бахтин М.М.).

Доверие и недоверие – два полюса одной шкалы или независимые психологические конструкты. Эффективный и неэффективный уровни доверия и недоверия в переговорном процессе.

Тема 8. Межгрупповое взаимодействие в ходе переговоров.

Переговоры как практика межгруппового взаимодействия. Социально-психологическая специфика межгрупповых переговоров: стереотипизация и межгрупповое сравнение, аутгрупповая дискриминация, защита позитивной групповой идентичности, стремление лидера сохранить влияние в своей группе, эффекты группового мышления. Межгрупповые переговоры в организационном контексте. Межгрупповые переговоры в сфере отношений бизнеса, власти и гражданского общества. Особенности международных переговоров. Межгрупповые переговоры в контексте межкультурного взаимодействия. Межкультурная компетентность. Культурные различия коммуникаций на переговорах. Переговоры в условиях вооруженного конфликта. Теория миротворчества. Исследование действием и семинары по разрешению проблем как форма межгрупповых переговоров.

Группа как субъект переговорного процесса. Групповое ведение переговоров. Преимущества и недостатки группового ведения переговоров. Условия, влияющие на предпочтительность группового ведения переговоров: сложность ситуации - многоаспектность (важно присутствие нескольких специалистов). Ответственность ситуации - необходимо присутствие как лица принимающего решения, так и экспертов. Уровень конфликтности - необходимо как рациональное, так и эмоциональное воздействие. Степень проработанности предложений: в ситуации низкой проработанности необходимо присутствие как “специалистов”, так и “креаторов”. В ситуации высокой проработанности необходимо присутствие “комбинаторов” и “аналитиков”.

Критерии отбора, определение численности и состава команды переговорщиков. Методы командообразования, используемые для подготовки команды к переговорам.

Групповые методы принятия решений при подготовке к переговорам. Эффекты группового мышления (поляризация, групповое давление, сдвиг к риску) и способы их предотвращения. Мозговой штурм, метод «Дельфийский оракул», техника номинальной группы, 6 шляп Де Боно.

Групповая динамика в переговорном процессе. Взаимодействие внутри команды переговорщиков при ведении межгрупповых переговоров. Коллективная импровизация и условия ее эффективности. Распределение функций в переговорной группе: по задачам в процессе переговоров, по сферам (областям объекта), по этапам переговоров, по объектам контроля, типам взаимодействия и презентации. Роли в команде переговорщиков (модель Л. Зюскинда): руководитель; консультант по процессу, внешний коуч команды, представители заинтересованных сторон; «наводчик мостов», знающий другую сторону; эксперт в обсуждаемых вопросах. Модель заинтересованных сторон в переговорах: «хозяин вопроса», аналитик, дизайнер переговорного процесса, фасилитатор, переговорщик. Оценка эффективности работы группы.

Роль переговорщика как фасилитатора при групповом принятии решений. Исследование действием К. Левина и его применение в современных организациях (семинары по разрешению проблем, процессное консультирование, балинтовские группы. обучение действием и кейс-клубы). Отличие роли фасилитатора от ролей тренера и руководителя. Принципы фасилитации. Основные этапы фасилитационного процесса: дивергенция, анализ и конвергенция. Основные компетенции фасилитатора согласно стандарту Международной ассоциации фасилитаторов (IAF). Методы фасилитации при работе с малыми и большими группами. Методы фасилитации в работе с большими группами. Особенности фасилитации в больших группах. Кофасилитация. Правила работы команды фасилитаторов. Метод «динамической фасилитации». Технология «Групповое исследование». Постерная конференция. Ярмарка знаний. Технология «Открытое пространство». Технология «Мировое кафе». Принципы онлайн-фасилитации. Модерация форумов и тематических групп.

Культурные особенности ведения переговоров. Переговорные стили реактивных, полиактивных и моноактивных культур (Р.Льюис). Влияние культурных характеристик сторон на поведение в ходе переговоров (роль индивидуализма, дистанции власти, маскулинности, избегания неопределенности, конфуцианского динамизма, партикуляризма-универсализма, специфичности - диффузности) (Г.Хофстеде, Г.Тринадис). Влияние культуры на различные характеристики переговорного процесса: ментальные модели переговоров, выбор переговорщиков, протокол, вербальная и невербальная коммуникация, отношение к времени, склонность к риску, ориентация на личность / группу при принятии решения, отношение к формальным договоренностям. Инструментальный и аффективный стили коммуникации. Методы преодоления коммуникативных барьеров в кросс-культурных переговорах. Феномен «блефа» и его приемлемость в различных культурах. Этическое измерение переговорного процесса.


РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

Тема 9. История формирования конфликтологических идей

Основные этапы изучения конфликтов в зарубежной и отечественной науке:

Основные конфликтологические идеи в западной социологии второй половины 19 века: эволюционализм (Г. Спенсер), социал-дарвинизм, структурный функционализм (Т.Парсонс), конфликтный функционализм (Г.Зиммель). Основы современной парадигмы в понимании конфликта: теория «позитивно-функционального конфликта» (Л. Козер), «конфликтная модель общества» (Р.Дарендорф), общая теория конфликта (К. Боулдинг).

Психологическая традиция изучения конфликта. Психоаналитический подход к пониманию природы внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов (З.Фрейд, Адорно, А.Адлер, Э.Эриксон, К.Хорни). Инстинктивная природа конфликта в теориях У.Мак-Дугалла и К.Лоренца.

Ситуационизм в понимании природы конфликта: бихевиоризм, гипотеза «фрустрация-агрессия» и ее критика (Дж.Доллард, Н.Миллер, Л.Дуб, Л.Берковиц); теория социального научения (А.Бандура); теория поля и школа групповой динамики (К.Левин). Исследования конфликта в интеракционизме (Т.Шибутами, М.Шериф). Реалистическая теория конфликта Д.Кэмпбелла.

Когнитивисткие подходы к пониманию природы конфликта: теории когнитивного соответствия (Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер), теория социальной идентичности (А. Тэшфела), концепция кооперации-конкуренции М. Дойча, конфликт как когнитивная схема (И. Клар, Д. Бар-Тель, А.Круглянски).

Транзактный анализ Э.Берна и практика работы с конфликтами. Модели двойной заинтересованности (К. Томас и Р.Х. Килменн, Дж. Рубин, Д. Пруйт и Хе Сунг Ким, Е.Ван де Влиерт и М.Ейвема). Изучение переговорного процесса при разрешении конфликта (Дж. Рубин, Д. Пруйт, Р. Фишер, У.Юри).
Тема 10. Методологические проблемы изучения и диагностики конфликта

Методологические проблемы и трудности изучения конфликта и возможные пути их преодоления.

Методы изучения и диагностики конфликта: наблюдение, эксперимент, опросные методы, тесты, контент-анализ, кейс-стади.

Особенности применения экспериментального метода в исследованиях конфликта. Экспериментальные игровые процедуры как инструмент создания конфликта. Примеры исследования специфических форм взаимодействия, естественным образом моделирующих конфликт.

Использование опросных методов и тестов при изучении и диагностике конфликта. Личностные опросники, направленные на выявление межличностной конфликтности. Опросные методы и проективные методики, используемые для диагностики стилей поведения в ситуации конфликта. Опросные методы, направленные на выявление субъективного восприятия конфликта. Опросные методы и тесты, применяемые для диагностики наличия конфликта и степени конфликтности группы.

Кейс-стади при изучении конфликта. Способы анализа конфликта.



Тема 11. Структура и динамика конфликта. Конфликтное взаимодействие

Понятийная схема анализа конфликта (Л.А. Петровская). Структура конфликта: объективное содержание (участники, предмет и объект, условия конфликта); субъективное значение (мотивы, потребности, интересы и цели сторон, исход конфликта, образы конфликтной ситуации).

Динамика конфликта. Начало и окончание конфликта (разные формы завершения конфликта). Основные этапы развития конфликта: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной). 2. Осознание ситуации как конфликтной. Объективные и субъективные факторы осознания ситуации как конфликтной (индивидуальные и групповые). 3. Конфликтное взаимодействие. 4. разрешение конфликта.

Характеристика конфликтного взаимодействия и стратегий поведения в ситуации конфликта: ухода (приспособления), борьбы (соперничества, конфронтации) и сотрудничества (компромисса). Факторы выбора стиля конфликтного взаимодействия (личностные, культурные и ситуационные) и особенности реализации. Регуляторы конфликтного взаимодействия.

Понятия инцидента, эскалации и экспансии конфликта. Специфика межличностного и межгруппового восприятия в условиях конфликтного взаимодействия и эскалации конфликта: стереотипизация, схематизация и гипертрофированность восприятия, формирование «образа врага», феномены «приписывающего искажения», обесчеловечивания противника, «зеркальных образов», обезличивания и дегуманизации.
Тема 12. Психологические особенности отдельных видов конфликтов

Типологии конфликтов: внутриличностных, межличностных, внутригрупповых, межгрупповых, социальных.

Особенности внутриличностных конфликтов. Основные виды: мотивационные (К. Левин), когнитивные (теории когнитивного соответствия Ф.Хайдер, Т.Ньюком, Л.Фестингер), ролевые внутриличностные конфликты. Типология внутриличностных конфликтов А.И.Шипилова.

Особенности межличностных конфликтов. Основные виды: мотивационные, когнитивные межличностные конфликты, конфликты в деятельностной сфере, статусно-ролевые; ресурсные межличностные конфликты; объектно-ориентированные, оппонентно-ориентированные и эгозащитные межличностные конфликты. Типология межличностных конфликтов М.Дойча в зависимости от соотношения между объективным противоречием и оценками ситуации конфликтующими сторонами: истинный, случайный, смещенный, неверно приписанный, латентный, ложный.

Определение социального конфликта. Отличия от межличностного конфликта. Психология межгрупповых отношений – теоретическая основа исследования социальных конфликтов. Сложная структура сторон социального конфликта. Уровни конфликта в зависимости от уровня его субъекта (группа, общность, государство). Виды социальных конфликтов. Стадии развертывания социального конфликта. Возможные способы предотвращения социальных конфликтов.

Регуляторы социальных конфликтов. Роль проблемы социальной справедливости в регулировании конфликта. Связь представлений о справедливости и ценностей, разделяемых участниками социального конфликта. Формы несправедливости в конфликте. Феномен относительной депривации, его теоретические обоснования и роль в социальном конфликте. Сущность современной «революции притязаний» и ее значение в современных социальных конфликтах.

Значение проблемы восприятия социального конфликта. Традиции выявления роли субъективного фактора в конфликте. Особенности восприятия социального конфликта. Обусловленные групповым субъектом. Психология межгруппового восприятия как теоретическая основа изучения восприятия социальных конфликтов. Феномены межгруппового восприятия в конфликте: расстановка сил оппонентов, время, место, участники, окружение). Модификация проблемы «Другого» в социальном конфликте: специфика «Образа врага». Детерминанты восприятия социальных конфликтов.

Роль СМИ в формировании отношения к социальным конфликтам и их восприятию. Использование методов, изменяющих эмоциональное воздействие на восприятие социальных конфликтов. Степень доверия массового сознания к получаемой в СМИ информации. Публикация опросов общественного мнения и проблема их обратного воздействия на восприятие конфликтных ситуаций. Другие информационные технологии (Интернет, мобильная телефонная связь) и их роль в восприятии социальных конфликтов. Роль информационной среды при построении «копинг-стратегий» для предотвращения и разрешения социальных конфликтов.

Понятие внутригруппового конфликта. Основные виды и функции внутригруппового конфликта.

Этнические конфликты: причины возникновения и урегулирование. Интерпретации причин этнических конфликтов в социальной психологии и смежных науках. Изменения сторон в ходе конфликта: усиление групповой сплоченности и подчеркивание групповой идентичности. Влияние когнитивных процессов (категоризации, деиндивидуализации, иллюзорной корреляции, социальной каузальной атрибуции) на этнические конфликты. «Концепции заговора» и этнический конфликт. Пути урегулирования этнических конфликтов на макроуровне: применение закона, информация, переговоры. Психологические модели урегулирования этнических конфликтов: а) информационная модель, б) модель контакта, в) переориентация человеческой агрессии, г) введение надгрупповых целей, д) достижение надгрупповых или пересекающихся идентичностей. Семинары по урегулированию этнических конфликтов.

Особенности конфликтов в разных сферах жизнедеятельности: семейных, организационных, правовых и политических конфликтов, конфликтов в экономической сфере и конфликтов в учебной деятельности.

Тема 13. Психологические феномены, связанные с конфликтным взаимодействием.

Понятие психологического влияния. Способы влияния на оппонента в ходе конфликтного взаимодействия. Психология убеждающего воздействия: методы аргументации.

Понятие манипуляции. Психологический механизм манипулятивного воздействия. Этические проблемы, связанные с приемлемостью манипулятивного воздействия. Виды манипуляций и типы манипуляторов. Проблема распознавания манипуляций и противостояния манипулятору (Е.Л.Доценко, Э. Шостром, Е. Сидоренко).

Основные теоретические подходы к анализу совладания: бихевиористские модели совладания, психоаналитические подходы к анализу и интерпретации стратегий совладания, когнитивистские модели эффективного совладания. Совладание как процесс. Динамический подход к проблеме совладания как реализация идеи взаимодействия личности и ситуации. Совладание с трудностями как элемент жизненной стратегии. Определяющая роль ценностей в выборе стратегий совладания.

Феноменология совладания. Ситуации, требующие совладания: негативные жизненные события, стресс, травма, жизненные кризисы, экономическая депривация, бедствия, катастрофы. Виды стрессоров. Возможные основания их классификации: тип трудностей, длительность, управляемость, величина потерь, уровень влияния на личность. Стадии совладания. Проблема эффективности совладания: интериндивидуальный и интраиндивидуальный подход. Стратегии совладающего поведения.

Личностные и средовые детерминанты совладания. Личностные ресурсы совладания. Особенности когнитивного стиля личности и их взаимосвязь со стратегиями совладания. Уровень субъективного контроля и совладание. Самоэффективность как фактор выбора копинг-стратегий. Идентичность как ресурс и результат совладания.

Средовые детерминанты совладания. Социально-психологическая адаптация и совладающее поведение. Особенности межличностной коммуникации, социальная сеть и статусно-ролевые характеристики личности как факторы совладания.
Тема 14. Разрешение конфликтов

Понятие разрешения конфликта как одной из форм завершения конфликта. Управление конфликтом, урегулирование конфликта. Способы разрешения конфликта, частичное и полное разрешение.

Психологические проблемы перехода от борьбы и эскалации к разрешению конфликта. Страх «потерять лицо», понятие состояния «мертвой точки» и причины его возникновения и способы выхода их него.

Разные варианты разрешения конфликта по Дж. Рубину, Д. Пруйту, С.Х. Ким: компромисс, соглашение о процедуре определения победителя, интегративные решения. Виды интегративных решений и способы их достижения.



Возможные сферы деятельности психолога-практика в процессе разрешения конфликта. Профилактика острого конфликта. Психологическое посредничество при разрешении конфликта. Формирование конфликтной компетентности. Работа по трансформации установок, предубеждений.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА



Основная литература:

  1. Агаджанов В.В. Феномен стокгольмского синдрома. Психология экстремальных ситуаций. М., 2008.

  2. Аксельрод Р. Эволюция сотрудничества // Прорыв: Становление нового мышления. Советские и западные ученые призывают к миру без войн / Под ред. А.Громыко, М.Хеллмана и др. - М.: Прогресс, 1988. - С. 253-261.

  3. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Методическое пособие для посредников-медиаторов. Спб, 2005.

  4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: Юнити, 1999 или более позднее издание.

  5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007.

  6. Бесемер Х. Медиация. Посредничество в конфликтах. Калуга: «Духовное познание», 2004.

  7. Ведение переговоров и разрешение конфликтов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

  8. Гестеланд Р.Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, менеджмент. Днепропетровск, 2003.

  9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001 или более позднее издание.

  10. Гулевич О.А. Убеждающая коммуникация, М.: РПО, 1999.

  11. Давыденко Д. Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах. М.: «Секрет фирмы», 2006.

  12. Даймонд С. Переговоры, которые работают. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011.

  13. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное –М: Гардарики, 2002.

  14. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: Черо, 1997, 2000 или СПб.: Речь, 2003.

  15. Емельянов, Ю.Н. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000

  16. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М: Аспект Пресс, 1994.

  17. Искусство жить с непохожими людьми. Психотехники толерантности. Под ред. Асмолова А.Г., Солдатовой Г.У., Макарчук А.В. М. 2009.

  18. Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. - М.: ЭКСМО, 1997. - С.251-286.

  19. Кацы Д. В. Переговоры и посредничество: инструменты повседневной практики международника. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2005.

  20. Кеннеди Г. Переговоры: Полный курс. М.:Альпина Паблишер. 2012.

  21. Конфликтология: Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «Модек», 2002 (есть в электронном виде).

  22. Кроль Л. Переговоры с драконами. М.: Независимая фирма «Класс», 2013

  23. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома, КГУ. 2004.

  24. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб, Речь. 2005.

  25. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры: М., 1993

  26. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Речь, 2000.

  27. Левицкий Р., Сондерс Д., Барри Б., Минтон Дж. Самое главное о переговорах. М.: Форум, 2006.

  28. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры. - М.: Советское радио, 1975.

  29. Льюис Р. Деловые культуры в международном бизнесе. М., Дело, 1998.

  30. Мастенбрук У. Переговоры. Калуга, 1993.

  31. Мацумото Д. Психология и культура. Современные исследования. СПб., 2002.

  32. Мокшанцев Р.И. Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.

  33. Нестик Т.А. Менеджер как третья сторона в конфликте // Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2004, №2. С. 6-21

  34. Ниренберг Дж. Маэстро переговоров. М.: Парадокс, 1997.

  35. Панов М. И., Петров В. В., Сурин А. В. Ведение переговоров: междисциплинарный подход. М: Янус К, 1998.

  36. Психология конфликта. Хрестоматия / Сост. Н.В. Гришина. СПб.: Питер, 2001.

  37. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

  38. Селлих, Клод; Субхаш С. Джейн. Переговоры в международном бизнесе. Практическое руководство. Днепропетровск: Добрая книга, 2004

  39. Сидоренко, Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб., 2001.

  40. Соколов С.В. Социальная конфликтология. М: ЮНИТИ, 2002.

  41. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.

  42. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: социально-психологический анализ. Монография. М.:ИП РАН, 2008.

  43. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М.:Аспект Пресс, 2003. С. 300-324.

  44. Стил, Пол Т.; Бизор Том. Переговоры в бизнесе. Практическое пособие. М.: HIPPO, 2004.

  45. Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. - М., 1996

  46. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. М.: Наука, 1990.

  47. Хесль Г. Посредничество в разрешении конфликтов: Теория и технология. СПб..: Речь, 2004.

  48. Хрусталев М.А. Методология анализа международных переговоров // Международные процессы. Т.2 №3 (6) М., 2004.

  49. Эдмюллер А., Вильгельм Т. Модерация. М.: Омега-Л, 2007.

  50. Эрнст О. Слово предоставлено вам: (Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров): Сокр. пер. с нем. - М.: Экономика, 1988.- С.131-135.


Дополнительная литература:

  1. Аббат Мабли. Принципы переговоров. Москва, Изд.: Научная книга, 2004.

  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

  3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М., 2001.

  4. Алешина Ю., Гозман Л., Дубовская Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

  5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы М.: Аспект Пресс, 2001. С.54-70, 98-141.

  6. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2005.

  7. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психол. Журнал. 1994. Т.15. № 1. С. 3-18.

  8. Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. – М.: Аспект Пресс, 2007.

  9. Белбин Р.М. Команды менеджеров. М., 2003.

  10. Беркли-Ален М. Забытое искусство слушать. - С-Пб, 1997.

  11. Берн Э. Лидер и группа. Екатеринбург, 2000.

  12. Бишоп С. , Тэйлор Д. Тренинг изменений в организации. - СПб: Питер, 2002.

  13. Борг Дж. Сила убеждения. Искусство оказывать влияние на людей. – М.: Претекст, 2007.

  14. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. Москва, 1996.

  15. Буданцев Ю.П. Парадигма массовой коммуникации. Москва, 2001.

  16. Глушакова К.П. Переговоры: эффективное «ты–я» взаимодействие. Москва, 1991.

  17. Гришина Н. В. Психология социальных ситуаций. Хрестоматия. - СПб: Питер, 2001.

  18. Гулевич О.А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов // Психологический журнал. 2007. №2. С.68-77.

  19. Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Смысл, 2000.

  20. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Питер, 2001.

  21. Дэна Д. Преодоление разногласий. Санкт-Петербург, 1994.

  22. Илларионов В.П. Переговоры с преступниками. Москва, 1993.

  23. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000.

  24. Клок К., Голдсмит Дж. Конфликты на работе. Искусство преодоления разногласий. – М.: Претекст, 2007.

  25. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М.: Аспект Пресс, 2001. С. 200-208.

  26. Курс ведения переговоров с установкой на сотрудничество. Рига – Санкт-Петербург, 1995.

  27. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н\Д: Феникс,1999.

  28. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999.

  29. Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. СПб.: Питер, 2005.

  30. Леонова А.Б. Комплексная стратегия анализа стресса: от диагностики к профилактике и коррекции // Психол. Журнал, 2004. Т. 25. № 2.

  31. Любимова Г.Ю. Психология конфликта М.: Педагогическое общество России, 2004.

  32. Лютенс Ф. Организационное поведение.- М., 1999.

  33. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации – М.: Издательство «Инфра-М», 1996.

  34. Медиация – искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методом и профессиональными технологиями / Составители Г. Мета, Г. Похмелкина. М., 2004.

  35. Нергеш Я. Поле битвы – стол переговоров. Москва, 1989.

  36. Никольсон Г. Дипломатическое искусство. Москва, 1962.

  37. Ньюстром Д., Дэвис К. Организационное поведение. Питер, 2000.

  38. Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. Москва, 1991.

  39. Психология переговоров. Хрестоматия. Подготовлена студентами факультета психологии МГУ на кафедре психологии личности. 362 с.

  40. Роббинс Х., Финли М. Почему не работают команды. М., 2005.

  41. Селлих К., Субхаш С. Джейн Переговоры в международном бизнесе. Практическое руководство.- М., 2005.

  42. Скотт Дж.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев, 1991.

  43. Технология принципиальных переговоров в разрешении международных ресурсных конфликтов. Новосибирск, НГУ, 1994.

  44. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии. Управление рисками ксенофобии в обществе риска. Под ред. Ю;П.Зинченко, А.В.Логинова М., 2011.

  45. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Санкт-Петербург, 2000.

  46. Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта. СПб.: Питер, 2003.

  47. Холл М. Магия коммуникации. «Олма-пресс», М., 2004.

  48. Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. Москва, 1995.

  49. Чумиков А. Н. Ведение переговоров: стратегия, коммуникация, фасилитация, медиация. М: Университетский гуманитарный лицей, 1997.

  50. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.

  51. Юри У. Преодолевая «нет», или Переговоры с трудными людьми. Москва, 1993.


Примерные вопросы к государственному экзамену.

  1. Понятие «переговорного процесса» и его основные характеристики. Основные виды и функции переговоров.

  2. Предмет и основные этапы развития психологии переговоров.

  3. Методы исследования в психологии переговоров, их возможности и ограничения: лабораторный эксперимент, включенное наблюдение, опрос, анализ кейсов.

  4. Ролевой репертуар психолога-переговорщика: основные характеристики ролей модератор, медиатор, фасилитатор.

  5. Техники модерации, медиации и фасилитации в переговорном процессе.

  6. Основные компетенции, необходимые психологу-переговорщику.

  7. Специфика посредничества как формы переговоров. Источники власти посредника. Основные приемы посредничества.

  8. Этапы посредничества и критерии его эффективности.

  9. Особенности переговоров в экстремальных ситуациях.

  10. Переговоры с террористами в ситуации захвата заложников.

  11. Искажения восприятия в переговорах.

  12. Мотивационно-когнитивные искажения в переговорах. Влияние эмоционального состояния переговорщиков на переговорный процесс.

  13. Виды переговорных стратегий. Стили ведения переговоров.

  14. Основные измерения переговорного процесса: решение проблемы, поддержание баланса власти, выстраивание отношений, поиск альтернатив.

  15. Фазы переговорного процесса. Планирование переговоров. Роль BATNA (НАОС) в ходе переговоров.

  16. Отличие принципиальных переговоров от распределительной сделки. Приемы, используемые переговорщиками в рамках интегративных переговоров.

  17. Доверие в переговорном процессе. Субъект и объект доверия. Условия формирования и значимость доверия в переговорном процессе.

  18. Переговорный процесс как совместно-творческая деятельность. Условия, критерии, результаты.

  19. Особенности поведения переговорщиков в распределительной сделке. Приемы, используемые переговорщиками в рамках стратегии торга.

  20. Реагирование на жесткую тактику и противодействие манипулированию в переговорах.

  21. Группа как субъект переговорного процесса. Групповое ведение переговоров.

  22. Методы выработки альтернативных решений при подготовке к переговорам и в ходе переговорного процесса.

  23. Роль переговорщика как фасилитатора при групповом принятии решений. Методы фасилитации при выработке решений в малых и больших группах.

  24. Влияние кросс-культурных различий на процесс переговоров. Методы преодоления коммуникативных барьеров в кросс-культурных переговорах.

  25. Особенности переговорного процесса в условиях конфликта.

  26. Поняте «конфликт». Основные вехи в истории изучения конфликта в зарубежной и отечественной науке. Основы современной парадигмы в понимании конфликта

  27. Основные конфликтологические идеи в западной социологии второй половины 19 века. Основы современной парадигмы в понимании конфликта

  28. Психологическая традиция изучения конфликта

  29. Изучение конфликта в теории поля и школе групповой динамики (К.Левин).

  30. Теория кооперации-конкуренции М. Дойча.

  31. Методологические проблемы изучения конфликта. Основные методы изучения конфликта.

  32. Особенности применения экспериментального метода в исследованиях конфликта.

  33. Особенности использования опросных методов и тестов при изучении и диагностике конфликта

  34. Представление о структуре, динамике, функциях конфликта.

  35. Психологическая характеристика конфликтного взаимодействия.

  36. Понятие деструктивного, неуправляемого конфликта. Эскалация и экспансия конфликта

  37. Специфика межличностного и межгруппового восприятия в условиях конфликтного взаимодействия и эскалации конфликта.

  38. Психологическая характеристика отдельных видов конфликтов. Типологии конфликтов.

  39. Психология межличностного конфликта

  40. Специфика социального конфликта по сравнению с межличностным.

  41. Проблема социальной справедливости в социальном конфликте.

  42. Особенности восприятия социальных конфликтов.

  43. Информационная среда как фактор разрешения и восприятия социальных конфликтов.

  44. Этнические конфликты: причины возникновения и урегулирование

  45. Психологическое влияние в конфликтном взаимодействии. Понятие манипуляции.

  46. Основные теоретические подходы к анализу совладания.

  47. Феноменология совладания.

  48. Личностные и средовые детерминанты совладания.

  49. Психологические проблемы разрешения конфликта.

  50. Участие третьей стороны в процессе урегулирования и разрешения конфликта. Возможные сферы деятельности психолога-практика при разрешении конфликта.






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница