Применение икт в профессиональном совершенствовании молодежи в условиях обучения в вузе




Скачать 50.16 Kb.
Дата29.04.2016
Размер50.16 Kb.
Маруева Е.Ю., Русакова В.Н. Применение ИКТ в профессиональном совершенствовании молодежи в условиях обучения в ВУЗе. // Проблемы информатики в образовании, управлении, экономике и технике: Сб. материалов Междунар. научно-техн. конф.– Пенза: ПДЗ, 2009. – С. 211-214.

Применение ИКТ в профессиональном
совершенствовании молодежи
в условиях обучения в вузе

Е.Ю. Маруева, В.Н. Русакова

Орловский государственный университет,
г. Орел, Россия

Рассмотрены общие вопросы применения ИКТ в условиях обучения в вузе. Приведен пример разработки курса «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого для специальности «Безопасность жизнедеятельности».


Marueva E.Y., Rusakova V.N. Application of ict in professional improvement of youth during studying at high school.

The general questions of application the ICT at high school are considered. As an example the course «Use of modern information and communicative technologies in educational process» for specialty «Principles of personal safety» in Tula State pedagogical university n.a. L.N. Tolstoy is developed.


В настоящее время применение информационных и коммуникационных технологий является приоритетным направлением образования в России, поскольку информационный образовательный поток возрастает с каждым годом и охватить даже небольшую его часть невозможно традиционными средствами обучения. Зачастую новейшие научные открытия и разработки связаны именно с развитием телекоммуникаций и компьютерной техники, причем во всех отраслях науки.

Если рассматривать информационные технологии с точки зрения их влияния на процесс обучения, то можно отметить, что они повышают эффективность данного процесса и позволяют учащемуся выбрать сферу профессиональной деятельности в соответствии с его интересами и возможностями. Их функцией является наглядное и объективное представление информации, согласно которому молодежь, обучающаяся в учебном заведении, сможет сориентироваться и выбрать направление, в котором впоследствии она сможет себя реализовать на достаточно высоком профессиональном уровне. В профессиональной сфере превалируют и доминируют технические и технологические аспекты независимо от выбора социального, политического, экономического или научно-технического направления деятельности. Огромное количество предприятий и различных социальных институтов оснащено современной компьютерной и автоматизированной техникой, поэтому важнейшей задачей школ, колледжей, техникумов и вузов является освоение учащимися навыков работы с новыми технологиями. Молодежь должна выходить из вузов с достаточно обширными знаниями в данной области, для обеспечения квалифицированной трудовой деятельности, т.к. проблема трудоустройства молодежи в некоторой степени зависит от их технической грамотности, дабы они могли составить конкуренцию более опытным работникам среднего и старшего возраста.

Необходимо рассмотреть, какими именно информационными технологиями должна уметь пользоваться молодежь, т.е. выпускники высших и средних учебных заведений.

Существует несколько видов информационных технологий, применяемых в сфере образования: аудиовизуальные технологии (фонограммы, видеопродукция учебного назначения, компьютерные учебные пособия), интерактивные технологии (технологии гипертекста, гипермедиа) и телекоммуникационные технологии (на их основе проводятся видеоконференции, управление удаленной программой, дистанционное обучение и т.д.). Все перечисленные информационные технологии желательно применять в комплексе и на разных этапах процесса обучения. Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебный процесс можно рассматривать в контексте традиционной формы обучения, формируя постепенно навыки работы с ними и их использование в учебной, научно-исследовательской и последующей профессиональной деятельности.

Молодое поколение стремится успешно реализовать себя в различных отраслях трудовой деятельности. Для этого необходимо дать молодым глубокие и полные знания, гармонично внедрить в учебный процесс изучение таких дисциплин, как «Информационные технологии», «Информационные системы», «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе», «Аудиовизуальные технологии обучения».

Согласно поставленным задачам в Орловском государственном университете вплотную занимаются проблемой такого гармоничного сочетания специальных дисциплин определенного факультета и внедряемых информационных технологий для получения максимального эффекта от процесса обучения. Так, для факультета педагогики и психологии разработана и используется расширенная программа использования ИКТ во взаимосвязи со специальными дисциплинами. Построен курс дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» согласно особенностям каждой специальности учащихся.

Применению студентами знаний по психологическим дисциплинам способствует принцип наглядности: объективность и реалистичность объектов, с помощью которых осуществляется процесс исследования человеческой психики или психологического состояния, позволяет сформировать необходимую психологическую атмосферу для проведения такой работы. Здесь может быть использована специализированная программа или иной электронный продукт, будь то компьютерная игра, электронный учебник или мультимедийное средство, созданные психологом-исследователем. В том и в другом случае необходимо умение владеть определенным электронным продуктом (средством), получить результаты и правильно их интерпретировать.

Рассмотрим еще один пример. В Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. Толстого для специальности «Безопасность жизнедеятельности» разработан курс «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе». Будущие учителя знакомятся с основными понятиями и определениями новой предметной области – информатизации образования, с целями и задачами использования информационных и коммуникационных технологий в образовании, методическими аспектами их использования в учебном процессе. Учатся использовать ИКТ в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении, для активизации познавательной деятельности учащихся, а также реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся. На практических занятиях разрабатываются (с учетом основных требований) тесты, электронные учебные пособия и т.п. по различным разделам дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с использованием гипертекстовых технологий, разнообразных инструментов Adobe Photoshop, возможностей стандартного пакета программ MS Office и др.

У каждого учащегося создается свой комплекс методических разработок, основанных на использовании ИКТ, по конкретной специализации, который они представляют в итоге изучения дисциплины «Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе» и могут использовать в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности. Данный подход прививает любовь молодежи к выбранной профессии и стремление развивать, углублять и использовать свои знания в трудовой деятельности по специальности.

Библиографический список

1. Русаков А.А., Яхович (Русакова) В.Н. Информационные технологии в научно-исследовательской, проектной деятельности школьников и студентов // Информатизация образования – 2007 : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Калуга : Калуж. гос. пед. ун-т. им. К.Э. Циолковского, 2007. – Ч. 2. – С. 280 – 286.

2. Русаков А.А., Русакова В.Н., Маруева Е.Ю. Совершенствование учебно-методического комплекса с использованием информационных и телекоммуникационных технологий // Современная математика и проблемы математического образования : материалы Всерос. заоч. науч.-практ. конф. – г. Орел. : ОГУ, 2009. – С. 210 – 215.



3. Монахов М.Ю. и др. Технические и гуманитарные аспекты информационных образовательных сетей и сред : монография / под науч. ред. М.Ю. Монахова; Владимир. гос. ун-т; Владимир. ин-т усоверш. учит. – Владимир, 2002. – 160 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница