Примечания Организационный момент: Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Возьмитесь за руки, повторите




Скачать 89.34 Kb.
Дата19.04.2016
Размер89.34 Kb.
Ход урока

Содержание

Примечания

Организационный момент:

- Повернитесь к гостям, поздоровайтесь.

Возьмитесь за руки, повторите «про себя» за мной «Я знаю, я справлюсь, если мне будет трудно, мне помогут мои товарищи».

Проверка домашнего задания:

- прослушайте домашнюю работу своих соседей по парте

- кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?

- А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?



Определение темы урока

Посмотрите на репродукцию картины Виктора Васнецова, вспомните её название, соотнесите его с одним из стихов домашнего задания. Определите тему урока.

(Там, в облаках, перед народом, через леса, через моря колдун несет богатыря)

(Тема урока – «богатыри»).



Актуализация изученного материала

Что вы можете сказать о богатырях?

(Это герои русских сказок, былин.)

Когда они проявили свои героические качества? (В воинских подвигах, защищая землю своего народа)

Вспомните произведения А. Пушкина, изучаемые ранее на классном и внеклассном чтении и определите героя нашего урока. Отметьте свой ответ карточкой с номером, (5)

Верно. Не случайно начало нашего урока – чтение стиха. «У Лукоморья».

[…]«У лукоморья» - это пролог- «мостик» к началу прекраснейшего произведения - сказке - поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма «Руслан и Людмила» соединила в себе воспоминания Пушкина о рассказах и сказках, рассказанных ему бабушкой Марией Алексеевной и няней Ариной Родионовной Матвеевой, впечатления от прочитанных им французских волшебных поэм и романов и образы собственной фантазии.

«Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма» - восклицал в восхищении поэт.

Писать поэму он начал в 1817 г., будучи воспитанником Царскосельского лицея. Появление поэмы «Руслан и Людмила» через 3 года в 1820 г. вызвало в России большой интерес. О Пушкине заговорили как о самом замечательном молодом писателе. Его новых произведений стали ждать с нетерпением. Восторженно встретил поэму друг Пушкина – знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский. Он подарил Пушкину свой портрет с собственноручной надписью «Победителю ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила» 1820 марта 26.»

Пушкин смело ввел в стихи разговорную речь, сочетал в своем творчестве и литературный стиль. Это было впервые в литературе. И дерзость Пушкина вызвала у критиков бурные споры.

Сценка. Критики и Пушкин. А.Г. Гоголев, А.Ф. Воейков, Д. Зыков.

- Какая грубость! Мужицкая рифма портит изящный вкус поэмы! Поэма похожа на бородатого гостя в армяке и лаптях, который «втерся» в «Московское благородное собрание»

В.Г. Белинский: «Мы не можем понять, что за странная мысль овладела им и заставила тратить свой талант на эти цветы. Русская сказка имеет свой смысл, переделанная и приукрашенная она не имеет решительного никакого смысла

Тем не менее, за границей в Париже через год в литературной газете дан положительный отзыв о романтической поэме-сказке Пушкина, «бывшего воспитанника Царскосельского лицея, всего двадцати шести лет».

А через много лет Самуил Маршак сказал следующее: «Пушкинская сказка-поэма – прямая наследница сказки народной».[1]

Давайте и мы прикоснемся к творчеству замечательного поэта – поэме «Руслан и Людмила»

Дома во внеклассном чтении вы самостоятельно познакомились с текстом поэмы.

Викторина по содержанию произведения

Проведем небольшую викторину:

- Кто считает, что внимательно прочитал текст поэмы? За верные ответы вы будете получать жетоны

- Какой титул имел Руслан? (князь)

- Назовите имена соперников Руслана? (Рогдай, Фарлаф, Ратмир)

- С какой целью Руслан отправился в невиданное путешествие? (искать невесту – Людмилу)

- Кто похитил Людмилу первый раз? (Черномор)

- Кто похитил Людмилу во второй раз? (Фарлаф)

- Кто убил Руслана? (Фарлаф)

- Кто возвратил Руслана к жизни? (старец Финн)

- Как поступил Руслан с Фарлафом? (простил его)

- С кем сражался Руслан один на один? (с Рогдаем, с Головой, с Черномором)

- Какое из трех сражений было не совсем обычное? (с Головой)

- Кем была «Голова» до того как стать головой (братом Черномора)

Сегодня познакомился с отрывком о сражении Руслана с головой. Помогать мне будут победители викторины. В конце урока они подготовят сообщение по теме урока



Словарная работа

Сначала уточним значение некоторых устаревших слов-архаизмов, которые встретятся в тексте



Внимает – слушает внимательно

Бестрепетно - спокойно, бесстрашно

Озарясь – осветясь

Очи – глаза

Объяты (сном) – скованы сном

Мрачной (степью) – темной сумрачной

Диво – чудо

Копием – копьем

Вихорь - вихрь

Конь ретивый – резвый конь

Витязь – воин, отличающийся силой и доблестью

Браздами удержал коня – придержал коня поводьями

Прочь – вон

Истину – правду

Обратится – вернутся обратно, возвратиться

Что было мочи – изо всех сил

Главу – голову

Объятый страхом – испугавшись, в сильном страхе

Изнеможенный – обессиленный

Далече – подальше

Пока не заморил коня – пока конь не устал

Досаду в сердце кроя – не показал обиды

С подъятой грозною десницей – угрожающе подняв руку

В трепете веселом – в ожидании веселом

Внемлет он – слушает он

Моленьем усмиренный – успокоившись

Чтение отрывка учителем

Давайте мы мысленно отправимся вместе с Русланом и будем рядом с ним незримо, невидимо



Обмен впечатлениями о прочитанном.

Какой момент из отрывка произвел на вас самое сильно впечатление

Какие чувства вы испытываете к главным героям отрывка? Почему?

Кто является главными героями отрывка?



Физкультминутка

- Как вы думаете, почему отрывок назван «Бой Руслана с головой», а не «Бой головы с Русланом»?

(Руслан первым бой не начинал)

- Проследите по тексту диалог главных героев, отметьте слова героев на закладках простым карандашом

- Кто из героев более многословен?

- Что вы можете сказать о характере их разговора?

- К чему это привело?

Групповая работа

Расположите по порядку фразы, указывающие, как менялись действия и чувства главных героев

I – II группы

II- IV группы


Голова

Руслан
Голова насмехается

Голова возмущается

Голова пришла в ярость

Голова ослеплена успехом

Голова повержена

Знакомство с дивом

Руслан горд

Руслан сердит

Нет надежды на победу

Победа - жестокое намерение

Гнев умирает
- Докажите правильность этой последовательности. Прочитайте отрывки соответствующие каждому пункту плана.

- В чем причина поражения головы?

- Какой совет вы хотели бы дать герою?

- Ваши мысли может помочь выразить правильно выбранная пословица.



  1. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

  2. Что посеешь, то и пожнешь.

  3. Язык острее меча.

  4. Глупый осудит, а умный рассудит.

  1. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

  2. Хотя осердился, да после смирился

  3. Злость делу худой помощник.

  4. Где смелость, там и победа.

Пословица – народная мудрость, истина, часто встречается в сказках. И этим поэма близка сказке.

- Найдите в отрывке пословицу. Как вы можете пояснить её смысл?

(Хоть лоб широк, да мозгу мало).

-Сопоставим состояние головы и Руслана в начале встречи

Руслан

Голова
Спокоен, горд

Насмешлива


В исходе битвы
Гнев умирает

Мольба о пощаде


-Нападает ли богатырь первым?

-Каким было его жестокое намерение? (Ей нос и уши отрубить)

-Почему Руслан не выполнил это намеренье? (Ему стало жаль поверженного и униженного врага. Правила чести воина не допускают этого)

В сундучке несколько предметов, принадлежащих богатырю. Подумайте, при помощи чего и как Руслан одолел противника?

Кто может показать, как он это сделал?

(Взяв копье и поразив язык.)

-Почему именно язык? (Язык – оружие головы).

-Почему великан – «Голова» не одержал победу над Русланом?

(«Голова» сильна только на словах. Она преувеличивает свои возможности).

Что таинственного и необычного вы увидели в этом произведении?

- Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. В чем заключается основная мысль, откройте тайну произведения?

(Богатырь не всегда велик ростом, очень важны ум и выдержка.

Предательство убивает силу)

В каких выражениях вы узнаете разговорную русскую речь?

(Пустая голова, еду, еду не свищу, а наеду - не спущу).

-Как Пушкин относится к своим героям?

-Мы не сказали еще о двух героях этой встречи. О каких? (конь, силы природы)

-Почему Пушкин говорит «Найду ли краски и слова?»

(Очень трудно описать необычную битву)

Расскажите о битве Руслана с головой постарайтесь употребить в своем рассказе эпитеты, разговорную речь, пословицы, повторы.



Итог урока

Что нового узнали вы о богатырях?

(Они не наказывает поверженных врагов; первыми не нападают; они спокойны, мудры и великодушны)

Предоставим слово редактору газеты «Мудрость урока», «Мы знакомимся с богатырями»



1.Любой богатырь должен быть: сильным, здоровым, умным, решительным, отважным, находчивым, бесстрашным, снисходительным, добросердечным, надежным, верным, преданным, великодушным.

2. Богатырь никогда …..

- не обидит беззащитного;

- не оставит слабого в беде;

- не сдастся без боя;

- не предаст;

- не подведет;

-не бросает слов на ветер;

Высшее назначение богатыря – охранять и защищать красоту, хрупкую и беззащитную, стоять на страже Родины.

Спасибо.


Много славных богатырей издревле защищали наше отечество. Много их полегло в битвах на бескрайних полях отчизны. Но народ наш помнит их, чтит, как помнит богатырей, победивших фашистов под Москвой 65 лет назад. Честь им и память.

-Но, подумайте, богатырей можно увидеть поименно и сейчас. Мы знаем, что их роль – защита Отечества. А сейчас нужны богатыри? Есть ли среди ваших знакомых настоящие богатыри? Присмотритесь друг к другу. Может и в нашем классе богатыри растут? Только пристальнее приглядитесь.



Дети встают за партами по 4 человека

Работа в парах постоянного состава

Включаю увертюру на фоне ответа ученика у доски

Открываю картину «Богатыри»


1. Старик.

2. Елисей

3. Гвидон

4. Балда

5. Руслан

6. Дадон


Ставлю на полку портрет А.Пушкина с высказыванием «Что за прелесть эти сказки!»

К доске выходят «критики» (В роли критиков - ученики, которые подготовились заранее)

«Критики» уходят

Портрет


С. Я.Маршака

Жетоны


(пояснить значение слова)Князь – предводитель войска, и правитель области в Древней Руси

Запомните это

Выявить участника викторины , набравшего большее количество жетонов.
На карточках,

которые лежат на каждой парте, слова и словосочетания из текста

На фоне чтения учитель включает фонограмму

Д.Маликова «Страх полета», в соответствующий момент разворачивает рисунок с изображением головы, прикрепленный к доске рулоном)

(пояснить)Диалог – разговор 2-х лиц

Дети работают в группах (нужно расставить фразы, расположенные на наборных полотнах в произвольном порядке)

На доске два плаката с пословицами

Работа групп

На столе сундучок с бутафорским «вооружением» воина

Дети берут копье и поражают язык.


Подготовка групп, выбор выступающего.



Выступление редактора



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница