Приложение 2 310 лет Санкт – Петербургу и созданию Балтийского флота России




Скачать 352.67 Kb.
Дата29.07.2016
Размер352.67 Kb.
Приложение 2
310 лет Санкт – Петербургу и созданию Балтийского флота России
Строительство Санкт-Петербурга было начато 27 мая 1703 года на отвоёванной у шведов ингерманландской территории на берегу реки Невы, по проекту самого Петра. Его строительство имело стратегическое значение: России нужен был выход в Балтийское море и торговый порт для сообщения с Европой. Город быстро рос, уже в ноябре были построены площадь, церковь, служебные здания, военная часть. С 1712 года царский двор и официальные учреждения начали переезжать в новый город. Санкт-Петербург официально считался столицей России вплоть до 1918 года и поныне носит название Северной столицы или культурной столицы. Город знаменит своими белыми ночами, каналами, разводными мостами, огромным количеством христианских святынь и богатейшим культурным прошлым.
18 мая 2013 г . дважды Краснознаменный Балтийский флот отметит 310-й день рождения. Дважды Краснознамённый Балтийский флот — разновидовое оперативно-стратегическое территориальное объединение Военно-Морского Флота Российской Федерации на Балтийском море, имеющее в своем составе корабельные силы, морскую авиацию, средства воздушно-космической и противовоздушной обороны, и береговые войска.[1]
18 сентября 2012 г. Вице-адмирал Виктор Кравчук назначен на должность командующего Балтийским флотом. Соответствующий указ подписал президент России Владимир Путин, сообщили в пресс-службе Западного военного округа.

Дважды Краснознаменный Балтийский флот ВМФ ВС России





Эмблема Балтийского флота
Подчинение

Министерство обороны Российской Федерации

Входит в



Военно-Морской Флот Российской Федерации

Тип


Флот

Дислокация



Балтийск
Кронштадт

Знаки отличия





Рождение регулярного Балтийского флота


http://history.rin.ru/text/tree/2268.html

19 августа 1700 года, добиваясь возвращения России к берегам Балтики, Петр 1 объявил войну Швеции. Главной целью первой кампании Северной войны являлась шведская крепость Нарва, построенная в 12 километрах от устья реки Нарова. Но не имевшая никакого боевого опыта новонабранная регулярная русская армия, 19 ноября 1700 года потерпела поражение под стенами крепости и отступила за Нарову, потеряв всю осадную артиллерию. Эта неудача отодвинула появление российских военных кораблей на Балтике.

Учитывая характер будущего театра военных действий, Петр 1 планировал использовать удобные речные пути по Волхову и Луге. Эти реки являлись удобной транспортной артерией в направлении шведских крепостей Нарва и Нотебург. На этих направлениях Петр 1 и планировал развернуть наступление. 30 января 1701 года началось строительство грузовых плавсредств на Волхове в районе Новгорода и на Луге у деревни Онежицы.

В начале 1702 года в судостроении на северо-западе России начался новый этап - началось строительство небольших боевых кораблей, предназначавшихся для развертывания активных действий против господствовавших на Ладожском, Чудском и Псковском озерах шведских флотилий. Наиболее важное значение приобрело судостроение для Ладожского озера, так как господство на нем шведской флотилии вице-адмирала Г. фон Нумерса не позволяло приступить к осаде крепости Нотебург, находившейся на острове в истоке Невы на Ладожском озере. Русские флотилии на Чудском и Псковских озерах решали оборонительные задачи. Построенные в 1701-1702 годах грузовые и малые боевые суда сыграли немалую роль в действиях русских войск, способствовали успешному исходу борьбы за возврат утраченной в начале 17 века Ижорской земли.

В феврале 1702 года в устье реки Сясь была заложена государственная верфь. 1 мая на воду были спущены два малых фрегата. Длина их составляла 19,81 м, ширина - 5,66 м, глубина интрюма - 2,55 м. В январе 1702 года для отпора ожидавшегося нападения шведского флота на Архангельск, было решено построить на Соломбальской верфи два малых фрегата. 24 марта оба фрегата были спущены на воду. Они получили названия Святой Дух и Курьер. В это время у Петра 1 родилась идея перетащить эти суда по суше из Белого моря на Онегу. 26 августа 1702 года эти фрегаты, проделав необычный путь, достигли Онежского озера. На следующий день после их прибытия, шведская флотилия Нумерса из трех бригантин, двух галиотов, шнявы и двух лодок потерпела сокрушительное поражение от опытных в управлении судами солдат полка Ивана Тыртова, посаженных на струги, карбасы и соймы. Потеряв большую часть судов и более 300 человек, шведы ушли из Ладоги в Выборг. 11 октября 1702 года штурмом была взята крепость Нотебург. Взятие крепости существенно изменило военное положение. Не случайно Петр 1 уже 14 октября переименовал крепость в Шлиссельбург (Ключ - город). Последней преградой для возвращения жизненно необходимого стране выхода на Балтику являлась крепость Ниеншанц в нижнем течении Невы. Расположение крепости было неудачным, укрепления слабые, поэтому было решено отложить захват крепости на весну следующего года.

Итак, были подготовлены все условия для начала создания регулярного Балтийского флота. В конце 1702 - начале 1703 годов на Сяси были заложены два фрегата, предназначенные для формирования корабельного состава будущего Балтийского флота. 1 декабря 1702 года был заложен фрегат Ивангород, второй фрегат Михаил - Архангел был заложен в первые месяцы 1703 года. Фрегаты имели длину 26,6 м, ширину 6,93 м, глубину интрюма 3,26 м. Значительно увеличив осадку на зтих судах, Петр 1 хотел добиться лучшей остойчивости в условиях штормовой Балтики. Фрегаты имели по три мачты и были вооружены 28 пушками. Фрегат Михаил - Архангел был спущен на воду в 1703 году, но достроен только весной 1704 года. Фрегат Ивангород был спущен на воду 27 мая 1705 года.

Указом Петра 1 от 13 января 1703 года предписывалось построить еще 6 фрегатов, 5 яхт и 5 одномачтовых каг для прибрежного плавания. Этот указ был явно направлен на создание кораблей для Балтийского флота. В феврале - марте этого же года была выработана первая кораблестроительная программа Балтийского флота. 24 марта 1703 года была создана Олонецкая верфь, где сразу же был заложен 28 пушечный фрегат Штандарт, 4 буера: Бир-драгер, Вейн-драгер, Гельд-сак, Соут-драгер. Вскоре были заложены флейт Вельком, шмаки Гут-драгер и Корн-шхерн, галиоты Соль и Курьер. На Сяси в марте - апреле 1703 года началось строительство шести шмаков, флейта Патриарх и буеров Люстих и Ик гебе гевест. Так начиналось строительство регулярного Балтийского флота России.

1 мая 1703 года после 10-часовой бомбардировки русские войска овладели крепостью Ниеншанц. Крепость была переименована в Шлотбург. Больше никаких преград на пути к Балтике у России не было. 7 мая 1703 года была одержана первая победа на Балтийском море над шведской эскадрой из девяти судов под командованием Г. фон Нумерса. Солдаты Семеновского, Преображенского и низовых полков во главе с Петром 1, на 30 небольших лодках, взяли на абордаж шняву Астрильд и вице-адмиральский бот Гедан. Остальные корабли шведской эскадры поспешили уйти в море. То значение, которое Петр 1 и его современники придавали этой победе, дают основание считать 7 (18) мая 1703 года датой рождения Балтийского флота России.

Через несколько дней после рождения Балтийского флота произошло еще более важное историческое событие: 16 мая 1703 года был основан город Санкт-Петербург - будущая столица Российской империи и база Балтийского флота.

Балтийский флот на конец 1703 года был пока невелик. Состоял он из трехмачтового фрегата Штандарт (длина 25,47 м, ширина 6,79 м, глубина интрюма 2,55 м), двухмачтовых фрегатов Сясьский 1 и Сясьский 2, шнявы Астрильд, галиотов Курьер и Соль и восьми одномачтовых судов. В октябре - ноябре 1703 года на Олонецкой верфи были заложены семь 28-пушечных фрегатов. Все они были однотипными и имели длину 28,04 м, ширину 6,71 м, глубину интрюма 2,9 м. 29 августа Петр 1 по собственному чертежу заложил первую шняву для Балтийского флота Мункер, после чего в октябре - ноябре стали строить четыре шнявы, а в 1704 году до июля месяца - еще пять шняв. Все шнявы были однотипны и имели длину 21,95 м, ширину 5,64 м, глубину интрюма 2,44 м. Эти фрегаты и шнявы должны были стать ядром флота. На Сясьской верфи в 1704 году спустили на воду шесть шмаков, а 16 августа заложили еще один шмак. Это судно оказалось последним, построенным на государственной Сясьской верфи.

Летом - осенью 1704 года корабельный Балтийский флот уже представлял собой заметную силу в военном балансе противоборствующих России и Швеции. В июле - сентябре этого же года были спущены на воду семь фрегатов: Шлиссельбург, Санкт-Петербург, Кроншлот, Триумф, Дерпт, Нарва и Флигель-де-Фам. Тогда же Олонецкая верфь дала флоту пять шняв, а в июле 1705 года - еще пять шняв. 2 октября 1704 года был заложен по чертежам Петра 32-пушечный фрегат Олифант, спущеный на воду 4 июля 1705 года.

После военных успехов 1704 года появилась возможность перенести базовую верфь Балтийского флота в Санкт-Петербург. Кораблестроение на новой верфи началось сразу же после ее основания - в период с 5 по 9 ноября 1704 года.



Шел также поиск новых типов судов, которые были бы эффективнее существовавших в особых условиях Балтики. В 1705 году была построена тартана - разведывательно-посыльное судно, распространенное в Средиземноморье. 4 марта 1707 года был заложен бомбардирский галиот. Его длина составляла 27,43 м, ширина - 7,9 м, глубина интрюма - 2,59 м. На вооружении он имел 14 орудий и 2 мортиры. На воду он был спущен 30 мая 1708 года под названием Надежда. 9 июля 1706 года был заложен последний фрегат Думкрат. К концу 1707 года программа строительства Балтийского флота была выполнена. К этому времени построили (не считая галер) 12 фрегатов, 10 шняв, 6 буеров, 1 буерс, 2 флейта, 9 шмаков и 20 шкутов. С самого начала Балтийский флот строился как регулярный. Был учтен опыт по строительству Азовского флота. Определяющими направлениями стали унификация размеров, артиллерийского и парусного вооружений. Все балтийские корабли соответствующих классов имели близкие размерения корпуса, одинаковое пушечное вооружение. Балтийский флот стал силой, с которой шведы не могли не считаться. В июле 1706 года стоявший у Котлина русский корабельный флот насчитывал 424 орудия и 2700 человек личного состава.


18 мая
День Балтийского флота

18 мая 1703 г. в устье Невы 30 шлюпок под командованием Петра I захватили два шведских корабля, которые назывались «Гедан» и «Астрильд».

В этой военной операции участвовали солдаты Преображенского и Семеновского полков. После ее завершения они были награждены знаками отличия, на которых было написано: «Небываемое бывает».

Через 9 дней после этих событий на острове Заячий была заложена крепость, с которой и началась история Санкт-Петербурга.

Новый город и флот были неотделимы друг от друга. Можно сказать, что начало БФ положили боевые корабли, которые были построены на верфи на р. Сясь и Олонецкой верфи (Лодейное поле) на р. Свирь. Первенцем Балтийского флота принято считать 28-пушечный фрегат Штандарт.

На левом берегу Невы уже на следующий год была построена Адмиралтейская верфь. К этому времени Балтийский флот включал в себя 29 вымпелов, в их числе 9 фрегатов.

Балтийский флот создавался в условиях постоянных военных действий. Флот увеличивался за счет перевода кораблей из Белого моря, корабли также закупали и в других странах. Одновременно строился гребной флот для действий в шхерных районах.

Во время Северной войны БФ во многом способствовал захвату русскими войсками крепости Выборг, портов Ревель (Таллин), Рига, Пернов (Пярну), а также Моонзундских островов.

В 1714 г. Балтийский флот победил в Гангутском сражении, в 1719 – в Эзельском, в 1720 – в сражении у Гренгама. После этого наша страна сумела утвердиться на Балтийском море, она стала одной из важных морских держав.

В 1721 году в состав БФ входило 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов.

В 1861 г. началось строительство парового броненосного флота. К концу века в состав Балтийский флота входили: 19 броненосцев, 4 броненосца береговой обороны, 4 броненосных крейсера и 39 миноносцев.

Корабли Балтийского флота прославились и в мирное время, они участвовали также и в многочисленных научных экспедициях. Семь отрядов за 10 лет открыли и описали десятки островов, проливов, бухт.

Особенно успешными оказались научные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского.

Во время русско-японской войны из состава Балтийского Флота была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра. Она героически сражалась при Цусиме, но потерпела поражение.

Во время Первой мировой войны Балтийский Флот проводил крупные минно-заградительные операции, предотвратил прорыв германского флота в Финский и Рижский заливы, помогал сухопутным войскам, защищал морские подступы к столице.

Большую роль в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде сыграли моряки именно этого флота. 7 ноября 1917 г. сигналом к штурму Зимнего дворца послужил орудийный залп знаменитого крейсера "Аврора".

Велика роль Балтийского Флота и во время Великой Отечественной войны. Его корабли принимали активное участие в обороне Лиепаю, Таллина, Ханко. Первые удары по Берлину в августе 1941 года нанесли дальние бомбардировщики флота. В битве за Ленинград участвовали почти все корабли, авиация и личный состав Балтийского флота.

В феврале 1946 года Балтийский флот был разделен на два самостоятельных оперативных объединения - 4-й и 8-й флоты. Он был восстановлен в прежнем виде в декабре 1955 г.

В настоящее время Балтийский флот представляет собой разновидовое оперативно-тактическое объединение. В его составе насчитывается более 100 боевых кораблей, более 150 самолетов и вертолетов морской авиации.

Сухопутные и Береговые войска Балтийского флота включают в себя танковые и ракетные соединения, части ПВО и морскую пехоту. Балтийский флот – это важнейшее звено в системе национальной безопасности, ведь он находится на передовых европейских рубежах в постоянном соприкосновении с силами НАТО.

С Балтийским Флотом связаны имена таких прославленных флотоводцев, как: "Ушаков", "Лазарев", "Нахимов", "Корнилов", "Макаров" и "Эссен".

Корабли Балтийского флота с 1993 г. регулярно участвуют в учениях "Балтопс", которые проводятся в Балтийском море под эгидой США.

После того, как наша страна присоединилась к программе «Партнерство ради мира», Балтийский флот с каждым годом наращивает свое участие в ее мероприятиях.

СКР "Неустрашимый", СКР "Дружный" и ТН "Лена" также участвовали и в многосторонних международных учениях.


18 мая 1703 года флотилия с морскими солдатами Преображенского и Семеновского полков под командованием Петра I впервые одержала победу на Балтике. Современный Балтийский флот – это 50 боевых кораблей, подводные лодки, морская авиация, силы ПВО и береговые войска. Он по-прежнему подтверждает свою боеготовность и демонстрирует Андреевский флаг в разных точках мирового океана. Не даром в адрес сторожевого корабля "Неустрашимый", побывавшего уже дважды в районе Африканского рога, приходят десятки телеграмм с благодарностями из многих стран мира.  

Википедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%82-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3?uselang=en-US

Официальные символы города


Герб Санкт-Петербурга, Флаг Санкт-Петербурга, Гимн Санкт-Петербурга

Исторический герб Санкт-Петербурга, утверждённый в 1730 году, подтверждённый в 1780 году, дополненный в 1857 году, никогда не отменявшийся и вновь введённый в употребление в 1991 году, является старейшим и основным официальным символом Санкт-Петербурга. Современный флаг города принят 8 июня 1992 года[37] и внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации с присвоением регистрационного номера 49. На гербе и флаге Санкт-Петербурга изображены: скипетр как символ столицы и императорской власти, морской якорь как символ морского порта и речной якорь как символ речного порта. Прообразом послужил герб Ватикана, как города Святого Петра. Флаг Санкт-Петербурга — официальный символ субъекта Российской Федерации, обозначающий его конституционно-правовой статус, единство жителей Санкт-Петербурга, культурное достояние Санкт-Петербурга. Принят 8 июня 1992 года, через девять месяцев после выхода соответствующего решения[37][38].



Гимн Санкт-Петербурга является одним из символов города (музыка — «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник» Рейнгольда Глиэра, в редакции Григория Корчмара, слова — Олега Чупрова). Полностью был утверждён 13 мая 2003 года[38].

Согласно статье 7 Устава Санкт-Петербурга, историческими символами города являются кораблик на шпиле Адмиралтейства, Медный всадник, ангел на шпиле Петропавловского собора. Согласно статье 8 Устава Санкт-Петербурга, петербургской традицией является полуденный пушечный выстрел сигнального орудия с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости[32].


Городские праздники и памятные даты


Помимо общероссийских и международных праздников, в Санкт-Петербурге отмечаются городские праздники и памятные даты[39]:

  • 14 января — День Устава Санкт-Петербурга (принят в 1998 году);

  • 18 января — День прорыва блокады Ленинграда (в 1943 году);

  • 27 января — День полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады (в 1944 году);

  • 10 февраля — День памяти Александра Сергеевича Пушкина (день смерти поэта в 1837 году);

  • 27 мая — День города — День основания Санкт-Петербурга (в 1703 году);

  • 5 июня — День прорыва морской минной блокады Ленинграда (в 1946 году; празднуется с 2006 года);

  • 9 июня — День рождения Петра Первого (в 1672 году);

  • 20-е числа июня — Праздник выпускников петербургских школ «Алые паруса» (празднуется c 1968 по 1979 год и с 2005 года);

  • 1 июля — День реставратора (празднуется с 2006 года)[40];

  • 15 августа — День Ладоги — первой столицы Руси, предшественницы Санкт-Петербурга (основана в 753 году);

  • 8 сентября — День памяти жертв блокады (начало блокады Ленинграда в 1941 году);

  • 12 сентября — День перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского (1724 год) — день Ништадтского мира (1721 год).

История


Основная статья: История Санкт-Петербурга

Предыстория, основание города и XVIII век


История человека на территории современного Санкт-Петербурга прослеживается со времени последнего таяния ледника, покрывавшего данную территорию. Примерно 12 тысяч лет назад ледник отступил с данной местности, и вслед за ним пришли люди, вероятно предки современных финно-угорских народов[41]. В VIII—IX веках берега Невы заселили восточные славяне (ильменские словене и кривичи). Здесь они занимались подсечно-огневым земледелием, скотоводством, охотой и рыбалкой. В начале IX века эти земли вошли в состав единого Древнеславянского государства, составив часть территории Великого Новгорода под названием Водская пятина, местность справа по течению Невы именовалась Карельской землёй, слева — Ижорской землёй. В VIII—XIII веках по Неве проходил водный путь «Из варяг в греки» из Скандинавии через Восточную Европу в Византию[42]. В этот период Новгородская республика постоянно вела войны со шведами. 15 июля 1240 года при впадении реки Ижоры в Неву состоялось сражение между новгородским ополчением под командованием князя Александра Ярославича и шведским войском. В 1300 году шведами при впадении реки Охта в Неву была построена крепость Ландскрона, однако спустя год она была взята соединённой дружиной из новгородцев и местных карел и срыта до основания. На месте бывшей Ландскроны долгое время существовало «Невское устье» — новгородское торжище, то есть рынок. В XV веке Ижорская земля, в составе Новгородской республики была присоединена к себе Московским Великим княжеством. В результате поражения в войне со Швецией по Столбовскому миру 1617 года земли по реке Неве вошли в состав Шведской Ингерманландии, торговым и административным центром которой стал город Ниен около крепости Ниеншанц, построенной в 1611 году на месте Ландскроны[43].

В результате Северной войны 1700—1721 годов долина реки Невы была отвоёвана у Швеции и вошла в состав Российской империи (по Ништадтскому мирному договору от 30 августа (10 сентября1721 года). 16 (27) мая 1703 года в устье Невы неподалёку от Ниена императором Петром I был заложен город Санкт-Петербург[42]. Этим днём датируется закладка царём-реформатором Петропавловской крепости — первого здания города — на Заячьем острове[44]. Новая крепость своими орудиями должна была перекрывать фарватеры по двум наиболее крупным рукавам дельты реки — Неве и Большой Невке. В 1704 году для защиты морских рубежей России на острове Котлин была основана крепость Кронштадт. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу[45].



В первые десять лет существования главной частью города был Городской остров (совр. Петроградский остров), здесь находились Гостиный двор, Троицкая церковь, множество служебных зданий, ремесленные слободы и воинские части. Первым промышленным предприятием города стала Адмиралтейская верфь, открытая в 1705 году на Адмиралтейской стороне (левый берег Невы), где в дальнейшем были простроены Галерная верфь, Зимний дворец Петра I и Летний дворец Петра I с Летним садом. С 1712 года город был провозглашён столицей России, а в 1713 году все лица, принадлежащие к царскому двору, должны были селиться в Петербурге, сюда переехал правительственный Сенат. Указом Петра Великого от 16 января 1712 года в Петербурге создаются инженерная и артиллерийская школы. В 1712 году Пётр I издал указ о создании Генерального плана Санкт-Петербурга. Именно с этого времени активно начали застраиваться Васильевский остров (который должен был стать центром города), Выборгская сторона, разворачивается строительство пригородных дворцов Петергофа, Екатерингофа, Ораниенбаума. К 1725 году построены Смольный двор, Литейный двор, водяные пильные мельницы, кирпичные, восковый, пороховые, оружейный, шпалерный, кожевенный и другие заводы, пищевые предприятия, в 1724 году переведён из Москвы Монетный двор[43]. В 1725 году была основана Петербургская академия наук, где с 1728 года стала выходить первая русская газета «Санкт-Петербургские ведомости»[46].









Летний сад в 1716 году

Медный всадник.
Фото конца XIX века

Генеральный план 1716—1717 годов,
Доменико Трезини, 1716

Проспект Адмиралтейства
и окололежащих строений. 1753

В результате пожаров и наводнений многие здания петровского Петербурга к середине XVIII века пришли в ветхое состояние или были уничтожены. Так, летом 1736 и 1737 годов в Петербурге произошли два пожара (выгорела вся деревянная Морская слобода и значительная часть Адмиралтейского острова). В 1737 году указом императрицы Анны Иоанновны создаётся Комиссия о Санкт-Петербургском строении (возглавлял комиссию П. М. Еропкин)[47]. По этому плану утверждалась идея трёхлучевого развития Петербурга от Адмиралтейства, становившегося композиционным центром, а роль главной магистрали отводилась Невскому проспекту. Санкт-Петербург становится одним из крупнейших научных центров в России. Создаётся целый ряд учебных заведений — Смольный институт благородных девиц, Императорская Академия художеств, Горное училище, Главное народное училище по подготовке учителей и другие. Развивается и культурная жизнь в столице. 30 августа 1756 года издаётся указ о создании первого в стране государственного театра. В 1762 году на смену предыдущей комиссии пришла Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, которая регулировала застройку набережных малых рек и каналов, формирование архитектурных ансамблей центральных площадей. Начинается строительство гранитных набережных Невы, Фонтанки, а затем и других рек и каналов центра города. К концу XVIII века население города составило 220 тысяч человек и обогнало по численности Москву, в городе действует более 60 православных и 15 иноверческих церквей. По данным на 1780 год, в городе насчитывалось более 1200 улиц и переулков, 3,3 тысячи домов, вся центральная часть города уже полностью была замощена булыжником и покрыта поперечными досками[43][46]. После 1785 года создаётся орган, «заведующий делами всесословного городского населения и образующийся путём всесословных выборов», — Городская Дума[48].

Петербург в XIX веке


В 1809 году открывается Институт Корпуса инженеров путей сообщения, в 1810 году рождается высшее инженерное образование, в основанном в 1806 году Главном Инженерном училище, в 1811 году основан Царскосельский лицей. 7 (19) ноября 1824 года произошло самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга, вода поднялась на 421 см выше ординара. В результате погибло от 400 до 4 тысяч человек, материальный ущерб оценивался многими миллионами рублей. 14 (26) декабря 1825 года в Петербурге на Сенатской площади совершена неудачная попытка государственного переворота, целью которого было упразднение самодержавия и отмена крепостного права[43]. В первой половине XIX века заканчивается оформление архитектурных ансамблей Дворцовой, Сенатской, Александринской, Михайловской площадей, Стрелки Васильевского острова. Над их созданием, а также над другими архитектурными памятниками трудились такие зодчие, как К. И. Росси (Аничков дворец (реконструкция), Елагин дворец, здание Сената и Синода, Михайловский дворец, здание Александринского театра), Дж. Кваренги (Смольный институт), А. Д. Захаров (проект застройки Васильевского острова 1803—1804 гг., Адмиралтейство), Ж. Тома де Томон (здание Биржи с ростральными колоннами), А. Н. Воронихин (Казанский собор, дом Государственного казначейства), О. Монферран (Александровская колонна, Исаакиевский собор) и многие другие[49]. В это время происходит бурное развитие промышленности — к середине 1830-х годов в Санкт-Петербурге действует около 300 фабрик и заводов, к середине 1870-х — 25 банков, а к концу столетия более 500 предприятий. На петербургских окраинах строятся крупные заводы — Путиловский, Обуховский, Балтийский. Растут индустриальные и жилые районы на Выборгской стороне, за Нарвской, Московской, Невской заставами, формируется плотная многоэтажная застройка с многочисленными «доходными домами» в центре города. В 1800 году на Адмиралтейских заводах пущена первая паровая машина, в 1815 году спущен на воду первый русский пароход «Елизавета», с 1843 года на Александровском чугунолитейном заводе начинается выпуск подвижного состава для железной дороги, а в 1875 году выпущен первый отечественный паровоз[43]. Важным событием становится строительство первой железной дороги в 1836 году между Петербургом и Царским Селом. 18 августа 1851 года из Петербурга в Москву ушёл первый поезд, вскоре сообщение между двумя городами стало регулярным. В 1837 году построен Царскосельский вокзал, в 1850-х годах — Николаевский, Варшавский, Балтийский вокзалы, а в 1870 году — Финляндский вокзал. Развивается судоходство: в 1885 году завершается постройка 32-х километрового Морского канала и Морского порта на Гутуевском острове. Для водоснабжения населения с 1863 года строится водопровод в центральных районах города, с 1876 года — на Васильевском острове, Петербургской и Выборгской сторонах. В 1882 году в городе появляется первая городская телефонная станция, а с 1897 года на заводе Эриксона начинается производство телефонных аппаратов. Продолжается развитие Петербурга как политического и научного центра страны. В 1839 году открывается Пулковская обсерватория, в 1845 году — Русское географическое общество. К середине 1890-х годов в Петербурге действовали свыше двадцати высших учебных заведений[48].









Ф.-В. Перро. Вид Смольного монастыря.
1841 год

План Санкт-Петербурга с указанием казённых строений, садов, парков, сети конно-железных дорог. 1887

Александринский театр и памятник Екатерине II. Фото 1900-х годов

Здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Фото 1908 года

Город трёх революций. Советский Петроград — Ленинград


По результатам переписи 1897 года население города составляло 1265 тысяч жителей, а к началу Первой мировой войны превысило 2 миллиона (3-е место в Европе после Лондона и Парижа). Результатом русской революции 1905—1907 годов, началом которой считается Кровавое воскресенье, стало создание первого в истории России парламента — Государственной думы. В начале века шло бурное развитие экономики города. К 1913 году объём промышленного производства Петербурга достиг 632 миллионов рублей, на 1012 предприятиях было занято 242,6 тысяч человек. Петербург давал 12 % индустриальной продукции России, в том числе 70 % электроэнергетических изделий, 50 % химической продукции, 25 % машин, 17 % текстиля. В столице действовало 567 банков. Энергооснащённость столичной индустрии обеспечивали 294 электроустановки и 3 ТЭЦ. К 1914 году в 60 ВУЗах Петербурга обучалось около 40 тысяч студентов[43].

Начавшаяся Первая мировая война сильно повлияла на судьбу Санкт-Петербурга. Уже в августе 1914 года на волне антигерманских настроений город переименовывается в Петроград, а к 1917 году появились проблемы со снабжением, обычным явлением становятся очереди. Волнения 23—27 февраля 1917 года в городе являются одной из главных причин Февральской революции. 25 октября (7 ноября1917 в ходе вооружённого восстания власть в городе переходит в руки большевиков, и создаётся Российская Советская Республика со столицей в Петрограде. В ходе Гражданской войны из-за близости антибольшевистских армий правительство В. И. Ленина уезжает в Москву, Петроград лишается столичного статуса (5 марта 1918 года), который переходит к Москве. 26 января 1924 года, после смерти В. И. Ленина, Петроград решением ЦК ВКП(б) переименовывается в Ленинград[50].

После катастрофических событий 1917—1919 годов население города сокращается, к 1920 году оно составляло лишь 722 000 человек[51], но жизнь в городе постепенно налаживалась. Из рабочих окраин в центральные районы было переселено около 300 тысяч человек. В 1919 году был создан «Совет по урегулированию плана Петрограда и его окраин». С 1923 года начинается жилищное строительство в городе (жилмассивов). В 1930-е годы были благоустроены Елагин и Крестовский острова с выходом к Финскому заливу. 23 сентября 1924 года произошло второе по величине наводнение за всю историю города, вода поднялась на 380 см выше ординара. В 1933 году на западной оконечности Крестовского острова началось сооружение стадиона имени С. М. Кирова. В 1935—1937 годах разработан первый Генеральный план Ленинграда, предусматривавший развитие города в южном направлении с границами в районе Пулковских высот. Центром города должна была стать площадь (теперь Московская площадь) на пересечении Международного проспекта и Центральной дуговой магистрали с Домом Советов и другими административными зданиями. К 1939 году разработан новый вариант Генерального плана, который так и не был утверждён, но в соответствии с ним началось строительство жилых кварталов на Малой Охте, Ивановской улице, Автово и Международном проспекте[52]. По всему городу создаются Дворцы культуры — к середине 1930 годов они имеются уже во всех промышленных районах. В 1932 году открыт первый ленинградский аэропорт «Пулково»[53]. 1 декабря 1934 года жертвой убийства становится Первый секретарь Ленинградского обкома и горкома ВКП(б), член Политбюро ЦК ВКП(б) С. М. Киров, это событие положит начало «Кировскому потоку», на смену ему приходит А. А. Жданов.

Основная статья: Блокада Ленинграда



Героизм и стойкость ленинградцев проявились во время Великой Отечественной войны. 8 сентября 1941 года противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург, взяв под контроль исток Невы, и блокировал Ленинград с суши. Этот день принято считать началом блокады города, осуществлявшейся германскими и финскими войсками. Почти 900 дней и ночей в условиях полной блокады города жители не только удержали город, но и оказали огромную помощь фронту. За годы блокады погибло, по разным данным, от 650 тысяч до 1,2 миллиона человек. В результате встречного наступления Ленинградского и Волховского фронтов 18 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано, но только 27 января 1944 года блокада города была полностью снята. После снятия блокады, в Ленинграде осталось лишь 560 тысяч жителей[54].

Сразу после снятия блокады началось восстановление города. В 1950 году вступил в строй Стадион имени Кирова. В 1951 году принят новый Генеральный план развития Ленинграда, по которому предлагалось развивать территорию города вокруг исторического центра во всех направлениях приблизительно в равной мере. В 1950-х годах создавались новые архитектурные ансамбли: площади Ленина, площади Калинина, Комсомольской площади; законченный архитектурный облик обрели Московский проспект, проспект Энгельса, проспект Стачек, Среднеохтинский проспект, Приморский проспект. В 1951 году запущен первый аэровокзал в Пулково (в 1973 году построено новое здание). 5 ноября 1955 года сдана в эксплуатацию первая очередь ленинградского метрополитена. С 1957 года возобновляется традиция полуденного выстрела пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости (прерванная в 1934 году), а на Марсовом поле зажжен первый в стране «Вечный огонь». В этом же году с верфей Судостроительного завода имени А. Марти спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин», а в 1962 году на Кировском заводе начат выпуск тракторов «Кировец». В 1960 году открыт Мемориал жертв Блокады на Пискаревском кладбище и закончено строительство нового здания Финляндского вокзала. В 1962 году на Аптекарском острове возведена 316-метровая телебашня и построен новый телецентр. С постройкой в начале 1960-х город нескольких крупных домостроительных комбинатов началась массовая застройка города домами-«хрущёвками», а с 1970-х годов «домами-кораблями»[52]. 6 мая 1965 года городу Ленинграду присвоено звание «Город-герой» (впервые так назван в приказе Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами СССР И. В. Сталина от 1 мая 1945 года[55]). В 1966 году одобрен последний советский Генеральный план Ленинграда. В соответствии с этим планом в 1960-х годах началась массовая застройка западной части Васильевского острова (на намывных территориях), вдоль Новоизмайловского проспекта, проспекта Юрия Гагарина, проспекта Космонавтов, новыми крупными жилыми районами становятся Купчино, Автово, Ульянка, Дачное, Гражданка, Полюстрово, Охта. К юбилею Октября в 1967 году построен Дворец спорта «Юбилейный» и Большой концертный зал «Октябрьский». В 1970-х годах застраивались Урицк, Сосновая Поляна, Весёлый Посёлок, район севернее Муринского ручья, территория бывшего Комендантского аэродрома, южная часть Купчино, Шувалово и Озерки, Юго-Западный жилой район, Ржевка и Пороховые. В 1979 году в Финском заливе начато строительство дамбы, которая и защищала бы город от наводнений. В 1982 году в Гавани на Васильевском острове построен Морской вокзал. В 1988 году родился 5-миллионный житель Ленинграда. В 1990 году исторический центр города внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО[52][56].









Марсово поле.
Памятник жертвам Февральской революции

Крейсер «Аврора»
у Петроградской набережной Невы

Площадь Победы

Участники саммита G8
у Константиновского дворца в Стрельне

Постсоветский период


В 1991 году, по результатам референдума, 54 % ленинградцев высказались за возвращение исторического названия города Санкт-Петербург. 6 сентября 1991 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР оно было возвращено[57], 21 апреля 1992 года внесено в Конституцию РФ[58]. 26 июня 1991 года Анатолий Собчак был избран первым и последним мэром Петербурга, 13 марта 1996 года исполнительная власть была передана Администрации Санкт-Петербурга, которая формируется губернатором Санкт-Петербурга, должность мэра была упразднена. Важным событием для Петербурга стали Игры доброй воли 1994 года, которые проходили в трудное для города время[59]. В результате аварии в 1995 году на участке метрополитена между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» было прекращено движение поездов (возобновлено в 2004 году). В 1991—2007 годах было установлено много памятников, отреставрированы и восстановлены Константиновский дворец, храм Спаса-на-Крови и многие другие. Впервые 25 мая 1991 года, после долгого перерыва, церковная служба прошла в Казанском соборе. В 2000 году был построен Ледовый дворец, в котором прошёл чемпионат мира по хоккею 2000. В 1998—2011 годы строится Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга,[60] 15 декабря 2004 года открывается Большой Обуховский мост (известный как «Вантовый мост»)[61]. В 2005 году Законодательным собранием города был принят новый «Генеральный план Санкт-Петербурга», определивший будущее развитие города до 2025 года[62][63].

С 1997 года в Санкт-Петербурге проводится ежегодный экономический саммит России и стран СНГ — Петербургский международный экономический форум — важное международное экономическое и политическое мероприятие, получившее неофициальное название «Русский Давос». С 2006 года форум поменял формат, став мероприятием с участием руководителей крупнейших российских и иностранных компаний, глав государств и политических лидеров, председателей правительства, вице-премьеров, министров, губернаторов (в 2012 году: более 4 тысяч человек из более чем 60 стран)[64]. С 15 по 17 июля 2006 года в Константиновском дворце в Стрельне состоялся саммит «Большой восьмёрки»[65]. В 2009 году началось возведение небоскрёба Лидер Тауэр, высотой 142 метра[66]. 31 августа 2011 года губернатором Санкт-Петербурга стал Георгий Полтавченко[67].


Награды


  • Звание Город-герой (8 мая 1965 года) с вручением медали «Золотая звезда» — «за выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, проявленные трудящимися Ленинграда в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в тяжёлых условиях длительной вражеской блокады, и в ознаменование 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»[68]

  • Орден Ленина (26 января 1945 года) — «за мужество и отвагу в условиях блокады и борьбы против фашистских захватчиков»[69].

  • Орден Ленина (21 июня 1957 года) — «в ознаменование 250-летия Ленинграда»[70].

  • Орден Октябрьской Революции (4 ноября 1967 года) — «в ознаменование 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции»[71].

  • Орден Красного Знамени РСФСР (5 декабря 1919 года) — «за героизм и самоотверженность петроградского пролетариата, за оборону Петрограда в Гражданскую войну»[72].

История наименования города


Санкт-Петербург (нем. город Св. Петра), а также первоначальная (нидерландская) форма официального названия Sankt Pieter Burch (Сан(к)тпитербурхъ) — со дня основания города 16 (27) мая 1703 года до 18 (31) августа 1914 года; в честь апостола Петра — небесного покровителя Петра I. Первоначально так была названа крепость, заложенная в середине мая 1703 года на Заячьем острове, вскоре название распространилось на весь город. В неофициальном употреблении город называли Петербург, а в просторечии — Питер[73].

18 (31) августа 1914 года принято второе в истории города официальное имя — Петроград — после вступления России в Первую мировую войну, как более патриотическое, взамен немецкого названия «Санкт-Петербург». Ранее встречалось как в художественной литературе (А. С. Пушкин), так и в наименованиях некоторых учреждений (Петроградская старообрядческая епархия). Тем не менее в быту название приживалось очень плохо, и ещё в начале 1920-х гг. в бытовой речи многие продолжали называть город «Петербургом»[74].



26 января 1924 года II Всесоюзный Съезд Советов СССР удовлетворил просьбу Петросовета (инициатива Григория Зиновьева) и переименовал своим постановлением Петроград в Ленинград. Город был назван в честь В. И. Ленина, революционера, одного из организаторов Октябрьской революции 1917, основателя и руководителя Советского государства (РСФСР, СССР)[75].

В ходе проведённого 12 июня 1991 года опроса 54,86 %[76] участвовавших в нём горожан высказались за возвращение городу его исторического названия. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 сентября 1991 года № 1643-1 городу возвращено его первоначальное наименование — Санкт-Петербург. На протяжении 1990-х и в начале XXI в. в речи некоторых людей старшего поколения продолжает встречаться прежнее название — «Ленинград», в то время как из речи людей помоложе оно исчезло практически мгновенно[73].





Советский плакат 19411943 годов

Неофициальные наименования города: Северная столица (или Вторая столица России) — так часто называют Санкт-Петербург, вспоминая о его дореволюционном статусе; СПб — по аббревиатуре, официальное библиографическое сокращение названия города[77]; Культурная столица; Город на Неве; Город белых ночей; Питер — сокращённое имя от Санкт-Петербург, одно из старейших неофициальных наименований города; Северная Венеция — образное сравнение с Венецией, из-за большого количества рек и каналов, а также архитектуры; Северная Пальмира — поэтическое сравнение с Пальмирой, городом легендарной красоты[78]; Город Ленина — полуофициальное название в советскую эпоху (встречающееся, в частности, на плакатах времён Великой Отечественной войны); Колыбель (город) трёх революций — также полуофициальное, связанное с ключевой ролью города в революционных событиях 1905—1907 и 1917 годов; Петрополь — поэтический троп, эллинизированная форма имени «Петербург» (греч. Πετρούπολης), впервые употреблён М. В. Ломоносовым[79]; Криминальная столица — употреблялся в 1990-х годах; Невоград — название города в среде старообрядцев, начиная с момента заселения староверами Санкт-Петербурга в XVIII веке. Сейчас на некоторых периодических изданиях ставится местом издания не Санкт-Петербург, а Невоград (Извещение Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. — Невоград, 1991). Также местная поморская старообрядческая община носит неофициальное название Невской[80]; «Окно в Европу» — этот эпитет стал популярным после того, как им воспользовался Александр Пушкин во вступлении к поэме «Медный всадник» (1833). Сам Пушкин, однако, заимствовал этот образ у итальянского философа и критика Франческо Альгаротти[81].



Взятие Петром I шведских кораблей «Гедан» и «Астрильд» в устье Невы





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница