Приложение 1 Понятие об общем недоразвитии речи




Скачать 45.43 Kb.
Дата14.08.2016
Размер45.43 Kb.

Приложение 1

Понятие об общем недоразвитии речи.

Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е.Леви­ной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. И.Жаренковой, Г. А. Каше, Н.А.Никашиной, Л.Ф.Спировой, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, А.В.Ястребовой и др.) в 50-60-е гг. XX в.



Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компо­нентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смыс­ловой стороне речи.

Общее недоразвитие речи возникает при наиболее сложных, системных нарушениях речи — алалии и афазии. Общее недораз­витие речи может также отмечаться при фонационных расстрой­ствах (ринолалии и дизартрии), когда диагностируется не только нарушения фонетической стороны речи, но одновременно и не­достаточность фонематического восприятия и лексико-грамматической стороны речи.

При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Ре­чевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это мо­жет быть:


По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня вы­делены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.
На первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она со­стоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонят­ной для окружающих.

Отдельные слова, которыми они пользуются, неточны по зву­ковому и структурному составу. Дети одним названием обознача­ют различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуаци­ях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.

Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рас­сказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения.

Небольшой запас слов отражает непосредственно восприни­маемые через органы чувств, предметы и явления. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий (окончаний).

Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.

Неговорящие дети не воспринимают грамматических измене­ний слова. Они не различают форм единственного и множествен­ного числа существительных, прилагательных, прошедшего вре­мени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают зна­чения предлогов.

Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.

На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.

Второй уровень речевого развития характеризуется тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, обще­ние осуществляется с помощью постоянных, но сильно искажен­ных речевых средств. Запас слов становится более разнообразным, в нем различа­ются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми пред­логами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.

Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в не­правильном произнесении звуков, нарушении слоговой структу­ры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно по­нять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.

Существительные употребляются детьми в именительном па­деже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.

Прилагательные встречаются в речи довольно редко и не со­гласуются в предложении с другими словами.

Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3 —4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие, со­норные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неот­четливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.

Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встреча­ется выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются переста­новки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачи­ваются до двух-трех слогов.


Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.

В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостат­ки менее разнообразны.

Дети пользуются простыми распространенными предложения­ми из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей от­сутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правиль­ная грамматическая связь, логика событий не передается.

К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в кос­венных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошиб­ки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударе­ние в слове; неразличение вида глаголов; неправильное согласо­вание прилагательных с существительными; неточное согласова­ние существительных и глаголов. Звуковая сторона речи на данном уровне значительно более сформирована, дефекты произношения касаются сложных по ар­тикуляции звуков, чаще шипящих и сонорных. Перестановки зву­ков в словах касаются лишь воспроизведения незнакомых, слож­ных по слоговой структуре слов.



Четвертый уровень речевого развития характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, од­нако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положе­ние при обучении письму и чтению. Учебный материал воспри­нимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грам­матики не усваиваются.

Понимание структуры общего недоразвития речи, причин, ле­жащих в его основе, понимание соотношения первичных и вто­ричных нарушений необходимо при направлении детей в специаль­ные учреждения, выборе адекватных коррекционных мероприятий, предупреждении нарушений чтения и письма в начальной школе.








База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница