Приложение №1 к рабочей программе дисциплины



Скачать 376.31 Kb.
Дата14.08.2016
Размер376.31 Kb.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

к рабочей программе дисциплины



ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФСОЮЗОВ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АКАДЕМИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Екатеринбургский филиал
Кафедра профсоюзных, гуманитарных и

естественнонаучных дисциплин

Фонд оценочных средств по дисциплине

Русский язык и культура речи

Направления подготовки

38.03.02. (080200.62) Менеджмент



Профили подготовки

«Менеджмент организации»,

«Государственное и муниципальное управление»

Квалификация выпускника

«Бакалавр»




Екатеринбург - 2015

Составитель: Елена Анатольевна Нахимова, доктор филологических наук, профессор кафедры профсоюзных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Утверждено на заседании кафедры профсоюзных, гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

(протокол от 28.01.2015 №6)

© ЕФ ОУП ВПО «Академия труда

и социальных отношений», 2015

© Нахимова Е. А., 2015

I. Паспорт

фонда оценочных средств по дисциплине

«Русский язык и культура речи»

Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ООП ВПО по направлению подготовки 38.03.02. (080200.62) Менеджмент, профилям подготовки «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление». При помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений и навыков, определенных во ФГОС и ГОС ВПО, по дисциплине «Русский язык и культура речи».

Для контроля знаний студентов используются следующие формы контроля:


  1. Текущий контроль;

  2. Контрольная работая;

  3. Зачет.




  1. Компетенции, формируемые у обучающегося в результате освоения дисциплины:

Компетенция

Код по ФГОС ВПО

Знание базовых ценностей мировой культуры и готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии

ОК-1

Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

ОК-6

2. Программа оценивания контролируемой компетенции:


№ п/п

Контролируемые модули, разделы (темы) дисциплины

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства





Введение. Язык и речь.

Культура речи и современные науки о речи



ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Стили речи

ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Стилистическое разнообразие лексики.

Стилистические пометы в словарях



ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Виды речевой деятельности.

Культура говорения



ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Русская фонетика. Нормы русской орфоэпии

ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Культура письменной речи.

Нормы русской графики, орфографии и пунктуации



ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Культура письменной речи.

Учение о тексте



ОК-1

ОК-6


ТЕСТ



Культура слушания.

Слушание как вид речевой деятельности



ОК-1

ОК-6


ТЕСТ




  1. ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ


2.1. Тестовые задания по дисциплине
Количество заданий – 20. Время выполнения – 40 минут.


  1. Культура русской речи как раздел языкознания наряду с другими вопросами изучает

    1. историю правописания

    2. особенности русских диалектов

    3. правильность и точность как качества хорошей речи

    4. историю лингвистических учений




  1. Языковая норма обеспечивает…

    1. устойчивость литературного языка

    2. стремительное развитие литературного языка

    3. сохранение литературного языка

3. Характерными чертами языковых норм являются…

1) распространенность

2) общеупотребительность и общеобязательность

3) относительная устойчивость

4) соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.




  1. В каких словах ударение падает на первый слог?

    1. завидно

    2. генезис

    3. менеджмент

    4. звоним




  1. В каких словах из следующего списка на месте буквы Ч всегда произносится только [Ш]?

    1. скучно

    2. пустячный

    3. гречневый

    4. булочная




  1. Укажите словосочетания, в которых есть ошибки

    1. сгруппировать лексику по четырем группам

    2. свободная вакансия

    3. частная собственность

    4. эффектная походка




  1. Укажите нелитературные формы слов в следующем списке

    1. метро находится в восемьсот метрах

    2. национальная кухня мадьяр

    3. черный кофе

    4. ихние дети

8. Укажите ряд, в котором представлены слова общего рода



  1. врач, доктор, мастер

  2. рефери, крупье, маэстро

  3. коллега, трудяга, бродяга

  4. визави, протеже

9. Среди предложенных словосочетаний выберите верные. Номера ответов запишите.



  1. Тревожиться о сыне.

  2. Уделить внимание на недостатки.

  3. Рецензия на статью.

  4. Согласно приказа.

  5. По приезде в город.

10. Укажите предложение с ошибками.

1) Отвечая на вопрос аудитории, выступающему пришлось обращаться к статистике.

2) Множество храбрецов когда-то пытались добраться сюда.

3) Благодаря углубленного изучения этого предмета большинство уча­щихся нашего класса существенно повысили свой кругозор.

4) Было даже как-то неловко, что столько людей прошло нас встречать.


11. Укажите, в каких из следующих предложений использованы этикетные формулы.

  1. Когда мы встретимся снова?

  2. Вы делаете мне комплименты, а я хочу знать правду.

  3. Уважаемые гости! Пожалуйста, оставляйте ключи от комнат у дежурного (объявление в гостинице).

  4. Не курить!

12. Представьте себе следующую ситуацию: вы забыли предупредить родителей, что вернетесь домой позднее, чем обычно. Что вы скажете родителям, когда они, взволнованные, встречают вас на пороге? Выберите верный, на ваш взгляд, вариант из предложенных, запишите номер этого ответа.



        1. А вы что, никогда не задерживаетесь?

        2. У меня были дела, но они вас не касаются.

        3. Я тоже всегда волнуюсь, когда вас долго нет дома. Так что теперь?

        4. Не надо было волноваться, куда я могу деться?

        5. Извините меня, пожалуйста. Я забыл(-а) вам сказать, что после тренировки собирался зайти к другу (подруге). В следующий раз постараюсь сделать все, чтобы вы не волновались.




  1. Речь – это явление абстрактное или конкретное?

1) абстрактное

2) конкретное

3) не абстрактное и не конкретное
14. Может ли текст быть устным?

1) да


2) нет

3) только если его читают по письменному источнику

15.Типичными признаками устной бытовой речи являются…

1) нестрогое обращение с нормой литературного языка

2) использование жестов и мимики

3) обилие причастий и деепричастий

4) наличие специальных конструкций (Ну да! Ну и ну! Вот как! и под.)
16. Типичными признаками письменной речи (по сравнению с устной) являются…


      1. ошибки в образовании форм слов

      2. использование причастных и деепричастных оборотов

      3. использование этикетных формул приветствия и прощания

      4. полнота изложения

17. При общении с друзьями посредством ICQ вы чаще используете…



  1. устную речь

  2. письменную речь

  3. озвученную письменную речь

  4. графически закрепленную устную речь



  1. Выберите ряд, в котором перечислены только разговорные слова.

  1. вероисповедание, знамение, экзальтированный

  2. облапошить, щеголять, драпать

  3. кинуть (обмануть), забить стрелку, тусоваться

  4. пара, студик, общага

19. Определите, к какому функциональному стилю относится следующий текст:

«Предоставить грузчику Петрову В.И. очередной отпуск на 28 рабочих дней с 12 июня 2011 г. Основание – личное заявление с резолюцией мастера Краснова В.Б.»


  1. к разговорному

  2. к художественному

  3. к официально-деловому

  4. к научному

20. Стилистическая помета доп. в словаре указывает на…

1) возможность употребления слова в разговорной речи

2) на запрет использования данного варианта

3) на возможность употребления варианта в профессиональной речи
2.2. Ключ к тестовым заданиям

Ответы на вопросы теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

1, 3

1,2,3,4

2, 3

1, 2

1, 2

1, 4

3, 4

3, 5

1, 3

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

3

5

2

1

1, 2, 4

2, 4

4

2

3

1



2.3. Шкала оценки образовательных достижений для тестовых материалов
Структура теста

Измерительные материалы учебной программы «Русский язык и культура речи» представлены в форме тестовых заданий.



Оценка результатов измерений

А. Оценка степени освоения дисциплины «Русский язык и культура речи» осуществляется по формуле, приведенной ниже, и выражается в процентах:

КП СО – степень освоения дисциплины;

СО = --------------- х 100, где: КП – количество правильных ответов;

КЗ КЗ – количество тестовых заданий.
Б. Оценка результатов измерений осуществляется в принятых в системе образования баллах:

100% - 80% - «отлично»;

79% - 60% - «хорошо»;

59% - 40% - «удовлетворительно»;

39% и менее - «неудовлетворительно».
В. С целью определения среднего индивидуального уровня студента в конце выводится средний процент, а также средняя оценка степени освоения учебной дисциплины.
III. Оценочные материалы для контроля контрольных работ студентов

3.1. Варианты контрольных работ

ВАРИАНТ 1

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Агония, звонит, исчерпать, балуешь, облегчить, пролила, бензопровод, досуг, вероисповедание, давнишний, вечеря, дефис, подключат, христианин, щавель, новорожденный, включит, танцовщица, осужденный, хозяева, премировать, фетиш, факсимиле, ходатайство.


II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

  1. Взади себя он увидел строящееся здание.

  2. Трудолюбимый человек никогда не скучает и не сидит без дела.

  3. Варя всегда учтительно относилась к окружающим.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Доцент, якут, тапка, кеды, комментарий, джинсы, туфля, румын, гольфы, мандарин, грузин, ботинки, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, плащ-палатка, торнадо, раздумья.



2. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Моль, ранчо, миледи, домище, портфолио, канифоль, авеню, алоэ, болеро, жалюзи, Сочи, колибри, барокко, баррель, салями, портье, тюль, невежа, ООН.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Сто пятьдесят три, двести восемьдесят пять, шестьсот семьдесят три.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Вернувшись в родные края, их жизнь будет в безопасности.

2) Ихний дом стоял на краю обрыва.

3) Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал крестьян Троекурова в своих лесах, кравших дрова.

4) Глава администрации распределяет и управляет имуществом и финансами.

5) Базаров с гордостью заявляет, что мой дед ещё землю пахал.


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значения омографов, составьте с ними словосочетания.

Атлас – атлАс, бЕлки – белкИ, вИдение – видЕние, брОня – бронЯ, Ирис – ирИс, клУбы – клубЫ, Уже – ужЕ.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Аккредитив, инвестиция, атавизм, облигация, рентабельность, патент, легальный.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Семь пятниц на неделе, альфа и омега, без году неделя, скрепя сердце, не лезет за словом в карман.



4. Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) Ты уже не маленький – пора за свой ум браться.

2) Все в жизни возвращается на свои круги.

3) В такой ситуации нельзя сидеть сложив руки.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Магазин быстро завоевал авторитет среди населения.

2) Между нами есть большие особенности.

3) Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.

4) Подвижки в решении этого вопроса могут появиться уже через неделю.

5) Роман «Отцы и дети» сыграл большое воспитательное значение для нескольких поколений.

6) Первая премьера балета «Лебединое озеро» состоялась в конце XIX века.

7) Все гости экскурсии по резиденции Президента получили памятные сувениры.




ВАРИАНТ 2

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Дозвонятся, абрис, апостроф, забрала, асимметрия, газопровод, диспансер, договор, банты, алкоголь, газопровод, мастерски, метрополитен, маневр, маневренный, исповедание, диспансер, догмат, донельзя, коклюш, лассо, два локтя, нувориш, партер, свекла, свекольный.



II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) У неё давно был какой-то тайный преклонник.

2) В комнате было пропылесосено.

3) Благородность его души нельзя было не заметить.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Башни, вафли, лампасы, помидоры, баклажаны, грузин, ботинки, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены, чулки.



2. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Какаду, корь, джерси, Туапсе, какао, конферансье, кофе, корь, галифе, ЕС, пенальти, РПЦ, тюль, хинди, панда, коллега.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Сто двадцать девять, пятьсот сорок семь, восемьсот тридцать пять.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Видневшие вдалеке дома казались маленькими.

2) Состоялась интересная беседа с представительницей делегации, которая недавно прилетела в Москву.

3) Наша партия пока не имеет и очень нуждается в лидере.

4) Вышев на середину комнаты, он заговорил.

5) Во время разговора с коллегами она всегда ложила руки на стол.


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значения омографов, составьте с ними словосочетания.

ПрОвод – провОд, прИвод – привОд, пОра – порА, лОскут – лоскУт, зАмок – замОк, пОлки – полкИ, Орган – оргАн, мУка – мукА.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Аббревиатура, девальвация, коллизия, атеизм, толерантность.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с каждым из них предложение.

Бросать слова на ветер, брать за душу, как зеницу ока, держать камень за пазухой, пиррова победа.



4. Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) Скрипя сердцем Петя шел на встречу с отцом.

2) Он мчался куда-то вдаль на коне сломив голову.

3) Дом стоял на окраине, у черта на куличке.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Иванов не превышал полномочий, он просто выполнял свою должность должным образом.

2) Если это предположить гипотетически, то все становится возможным.

3) Своим покупателям мы готовы предложить более лучшие варианты.

4) Внутренний интерьер помещения отличался оригинальностью.

5) Больные, вовремя не пришедшие на прием к врачу, сдаются в архив.

6) Труженики нашего факультета готовы к изменениям, грядущим в сфере образования.

7) Он настолько любил себя, всё время смотрелся в зеркало – друзья прозвали его «нацистом».



ВАРИАНТ 3

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Иконопись, мытарство, неумно, новорожденный, средства, загнутый, жалюзи, краны, усугубить, ходатайство, ножницами, свекла, свекольный, позвонит, завидно, щавель, эксперт, клала, поняла, позвала, ракушка, созыв, сосредоточение, статуя, ходатай, танцовщица, творог, тефтели.



II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Кондуктор обилетил всех пассажиров.

2) Новый район очень быстро окабелили.

3) Подчерк человека много говорит о его характере.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения)

Гантель, вуз, гиацинт, ЦСК, жюри, кольраби, рефери, протеже, умишко, жертва, домище, зануда, староста, коллега.



2. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Семьсот пятьдесят три, двести тридцать четыре, девятьсот шестьдесят пять.



3. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Александра Ивановна виноватым голосом произнесла: «Едь, не задерживай извозчика».

2) Самые красивейшие розы произрастают в Голландии.

3) Туфель оказался мал сестрам Золушки.

4) Волчица осторожно пробиралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей уже знакома.

5) Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите значение каждого паронима, составьте с паронимами предложения.

Эффектный – эффективный, логичный – логический, фактичный – фактический, адресат – адресант, гармоничный – гармонический.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Дискриминация, трансферт, регресс, фетишизм, конгломерат.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Пальца в рот не клади, лодыря гонять, попадать впросак, ни рыба ни мясо, буря в стакане воды.



4. Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) Клавдия Петровна отличалась тем, что всегда делала из мух слонов.

2) Я берег его подарок как зеницу в оке.

3) Работа была сделана без сучка без трещинки.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Танцовщики перед важным выступлением настаиваются на нужный настрой в считанные минуты.

2) Мы приобрели абонент в бассейн сразу на четыре месяца.

3) Дорога была полна конских отрядов.

4) Достоинство стиля Бунина заключается в том, что ничего лишнего.

5) В кабинете отсутствует наличие стульев.

6) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов.

7) Комнату проветривать возможно чаще.


ВАРИАНТ 4

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Арахис, афера, бармен, безумолчный, блокировать, газопровод, кровоточить, искра, деньгами, квартал, кремень, лифты, красивее, (среди) повестей, сироты, облегчить, осужденный, опошлить, пломбировать, подключен, разогнутый, танцовщик, умерший, одновременно, наперченный, новорожденный, пересекший.


II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Его отец по национальности был грузинец, а мать осетринка.

2) Героичество – подвиг настоящих людей на войне.

3) Оля уронила сольницу и последние драгоценные крупицы соли оказались на полу.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных.

Помидоры, баклажаны, грузин, ботинки, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены, трактор, бухгалтер, выговор, вызов, доктор, инженер, ректор, ярус, мастер, вексель.



2. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения)

Коллега, гжель, ибис, сирота, табель, колибри, корь, ножницы, плащ-палатка, пони, крупье, торнадо, цунами, МВФ, какаду.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Триста сорок один, пятьсот девяносто три, семьсот восемьдесят два.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Студент сказал, что я еще не подготовился к ответу.

2) Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех.

3) Поговорив с руководителем, я пошел к ему.

4) Между соседями было постоянное соперничество: один был богатей другого.

5) Этот роман кажется мне более интереснее.





IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значения слов-паронимов, составьте с каждым из них предложения.

Летальный – летательный, конный – конский, политичный - политический, абонент – абонемент, хищный – хищнический.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Дефект, диффузия, авангард, андеграунд, хостес.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Вилами по воде писано, на произвол судьбы, брать быка за рога, воду в решете носить, девятый вал.



4. Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) В нужный момент стоит брать быков за рога.

2) Она привыкла отдавать себе отчеты во всех делах.

3) Сашка с детства был моим закадычным товарищем, с которым мы воровали соседские яблоки и строили шалаши.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Сложившаяся на рынке труда ситуация заставила суетиться некоторых чиновников.

2) В годы репрессий за допущенную отпечатку работники типографии могли поплатиться жизнью.

3) Мы обогатили свой кругозор благодаря поездке в Венецию.

4) Рейд выявил плеяду жуликов.

5) Их связывала сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба.

6) Наблюдается чудовищный скачок во всех сферах отечественной промышленности.

7) Письма показались графине саркастичными, слишком ОБИДЧИВЫМИ, и она уничтожила их.





ВАРИАНТ 5

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Августовский, анатом, арахис, балованный, безудержный, (дети) веселы, красивейший, красивее, высококвалифицированный, балованный, добела, мозаичный, оптовый, строчная, некролог, мусоропровод, нарвала, начался, гербы, принудить, сливовый, сосредоточение, танцовщик, туфля, позвонят, фетиш, пять долей, форзац.


II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Зазря ты не пришел на премьеру спектакля.

2) Окружающие попросту надсмехались над его постоянной рассеянностью.

3) Откройте эту дверь вовнутрь.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Отметьте ошибочные варианты использования числительных, исправьте ошибки.

  1. Лодка с восьми туристами.

  2. Двое котят спали в корзине.

  3. На обоих стенах висели картины.

  4. Оба кандидата прошли в Парламент.

2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)

Жалюзи, иваси, кофе, такси, шампунь, медресе, трюмо, салями, выскочка, жертва, корсаж, жюри, забияка, кенгуру, колибри, эму, крупье.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей)

Сто четырнадцать, четыреста двадцать восемь, шестьсот восемьдесят два.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Разозленный, он стоял с выкатившими и налитыми кровью глазами.

2) Его охватило сильное беспокойство, получив письмо от родителей.

3) Бабушка его всегда радовается нежданным гостям.

4) Я пылесосю ковры три раза в неделю.

5) На мосте столкнулись сразу три автомобиля.





IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значения омографов, составьте с ними словосочетания.

ВИски – вискИ, забронИровать – забронировАть, кОлледж - коллЕдж, клУбы – клубЫ.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Экстремизм, сканер, акмеизм, оферта, эволюция.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

В тихом омуте черти водятся, гнать волну, держаться на плаву, ждать у моря погоды, львиная доля.



4. Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) Илья Муромец был косая сажень в плече.

2) Ты сварил эту кашу, ты и расхлебывай.

3) Спустя два часа участникам переговоров так и не удалось столкнуться с мертвой точки.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Все лето 2010 года стояла нетерпимая жара.

2) О своем плохом проступке он сожалел всю жизнь.

3) Особенности поэтической речи лимитируются общеязыковыми нормами.

4) Наташа Ростова отличалась добротой нрава и эксцентрическим поведением.

5) Во время интервала между уроками дети могут играть в подвижные игры.

6) В этот раз нас приятно порадовали фигуристы.

7) Он дал обед молчания и послушания.





ВАРИАНТ 6
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Занята, алкоголь, намерение, введший, индустрия, искус, средства, оптовый, торты, тортов, лифты, откупоривать, каталог, погналась, модерновый, газопровод, ломоть, флюорография, звонишь, склады, некролог, исчерпать, осведомить, свекольный, нормировать, полиграфия, христианин, принудить, вечеря.



II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Отстабилизировать ситуацию в стране становится всё труднее.

2) На предприятии ожидается глобальная перетрубация.

3) В лесу под елью дети разглядели огромную ежицу.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Джинсы, помидор, баклажан, грузин, ботинки, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены брызги, взгорье, вишня, раздумья, туркмен, сумерки, кухня.



2. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения)

Кафе-пекарня, НКВД, конферансье, УЗИ, цитадель, пони, цеце, тюль, бистро, кофе, шампунь, канифоль, иваси, салями, Заир, МВД.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести тридцать три, пятьсот девяносто восемь, восемьсот шестьдесят один.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Общеизвестный факт, что англичаны предпочитают на завтрак овсяную кашу.

2) С фотографии на меня смотрел милый улыбающий мальчик лет шести.

3) Узнав о забавном происшествии, Андрею стало весело.

4) В корзине Таня с удивлением обнаружила несколько апельсин, яблоков и мандарин.

5) Как всегда на экране было написано «Без комментарий».


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Подберите синонимы (2-3 к каждому слову) к словам, составьте предложения.

Желанный, честный, умный, бежать, говорить, толерантность, грусть, чёрный.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Тоталитарный, парадигма, антропоцентризм, инвестиция, икебана.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Шито белыми нитками, не солоно хлебавши, палец о палец не ударить, как снег на голову, кануть в Лету.



4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) В математике она совершенно ни в зуб нога.

2) Слишком рано скидывать его со счетов.

3) Плавать по течению было не в его правилах.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Тотальное государством отличается строгим режимом.

2) Ремонтом клуба руководил районный зодчий.

3) Непоправимых двоечников не бывает.

4) С начала сезона этот футболист забивает уже в третьем матче.

5) В жизни поэта самым памятливым событием стала встреча с ней, с его музой.

6) Родителями Базарова были пожилые старички, которые после его смерти остались совсем одни.

7) Устраиваясь на работу, я составил свою автобиографию .


ВАРИАНТ 7
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Сливовый, кухонный, лавровый, обеспечение, мозаичный, набело, предвосхитить, щекотно, шасси, столяр, черпать, начать, начавший, начатый, начала, начали, начал, кружево, бармен, уведомить, украинский, свекла, щавель, щелкать, феномен, фольга, хаос, хвоя, генезис, цыган, эксперт, яслям.





II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Отряд состоял из бывших подпольцев.

2) Описывание характера главного героя занимает три страницы.

3) Невозможно смотреть на продажничество наших чиновников.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Образуйте формы именительного падежа множественного числа имен существительных.

Диспетчер, доктор, профессор, шеф-повар, бухгалтер, ректор, инжектор, инженер, кабель, зять, дно, купол, директор, крейсер.



2. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Хинкали, письмо-запрос, непоседа, Ялта, коллега, директор, судья, зебу, хиппи, колибри, кондуктор, протеже, киви, сладкоежка, УрГПУ, обертон.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести сорок три, восемьсот шестьдесят два, сто семнадцать.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) В любом деле самый наилучший результат возможен только максимуме усилий.

2) Сестра купила в магазине красивую тюль.

3) Более правильнее было бы отпустить пойманную птицу на свободу.

4) Покатавшись на велосипеде, потом долго болят ноги.

5) Срок договора аренды помещения, расположенное по адресу пр. Победы, 25, закончился.


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Подберите к каждому слову антоним и составьте с парой антонимов словосочетания / предложения.

Тонкий, верх, вода, занятость, стоять, чувствительный.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Приоритет, привилегия, преамбула, презумпция, прелюдия.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Крокодиловы слезы, ловить рыбку в мутной воде, капля камень точит, выводить на чистую воду, возить воду (на ком-л.).



4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Старуха в сказке А.С. Пушкина осталась одна с разбитым корытом.

2) У него денег оставалось – котик наплакал и курям на смех.

3) Базаров утверждает, что песенка старшего поколения уже пропета.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Аркадьев родился в марте месяце, в сильную пургу.

2) Нельзя касаться оголенных проводов незащищенными ладонями рук.

3) Педагог должен содействовать исправлению допущенных родителями ошибок.

4) Я знаю, что в недалеком будущем полечу на Луну так же свободно, как сейчас на автобусе.

5) Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины.

6) Информация о незаконных бандформированиях всё чаще освещается в СМИ.

7) Костер все больше распалялся и вскоре запылал с невиданной силой.



ВАРИАНТ 8
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Мастерски, свекольный, углубить, уведомить, поняли, феномен, приговор, прозорливый, сосредоточение, средства, договор, кета, издавна, искра, искрится, знамение, создать, создал, создала, духовник, завидно, знамение, зубчатый, кашлянуть, камбала, водопровод, плато, откупоривать, квартал, по двое, по трое.



II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Произведения писателя отличаются глубизной и правдивостью.

2) У него был раздумчивый вид.

3) Заместо суфле у нас получилась непонятная масса.



III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Выберете правильный вариант использования собирательных числительных.

  1. Нас было (три/ трое), их было (пять/ пятеро).

  2. По (обоим/ обеим) сторонам проспекта горели фонари.

  3. (Два друга/ двое друзей) мирно беседовали за соседним столиком.

2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)

Кофе, тюль, шампунь, обжора, жертва, пушту, портье, визави, Мальдивы, очки, пони, коллега, жертва, салями, жалюзи.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести восемьдесят четыре, девятьсот сорок шесть, семьсот девяносто восемь.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Во время проведения Олимпиады Сочи было переполнено туристами.

2) Делая домашнее задание, у меня возникли большие трудности.

3) Жюри на конкурсе талантов были справедливыми и непредвзято оценивали участников.

4) На митинге собралось более шестиста участников.

5) Севши на извозчика, дождь все усиливался.


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

  1. Объясните значения паронимов, составьте с ними словосочетания.

Историчный – исторический, комичный – комический, представить – предоставить, консервация – консервирование.

2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Превентивный, толерантный, легитимность, интервенция, идентификация.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Плыть по течению, последняя капля, умывать руки, толочь воду в ступе, бить баклуши.



4. Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) Со своим мужем она всегда чувствовала себя как за каменной спиной.

2) На экзамене от волнения его язык ушел в пятки.

3) Вольно-невольно кредиты пришлось возвращать.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Благодаря пожару уничтожена большая часть посевов.

2) Фирма гарантирует полное излечение алкоголиков и других заболеваний.

3) Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

4) Всего три месяца назад этот спортсмен дебютировал как солист на отборном региональном этапе.

5) В ходе переговоров было достигнуто совместное соглашение.

6) Ударение в русском языке, ну, разноместное, ну, оно подвижное.

7) Снеговик был создан детьми из рыхлого снега.



ВАРИАНТ 9
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Заплесневелый, занята, втридорога, мальчиковый, пуловер, сабо, некролог, торты, нормировать, обеспечение, облегчить, кашлянуть, генезис, брала, аэропорты, атлас, досуха, дочиста, дочерна, углубить, свекла, свекольный, создала, айвовый, акрополь, хвоя, навзничь, казаки, толика, каталог, умерший, черпать, ходатайствовать.


II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Вчера произошло черезвычайное происшествие.

2) Ты просто плакун!

3) Допустив оплошку, директор завода сразу стал её исправлять.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Исправьте ошибки в употреблении числительных.

  1. Автобуса ждали только четверо женщин.

  2. В обоих странах скоро состоятся выборы.

  3. На обеих берегах реки раскинулись поля с зарослями васильков.

2. Определите род имен существительных. Подберите к ним прилагательные (определения)

Шкаф-купе, кофе, шампунь, домино, жалюзи, суфле, меню, монисто, аэрозоль, ЛФК, директор, коллега, сулугуни, конферансье, торнадо, невежа, Сочи, протеже.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Триста двадцать четыре, сто сорок восемь, семьсот тридцать пять.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Около его пронеслась карета, запряженная тройкой лошадей.

2) Чичиков так говорит о мертвых душах, что как будто они были живыми.

3) С детства Катерина особую слабость питала к пирожкам с повидлой.

4) Крестьянство боролись против гнета помещиков.

5) Это произведение учит честности, смелости и уважать других людей.



IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Объясните значения слов-омонимов, составьте с ними словосочетания / предложения.

Лук – лук, брак – брак, почитать – почитать, править – править, язык – язык.



2. Объясните значения слов иноязычного происхождения, составьте с ними предложения.

Реинкарнация, реабилитировать, реанимация, репатриация, реконструкция.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

Витать в облаках, живота не пожалеть, скатертью дорога, как в воду опущенный, остаться с носом.



4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Информация о грядущем экономическом кризисе поставила все банки России в полный расплох.

2) Когда я вижу, что сегодня творится в сфере образования, кошки рвут мне сердце на части.

3) Компетентного человека невозможно провести вокруг пальца.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) На открытом заседании организации говорили о скрытых возможностях каждого члена коллектива.

2) Для возвышенностей с твёрдыми, нерастворимыми породами типична болотная местность.

3) Книга предоставляет историю космонавтики как остросюжетную повесть о реальных событиях с невымышленными действующими лицами.

4) Её карие волосы, развевающиеся на ветру, были прекрасны.

5) Банковские платежи стали застревать до двух месяцев.

6) Имя профессора Склифосовского сыграло огромное значение для нашей страны.

7) Чего греха таить, деньги, отправляемые почтовым переводом, идут долго.


ВАРИАНТ 10
I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Занялся, звонит, созвонимся, позвонит, завсегдатай, загнутый, гербовый, вредны, украинец, украинский, дешевы, понявший, кухонный, кулинария, индустрия, творог, облегчить, оптовый, пломбировать, пиала, фетиш, клала, памятуя, скула, усугубить, проложить, сосредоточение, тотчас, ножницами, туфля, знамение, пересоленный, узаконение.





II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) Некоторые помещики отличались беспощадством.

2) С. Есенин заслужил бессмертность своим творчеством.

3) Спортсмен подскользнулся и больно ударил колено.


III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Застолье, баклажан, помидоры, грузин, ботинок, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены таджик, сумерки, церковь, кочерга, ясли-сад, плащ-палатка, блюдце, полотенце.



2. Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Жабо, колибри, кольраби, ножницы, забияка, Мехико, дилетант, инкогнито, кенгуру, коллега, жертва, кофе, ножницы, гравюра, иваси, какаду, манго, авеню, пенни, пеня, алоэ.



3. Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Двести шестьдесят два, шестьсот двадцать четыре, девятьсот девяносто девять.



4. Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Впереди показалось Гималаи.

2) Почувствовав слабость, у меня закружилась голова.

3) По приезду во Францию писатель сразу поехал в Париж.

4) С отсталой страны Китай превратился в великую державу.

5) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом Достоевского.


IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Подберите современные эквиваленты устаревшим словам.

Уста, выя, ланиты, глаголет, десница, шуйца, очи, перст, зрачный.



2. Объясните значения иноязычных слов, составьте с ними предложения.

Кворум, рефлексия, волюнтаризм, плюрализм, эмпирический.



3. Объясните значения фразеологических оборотов, составьте с ними предложения.

На руках носить, ветер в голове, держать ухо востро, гнуть спину, язык проглотить.



4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний.

1) Известие о приезде ревизора привело городничего в тупик.

2) Львиная часть женской аудитории предпочитает сериалы о любви.

3) СМИ пытаются вбить клины в отношения между Россией и Европой.



5. Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

1) Кругозор мой расширялся, моё отношение к книгам становилось более разборочным.

2) В отношениях между моими родителями наблюдается стагнация.

3) Петр стоял, облокотившись спиной на опору моста.

4) Он выучил английский язык еще в глубокой юности.

5) Два единственных вопроса тревожили жителей города: вода и тепло.

6) Открыта свободная вакансия на должность бухгалтера фирмы.

7) Данный вопрос не играет существенного значения в решении задачи.


3.2. Оценка образовательных достижений студента по контрольным работам

Представленные варианты контрольных работ имеют целью проверить уровень усвоения ведущего аспекта культуры речи – нормативного.

Контрольная работа состоит из титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованных источников, а также (в случае необходимости) приложения. На титульном листе указываются в следующем порядке: полное наименование учредителя, академии, филиала; вид работы и название темы, сведения об исполнителе (ФИО студента, номер группы); место и год выполнения.

Текст излагается на одной стороне писчей бумаги формата А 4 и выполняется печатным способом (шрифт TimesNewRoman, кегль 14, через 1,5 интервала).На протяжении всего текста соблюдается равномерная плотность, контрастность, чёткость изображения. Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

Десять вариантов работы позволяют индивидуально оценить уровень знаний практически каждого студента. Перед вариантами работы даны подробные методические рекомендации к выполнению заданий. Задания выполняются в рукописном или печатном виде, с указанием перечня использованной литературы (включая интернет-источники). Выполненная работа оценивается «зачтено» / «не зачтено».

4. Оценка образовательных достижений студента на зачете.

Оценку «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе, давший полный, логичный ответ на поставленные вопросы. При ответе могут быть допущены неточности или ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов, исправленные студентом с помощью преподавателя.



Оценка «не зачтено» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки при ответе. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не привели к корректировке ответа студента. Ответы на вопросы отсутствуют. Отказ от ответа.






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница