Представляется более результативным и актуальным



Скачать 209.14 Kb.
Дата02.04.2016
Размер209.14 Kb.
ТипПояснительная записка
Пояснительная записка к авторской программе по народной культуре, 6 класс

В современных условиях реформирования и обновления содержания образования одной из наиболее важных становится проблема духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения.

Согласно Концепции модернизации российского образования основным приоритетом в образовании является воспитательный процесс, а в числе главных воспитательных задач названа задача формирования у школьников гражданской ответственности, толерантности, духовности и культуры. Концепция предлагает «более полно использовать нравственный потенциал искусства и культуры как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности».

Одним из средств реализации поставленных Концепцией задач может служить включение курса народной культуры в региональный или школьный компонент содержания общего образования.

В последние годы вместе с ростом интереса к изучению национальны культур те или иные составляющие народной культуры активно включаются образовательные программы и учебные планы различных предметов эстетического цикла. Однако такое фрагментарное изучение лишь в малой степени способствует формированию у детей мировоззренческих основ и воспитанию духовно-нравственной культуры личности, базирующихся на истинных, общечеловеческих ценностях.

Представляется более результативным и актуальным путь приобщения детей к «многовековой памяти народа» через специальный курс народной культуры, позволяющий не разводить явления, взаимосвязанно существовавшие в потоке человеческой культуры, а способствующий формированию целостного видения мира и своего места в нем.



  • Предполагаемый курс будет направлен на воспитание патриотизма и толерантности через освоение культурно-исторических традиций человечества, постижение традиционных духовно-нравственных и гуманистических начал.

  • Он позволит создать условия для развития творческого потенциала детей через приобщение к миру народного искусства, а также в процессе осознания синкретизма народной культуры будет способствовать интеграции познавательной и созидательно-творческой деятельности учащихся.

В рамках предложенной Концепцией модели общеобразовательных учреждений народная культура может быть включена как элективный курс в школьный компонент базисного учебного плана, а также стать частью общепрофессионального курса по искусству для школ (классов) гуманитарного профиля.

Предлагаемый курс «Народная культура в контексте современного образования» опирается на концептуальные основы, разработанные в 1980-х – 90-х гг. заведующей лабораторией народной культуры РИПКРО Т. А. Пигиловой. Идеи Т. А. Пигиловой получили широкое распространение и легли в основу ряда авторских программ, по которым ведется успешная работа во многих образовательных учреждениях России.

Таким образом, предмет «Народная культура» будет служить достижению основной

цели – способствовать духовно-нравственному просвещению подрастающего поколения через постижение ценностных ориентиров традиционной культуры.

Новый предмет ставит перед педагогом следующие задачи:



  • стремиться прививать уважение к предкам и формировать чувство долга перед потомками, так как прошлое и будущее неразрывны;

  • тонко раскрывать особенности народной музыки, живописи, одежды, архитектурного стиля, языка, в которые вложены талант и любовь поколений;

  • воспитывать любовь к «мыслетворчеству» и «рукотворчеству» своего народа.

Программа построена по принципу ступенчатой градации, каждая ступень которой соответствует той или иной составляющей народной культуры.

В основу содержания данной программы положен принцип историзма, что обусловлено необходимостью осмысления истоков возникновения традиционной культуры и длительного пути ее развития в процессе истории человечества. Содержательно предполагаемый курс опирается также на этнопедагогические принципы природосообразности, трудосообразности, целенаправленности, коллективизма и дифференцированности, и складывается из следующих компонентов:



  1. Мировоззренческий подход.

  2. Изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях.

  3. Обращение к народному искусству как источнику развития творческих способностей учащихся.

Программы по народной культуре (1 – 5 годов обучения) рассчитаны на 35 учебных часа, что соответствует 1 занятию в неделю.

В соответствии с содержанием учебно-тематических планов к программе прилагаются перечни практических работ и список литературы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
5-й год обучения, 6 класс

Наименование разделов, тем

Теория, ч.

Практика, ч.

Семинар, ч.

Введение.

2







Древнерусская культура

2

4




Этнография

2

2




Народная философия

и народная педагогика



2

3

2

Одежда как Космос

1

1




Жилище как Космос

1

1




Фольклор

2

4

1

Народный календарь — круглый год

праздников






3




Повторение и

Обобщение.









2

Итого: 35 часа

12

18

5

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Введение. Народная культура: космическое и ландшафтное (понятия «материальная» и «духовная» культура, виды искусств).

2. Древнерусская культура. Что привнесла христианизация в древнерусскую культуру. Влияние ландшафта на выбор религии. Владимир I — типичный представитель своего народа. Христианские праздники (изменения в календаре). Двунадесятые праздники. Устройство храма. Иконостас. Особо чтимые святые. Русские святые.

3. Этнография. О «стереотипе поведения» народов (Л.Н. Гумилев). Развитие этноса по Л.Н. Гумилёву. «Молодой» этнос и «старый» этнос. Влияние ландшафта на формирование культуры этноса (видеофильмы). Реликтовые этносы.

4. Народная философия и народная педагогика. Космологическое мироощущение древних — современная экология. Семейные обряды: Родины — Крестины. Свадебный обряд. Погребальный обряд.

5. Одежда как Космос. Повторение пройденного об одежде. Одежда — космическое и ландшафтное.

6. Жилище как Космос. Повторение пройденного о жилищах народов. Жилище — космическое и ландшафтное. Храм (церковь) как модель мироздания. Устройство средневекового города.

7. Народный календарь — круглый год праздников. Отражение мифологического мышления в народном земледельческом календаре. Доклады по русскому земледельческому календарю.

8. Фольклор. Мифологическое мышление. Мифы различных исторических эпох. Сочинение мифов, аналогичных первобытным. Космогонические мифы. Сказка — миф — обряд (по В.Я. Проппу). Приметы русского народа на каждый день. Сочинение сказок по заданной композиции «сказок об инициации».

9. Повторение и обобщение пройденного. Защита докладов, рецензий и творческих работ по народной культуре.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В 6-м КЛАССЕ (5-й год обучения)


Рисунки как иллюстрация уроков, составление блок-конспектов по рассказам учителя, устные ответы с использованием блок-конспектов. Конспектирование за докладчиком. Доклады по земледельческому календарю (самостоятельная работа с книгами — умение выбирать). Доклады, рецензии, творческие работы. Уроки-семинары: обсуждение докладов. Сочинение сказок по заданной композиции. Работа со схемами — умение видеть главное, умение обобщать. Контрольные работы. Поисковая работа для музея народной культуры.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

На уроках народной культуры с учащимися проводится как мыслетворческая работа, так и рукотворческая.

Для развития речи учеников применяется метод иллюстрирования темы урока картинками с подзаголовками, характеризующими основное содержание рассказа учителя или видеосюжета. Отметки выставляются, как за умение грамотно проиллюстрировать тему, так и за умение составить свой рассказ по картинкам.

Критерии оценки работы учеников по данному виду деятельности следующие: наибольшее количество картинок по теме (приём составления диафильма); красочность оформления рабочего альбома; точность подзаголовков к картинкам. В устном ответе оценивается умение построить связный текст; полнота ответа; активность ученика в течение урока.

Наряду с индивидуальными ответами на уроках практикуется составление коллективного рассказа. В этом виде работы оценивается не только знание, но и активность учеников, а также речевая грамотность.

На уроках ремесла оценивается выполненное рукоделие, поэтапно показанное учителем в цикле уроков.

В среднем звене (4 и 5 годы обучения) практикуются самостоятельные работы и контрольные, тестирование в качестве повторения пройденных тем.

В среднем звене вводятся такие виды творческих работ, как мини-сочинение, составление сказок и мифов по заданному плану либо на обозначенную тему.

На 4 и 5 годах обучения ученики выполняют самостоятельно доклады для устного выступления перед классом. Для такой работы ученики приходят за консультацией к учителю во внеурочное время.

В среднем звене так же, как и в начальной школе, оценивается ведение альбома и словаря, ремесленные работы и устные ответы.



Учебно-методический комплект.

В качестве учебного пособия по народной культуре используется книга М Семёновой«Мы – славяне!: Популярная энциклопедия». – Спб.: Азбука-классика, 2005. Энциклопедия имеется в наличии кабинета народной культуры для раздачи на уроке.

Альбом учеников играет универсальную роль: с одной стороны, он заменяет учебник, с другой – им пользуются как тетрадью. Важная часть всякого занятия – иллюстрирование, поэтому используются многообразные средства – цветные карандаши, краски, фломастеры, цветные ручки, пластилин, ткань, клей и прочее.

На каждом уроке активизируется зрительный ряд, с этой целью используются видовые таблицы, цветные блок-схемы, выполненные учителем; экспонаты школьного музея народной культуры; видеофильмы, слайды, имеющиеся в личной коллекции преподавателя.

Немаловажное значение приобретает звуковой (музыкальный) ряд: пропевание календарного обрядового фольклора учителем; учителем и детьми; календарные игры (разучивание); прослушивание аутентичного фольклорного пения с аудиокассет (дисков); озвучивание некоторых уроков, например, «Звуки природы», классической музыкой.

Использование произведений литературы (литературный ряд) учит детей сопоставлять факты традиционной культуры ианализировать, помогает приобретению умения создавать образ.

В методический комплект входят следующие сборники и пособия для учителей народной культуры:

1. Пигилова Т. А. Введение в предмет «Народная культура». – М.: «Русское поле», 1993.

2. Пигилова Т. А. Предмет «Народная культура». «Русский дом» – М.: «Русское поле», 1993.

3.Народная культура. Хрестоматия, часть 1, книга 1. – М.: «Русское поле», 1994.

4. Народная культура. Хрестоматия, часть 1, книга 2. – М.: «Русское поле»,1994.

5. Народная культура. Избранное из книг и лекций Пигиловой Т. А. – М.: «Русский дом», 1997.

6. Шаг за шагом: народная культура от сада к школе. Методические разработки занятий и мероприятий. / Составитель В. П. Ватаман. – Астрахань, 1999.

7. Татьянин день: Сборник материалов научно-практической конференции преподавателей народной культуры. – Иваново, 2001.

8.Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: Аркти, 2003.

9.Щербакова И.А., Розова О.В. Народная культура в контексте современного образования. Программа курса повышения квалификации./Науч. ред. В.В. Кузнецова. – М.: АПК и ПРО, 2004.

10.Уроки народной культуры: традиционная одежда: учебно-методическое пособие//авт.-сост. О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007.

Таким образом, перечисленные средства, помогающие пробудить интерес учеников к предмету, составляют учебно-методический комплект по народной культуре.



Перечень учебно-образовательных и наглядных пособий, необходимых для каждого урока

Видовые таблицы, цветные блок-схемы являются авторскими и составляют коллекцию учителя народной культуры, большая часть пособий хранится в кабинете-музее.

Для наглядности используются экспонаты школьного музея народной культуры; видеофильмы, слайды, компьютерные презентации.

Для активизации слухового восприятия учебного материала учениками используются аудиокассеты и музыкальные диски различных форматов, находящиеся в личной коллекции учителя.



Технические средства обучения

Персональный компьютер

Мультимедийный проектор

Принтер


Колонки

Планируемые результаты

Личностные: формирование мотивации к обучению; формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

УУД:


Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных таблицах, рисунках, видеоряде; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме.

Регулятивные: : выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.; формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено; : уметь выполнять учебные действия, формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия.

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учителю; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи; уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач; устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации ; ставить вопросы, обращаться за помощью, уметь обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общее мнение; уметь сотрудничать в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

Предметные: Научиться пользоваться альбомом как средством обучения; научиться правильно иллюстрировать по теме урока: подписывать картинки-иллюстрации, составлять мини-рассказ по картинкам; развивать умение рук – рукоделие; использовать различные материалы как средство для декора; научиться правильно держать кисточку, умело ею пользоваться. Научиться понимать информацию урока.

Календарно-тематическое планирование по народной культуре,5-й год обучения, 6 класс.



урока

Содержание урока (тема, вид контроля)

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

1.

Наследие культуры предков. Опорная схема. Иллюстрирование.

1-6.09




2.

Предмет «Народная культура». Опорная схема, собеседование.

8-13.09




3.

Виды искусств. Самостоятельная работа. Собеседование.

15-20.09




4.

Общее и «своё» в этнокультурах. Тезаурус, собеседование.

22-27.09




5.

Влияние ландшафта на формирование культуры этноса.В/ф. Илл.Тв.р.

29.09-4.10




6.

Почему мигрируют этносы. Соразговор.

6-11.10




7.

Мысли древних о жизни и смерти. Эколог. ситуация современности. Творческая работа.

13.10-18.10




8.

Мифологическое мышление: представления древних о мире. Илл.

20-25.10




9.

Мифологическое мышление: первобытные мифы. Сочинение мифа.

27.10-1.11




10.

Мифологическое мышление: космогонические мифы. Творческая классная работа с красками .

10-15.11




11.

Мифологическое мышление: образ мира в эпоху Бронзы. Илл. Беседа.

17-22.11




12.

Мифологическое мышление: жилище как космос. Иллюстрирование.

24-29.11




13.

Мифологическое мышление: устройство средневекового города. Илл.

1-6.12




14.

Мифологическое мышление: одежда как космос. Иллюстрирование.

8-13.12




15.

Традиционная одежда восточных славян. Творческая классная работа.

15-20.12




16.

В.Я. Пропп об исторических корнях волшебной сказки. (Сказки об обрядах инициации). Сочинение сказки по заданной композиции.

22-27.12




17.

Мифологическое мышление: обрядовая культура. Опорный конспект. Беседа.

12-17.01




18.

Мифологическое мышление: обрядовая пища славян и русских. Беседа.

19-24.01




19.

Мифологическое мышление: календарные обряды. (Миф и время. Время богов). Иллюстрирование. Соразговор.

26-31.01




20.

Мифологическое мышление: семейные обряды: родины. Опорный конспект. Беседа.

2-7.02




21.

Мифологическое мышление: семейные обряды: крестины. Опорный конспект. Беседа.

9-14.02




22.

Мифологическое мышление: семейные обряды: свадебный обряд. Опорный конспект. Беседа.

116-21.02




23.

Мифологическое мышление: семейные обряды: девичник – венчание. Опорный конспект. Беседа.

23-28.02




24.

Мифологическое мышление: семейные обряды: погребальный обряд. Опорный конспект. Беседа.

2-7.03




25.

Контрольная работа.

9-14.03




26.

Древнерусская культура. Опорный конспект. Беседа.

16-21.03




27.

Православный календарь: двунадесятые праздники. Опорная схема.

30.03-4.04




28.

Письменность и древнерусская литература. Самостоятельная работа.

6-11.04




29.

Древнерусская архитектура. Иллюстрирование.

13-18.04




30.

Иконописание. Особо чтимые святые. Опорный конспект. Беседа.

20-25.04




31.

Иконостас. Опорная схема.

27.04-2.05




32.

Святые русской церкви. Сергий Радонежский. Отрывки из в/ф. Опорный конспект. Ответы на вопросы.

4-9.05




33.

Святые русской церкви. Святые воины. Опорный конспект. Ответы на вопросы.

11-16.05




34.

Повторение пройденного. Духовное родство. Соразговор.

18-23.05




35.

Повторение и обобщение. Викторина.

25-30.05





Список литературы для учителя:

  1. Амальрик А.С., Монгайт А.А. Что такое археология. – М.: Гос. учебно-педагогичекое издательство МП РСФСР, 1959.

  2. Археологический сборник. Выпуск 11. – Л.: «Советский художник», 1969.

  3. Археология СССР. Славяне и их соседи в конце 1 тысячелетия до н. э. – первой половине 1 тысячелетия н. э. /Под общей ред. Б.А. Рыбакова. – М.: «Наука», 1993.

  4. Афонькин С.Ю., Афонькина А.С. Орнаменты народов мира. Практическое пособие. – СПб.: Кристалл, 1998.

  5. Бабушкины уроки: Народное искусство Руского Севера: Занятия с младшими школьниками: Учеб.-метод. Пособие / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. – М.: Владос.

  6. Бакърджиев Георги. Керамиката в България. – София: Български художник, 1956.

  7. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л.: «Художник РСФСР», 1988.

  8. Бондырева С.К. Выживание (факторы и механизмы): Учеб.пособие /С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.

  9. Бондырева С.К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества/С.К. Бондырева, Д.В. Колесов: Учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.

  10. Бондырева С.К. Отношение как базовое основание этнического самоопределения / Бондырева С.К. // Мир психологии. Научно-методический журнал. – 2006. - №4.

  11. Вагнер Г.К. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. – М.: «Наука», 1964.

  12. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. Сред. И высш. Пед. учеб.заведений. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: «Академия», 2000.

  13. Вопросы скифо-сарматской археологии. /Отв. Ред. Д.Б. Шилов. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1954.

  14. Гоберман Д. Гуцульщина – край искусства. Л. – М.: «Искусство», 1966.

  15. Григорьева Н.С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании Государственного Русского музея. Каталог. – Л.: Искусство, 1987.

  16. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л.:Гидрометеоиздат, 1990.

  17. Гумилев Л. Н. Конец и вновь начало: Популярные лекции по народоведению. – М.: Рольф, 2002.

  18. Гунн Г.П. Каргополье – Онега. – М.: «Искусство», 1989.

  19. Гусева Н.Р. и коллектив авторов. Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев. – М.: Координационно-методический центр «Народы и культуры» Института этнологии и антропологии РАН, 1998.

  20. Гусева Н.Р. Современное декоративно-прикладное искусство Индии. – М.: Гос. издательство Искусство, 1958.

  21. Даль Владимир Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1: А – З. – М.: ТЕРРА, 1994.

  22. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера. – М.: Просвещение, 1994.

  23. Данилова Л.И. Камень, глина и фантазия. Книга для учащихся. – М.: «Просвещение», 1991.

  24. Дополнительное образование: некоторые вопросы программирования. /Составитель: В.В. Белова. – М.: Институт развития личности Российской Академии образования, 1998.

  25. Древняя Греция. Энциклопедия для школьников. Перевод с английского Г.В. Бажановой. – М.: «РОСМЭН», 2001.

  26. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика Гжели 18 – 20 веков. – Л.: Художник РСФСР, 1988.

  27. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. – Л.: «Художник РСФСР», 1986.

  28. Ерлашова С.М. Керамика и чеканка Грузии. – Л.: «Аврора», 1974.

  29. Искусство таджикского народа. /Ответ.редактор Н.Х. Нурджанов. – Душанбе: «Дониш», 1965.

  30. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: Аркти, 2003.

  31. Каталог выставки «этнография и искусство Океании». Из фонда Н. Мишутушкина – А. Пилиоко./Ответ. ред академик ю.В. Бромлей. – М.: «Наука», 1985.

  32. Кашина Т.И. Керамика культуры Яншао. – Новосибирск: «Наука» Сибирское отделение, 1977.

  33. Кереньи К. Пролегомены // Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. – М. – К.: ЗАО «Совершенство» – «Port-Royal», 1997.

  34. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.

  35. Культура Древней Руси. /Ответ.ред. доктор истор. Наук А.Л. Монгайт. – М.: «Наука», 1966.

  36. Латынин Л.А. Образы народного искусства. – М.: Знание, 1983.

  37. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебн. Пособие. – М.: «Ключ-С», 1999.

  38. Лелеков Л.А. Искусство Древней Руси и Восток. – М.: «Советский художник», 1978.

  39. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

  40. Лихачева В.Д., Лихачев Д.С. Художественное наследие Древней Руси и современность. – Л.: «Наука» ленинградское отделение, 1971.

  41. Лурье С.Я. Заговорившие таблички. – М.: Гос. издательство Детской литературы, 1960.

  42. Мачабели К. Алла Какабадзе. Керамика. – М.: Советский художник, 1981.

  43. Миловский А.С. Скачи, добрый единорог: Очерки. /Фотогр. автора. – М.: Дет. лит., 1982.

  44. Музей-заповедник «Абрамцево»: Очерк-путеводитель/авт.: О.И. Арзуманова, А.Г. Кузнецова и др. – М.: Изобраз. Искусство, 1988.

  45. Народы России: Энциклопедия. /Гл. ред. В.А. Тишков – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

  46. А.В.Нестеренко Моделирование содержания этнокультурного компонента образования на основе ценностей отечественной культуры(в условиях преемственной образовательной системы«Детский сад - Начальная школа») // Этнокультурное (национальное) образование в Москве. Выпуск 9. / Ответственный редактор Курнешова Л. Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2002.

  47. Народная культура. Избранное из книг и лекций Пигиловой Т. А. – М.: «Русский дом», 1997.

  48. Научные чтения памяти В.М. Василенко. Сборник статей. Выпуск 2. /Научн. ред.: Долгих Е.В. – М.: Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства, 1998.

  49. Некрасова М.А. Современное народное искусство. По материалам выставок 1977-1978 годов. – Л.: «Художник РСФСР», 1980.

  50. Некрасова М.А. народное искусство в современной культуре. 20-21 век. – М.: «Коллекция М», 2003.

  51. Новицкая М.Ю. Введение в народоведение. Родная земля: Кн. для учителя. 1-2 кл. – М.: Дрофа, 1998.

  52. Педагогический опыт народных традиций. /Под ред. Н.С. Маляковой. – Псков: ПОИПКРО, 2003.

  53. Пигилова Т. А. Введение в предмет «Народная культура». – М.: «Русское поле», 1993.

  54. Пигилова Т. А. Предмет «Народная культура». «Русский дом» – М.: «Русское поле», 1993.

  55. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб.заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  56. Приобщение детей и юношества к истокам традиционной народной культуры как средство воспитания и адаптации в социальной среде: Всероссийская практическая конференция педагогов и специалистов декоративно-прикладного искусства, работающих с детьми. – Архангельск: АОИППКРО, 2001.

  57. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. – М.: «Просвещение», 1995.

  58. Программы средней общеобразовательной школы Основы народного и декоративно-прикладного искусства. /Научн. рук. – Т.Я. Шпикалова. – М.: «Просвещение», 1992.

  59. Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощеная керамика. – М.: «Культура и традиции», 2002.

  60. Попова О.С. Русская художественная бытовая керамика. –М.: Коиз, 1959.

  61. Прекрасное – своими руками. /Сост. С.С. Газарян. – М.: Дет. лит., 1989.

  62. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. /Под ред. Е.В. Смирницкой. – М.: «ННН», 1995.

  63. Разина Т.М. Прикладное искусство в русской культуре 18-19 вв. – М.: Изд-во МГУ, 2003.

  64. Рзаев Н.И. Художественная керамика Кавказской Албании. – Баку: Изд-во Академии наук Азербайджанской ССР, 1964.

  65. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

  66. Русское народное ткачество и керамика. Каталог выставки. – Л.: Государственный Русский музей, 1975.

  67. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: «Наука», 1988.

  68. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: «Наука», 1994.

  69. Салтыков А.Б. Избранные труды. – М.: Советский художник, 1962.

  70. Сиденко А.С. Как создать авторскую педагогическую разработку: Практическое руководство. – М.: Ассоциация учителей физики, 2000.

  71. Современный словарь по педагогике. /Сост. Рапацевич Е.С. – Мн.: «Современное слово», 2001.

  72. Сто народов, сто языков: Этногр. Очерки. /Л.М. Минц, А.С. Миловский, Н.А. Сафиев и др.; Под ред. Л.М. Минца. – М.: Просвещение, 1992.

  73. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. //Внешкольник. 2003.№9,с. 3-4.

  74. У истоков творчества. /Отв. Редактор докт. ист. наук Р.С. Васильевский. – Новосибирск: Изд-во «Наука» Сибирское отделение, 1978.

  75. Уроки народной культуры: традиционная одежда: учебно-методическое пособие//авт.-сост. О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: Издательство «Ладога-100», 2007.

  76. Фарфор в русской усадьбе 18 века. Из собрания Останкинского дворца-музея. Каталог выставки. /Автор-сост. А.Ф. Червяков. М.: «Союзрекламкультура», 1990.

  77. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1997.

  78. Флитнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. – Л.-М.: Гос. изд-во «Искусство», 1958.

  79. Фролова Е.Н. Чистый источник. – М.: Мол. Гвардия, 1990.

  80. Художественные изделия античных мастеров. Сборник статей. / Научн. Редактор С.П. Борисковская. – Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1982.

  81. Шепелев А.М. Лепка в доме и квартире. Справ. Пособие. – М.: Стройиздат, 1992.

  82. Шрамкова Искусство античного мира. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. – М.: «Изобразительное искусство», 1993.

  83. Щербакова И.А., Розова О.В. Народная культура в контексте современного образования. Программа курса повышения квалификации./Науч. ред. В.В. Кузнецова. – М.: АПК и ПРО, 2004.


Каталог: uploads -> 2000 -> 1648 -> section -> 105005 -> rabochie programmi -> sherbakova
2000 -> Работа по пдд в мбдоу «Детский сад №38» Транспортная площадка
2000 -> Тема: «Пути повышения эффективности педагогического воздействия на личность школьника через повышение мотивации учебно-воспитательного процесса и внедрение современных педагогических технологий». Цель
2000 -> Рабочая программа по учебному предмету История 11 класс (базовый уровень) учителя истории и обществознания
2000 -> «Василевский Александр Михайлович»
2000 -> Гражданская оборона
sherbakova -> Особенностью содержания курса мхк в 10-11 классах является представленная в нём широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. В современных условиях образовательной системы особенно актуально


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница