Предпосылки преобразований Петра 1



Дата22.03.2016
Размер98.5 Kb.
Блочно-модульная технология

Разработка 3-х уроков в 7 классе

Учебник А.А.Данилов Л.Г. Косулина. История России. Конец XVIXVIII века.

Раздел «Правление Петра I »

Урок № 1

Тема: Предпосылки преобразований Петра 1

Цель: дать характеристику политического и экономического состояния России накануне реформ Петра I (в конце XVII в.)

Оборудование: карта «Россия в конце 17- начале 18 века», портрет Петра 1

Понятия: Немецкая слобода, воинский устав, военный корабль «Орёл», рекрутская повинность, постоянная армия, почтовая связь, потешные игры.



Методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, наглядный.
Познавательный вопрос: Как вы охарактеризуете политическое и экономическое развитие России в конце 16 века?

Иностранное влияние имело положительное или отрицательное влияние на Россию?

План

1.Политическое и экономическое состояние России в конце 17 века.

2.Усиление западного влияния на Россию в конце 17 века.

3. Реформы А.Л.Ордина-Нащокина.

4.Преобразовательные планы Голицына.

5. Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич.

6.Детство Петра 1.
1.Политическое и экономическое состояние России в конце 17 века.

Сравнительная таблица «Развитие России и Швеции»



Вопросы

Россия

Швеция

Форма правления

монархия

монархия

Армия

Дворянское ополчение

Стрелецкие полки

6 полков «иноземного строя»


Постоянная армия

Флот

Речной флот

Отсутствие морского военного и торгового флота



Военный и торговый

Выплавка железа

Покупала у Швеции

Выплавляла тонн

Мануфактуры

20 мануфактур

200

Участие в мировой торговле

Не участвовала

Участвовала

- Сделайте вывод о развитии Росси в конце 17 века?

-Какие проблемы стояли перед страной?

2.Усиление западного влияния на Россию в конце 17 века.- рассказ учителя

-Как называлась слобода, где жили иностранцы?

- Чем вы можете объяснить усиление западного влияния?

3. Реформы А.Л. Ордина-Нащокина. - рассказ учителя

- Какие нововведения предложил Ордин-Нащокин?



4.Преобразовательные планы Голицына. Изучение материала на основе документа (см.с.98 «Иностранец Де Ла Невилль о В.В.Голицыне».)

- Какую армию предлагал создать Голицын?

-Почему реформы Голицына не были осуществлены?



Физкультминутка.

5. Симеон Полоцкий и Юрий Крижанич. - рассказ учителя

- Какое значение могло иметь единое славянское государство? Для России и европейских стран?



6.Детство Петра 1. - рассказ учителя

- Чего не получил в детстве Пётр1?

-Почему обучение Петра прервалось после смерти его сводного брата Фёдора?

- Какое значение для Петра как будущего правителя могли сыграть потешные игры?

Итоговые вопросы: Как вы охарактеризуете политическое и экономическое развитие России в конце 16 века?

Иностранное влияние имело положительное или отрицательное влияние на Россию?

Ученики делают выводы.

Дом. зад. п.12, п.13с.99-100


Урок № 2

Тема: Преобразования Петра 1
Цель: изучить борьбу за власть между Петром и Софьей, причины ход и итоги Великого посольства и Азовских походов.

Оборудование: карта «Россия в конце 17- начале 18 века», портрет Петра 1

Понятия: регент, Великое посольство, Азовские походы, брандеры, верфи.

Методические приёмы: словесный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, наглядный.

Познавательный вопрос: Почему в противостоянии с сестрой Пётр одержал победу?

Какими были первые реформы Петра?

План

1. Актуализация знаний

2.Изучение нового материала

2.1.Двоецарствие

2.2.Начало царствования Петра.

2.3.Азовские походы.

2.4.Великое посольство.

2.1.Двоецарствие.- рассказ учителя

- Почему Софья стала регентом?

-Кто входил в окружение Петра?

-Почему в противостоянии с сестрой Пётр одержал победу?

2.2.Начало царствования Петра.

- Кто поддержал Петра в противостоянии с сестрой?



2.3.Азовские походы. – работа с картой, объяснение учителя

-Посмотрите на карту. С какими морями граничит Россия? Имеет ли она выход в эти моря?

-Связано ли это с отсутствием флота?

- Какие страны владычествовали в Чёрном море, Балтийском море, Белом море?

- Зачем России был нужен выход в Чёрное и Балтийское моря?

Заполнение таблицы «Азовские походы».



Причины войны

Основные сражения

Итоги войны









На основе рассказа учителя ученики заполняют таблицу.



Физкультминутка.

2.4.Великое посольство. Работа с документами.

А.Г. Брикнер .История Петра Великого

Путешествие Петра было необходимым следствием многолетнего пребывания юного царя в Немецкой слободе. В свою очередь, оно повело к непосредственному сближению России с Западной Европой. Внешним поводом к этому путешествию служило желание подготовить все способы к усиленной борьбе с турками и татарами. На возвратном пути из-за границы созрела мысль и о нападении на Швецию. Таким образом, это путешествие занимает видное место в истории восточного вопроса и в то же время служит как бы введением в историю Северной войны.



- В чём причина путешествия Петра за границу по мнению автора?
Отзыв курфюрстины ганноверской Софии

«Царь очень высокого роста, лицо его очень красиво, он очень строен. Он обладает большой живостью ума, его суждения быстры и справедливы. Но наряду со всеми выдающимися качествами, которыми одарила его природа, следовало бы пожелать, чтобы его вкусы были менее грубы… Его общество доставило нам много удовольствия. Это человек совсем необыкновенный. Невозможно его описать и даже составить о нем понятие, не видав его… Он нам сказал, что сам работает над постройкой кораблей, показал свои руки и заставил потрогать мозоли, образовавшиеся на них от работы».

- Что оставило приятное впечатление о личности Петра?

- Какие недостатки подметила ганноверская принцесса?


Пётр за границей

Для поиска союзников в войне с Турецкой Османской империей за границу в марте 1697 г. выехало Великое посольство. Называлось оно так, по статусу послов. Его возглавили великие послы - Ф. Лефорт, Ф.А. Головин и П.Б. Возницын. Посольство было большим по числу участников. В его составе значились дипломаты, переводчики, волонтеры, ехавшие изучать военно-морское дело и кораблестроение, священники, лекари, слуги, солдаты и офицеры охраны, повара и даже 4 шута-карлика. В общей численности набралось более 250 человек. Обоз посольства насчитывал тысячи саней.

-Зачем выехало посольство за границу?

-Почему оно называлось Великим?

В начале 1697 г. Россия заключила с Австрией и Венецией союз против Турции сроком на 3 года. В Великом посольстве полагали, что этот союз можно расширить привлечением в него Англии, Голландии и ряда других европейских государств. Но надежды не оправдались: Западная Европа не желала войны с Османской империей, потому что готовилась к борьбе за «испанское наследство»  Англия и Голландия к тому же были заинтересованы в торговле с турками. Австрия находилась тогда в состоянии войны с Турцией, но австрийский император Леопольд I сообщил, что намерен заключить с османами мир. Русские, чтобы не остаться в изоляции, вынуждены были дать согласие на свое участие в мирных переговорах с турками.



-Почему союз против Турции не состоялся? Какие на это были причины?
Несмотря на провал дипломатической миссии Великого посольства, оно принесло большую пользу Петру. Царь инкогнито ехал в составе посольства под именем десятника волонтеров Петра Михайлова. В течение полутора лет он посетил Голландию, Англию, Австрию и некоторые другие страны. Петр имел возможность сравнить свою родину с западными странами. Царь познакомился с европейской жизнью: он видел войска европейских держав, города и села, учился на голландских верфях под Амстердамом мастерству корабельщика, принимал участие в дипломатических переговорах, посещал дворы европейских монархов. Наверное, Петр осознал, насколько отстала Россия в хозяйстве, культуре, военной области от Европы, и обдумывал преобразования.

- В чём польза от заграничного путешествия?

-Какие страны посетил Пётр?
Тем временем Великое посольство сумело решить ряд практических задач. Для русской армии в Европе закупили 10 тыс. ружей, 5 тыс. мушкетов, 3,2 тыс. штыков, корабельные принадлежности и прочее. На российскую службу наняли множество офицеров, инженеров, около 350 матросов и боцманов, специалистов иных профессий.

-Какие ещё важные задачи решило посольство?
Посольство намеревалось побывать еще в Венеции, но из Московии пришли тревожные вести. Управлявшие Россией в отсутствие Петра князь Федор Ромодановский и боярин Тихон Стрешнев сообщали о стрелецком бунте. Петр заспешил на родину.

-В чём причина срочного возвращения на Родину?
На пути домой он встретился с саксонским курфюрстом и одновременно королем Речи Посполитой Августом II. Монархи беседовали без свидетелей. Оба сошлись на том, что их общий враг - Швеция, господствовавшая в Прибалтике. Петр и Август обменялись «крепкими словами о дружбе». Из этой устной договоренности впоследствии вырос антишведский Северный союз России, Саксонии, Речи Посполитой и присоединившейся к ним Дании.

-Каков итог встречи Петра и правителя Саксонии и Речи Посполитой?

5.Итоги урока.

Ответ на основной вопрос урока: Какими были первые реформы Петра?

Дом. зад. п.13, термины.


Урок № 3

Тема: Внешняя политика. Северная война.
Цель: рассказать о ходе, этапах и основных сражения Северной войны, оценить значение военных реформ и победах на море.

Оборудование: карта «Россия в конце 17- начале 18 века», портрет Петра 1

Понятия: Северная война, регулярная армия, Полтавская битва, рекрутская повинность.

Методические приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковой, наглядный, словесный.
Познавательный вопрос: Почему война длилась долго -21 год? Что необходимо было для победы?

План

1.Актуализация знаний.

2.Изучение нового материала.

1.Начало войны. «Нарвская конфузия».

2.2.Реорганизация армии.

2.3.Полтавская битва.


1.Начало войны. «Нарвская конфузия».

Ключевский о начале Северной войны

Редкая война даже Россию заставала так врасплох, так плохо была обдумана и подготовлена, как Северная. Какие были союзники у Петра в начале этой войны? Польский король Август II, не сама Польша, а курфюрст Германской империи, совсем бессовестный саксонский авантюрист, кое-как забравшийся на польский престол и которого чуть не половина Польши готова была сбросить с этого престола, потом какая-то Дания, не умевшая собрать солдат для защиты своей столицы от 15 тысяч шведов, неожиданно под нее подплывших, и в несколько дней позорно бежавшая из коалиции по миру в Травендале…

-Что вело Россию к неудаче в войне?
Работа с картой.
Ключевский о Нарвском сражении

Войну начали кое-как, спустя рукава. Намечены были ближайшие цели, но не заметно разработанного плана. За 5 месяцев до разрыва Петр приторговывал продажные пушки у шведов, с которыми собирался воевать. Двинутая под Нарву армия, численностью около 35 тысяч, состояла большею частью из новобранцев под командой плохих офицеров и иноземных генералов, не пользовавшихся доверием. Стратегических путей не было; по грязным осенним дорогам не могли подвезти достаточно ни снарядов, ни продовольствия. Начали обстреливать крепость, но пушки оказывались негодными, да и те скоро перестали стрелять за недостатком пороха. Осаждающие, по словам очевидца, ходили около крепости, как кошки около горячей каши; мер против наступления Карла XII не приняли. В злую ноябрьскую вьюгу король подкрался к русскому лагерю, и шведская 8-тысячная бригада разнесла русский корпус. Однако победа ежеминутно была на волос от беды. Король пуще всего боялся, как бы дворянская и казачья конница Шереметева не ударила ему в тыл; но она, по словам Карла, была так любезна, что бросилась бежать вплавь через реку Нарову, потопив тысячу коней. Победитель так боялся своих побежденных, что за ночь поспешил навести новый мост вместо обрушившегося под напором беглецов, чтобы помочь им скорее убраться на свою сторону реки. Петр уехал из лагеря накануне боя, чтобы не стеснять главнокомандующего, иноземца, и тот действительно не стеснился, первый отдался в плен и увлек за собой других иноземных командиров, испуганных озлоблением своей русской команды.

- Приведите причины поражения России в Нарвском сражении?

-В чём ирония победы Карла XII над русскими?
Решение Петра о снятии колоколов. Противостояние с иерархами церкви. –рассказ учителя
2.2.Реорганизация армии. – рассказ учителя.

Запись в тетради «Военные реформы» с опорой на параграф учебника.

*
*
*

*

*



-Как эти реформы сказались на боеспособности русской армии?

Физкультминутка

2.3.Полтавская битва. - рассказ учителя.

Работа с картой. План расположения войск противников (см. учебник с.109).

Битва у деревни Лесной – «мать» победы под Полтавой.


  • Соотношение сил

  • Расположение войск

  • 1-й этап сражения

  • 2-й этап сражения

  • Итог битвы

- Почему русские победили?

-В чём причины победы русских?

О Полтавской битве. Из путевого дневника Даниэла Крмана. (см. документ в учебнике)

-В чём причина поражения шведов, по мнению автора?



Познавательный вопрос: Почему война длилась долго -21 год? Что необходимо было для победы?

Дом. зад. п.14, с.105-110






Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница