Празднование дня рождения Баба




Скачать 291.2 Kb.
Дата30.06.2016
Размер291.2 Kb.

Празднование дня рождения Баба





Подготовка




Украшение: поднос с финиками и в нем 18 свечей в форме цифры «19»




Вступление

Приветствие

Игра «Апельсин»:

Гости по кругу передают апельсин, при этом каждый говорит пару предложений начинающихся со слов «я хочу…»

Например, я хочу поздравить всех с праздником. Я хочу всех поблагодарить, что вы пришли на этот праздник…





Молитвенная программа




Молитва в записи Say God sufficeth

Молитвы, произносимые детьми

3 молитвы на русском

Молитва на персидском

«Послание о посещении»

«Кто избавляет от трудностей?» общее пение







Основная часть




Музыка – сразу после молитв, для создания ощущения завершенности и в качестве сигнала, что молитвенная часть закончена.

  1. О празднике (ведущий)

  2. Три истории о Бахаулле (3 человека)

  3. Отрывок из презентации Веры Бахаи (Презентация Анны)

  4. Послание Баба ученикам (5 человек)

  5. Плоды учения Баба (Ведущий)

  6. Про апельсиновое дерево (Ведущий)




Завершение




Общее фото

Совместный ужин







Используемые предметы:

Апельсин. Поднос с финиками. 18 чайных свечей. 5 роз. Фотоаппарат. Раздаточные материалы (Приложения №1-5)


Приветствие. Ведущий:

Добрый вечер, дорогие друзья!

Мы рады приветствовать вас в этом гостеприимном доме семьи ….

Сегодня все бахаи мира празднуют Святой День, День Рождения Баба. Мы подготовили небольшую праздничную программу. Надеемся, вам она понравится и вы…
Мы начнем нашу встречу с молитв. (Приложение №1).
I. В этот день родился Тот, Чье пришествие в 19 веке ожидали представители многих религий. Баб, что в переводе означает «Врата» явился Предтечей Бахауллы, основателя Веры Бахаи…
II. И сейчас мы бы хотели рассказать вам несколько историй из Его жизни.

(Приложение №2)


III. Отрывок из Презентации Веры Бахаи (Приложение №3).
IV. Ведущий:

А сейчас будут прочитаны последние слова Баба ученикам (Приложение №4).

(выходят 5 человек, выстраиваются полукругом, каждому раздается по цветку (небольшие розы) и по очереди они читают).
V. Плоды учения Баба (Ведущий)

Террасы на горе Кармель, статистика общины бахаи


  • ·  Национальных Духовных Собраний - 182

  • ·  Стран, открытых для Веры:

    • ·  Независимых стран - 190

    • ·  Территорий и островов - 46

    • ·  Всего: 236

  • ·  Количество языков, на которые была переведена литература бахаи - 802

  • ·  Племена, расы и этнические группы, представленные в Общине Бахаи - 2112

  • ·  Домов Поклонения Бахаи - 7

VI. Про апельсиновое дерево (Ведущий)

По статье (Приложение №5)

Завершение. Ведущий

Наша официальная программа подходит к концу. Мы надеемся, нам удалось передать вам то особенное ощущение восторга и благоговения, которое испытывают наши души при упоминании о Бабе, Его жизни, Его великом служении и Его высокой миссии.


Сейчас уже почти готово угощение. Пока хозяева наносят последние штрихи на праздничный стол, мы можем построиться в той части комнаты для праздничной фотографии. После которой можно будет подходить к столу и угощаться.
Приложения:
Приложение №1
Всякая хвала, о мой Боже, Тебе да будет, Кто есть Исток всяческой славы и величия, силы и чести, владычества и власти, возвышенности и благодати, благоговения и могущества. Кого желаешь, приближаешь Ты к Величайшему Океану, и кому восхочешь, даруешь честь узнать Древнейшее Имя Твое. Из тех, что в небесах и на земле, никто не может противостоять исполнению Твоей владычной Воли. Извечно правишь Ты всем творением и во веки веков Ты будешь властвовать надо всеми созданиями. Нет иного Бога, кроме Тебя, Всемогущего, Наивозвышенного, Всесильного, Всемудрого.

Озари лица слуг Твоих, о Господи, дабы могли они узреть Тебя; очисти сердца их, дабы обратиться им ко двору Твоего небесного благоволения и познать Того, Кто есть Твое Проявление и Рассвет Сущности Твоей. Воистину, Ты Господь всех миров. Нет Бога, кроме Тебя, Безграничного, Всепокоряющего.

Бахаулла
О Господи благой! О Ты, Кто щедр и сострадателен! Мы слуги Твоего порога, собравшиеся под сенью Твоего Божественного единства. Солнце милости Твоей сияет надо всем, и облака милосердия Твоего изливаются на всех. Дары Твои всех объемлют, заботливое провидение Твое всех укрепляет, покровительство Твое всех осеняет, и взоры благосклонности Твоей обращены на всех. О Господи! Ниспошли нескончаемые дары Твои, и да воссияет свет водительства Твоего. Просветли очи и возрадуй сердца счастьем непреходящим. Ниспошли всем людям дух новый и даруй им жизнь вечную. Отопри врата истинного понимания, и да воссияет во всем великолепии свет веры. Собери всех людей под сенью щедрости Твоей и приведи их к единству и согласию, дабы уподобились они лучам одного солнца, волнам одного океана, плодам одного древа. Пусть утоляют они жажду из одного источника. Пусть освежает их единый ветерок. Пусть просветятся они от одного источника света. Ты Дарующий, Милосердный, Всемощный.

Абдул-Баха


Да восславится Имя Твое, о Боже. Воистину, Ты Господь наш; Тебе ведомо все сущее на небесах и на земле. Так ниспошли нам знаки Твоей милости. Поистине не превзойти Тебя никому из милостивых. Всякая хвала Тебе, о Господи. От присутствия Своего пошли нам то, что утешит сердца искренних из слуг Твоих. Слава Тебе, о Боже, ибо Ты Создатель небес и земли и всего, что находится между ними. Ты державный Господь, Пресвятой, Всемогущий, Премудрый. Да будет возвеличено Имя Твое, о Боже; тем, кто верует в Бога и в знамения Его, ниспошли от присутствия Своего могущественное вспоможение, дабы возобладали они над прочими человеками.

Баб


Приложение №2
Баб, имя Которого было сиййид Али-Мухаммад, родился в городе Ширазе 20 октября 1819 года. Он принадлежал к роду, известному своим благородством и происходившему от Самого Мухаммада. Дата Его рождения подтвердила истину пророчества, которое традиционно приписывают имаму Али: «Я двумя годами младше своего Господа» (то есть Он был двумя годами моложе Бахауллы). Со дня Его рождения прошло двадцать пять лет, четыре месяца и четыре дня, когда Он объявил о Своей Миссии.

Будучи ребёнком, Он потерял Своего отца,… который во всей провинции Фарс был известен набожностью и добродетельностью и пользовался всеобщим уважением и почётом. Как отец, так и мать Его были потомками Мухаммада и пользовались глубоким уважением и любовью окружающих.

Его воспитывал дядя с материнской стороны, хаджи мирза сиййид Али, ставший впоследствии мучеником за Веру. Этот дядя отдал Его в детском возрасте на воспитание учителю по имени шейх Абид. Баб, хотя и не имея желания учиться, всё же подчинился воле и указаниям дяди.
Шейх Абид… был человеком благочестивым и учёным. «Однажды,— рассказывал он,— я попросил Баба прочесть открывающие слова Корана: “Бисми'ллахи'р-Рахмани'р-Рахим”. Он стал колебаться, утверждая, что пока Ему не объяснят значения этих слов, Он ни за что не будет их произносить. Я притворился, что не знаю их значения. “Мне известно значение этих слов,— заметил мой ученик,— и, с Вашего позволения, Я объясню его”. Он говорил с таким знанием и красноречием, что я онемел от изумления. Словам “Аллах”, “Рахман” и “Рахим” Он дал такое объяснение, которого я нигде раньше не читал и не слышал. Его чарующий голос по-прежнему звучит у меня в памяти. Я счёл нужным отвести Его обратно к дяде и передать ему, из рук в руки, то Сокровище, которое он поручил моей заботе. Я решил заявить ему, что чувствую себя недостойным обучать столь замечательного мальчика. Его дядя в это время был в своей конторе. “Я привёл Его обратно к Вам,— сказал я,— и передаю Его Вашему заботливому попечению. С Ним нельзя вести себя так, как с обыкновенным мальчиком, ибо я уже сейчас вижу в Нём признаки той таинственной силы, которую способно явить одно лишь Откровение Сахиба'аз-Замана. Вы должны окружить Его самой искренней заботой. Пусть останется у Вас дома, ибо на самом деле Он не нуждается в таких учителях, как я”. Хаджи мирза сиййид Али строго упрекнул Баба. “Разве Ты забыл мои наставления?— спросил он.— Разве я не велел Тебе следовать примеру Твоих собратьев-учеников, хранить молчание и внимательно слушать каждое слово, сказанное Твоим учителем?” Добившись Его обещания в точности исполнять полученные указания, он отправил Баба обратно в школу. Однако строгие увещевания Его дяди не могли смирить дух этого ребёнка. Никакими мерами невозможно было остановить поток Его интуитивного знания. День за днём Он продолжал выказывать такие изумительные признаки сверхъестественной мудрости, которые я бессилен описать».

Наконец, дяде пришлось забрать Его из школы шейха Абида и сделать Его партнёром в своих делах. Здесь Он также проявлял такие знаки могущества и величия, к которым немногие могли приблизиться, и которых никто не в силах был достичь.


1.
Ага Мирза Мухаммад-Рида – отец Баба и друг шейха Абида, пришел в школу, чтобы побеседовать с шейхом. Вот что он рассказал ему:

«Спустя сорок лет Господь наградил меня Ребенком, Который изумил меня своим поведением». Шейх попросил его объяснить поподробнее…

«О почтеннейших шейх! Он проявляет столь необыкновенные качества, что они изумляют людей. Сейчас ему пять лет и иногда он простирает руки к небесам и читает молитвы. Он просыпается посреди ночи и встает, чтобы прочитать обязательную молитву, и, читая её, он плачет. Иногда он печален, иногда счастлив или преисполнен восторга, или погружен в свои мечты. Если бы мне пришлось рассказывать обо всем, что я видел со дня Его рождения до сего времени, то получилась бы толстая книга.

Недавно вместе с Его дядей, уважаемым Хаджи Мирзой Сиийдом Али мы были в общественных банях. Этот Ребенок спал рядом с нами, как вдруг поднялся и произнес: «Сводчатая крыша Гарм-Хани (парной) в женской бане Мирзы Хади только что обрушилась, и под её обломками погибло 5 женщин и один ребенок». Его дядя сказал: «Ака, пожалуйста, воздержись от подобных слов. Как ты себя ведешь!». На что ребенок ответил: «Всё так, как я сказал». Вскоре мы услышали шум со стороны бани и крики о том, что баня Мирзы Хади обрушилась, и несколько женщин оказались под обломками. Кто-то сказал, что погибло 20-ть женщин, другие говорили о 30-ти и 40-ка; но позже выяснилось, что погибли 5 женщин и ребенок. То, что Он сказал, было правдой.


В другой раз, не так давно Он сообщил нам: «Прошлой ночью я видел сон: большие весы были подвешены в воздухе. Имам Джафар Садик сидел на одной из чаш, и под его тяжестью она лежала на земле, в то время как другая чаша находилась в воздухе. Кто-то невидимый поднял меня и поместил на пустую чашу. Теперь моя чаша стала тяжелее первой и опустилась на землю, а та поднялась в воздух». Услышав все это, я сказал Ему: «О, Дитя, что за причуды! Не говори так».
«Что мне сказать! Есть ещё много поразительных историй, о которых я даже не смею говорить. Как-то Ака Мирза Сиийд Хасан высказал предположение, что этот Ребенок находится под воздействием джинов, и посоветовал отвести его к знающим людям и попросить о защищающих молитвах. И хотя я не верю в подобные вещи, в свете этого комментария Сидийда Хасана я пригласил Ака Мухаммада-Хасана, мунаджима (астролога) и описал ему ситуацию. Произведя кое-какие вычисления, он сказал: «Он защищен от враждебных джинов». Потом он спросил о дате Его рождения. Вслед за тем, он написал некоторые заклинания и молитвы, передал их нам, произнес какие-то таинственные стихи и, выяснив о дате Его рождения, покинул нас. После того как Ака Мухаммад-Хасан ушел, Ребенок порвал талисманы и писания, которые он оставил вместе с инструкциями, которые он нам дал, сказав мне: «По словам мистика: Ты из кожи вон лезешь, чтобы помочь, но Я – истинный помощник».

«Одним словом, я был поглощен проблемами, связанными с этим Ребенком. И я не знаю, что ещё рассказать о Нем. Пришло время для его обучения, и я бы хотел, чтобы он получил религиозное образование у Вас».

Шейх был потрясен рассказами Мирзы Мухаммада-Рида. Было решено, что в следующий четверг утром Ребенка приведут в школу.

2.
В назначенное утро ребенок прибыл в сопровождении слуги, несущего меленький медный поднос, на котором лежали сладости и учебное издание Корана, которое было обычным для учеников в школах Шираза в то время.
Благодаря всем рассказам Мирзы Мухаммада-Рида, Шейх, несколько старших учеников и я с нетерпением желали встретиться с Ним. Он вошел, со всеми поздоровался и сел перед Шейхом Абидом. Вскоре подошел Его дядя Мирза Сиййид Али и расположился рядом с шейхом. После обмена обычными любезностями, Шейх взял Коран с подноса со сладостями, открыл его и, обратившись к новому ученику, попросил Его прочесть. Тот улыбнулся и ответил «Как пожелаете».
Как было принято, Шейх попросил Его прочитать «Он Оделяющий, Всеведающий», суру из Корана. Его Святость оставался в молчании. Шейх повторил стих, но Тот продолжал молчать. Шейх повторил с настойчивостью. Тогда Баб спросил «Кто ”Он”, не могли бы вы объяснить?». На что Шейх ответил, «Он – это Бог. Ты пока еще ребенок, и какая тебе разница, до того, что означает “Он”?» В ответ Ученик произнес «Я, Оделяющий, Всеведающий!». Эти слова вызвали сильный гнев Шейха, он схватил свою трость и в возбуждении сказал Ему: «Не смей произносить такие вещи здесь». Его Святость завершил чтение, после чего Его дядя с улыбкой удалился.

Приложение №3

Бог послал особого Посланника, чтобы возвестить Его приход. Этот великий Посланник принял имя "Баб", что означает "врата". И действительно, Он был вратами, ведущими к познанию Бога и к новой эпохе в существовании человечества. На протяжении шести лет Он постоянно возвещал людям, что пришествие нового Богоявления близко, и подготавливал Ему путь. Он говорил людям, что они присутствуют при рассвете новой Эпохи, Обетованного Дня Божьего. Он призывал их очистить свое сердце от мирской суеты, чтобы они смогли признать Того, Кого Бог вскоре явит.

Многие и многие сотни людей приняли Послание Баба и последовали за Ним. Однако правительство Ирана, могущественное духовенство, правившее народом, восстали против Него. Его последователи были объявлены вне закона, и многие были казнены. Сам Баб, в возрасте 31 года, по приказу правительства был публично расстрелян на городской площади отрядом солдат.
Приложение №4
ПОСЛЕДНИЕ СЛОВА БАБА УЧЕНИКАМ
1 Баб обратился к своим ученикам со следующими словами:
2 О Мои возлюбленные друзья! Вы суть носители имени Бога в сей День. Вы избраны стать вместилищами Его тайны. Каждому из вас надлежит являть качества Бога, делами и словами олицетворять знамения Его праведности, Его могущество и славу. Сами части вашего тела должны свидетельствовать о возвышенности вашей цели, честности вашей жизни, подлинности вашей веры и вашей беззаветной преданности. Ибо истинно говорю Я, настал День, о коем сказал Бог в Книге Своей: «И в этот День уста Мы их скрепим – И руки их Нам будут говорить, Свидетелями их деяний станут ноги».

3 Поразмыслите о словах Иисуса, с коими Он обратился к Своим ученикам, когда отправлял их распространять Дело Божие. Такими словами Он повелел им восстать и исполнить свою миссию: «Вы подобны огню, зажженному в темную ночь на вершине горы. Пусть же сияет ваш свет пред очами людскими. Столь чистым должен быть ваш характер и такова степень вашего самоотречения, дабы благодаря вам люди мира могли признать Небесного Отца и приблизиться к Нему – Тому, Кто есть Источник чистоты и благодати. Ибо никто не видел Отца, сущего на небесах. Вы, Его духовные дети, должны своими делами являть Его добродетели и свидетельствовать о Его славе. Вы соль земли; но если соль потеряет свою силу, чем сделаешь ее соленой? Таково должно быть ваше самоотречение, что в какой бы город вы ни вошли, намереваясь провозглашать Дело Божие и учить ему, вы ни в коем случае не должны ожидать пищи или награды от жителей его. Напротив, покидая тот город, вы должны отряхнуть прах с ваших ног. Как вошли вы в него чистыми и святыми, так и выйти вы должны из града того. Ибо истинно говорю Я, Небесный Отец всегда с вами и заботится о вас. Если вы будете верны Ему, Он, без сомнения, предаст в руки ваши все земные сокровища и возвысит вас надо всеми правителями и царями мира».

4 О Мои Буквы! Истинно говорю Я, сей День неизмеримо выше дней Апостолов былого. Нет, неизмеримо различие меж ними! Вы – свидетели Зари обетованного Дня Божия. Вы испили из таинственной чаши Его Откровения. Препояшьте чресла усилий и помните о словах Бога, открытых в Книге Его: «Вот пришел Господь, твой Бог, и с Ним – воинство ангелов Его, выстроенное рядами пред Ним!» Очистите свои сердца от мирских вожделений, и пусть украшением вашим будут ангельские добродетели. Старайтесь, дабы делами своими вы свидетельствовали о правоте сих слов Бога, и остерегайтесь, чтобы не «отвернулся» Он от вас и не «избрал бы вместо вас других людей», кои «будут не чета вам» и кои отберут у вас Царство Божие. Прошли дни, когда довольно было нерадивого поклонения. Настало время, когда ничто, кроме чистейших побуждений, сопровождаемых делами безупречной святости, не сможет вознестись к престолу Всевышнего и не будет принято Им. «К Нему восходит слово доброе и дело благое, которое Он возвышает». Вы суть те униженные, о коих говорит Бог в Своей Книге: «Мы желаем оказать милость тем, кто унижены на земле, и сделаем их духовными вождями среди людей, и сделаем их Нашими наследниками». Вы призваны занять сие положение; но достигнете вы его лишь тогда, когда подниметесь, дабы попрать ногами все мирские вожделения, и постараетесь стать теми восхваляемыми слугами Его, кои не заговорят, пока Он не сказал, и кои следуют Его велению.

5 Вы суть первые Буквы, порожденные Исходной Точкой, первые Родники, пробившиеся из Источника сего Откровения. Молите Господа, вашего Бога, хранить вас, дабы никакие земные хлопоты, никакие мирские привязанности и суетные заботы не запятнали чистоту и не осквернили сладость той благодати, что течет через вас. Я готовлю вас к пришествию великого Дня. Приложите все усилия, дабы в грядущем мире Я, ныне наставляющий вас, мог бы, у престола милости Божией, радоваться вашим деяниям и гордиться вашими достижениями. Тайна грядущего Дня ныне сокрыта. Невозможно ни разгласить ее, ни пытаться представить. Новорожденное дитя в тот День превзойдет мудрейших и почтеннейших людей сего времени, и самый скромный и необразованный из людей той эпохи постигнет больше, чем самые сведущие и образованные богословы сего века. Разойдитесь по всей земле и, ступая твердо и храня чистоту в своем сердце, приготовьте путь для Его пришествия.

6 Не обращайте внимания на вашу слабость и бренность; устремите взор к непобедимой силе Господа, вашего Бога, Вседержителя. Разве не даровал Он в прежние времена Аврааму, несмотря на Его кажущуюся беспомощность, победу над силами Нимрода? Разве не позволил Он Моисею, жезл Коего был Его единственным спутником, повергнуть фараона и воинство его? Разве не установил Он владычество Иисуса, бедного и униженного в глазах людей, над объединенными силами еврейского народа? Разве не подчинил Он дикие и воинственные племена Аравии священному и преображающему порядку Мухаммада, Пророка Его? Воспряньте же во имя Его, уповайте на Него всецело и будьте уверены в конечной победе.

Приложение №5



Неофициальная информация и слухи в общине бахаи:

случай с "Деревом, которое не могли уничтожить".1


Давид Пифф

Реферативное изложение


Используя форумы и доски объявлений групп бахаи в Интернет, посвященных так называемому чуду в Ширазе (Иран), автор обращает внимание на полезность неофициальной информации при получении представления о социальной динамике и взгляде на мир религиозных групп.

В апреле 1994 в дискуссионной группе бахаи была помещена история, которая описывала чудесную жизнестойкость апельсинового дерева, посаженного Бабом в саду его дома в Ширазе, и все еще живого и растущего, несмотря на разрушение дома в 1979 году и опустошение и асфальтирование земли.

Враги… срубили дерево и заасфальтировали весь участок земли. Вскоре, на месте, где Руками Силы было посажено дерево, образовалась трещина, и наружу пробился росток.

Три раза росток срезали, а трещину заделывали.

В конце концов, власти усвоили урок. Сегодня это дерево достигло высоты в полтора метра и окружено оградой, которую соорудили Исламские власти, чтобы защищать деревце! Я Баха-ул-Абха!

Шираз никогда не славился садами. Каждое растение требует особого ухода, чтобы хотя бы выжить, даже в самых лучших условиях. Дерево, посаженное Руками Благословенной Исходной Точки, оберегаемо Им как знак Его Нежной Доброты, пробуждающей духовно спящих людей. Они не могут уничтожить Его апельсиновое дерево. Как они могут уничтожить Его Дело? Воистину, он Врата Славы Господней!(2)

"Слухи" можно определить как неофициальную информацию, распространяемую в пределах социальной группы. Цель данного доклада показать полезность подобной информации при изучении религии. Американский социолог Томатсу Шибутани определяет слухи как "сымпровизированные новости" – "повторяющаяся форма коммуникации, посредством которой люди, застигнутые неопределенностью ситуации, пытаются сконструировать ее объяснение через объединение интеллектуальных ресурсов."(3) Так как неопределенность является постоянной особенностью нашей жизни, циркуляция слухов будет постоянно иметь место внутри социальной группы. Неофициальная информация включает рассказы различного свойства, некоторые от первого лица, некоторые более удаленные от первоисточника.

В социологии и фольклористики имеется рад специальных терминов, характеризующих такие рассказы (нарративы), включающие не только слухи, но и молву, псевдовоспоминания, первичные псевдовоспоминания и сказания.(4) Независимо от того, какой термин используется, ученые, в своем большинстве едины во мнении, что такие рассказы, даже из первых рук, основываются и выражают предшествовавшие им культурные явления, часто относящиеся к неясным или волнующим социальным условиям. Устойчивые или продолжительные слухи могут в итоге стать частью фольклора социальной группы, как в случае так называемых "современных городских быличек" - феномену, схожему слухам.(5) Неофициальная информация не обязательно является неверной. Она может отражать фактические происшествия, но ее действительная значимость заключается в культурной "правде", которую она несет, и понимании мифов или существующих взглядов на мир социальной группы, которая их порождает и передает.

Официальная информация, как правило, распространяется вертикально в обществе – сверху вниз, через официальные публикации, от руководства - в массы. По контрасту, неофициальная информация передается горизонтально, через общественное взаимодействие.(6) Глобальная подключенность, созданная сегодняшним развитием Интернет, создает благодатную почву для распространения всевозможных историй и взглядов и порождает обсуждения такой информации среди "виртуальных сообществ", члены которых могут находиться в любой точке земного шара.
Социология знания

Настоящее обсуждение основывается на теоретических разработках социологии знания. Петер Бергер и Томас Лакманн - признанные теоретики в этой области, предполагают конструирование и сохранение миров через социальные процессы. Дальнейшее существование этих миров зависит от непрерывного продолжения социальных процессов, которые поддерживают их реальность. В своем классическом труде "Социальное конструирование реальности" Бергер и Лакманн постулируют проникающую "реальность повседневной жизни" по отношению, и внутри которой, "другие реальности", включая религиозный опыт, "проявляются на грани смысла".(7) Интериоризация этих "субмиров" смысла завершается через вторичную социализацию.(8) Социализация никогда не может быть полностью эффективной и, субъективная реальность, входящая в нее, становится предметом постоянной эрозии. По этой причине, каждая жизнеспособная группа должна разработать средства усиления и поддержания своей социальной реальности.

Согласно Бергеру и Лакманну, "наиважнейшим механизмом поддержания реальности является речевое общение". Так они пишут: "можно рассматривать повседневную жизнь индивида как выработку речевого материала, который постоянно поддерживает, изменяет и реконструирует его субъективную реальность."(9) По Бергеру и Ланкманну, общение означает "речь". Соответственно, переписка (написание писем) может служить средством заполнения перерывов в общении.(10) Бергер и Ланкманн писали задолго до появления электронной почты, компьютерных досок объявлений и Интернета, а такие средства предлагают существенное усиление вербальных взаимодействий, которые конструируют, поддерживают и усиливают мнения, как личные, так и присущие группе.

Недостаток в работе Бергера и Лакманна в том, что не исследуются фактические процессы, по которым мир, или отдельный социальный мир, создаются. Не удается систематизировать большое количество информации, получаемой при прямом наблюдении социального общения. Следующая трудность заключается в направленности Бергера и Ланкманна на феноменологию индивидуального опыта. Как отмечает английский социолог Джонатан Поттер, такая направленность отсекает "взаимодействующую и риторическую" природу конструирования фактов.(11) Слухи, как совместный, речевой проект, предпринимаемый с целью придания смысла миру, позволяют приблизиться к пониманию процессов, задействованных при общественном конструировании знаний. Изучение такого общения – неформальных текстов и разговоров, появляющихся и циркулирующих внутри социальных групп – позволяет исследовать отдельные свойства конструируемой реальности или взгляда на мир, совместную выгоду от этого общения, и то, как оно преподносится, изменяется, осмысливается и распространяется в группе и с течением времени. Подобное исследование сосредотачивается скорее на социальных взаимодействиях, чем на "здесь и сейчас" индивидуального опыта.

В последние десятилетия многие ученые, частично основываясь на работе Бергера и Лакманна, обратили свое внимание на культурный анализ организаций. Марша Уиттен – американский социолог, пишет:

При помощи разговора и иного символического поведения, люди в организациях вырабатывают совместное, взаимосубъективное понимание природы своей реальности… и, что важно, объективируют это понимание так, что природа их сконструированного окружения предстает как "реальная" для них.(12)


Эти установки, которые создают корпоративную реальность, необязательно ограничены офисом компании или предприятия. Разговоры, поддерживающие организационную реальность, перемещаются вместе с членами организации, распространяются через телефон и компьютерные сети. Неформальное совместное обсуждение внутри религиозных групп представляет собой пример создания и поддержания совместных, взаимосубъективных реальностей, которые поддерживают и питают основные ценности, принципы и взгляды этих групп. Изучение таких обсуждений может помочь в понимании социальных процессов, структур и конфликтов на работе, связанных с ними в определенные моменты времени.

Неофициальная информация в религиозных группах


Учеными было предпринято изучение неофициальной информации в ряде современных религиозных общинах. Краткое изложение некоторых работ покажет примеры таких верований а, возможно, и в некоторой степени предложит аналитический подход к изучению этого вопроса. Некоторые из этих верований могут показаться знакомыми для бахаи, т.к. они слышали подобное в своих общинах.

Эйлеен Баркер – социолог Лондонской школы Политики и Экономики провела серьезное исследование Церкви Объединения. В процессе изучения движения, Баркер заметила, что в нем существует внутренняя теология, обычно недоступная людям извне. Эта теология присутствуют как в речах Сан Мен Муна и его последователей, так и в фольклоре Церкви. Она состоит из историй, рассказов и частных свидетельств, описывающих соприкосновение с чудесной силой Муна. Баркер, в частности, отмечает:

Члены движения соперничают друг с другом в свидетельствовании необычных сил Муна – как, например, они стояли в коридоре, когда мимо них прошел Мун и, как они сразу почувствовали, что "он мог видеть сквозь меня – всю мою внутреннюю сущность". Те, кто не был удостоен привилегии побывать в присутствии Муна, рассказывают сон, в котором он явился им и сообщил удивительные вещи, которые потом подтвердились в последующих событиях.(13)

Согласно Баркеру, подобные верования в значительной мере помогают признать новым членам Объединения статус и авторитет Муна. Подобные рассказы и свидетельствования имеют место в различных религиозных и околорелигиозных течениях и играют важную роль в установлении взглядов и в единении группы.

Социологические и фольклорные исследования мормонской церкви, многие из которых проведены самими исследователями мормонами, показывают другие примеры неофициальных верований в религиозных группах. Вильям А.Уилсон – фольклорист из Бригам-Янг университета, с начала 70-х собирает устные рассказы приехавших миссионеров. Уилсон пишет: "Мормонские миссионеры прирожденные рассказчики. Где собираются два или более, по любому поводу, можно быть уверенным, что не обойдется без множества рассказов…"(14) Так как эти истории передаются через устную речь, их сложно подтвердить или опровергнуть. Тем не менее, даже, когда возможно установить откуда та или иная история берет начало, представляется ясным, что слова передаются от человека к человеку и постоянно изменяются рассказчиком – "постоянно сочиняемые в соответствии с требованиями момента…"(15) Такие истории являются существенными инструментами социализации и социального контроля.

Уилсон отмечает, что многие рассказы мормонских миссионеров повествуют об "устрашающих и карающих силах", обрушивающихся на миссионеров, которые "не следуют правилам" или за которыми замечено "святотатственное поведение".(16) В то время как другие истории рассказывают о божественной помощи, оказываемой в трудностях искренним миссионерам. Есть истории о том, как гнев Господень обрушивается на тех, кто пытается мешать или глумится над миссионерской деятельностью, или, напротив, постигает самих мормонов, которые сворачивают с пути или насмехаются над учением мормонов. Пересказываемые и измененяемые, эти истории играют важные культурные роли при подготовке новых миссионеров к стоящим перед ними задачам и при их ориентировании на ценности и правила, от которых зависит личный успех и миссионерская деятельность. Они "воспитывают в них отношение к сакральному, которое будет определять их поведение в жизни".(17)


Древо


За третьим примером полезности неофициальной информации при изучении религии, я обращусь к истории бахаи о "дереве, которое не могли уничтожить". Первый раз я прочитал этот рассказ в дискуссионной группе бахаи в интернете в апреле 1994 г. За ним последовала цепочка сообщений на эту же тему. "Рассказ… удивительно впечатляющий"(18), восторгался один участник дискуссионной группы. Другой поделился своими воспоминаниями о том, как он, совершил паломничество к дому Баба в Ширазе в 1974 году. "Я попробовал плоды с того дерева (буквально и, надеюсь, также духовно)… посидел во дворе, где оно стоит, помолился и поплакал…" Паломник взял несколько апельсинов с собой в Калифорнию. Семена дали ростки, но, это "сейчас не имеет значения." – продолжает он, "Власти Шираза благоразумно склонились перед Силой превыше их. Будем молиться, они и дальше так станут поступать, их сердца…"(19)

Известно, что община бахаи распространяет ростки, произошедшие от плода дерева Баба. Культивация этих деревьев сейчас происходит во Всемирном центре бахаи в Хайфе (Израиль), как часть проекта строительства монументальной серии террас на склоне г. Кармель по обе стороны от Усыпальницы Баба. Община черпает вдохновение из того, что можно назвать программой ненасильственного сопротивления враждебно настроенным шиитам. Выдающаяся фигура в Вере Бахаи – Вильям Сирз писал о "сотнях таких деревьях", выращиваемых бахаи во многих странах.

Знают ли власти Ирана, что уже завтра, если бы был разрешен въезд в страну, бахаи со всего мира могли бы прилететь и высадить целую рощу апельсиновых деревьев вокруг всего города Шираза? Деревьев выращенных из семян того дерева, которое они думали, было ими уничтожено.(20)

Эмоциональный и практический вклад общины в поддержание "жизни" древа в этом смысле переплетается с историей о дереве, которое не погибло, и помогает понять воодушевление, вызываемое этим рассказом.

Другой участник дискуссии, тем не менее, спросил об источнике рассказа и начал разговор против рассказов о чудесах, которые, "те, кто не бахаи" могут воспринять "как очень похожие на то, что заставило их отвернуться от их религий и традиций, которые они раньше исповедовали (И которые, с другой стороны, послужили причиной, по которой они были привлечены к вере, находящейся, прежде всего, в гармонии с наукой – Вере Бахаи!)."(21) История звучит, как заслуживающая доверия: сообщают, что она была рассказана членом национального собрания США на Национальном съезде бахаи Соединенных Штатов, которая сказала, что услышала ее от члена Всемирного Дома Справедливости.(22) Некоторая путаница, однако, возникла, когда появилось сообщение о том, что дерево, посаженное Бабом погибло за несколько лет до Иранской революции.(23)
Через несколько недель дискуссия возобновилась благодаря бахаи, пытавшейся выяснить правду об истории, которую она слышала из многих источников. Один ее знакомый попросил ее найти информацию по этому вопросу. Как она объяснила - "Он не просто интересуется", "… он сильно встревожен ситуацией в Иране (и) это была бы необыкновенно обнадеживающая весть для него, если бы это оказалось правдой."(24) Действительно, для некоторых участников дискуссии эта история потенциально содержала так необходимые им хорошие новости в тревожный и нестабильный период современной истории Веры Бахаи.

Отчет, помещенный другим бахаи, подводил фактический базис под эту историю. Один из его друзей (не бахаи) побывавший в Ширазе разыскал и сфотографировал апельсиновое дерево, растущее на свободном участке земли недалеко от мечети радом с местом, где стоял дом Баба. Он рассказал, что дерево "огорожено камнями и воткнутыми палками" и местные жители убеждены "независимо от своей религии", оно посажено Бабом, и считают дерево священным. "Люди рассказывают, что это дерево постоянно вырастает. Несколько раз совершался вандализм, и его срубали, но на следующий год появлялся другой росток." Рассказ дополнялся интересным примечанием, что разрушающаяся стена, опоясывающая клочок земли, по убеждениям местных, состоит из камней, оставшихся от дома Баба. "Люди самых разных сословий приходят к этой стене и оставляют свои пожелания на свернутых в трубочку бумажках. Они вставляют эти бумажки в трещины, которыми пронизана вся стена." Этот человек прочитал одну записку, там было сказано: "О, Сеид Баб, пожалуйста, даруй бедной женщине сил, чтобы я смогла выучиться и могла поступить в университет." Этот знакомый вернулся в США с гостью земли с того места. Однако, как сказал тот бахаи, так как бахаи не видели эту землю или фотографии того места, то он не может подтвердить сказанное.(25) Существует вероятность, что это сообщение и его примечательная параллель с действиями евреев у западных стен Иерусалима (и с известной у Шиитов гробницей Аятола Хомейниса) отражает настроения и верования в Ширазе, которые и послужили основой для этой мистической истории.

В Августе 1996 года история о "дереве, которое не могли уничтожить" в ее первоначальном варианте была размещена в другой дискуссионной группе бахаи (Bahai-studies), и снова вызвала множество откликов в последующие дни. Одно сообщение в этой более поздней дискуссии было от человека, который написал во Всемирный Дом Справедливости письмо с вопросом на эту тему и получил ответ, в котором говорилось, что вся эта история основывается на слухах, которые при подробном изучении не подтвердились. Отправитель так прокомментировал это: "Как жаль, что это оказалось не правдой".(26) Последнее сообщение от одного бахаи с Тихоокеанских островов содержало философское заключение:

Я думаю, мы все немного приуныли из-за дерева, которое не могли уничтожить в Ширазе… У всех у нас есть свой Шираз с построенной автостоянкой внутри нас и в наших общинах, в бахаи и в не бахаи, и со своими апельсиновыми деревьями. Деревце внутри меня умудряется расти несмотря на то, каким тупым и своевольным я подчас бываю…

На Соломоновых островах растут деревья выращенные из семян взятых из различных мест Всемирного центра бахаи… Некоторые разрастаются и приносят плоды, другие едва приживаются…

Для многих друзей на этих отдаленных скалах в океане, это самое близкое, как они могут посетить Святую Землю, это для них доказательство реальности Веры. Это можно рассматривать как метафору для многого в Вере: распространения учения, усилия и воздаяния… заботы и воспитания. (27)

Рассмотренные здесь сообщения представляют собой вещественные доказательства процесса конструирования и поддержания реальности в религиозной общине. Представляется возможным наблюдение различных обменов, в конце концов, приводящих к выяснению фактического – слухи были неверными, и к попыткам ослабить возникающее уныние в общине. На более глубоком уровне различные сообщения отражают аспекты "сакральной мифологии" Веры Бахи(28) и иллюстрируют осмысленное, а иногда, и напряженное взаимодействие между официальными и имеющими хождение в народе версиями религиозных традиций.

История с неуничтожимым деревом иллюстрирует часто встречающуюся тенденцию в неофициальных верованиях религии Бахаи, а именно – почти серьезную попытку выразить святой символ или религиозную "истину" в конкретных, физических терминах. В примере с Муном и Церковью Объединения, духовный авторитет Муна узаконивается, по крайней мере, частично, через рассказы и свидетельствования о его чудесных силах. В рассказах мормонских миссионеров опасности неподчинения церковным правилам иллюстрируются повествованиями о Господнем наказании, постигшем неверных. В обеих общинах неофициальные верования работают на укрепление официальных доктрин и соответствующего отношения со стороны верующих. В настоящем примере, неуничтожимое дерево свидетельствует об исключительной мощи Баба и о потенциале религии Бахаи преодолеть все препятствия – и то и другое, естественно, официально декларируемые убеждения Бахаи. Попытки бахаи распространить сотни деревьев, выращенных из семян дерева, посаженного Бабом, свидетельствуют об этом же.

Во многих религиозных традициях, включая Бахаи, существуют сакральные ассоциации, связанные с деревьями.(29) Бахаулла говорит о себе как о "Древе Жизни, кое приносит плоды Бога."(30) Встречается арабский термин "Садратул-Мунтаха" обозначающий "дерево, за которым нет пути" и символизирующий положение Посланника Бога – "дерева за которое не могут пройти ни люди ни ангелы".(31) Иногда о Бабе и Бахаулле говорят как о "Деревьях-близнецах Лота". Рассматриваемое в этой статье дерево, посаженное Бабом во дворе дома, в котором произошло первое событие в истории бахаи, вызывает глубокие исторические ассоциации у бахаи. Иранская революция снесла и дом и дерево, якобы для освобождения места под площадь и дорогу. Бахаи считают это намеренным осквернением святого места.(32) Перед лицом такой катастрофы, потенциально столь необратимой, становится понятным, как на основе скудного фактического (или не фактического) материала, такая удивительная история циркулирует в общине бахаи, и почему не подтверждение ее вызвало такое разочарование.

История и последующие обсуждения соотносятся с некоторыми направлениями в идеологии бахаи. Чудесные истории являются существенным компонентом историографии общины. Возможно, наиболее значительным, официально признаваемым чудом является спасение Баба после первого залпа во время его казни в 1850 году – был произведен залп из 750 винтовок и ни одна пуля не попала. Присутствие такого чудесного события в истории бахаи поощряет верование и в последующие сверхъестественные вмешательства на стороне бахаи. Эта история иллюстрирует проходящие в общине обсуждения, которые конкретизируют и отражают духовную силу ее центральных фигур: так неуничтожимое дерево предстает как дальнейшее подтверждение того, что Баб в действительности "Врата Славы Господней". История подразумевает, что выживание дерева является результатом любви Баба, предназначенной помочь "духовно спящим людям" признать его, неявно утверждая, что Баб до сих пор жив и воздействует на события этого мира - точка зрения, подтверждающая как божественную силу Баба, так и известную концепцию бахаи о жизни после смерти. Наряду с этим, доктрина бахаи не признает неофициальные истории, рассказывающие о чудесах, утверждая, что таковые не подтверждают религиозную истину.

Принцип бахаи – "религия должна быть в согласии с наукой и здравым смыслом" переплетается с дискуссией о неуничтожимом дереве. Община сознает себя стоящей в стороне от "других религиозных групп", содержащих в себе суеверия. Тот факт, что было запрошено официальное подтверждение, и опровержение было размещено в дискуссионной группе, подчеркивает значимость получения достоверной информации для бахаи. Бахаи признают существующую в общине тенденцию к возникновению и распространению рассказах о чудесах, и рассмотренные здесь сообщения содержат изрядную долю скептицизма по отношению к таким сказаниям. Представляется важным обратить внимание и на то, что стилистические элементы истории и ее обсуждений в основном напоминают традиционные обороты речи, присущие официальным публикациям бахаи. Обсуждение в целом может быть представлено как показывающее, усиливающее, модифицирующее и передающее свойственные бахаи отношение и стиль речи.

В итоге, когда все было сказано и сделано, бахаи смогли извлечь духовный урок из этой истории, даже оказавшейся не подтвержденной: мы все содержим в себе святые места, иногда отрицаемые, даже заасфальтированные. Но духу, трансцендентной реальности, невозможно помешать. Его ростки пробиваются через затвердевшие сердца и напоминают людям об их истинной природе. Важнее всего, что неуничтожимое дерево и его семена подтверждают то, что община желает узнать как можно больше о самой себе и, может услышать только от самой себя, что ее члены принадлежат к "делу", которое весь мир не сможет уничтожить. Это краеугольный камень в мировоззрении бахаи: религия бахаи божественна по своему происхождению и представляет план Бога для человечества, и, таким образом, хотя и сурово испытываемая и окружаемая неверующим миром, достигнет своих целей.




  1. Более подробный доклад под названием "Использование неофициальной информации и сказаний при изучении религии" был представлен автором на лекции в Университете Копенгагена 27 апреля 1997 г.

  2. Из дискуссионной группы 29 апреля 1994 года. Применение заглавных букв как в оригинале.

  3. Tomatsu Shibutani, Improvised News: A Sociological Study of Rumor (New York: The Bobbs-Merrill Company, 1966) 17.

  4. "Псевдовоспоминание" (мemorate) определяют как нарратив, полученный из первых рук и описывающий предполагаемую последовательность событий, тогда как "сказания" (fabulate) определяют как нарратив переданный через одного-двух человек. (См. C.W. von Sydow, Selected Papers in Folklore [Copenhagen: Rosenkilde – Bagger, 1948]). Другие исследователи определят рассказ о событии из первых рук как "нарратив личного опыта", а пересказ вторым или третьим человеком (нарратив личного опыта, переданный другими людьми) как псевдовоспоминание. (C.L. Landrum at her website, http://virtual.park.uga.edu/~clandrum/oralist.html). "Первичные псевдовоспоминания" (proto-memorates) определяются как псевдовоспоминания лежащие в основе сказаний. (L. Degh and A. Vazsonyi "The Memorate and Proto-Memorate" (Journal of American Folklore 87 [1974]: 225-39). Хотя имеется определение термина псевдовоспоминание как рассказ очевидца о сверхъестественном или психическом опыте (S.K. Stahl, Literary Folkloristics and the Personal Narrative [Bloomington: Indiana University Press, 1989] 19). Термин "слухи" (rumour) используется в данной статье для обозначения всей неофициальной информации, циркулирующей внутри группы.

  5. Хорошо рассказывает о городских быличках работа Jan Harold Brunvand, The Vanishing Hitchhiker: American Urban Legends and Their Meanings (New York: W. W. Norton & Company, 1981). Русскоязычные читатели могут ознакомиться с работой

  6. Steven Sampson, "Rumors in Eastern Europe" (Skrift og Samfund, February 1984, Centre for Sammenlignende Kulturforskning, University of Copenhagen) 107.

  7. Peter L. Berger and Thomas Luckmann, The Social Construction of Reality: A Treatise in the Sociology of Knowledge (New York: Doubleday, 1966) 25.

  8. Там же, 138

  9. Там же, 152

  10. Там же, 154

  11. Jonathan Potter, Representing Reality: Discourse, Rhetoric and Social Construction (London: Sage Publications, 1996) 13.

  12. Marsha Witten, "Narrative and the Culture of Obedience at the Workplace" in Dennis K. Mumby, ed. Narrative and Social Control: Critical Perspectives (Newbury Park: Sage Publications, 1993) 100.

  13. Eileen Barker, "Charismatization: The Social Production of 'an Ethos Propitious to the Mobilisation of Sentiments'" in Eileen Barker, James A. Beckford and Karel Dobbelaere, eds. Secularization, Rationalism and Sectarianism: Essays in Honour of Bryan R. Wilson (Oxford: Clarendon Press, 1993) 194-95.

  14. William A. Wilson, "Powers of Heaven and Hell: Mormon Missionary Narratives as Instruments of Socialization and Social Control" in Marie Cornwall, Tim B. Heaton and Lawrence A. Young, eds. Contemporary Mormonism: Social Science Perspectives (Urbana: University of Illinois Press, 1994) 207.

  15. Там же, 208

  16. Там же, 209

  17. Там же, 216

  18. Из дискуссионной группы бахаи FJ, 2 мая 1994.

  19. Из дискуссионной группы бахаи RV, 30 апреля 1994. Применение заглавных букв как в оригинале.

  20. William Sears, A Cry From the Heart: The Bahá'ís of Iran (Oxford: George Ronald, 1982) 78. Выделено как в оригинале.

  21. Из дискуссионной группы бахаи BK, 2 мая 1994. Применение заглавных букв как в оригинале.

  22. Из дискуссионной группы бахаи BK, 3 мая 1994. Attribution of rumours, whether to a respected community member or to a friend of a friend, is part of the rumour intended to increase the credibility of the material conveyed.

  23. Из дискуссионной группы бахаи IM, 3 мая 1994.

  24. Из дискуссионной группы бахаи MR, 12 июля 1994.

  25. Из дискуссионной группы бахаи HN, 12 июля 1994.

  26. Из дискуссионной группы бахаи RR, 30 августа 1996. Письмо от имени Всемирного Дома Справедливости от 27 августа 1996, переданное по электронной почте индивидуальному верующему, в котором, в частности, говорится о несостоятельности истории (автор располагает копией).

  27. Из дискуссионной группы бахаи CB, 30 августа 1996.

  28. Эта тема рассматривается в работе Джозефа Кампбелла (Joseph Campbell), см. William P. Collins, "Sacred Mythology and the Bahá'í Faith," The Journal of Bahá'í Studies 2.4 (1990): 1-15.

  29. Временные рамки доклада не позволяют развить дискуссию о фольклоре, связанном с деревьями, в различных традициях, где деревья могут представлять культурных героев, божков или прародителей, служить посредниками или связью с духовными мирами, или ассоциироваться с жизнью на небесах или после смерти. (См. Pamela R. Frese and S. J. M. Gray, "Trees" in Mircea Eliade, ed. The Encyclopedia of Religion [New York: Macmillan, 1987]) vol. 15.

  30. Бахаулла "Послание к Ахмаду". Молитвы Бахаи. Избранные молитвы, открытые Бахауллой, Бабом и Абдул-Баха. Пер с англ. 2000 г. С-Петербург С. 225-229

  31. Wendi Momen, ed. A Basic Bahá'í Dictionary (Oxford: George Ronald, 1989) 200.

  32. Universal House of Justice, The Bahá'í World: An International Record, Volume XVIII, 1979-1983 (Haifa: Bahá'í World Centre, 1986) 254-55.





База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница