«православное религиоведение»




страница1/18
Дата12.06.2016
Размер3.44 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Учебная программа по дисциплине


«ПРАВОСЛАВНОЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ»
Автор:

религиовед Железняк С. Е.

Набережные Челны

2012

Третья редакция
Учебная дисциплина «Религиоведение» для ряда гуманитарных направлений светской высшей школы введена образовательным стандартом. Она достойна места и роли одной из обязательных и важнейших дисциплин общемировоззренческого и общегуманитарного цикла. Это адекватно реальному месту и реальной роли самого феномена религии в мировой культуре и национальных культурах.

Данная дисциплина является обязательной в учебных заведениях Русской Православной Церкви – духовных академиях, университетах и семинариях. Рекомендуется она и для учебных программ духовных училищ. Необходимость изучения религиоведения на курсах подготовки миссионеров и катехизаторов является очевидной.

В настоящем курсе проблема систематического развития тем этой учебной дисциплины решается путём связного освещения мирового феномена религии в его исторически поступательном развитии. Концептуальную систему в религиоведение может внести либо определённая конфессиональная ориентация, либо – светский феноменологический подход. Без такого подхода учебный курс религиоведения не может обрести достаточной коцептуально-методической целостности. Для духовных учебных заведений актуален конфессиональный подход в преподавании.

Конфессиональный подход позволяет наиболее глубоко изучить одну из изучаемых религий – православие, изучение всех остальных строится на исследовании их исторического развития, сравнении и сопоставлении вероучительных постулатов, культа и ритуалов. Возможность использования такого метода в светских учебных заведениях также не исключена: компетентные представители наиболее распространенной религии в России – православия – на протяжении многих веков сосуществования и культурного взаимодействия с инославным и нехристианским народом всячески пропагандировали веротерпимость и такт по отношению к иноверцам, несмотря на радикальные расхождения догматик и кодексов нравственности.

Исходя из религиозного многообразия в современной России, в курс религиоведения были включены следующие разделы:

наука и религия – чтобы показать границы научного познания мира, показать непротиворечивость религии науке и то, что т.н. научный атеизм является фикцией, а атеизм – одной из религий, настроенной крайне нетерпимо по отношению ко всем остальным.

Язычество и магизм – чтобы показать пути духовных исканий человечества в древности и то, что мир идолопоклонства и магии многими людьми до сих пор еще не изжит.

Раздел мировых религий – в этот раздел включено западное христианство, буддизм и ислам. Последние две религии являются традиционными для России. Ислам исповедуют в России и, в частности, Татарстане многие миллионы людей. Буддизм в последние пятнадцать лет развертывает свою экспансию с Востока на Запад. Многие китайцы, активно проникающие в Россию являются носителями этой традиции.



Программа предназначена для учащихся, желающих получить знания по предмету Православное религиоведение.

Объем программы 16 часов, в том числе аудиторных 8 и самостоятельных 8 при недельной нагрузке 1 час.

Предусматриваются групповые занятия и самостоятельные.

Пояснительная записка.
Цель.


  1. Сформировать у студентов четкое понимание специфики архаических и древнейших религий

  2. Раскрыть особенности исторического развития отдельных религий

  3. Ознакомить с основными концепциями истории религии.

Задачи.


  1. раскрыть особенности вероучения религий;

  2. уяснить форму и характер жертвоприношений религий;

  3. подвергнуть анализу этические нормы, представления о благочестии;

  4. помочь студентам овладеть понятийным и терминологическим аппаратом, свойственным отдельным религиям;

  5. ознакомить учащихся с современным состоянием рассматриваемых религий.


Характеристика образовательного процесса.
Формы занятий.

  1. Лекционные занятия.

  2. Беседы, дискуссии.

  3. Самостоятельная работа.


Методы обучения.

  1. Вербальные – лекции, беседы, дискуссии.

  2. Наглядные – видеофильмы, иллюстративный материал, документы, книги, учебные пособия.

  3. Диагностические – наблюдение, анкетирование, тестирование.


Ожидаемый результат.

По окончанию учебного курса учащиеся должны:



  1. Освоить знания по дисциплине.

  2. Уметь творчески пользоваться полученными знаниями.

  3. Применять полученные знания в беседах с верующими и неверующими.

  4. По возможности подготовиться к диспуту с представителями изученных религий.



Содержание курса:
ТЕМА 1. Границы научного познания мира. Религиозное мировоззрение и атеистическое. Природа религиозной веры.

ТЕМА 2. Сущность язычества. Жертвоприношения. Космогония. Эсхатология.

ТЕМА 3. Буддизм

ТЕМА 4. Ислам

Распределение часов курса по темам и видам работ

№ п/п

ТЕМА

Количество часов

Всего

Аудиторн.

Сам. работа


1

Границы научного познания мира

4

2

2

2

Сущность язычества

8

4

4

3

Буддизм

4

2

2

4

Ислам

4

2

2


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница