Практикум Технология создания баз данных и работы с ними в среде субд microsoft Access



страница1/10
Дата26.09.2019
Размер1.55 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Информатика. Лабораторный практикум
Технология создания баз данных и работы с ними в среде СУБД Microsoft Access
Лабораторная работа №1
Цель работы: получение практических навыков по созданию проекта базы данных и освоение технологии разработки баз данных.

Методические указания
Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программных средств для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации. Будем использовать СУБД Access, входящую в интегрированный пакет Microsoft Office.

Прежде чем переходить к работе по созданию базы данных на компьютере, необходимо перейти от информационной модели данных к модели, ориентированной на компьютерную реализацию.

База данных может быть основана на какой-либо модели данных. Модель данных – это набор принципов, определяющих организацию логической структуры хранения данных в компьютере, т. е. это правила взаимосвязи типов структур данных и операции над ними.

Существует три основных модели данных: реляционная, иерархическая и сетевая.



Реляционная модель построена на взаимоотношении составляющих ее частей. В простейшем случае она представляет собой двухмерный массив (таблицу), а при создании сложных информационных моделей составляет совокупность взаимосвязанных таблиц. Каждая строка такой таблицы называется записью, а каждый столбец – полем. Все столбцы являются однородными, т. е. имеют один тип (числа, текст, дата и т. д.). Одинаковые строки в таблице отсутствуют.

Над этой моделью данных удобно производить следующие действия:



  1. сортировку данных;

  2. выборку данных по группам;

  3. поиск записей.

Иерархическая модель представляет собой совокупность элементов, расположенных в порядке их подчинения от общего к частному и образующих перевернутое дерево (граф). Принцип работы модели таков, что несколько узлов более низкого уровня соединяются при помощи связи с одним узлом более высокого уровня.

Сетевая модель базы данных похожа на иерархическую. Но в ней принята свободная связь между элементами разных уровней.

Для начинающих проще создавать реляционную модель базы данных.

При работе с базой данных Access допустимы следующие типы данных:


  1. текстовый – одна строка текста (до 2555 символов);

  2. поле МЕМО – текст, состоящий из нескольких строк;

  3. числовой – число любого типа;

  4. дата/время – поле, содержащее дату или время;

  5. денежный – поле, выраженное в денежных единицах (рублях, долларах);

  6. счетчик – поле, вводимое автоматически с вводом каждой записи;

  7. логический – содержит логическое значение (TRUE или FALSE).

  8. поле объекта OLE – содержит рисунки, таблицы Excel и т. д.


Задание: При помощи СУБД создать базу данных, содержащую сведения о странах Западной Европы. В базу включить следующие пункты: страна, столица, население, площадь, сведения об экономике. Базу данных необходимо оформить географическими картами соответствующих стран.

Вся работа по созданию базы данных разделяется на следующие этапы.



I этап. Постановка проблемы.

На этом этапе формируется задание по созданию базы данных. В задании подробно описывается состав базы, назначение и цели ее создания, а также перечисляется, какие виды работ предполагается осуществлять в этой базе данных. В нашем случае имеем следующую постановку проблемы:



При помощи СУБД создать базу данных, содержащую сведения о странах Западной Европы. В базу включить следующие пункты: страна, столица, население, площадь, сведения об экономике. Базу данных необходимо оформить географическими картами соответствующих стран. В процессе создания предусмотреть возможности поиска в базе данных, выборку сведений по заданным условиям и сортировку.

II этап. Анализ объекта.

На этом этапе необходимо рассмотреть, из каких объектов может состоять Ваша база данных, каковы свойства этих объектов.



В качестве объекта в нашем задании выступает база данных, которую мы назовем «Европа». В свою очередь, составляющими ее объектами будут страны Европы. Реляционная модель базы данных может быть представлена в виде одной таблицы, в которой хранятся сведения обо всех странах. Для удобства работы можно создать заставку к базе данных, в которой можно хранить сведения об Европе как об объекте (количество стран, население, площадь)

Страна

Столица

Население

Площадь

Экономика

Карта



















В каждой строчке находятся сведения об одной стране. В отличие от реляционной модели в иерархической модели под каждую страну создается отдельная таблица.

III этап. Синтез модели.

На этом этапе необходимо выбрать определенную модель базы данных. В создаваемой базе данных необходимо осуществлять поиск, выборку и сортировку данных. Этим требованиям полностью удовлетворяет реляционная модель. Кроме того, для начинающих создание такой модели проще, чем создание иерархической модели. Поэтому выберем реляционную модель в качестве исходной для нашего задания.



IV этап. Способ представления информации.

После создания модели необходимо, в зависимости от выбранного программного продукта, определить форму представления Вашей информации. В большинстве СУБД данные хранят с использованием форм или без использования форм. При просмотре больших текстов в качестве представления данных лучше использовать вид Форма. Форма – созданный пользователем графический интерфейс для ввода данных в базу.

После выбора вида представления информации необходимо выбрать инструменты для создания того или иного вида представления информации. В качестве инструментария в базах данных могут служить Панели инструментов или Мастера по созданию форм и кнопок. Мастер – программный модуль для выполнения каких-либо операций. Он ускоряет процесс создания формы. Помимо Мастеров может применяться Конструктор – это режим, в котором осуществляется построение таблицы или формы.

В качестве программного продукта выберем Access. Для хранения данных будем использовать таблицы, а для работы создадим формы для ввода и поиска нужной информации. В качестве программного инструментария для создания таблиц и форм в Access будем использовать возможности Мастера по подготовке форм, кнопок и таблиц. Для работы с формой будем пользоваться Панелями инструментов и Конструктором.

V этап. Синтез компьютерной модели и технология создания базы данных «Европа».

После рассмотрения инструментальных возможностей выбранного программного продукта можно приступить к реализации Вашей базы данных на компьютере. В процессе создания компьютерной модели необходимо пройти некоторые стадии, типичные для любой СУБД.



Стадия 1. Запуск приложения Access 2000.

После запуска Microsoft Access на экране появляется окно Access (рис.4.1), в котором необходимо указать Новая база данных или Открыть базу данных.



Рис. 4.1. Окно Access



Выбираем Новую базу данных и нажимаем кнопку <OK>. На экране появляется окно Файл новой базы данных (рис. 4.2). В графе Имя файла вместо db1 набираем Европа.


Рис. 4.2. Окно Файл новой базы данных

Теперь нажимаем кнопку Создать, после чего на экране появляется окно, в котором создается база данных.
Стадия 2. Создание таблицы «Страны».

Начнем работу с создания исходной таблицы, которую мы будем создавать в окне Европа: база данных. В этом окне будем создавать базу данных в режиме Таблицы.



Для этого выделим объект Таблицы и нажмем кнопку Создать. В появившемся окне Новая таблица выбираем режим Конструктор, нажимаем кнопку <ОК> (рис.4.3) и переходим к окну Таблица1:таблица. В этом окне начинаем заполнять таблицу.

Рис. 4.3. Окно Новая таблица

В графу Имя полей будем записывать имена полей:


  • страна, тип – текстовый;

  • столица, тип - текстовый;

  • население, тип – числовой;

  • площадь, тип – числовой;

  • экономика, тип – поле МЕМО;

  • карта, тип – поле OLE.

Внесем в таблицу имена полей и их тип, а затем закроем таблицу, нажав на кнопку, расположенную в правом верхнем углу окна таблицы. Теперь запишем в окне Сохранение нашу таблицу под именем «Страны». На вопрос Задать ключевые поля? ответим отказом, так как в нашей базе данных мы будем вызывать созданную таблицу по имени, а не по ключевому слову. Заполненное окно Таблица1:таблица показано на рис. 4.4.



Рис. 4.4. Окно Таблица1:таблица после заполнения полей и их типов


Теперь можно начинать заполнять таблицу, нажав кнопку Открыть в окне

Европа: база данных. Если Вы захотите дополнить поля или изменить их тип, то надо выбрать режим Конструктор.

Нажмем кнопку Открыть, и на экране появится окно Страны: таблица (см. рис. 4.5).



Рис. 4.5. Окно Страны: таблица


Теперь мы можем начинать заполнять таблицу, для чего установим курсор в графу Страна и наберем первую страну (см. табл. 4.1). Для перемещения в поле Столица можно нажать клавиши или . Следует помнить, что по нажатию клавиши при работе с полем МЕМО осуществляется переход к следующему полю Карта. Поэтому нажимать на клавишу можно только в конце текста.

Для вставки карты в поле Карта надо выполнить описанный ниже алгоритм.



Алгоритм вставки рисунка в поле OLE:

  1. Установить курсор в поле Карта.

  2. Выбрать в главном меню пункт Вставка.

  3. Выбрать пункт Объект.

  4. В окне Вставка объекта выбрать пункт Microsoft Clip Gallery.

  5. Выбрать из галереи карту нужной страны, находящуюся в разделе Maps.

Если раздел Maps отсутствует на Вашем компьютере, можно вставить любой рисунок из Microsoft Clip Gallery.

Мы заполнили одну строку в таблице «Европа», т. е. занесли первую запись в таблицу. Остальные записи сделаем после того, как создадим форму. Это является более удобным и наглядным способом заполнения базы данных.


Стадия 3. Создание формы.

Чтобы создать форму, необходимо создать таблицу, на которую будет опираться данная форма. Такую таблицу Страны мы уже создали. Теперь закрываем эту таблицу и переходим в окно Европа: база данных. Выберем объект Формы и нажмем кнопку «Создать».



После нажатия этой кнопки появится окно Новая форма, в котором в качестве источника данных выберем таблицу Страны. Теперь мы должны выбрать пункт Мастер форм (рис. 4.6) и, следуя его подсказкам, выполнять алгоритм создания формы:

  1. В окне Создание форм нажать кнопку и перенести «Доступные поля» в «Выбранные поля» в форму (путем нажатия кнопки “

    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница