Практикум по ш 12 педагогической психологии: учебно-методическое пособие



страница1/12
Дата20.03.2016
Размер2.37 Mb.
ТипПрактикум
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Т.Л. Шабанова, Н.И. Елисеева, И.А. Иванова

ПРАКТИКУМ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Нижний Новгород

2014
УДК 159.922.6

ББК 74.58

Ш 12


Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор С.А. Гапонова

кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Васильева


Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А. Практикум по

Ш 12 педагогической психологии: учебно-методическое пособие /

Т.Л. Шабанова, Н.И. Елисеева, И.А Иванова. – Н.Новгород:

НГПУ им. Минина, 2014. – 151 с.

Учебное пособие реализует практико-ориентированный подход в обучении и направлено на совершенствование качества психолого-педагогической подготовки студентов педагогических и психологических факультетов педагогического вуза. Оно составлено в соответствии с основными разделами учебного курса «Педагогическая психология», опирается на классические и современные научные исследования в этой области и содержит разнообразные задания, упражнения и психодиагностические материалы, помогающие сформировать профессиональную психолого-педагогическую компетентность специалиста. Практикум является продолжением ранее изданного учебного пособия «Педагогическая психология», представляющего собой теоретическое изложение курса.

Пособие адресовано студентам педагогических вузов, но может быть интересно работающим педагогам, психологам, а также всем, кто интересуется вопросами практической педагогической психологии.

УДК 159.922.6

ББК 74.58


© Шабанова Т.Л., Елисеева Н.И., Иванова И.А., 2014

© НГПУ им. К. Минина, 2014



СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..................6

Раздел 1. Введение в педагогическую психологию…………………………….7

Тема 1.1. Предмет, задачи, основные понятия педагогической

психологии ………………………………………………......................7

Рекомендуемая литература…………………………………………………. 7

Практические задания………………………………………………………..7

Задание 1. Составление словаря педагогической психологии……...........7

Задание 2. Анализ понятий «обучение», «учение», «научение»…...........7

Тема 1.2. Методы психолого-педагогического исследования………………..10

Рекомендуемая литература…………………………………………………10

Практические задания………………………………………………………10

Задание 1 Овладение методом анкетирования ………………………….10

Задание 2 Классификация и анализ методов психолого-

педагогического исследования ……………………………………...........10

Задание 3. Знакомство с методом стандартизированного

наблюдения ………………………………………………………………..13

Раздел 2. Психология обучения …………………………………………............16

Тема 2.1. Сравнительный анализ основных концепций

обучения……………………………………………………………….16

Рекомендуемая литература…………………………………………………16

Практические задания………………………………………………………16

Задание 1. Дифференциация и характеристика основных теорий

обучения……………………………………………………………………16

Задание 2. Ролевая игра «Сравнительный анализ эффективности

различных систем обучения и их влияния на психическое развитие

школьников»………………………………………………………........... 17

Тема 2.2. Проблема развивающего обучения………………………………….19

Рекомендуемая литература…………………………………………………19

Практические задания………………………………………………………19

Задание 1. Диагностика теоретического мышления школьников с

помощью методики «Школьный тест умственного развития»

(ШТУР) ……………………………………………………………………19

Задание 2. Разработка коррекционной программы по учебному

предмету, направленной на развитие теоретического мышления

школьников……………………………………………………………….31

Задание 3. Овладение принципами формирования научных понятий..35

Тема 2.3. Психология учебной деятельности. Способы изучения и

формирования учебной мотивации у школьников…………............36

Рекомендуемая литература…………………………………………………36

Практические задания………………………………………………………37

Задание 1. Изучение учебной мотивации у школьников……………….37

Задание 2. Формулирование психолого-педагогических условий

формирования учебной мотивации у школьников………………………43

Тема 2.4. Проектирование и формирование учебных действий у

школьников……………………………………………………………50

Рекомендуемая литература…………………………………………............51

Практические задания………………………………………………………51

Задание 1. Психологический анализ комплекта учебных задач,

приведенных после параграфа учебника…………………………...........51

Задание 2. Составление набора учебных задач для вводного и

заключительного уроков по определённой теме…………………...........53

Тема 2.5. Контроль и оценка в учебной деятельности ......................................56

Рекомендуемая литература…………………………………………………56

Практические задания………………………………………………………57

Задание 1. Психологический анализ контрольно-оценочных

действий учителя на уроке………………………………………………...57

Задание 2. Овладение навыками анализа типа ориентировочной

основы действия и эффективности обучения самоконтролю

школьников (на примере стенограммы урока)…………………………..58

Тема 2.6. Работа учителя с трудными и неуспевающими

школьниками…………………………………………………………..58

Рекомендуемая литература………………………………………………….59

Практические задания……………………………………………………….59

Задание 1. Выявление дезадаптации ребенка в школе с помощью

карты наблюдения Д. Стотта……………………………………………..59

Задание 2. Изучение состояния обученности и обучаемости

неуспевающего ученика…………………………………………………..66

Раздел 3. Психология воспитания………………………………………………69

Тема 3.1. Психологические условия организации семейного

воспитания…………………………………………………………….69

Рекомендуемая литература…………………………………………………69

Практические задания………………………………………………………69

Задание 1. Изучение стиля родительского отношения к ребенку и

формулирование педагогических рекомендаций ……………………….69

Задание 2. Изучение стиля семейных взаимоотношений с помощью

проективного (рисуночного) метода……………………………..............87

Задание 3. Анализ стиля семейного воспитания на примере

художественного произведения (по выбору студента)…………………92

Тема 3.2. Способы и приемы самовоспитания…………………………...........94

Рекомендуемая литература…………………………………………………94

Практические задания………………………………………………………94

Задание 1. Овладение приемами самопознания…………………............94

Задание 2. Овладение приемами самообладания………………………..95

Задания 3. Овладение приемами самостимулирования…………………97

Раздел 4. Психология учителя…………………………………………………...99

Тема 4.1. Личность учителя как условие эффективного обучения…..............99

Рекомендуемая литература…………………………………………………99

Практические задания………………………………………………………99

Задание 1. Анализ Я - концепции учителя и его педагогических

установок…………………………………………………………………..99

Задание 2. Сравнительный анализ поведения и общения педагогов

с различными вариантами Я-концепции………………………………. 100

Задание 3. Диагностика педагогических способностей………………. 101

Тема 4.2. Психологические аспекты педагогической деятельности………..107

Рекомендуемая литература ……………………………………………….107

Практические задания……………………………………………………..108

Задание 1. Измерение и анализ педагогических компетенций

учителя на уроке с помощью «Методики оценки работы учителя»

(МОРУ) Дж. Хэссарда и др.; в адаптации Л.М. Митиной и

А.М. Раевского……………………………………………………...........108

Задание 2. Анализ особенностей индивидуального стиля

педагогической деятельности с помощью методики

А.М.Марковой и А.Я. Никоновой……………………………..............113

Тема 4.3. Психология педагогического общения…………………………….118

Рекомендуемая литература………………………………………………..118

Практические задания……………………………………………………..119

Задание 1. Анализ педагогического общения с помощью методики

«Анализ речевого взаимодействия учителя с учениками на уроке»

по Н.Фландерса ……………………………………………......................119

Задание 2. Изучение стиля педагогического общения с помощью

опросника «Стиль общения педагога» (СТОП), разработанный на

кафедре общей психологии Нижегородского государственного

педагогического университета Соколовым И.М., 1987……………….124

Задание 3. Овладение навыками решения конфликтных

педагогических ситуаций ………………………………………….........131

Заключение……………………………………………………………………….135

Приложения………………………………………………………………………136

ВВЕДЕНИЕ




Совершенствование современной системы образования невозможно без участия грамотных специалистов, владеющих компетенциями в области педагогической психологии. Предлагаемый практикум направлен для оказания помощи в их развитии у бакалавров педагогического и психолого-педагогического образования. Его основными целями являются:


  • освоение, рефлексия и практическое применение студентами теоретических психолого-педагогических знаний;

  • овладение навыками подбора и применения психолого-педагогических методов исследования особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся и разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучения с учетом полученных данных;

  • овладение современными психотехнологиями анализа собственной профессиональной деятельности и проектирования задач дальнейшего саморазвития;

  • приобретение опыта разрешения трудных профессиональных ситуаций, опираясь на знания по педагогической психологии.

Материал практикума структурирован в соответствии новым ФГОС высшего профессионального образования по направлениям подготовки 050100 – педагогическое образование; 030301 – психологическое образование; 050400 – психолого-педагогическое образование. Его разделы представлены ключевыми темами существующей образовательной программы по педагогической психологии. Каждая тема включает основные понятия и вопросы для обсуждения, практические задания и упражнения, список рекомендуемой для самостоятельного изучения литературы. Кроме того, в соответствии с разделами программы приведены психодиагностические методы и методики, освоение которых будет способствовать формированию у студентов умений, необходимых для успешного осуществления психолого-педагогической деятельности.

Практикум рекомендован для применения в таких формах учебной деятельности студентов, как практические, лабораторные и семинарские занятия, самостоятельная работа, производственная практика.

Разработанное учебное пособие будет интересно не только будущим педагогам и психологам, но и уже работающим, а также всем, кого волнуют проблемы современной психолого-педагогической практики.


Раздел 1
ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ

ПСИХОЛОГИЮ





Тема 1.1. Предмет, задачи, основные понятия

педагогической психологии
Вопросы для обсуждения
Предмет, задачи и актуальные проблемы педагогической психологии

История становления и развития педагогической психологии

Структура педагогической психологии
Рекомендуемая литература
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 671 с.

2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: уч. пособ. для студентов пед. вузов / М.В.Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М.Орлова; Под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.

3. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2005. – 480 с.

4. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: Сфера, 2008. – 480 с.

5. Савенков А.И. Педагогическая психология: Учебник для вузов. В 2-х т. М.: Академия, 2009. Т.1. – 416 с.

6. Савенков А.И. Педагогическая психология: Учебник для вузов. В 2-х т. М.: Академия, 2009. Т.2. – 240 с.

7. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Флинта: Наука, 2011. – 320 с.
Практические задания
Задание 1. Составление словаря педагогической психологии
Составьте словарь основных понятий педагогической психологии
Задание 2. Анализ понятий «обучение», «учение», «научение»

Проанализируйте различные подходы к определению понятий «обучение», «учение», «научение», данные разными авторами 1 и ответьте на вопросы: Каковы психологические составляющие научения, обучения и учения? Какое понятие является наиболее общим? Поясните свой ответ.
Тема 1.2. Методы психолого-педагогического

исследования
Вопросы для обсуждения
Метод наблюдения как основной метод педагогической психологии:

назначение, виды, особенности применения

Метод эксперимента: цель, виды, особенности применения

Вспомогательные методы: опрос, беседа, тест, анализ продуктов

творческой деятельности
Рекомендуемая литература
1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Ось-89», 2007. – 272с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ: Астрель,2005.–671с.

3. Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. 2-е изд., СПб: Питер, 2009. – 208 с.

4. Польская О.Я. Психологический практикум в школе: Учебное пособие для педагогических институтов. 2-е изд., М.: Просвещение, 1984. – 96 с.

5. Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология. – 2-е изд., перераб., доп. М.: Флинта: Наука, 2011. – 320 с.
Практические задания
Задание 1. Овладение методом анкетирования
Используя основные требования, предъявляемые к методу анкетирования, разработайте анкету для подростков, педагогов, родителей по выявлению особенностей межличностного общения на уровне подростоксверстники, подросток взрослые.
Задание 2. Классификация и анализ методов психолого-педагогического исследования
Познакомьтесь с методикой «Домик» Н. И. Гуткиной1 и проанализируйте ее, ответив на следующие вопросы. К каким методам исследования ее можно отнести? Почему? Приведите примеры методик из других групп методов.
Методика представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.

Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца.

Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.



Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.

Ход исследования

Ребенку предлагается как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности.

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).

2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

3. Быстро или медленно проводит линии.

4. Отвлекается ли во время работы.

5. Высказывания и вопросы во время рисования.

6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Обработка и анализ результатов

Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.

1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основу дома.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно, а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно, то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши; существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а не превышает её (на образце крыша нависает над домом).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл): вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.

Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.


Задание 3. Знакомство с методом стандартизированного наблюдения
Познакомьтесь со схемой наблюдения. С какой целью может быть использована приведенная схема наблюдения? Какие задачи педагогической практики поможет решить предлагаемый метод? Сформулируйте основные этапы наблюдения в соответствии с приведенной схемой. В чем вы видите достоинства и недостатки приведенного метода наблюдения?
Схема изучения личности школьника1

I. Общие данные

Фамилия, имя ученика; дата рождения; класс; общее физическое развитие; состояние здоровья; условия жизни и быта в семье. Взаимоотношения членов семьи. Правильность основной линии семейного воспитания.

II. Взаимоотношения с коллективом и отношение к школе

1.Общая характеристика класса (развитие учащихся, воспитанность, традиции и требования классного коллектива).

2.Положение в коллективе (пользуется ли любовью, авторитетом, чем это определяется).

3.Отношение к одноклассникам (любит их, равнодушен, не любит; дорожит ли мнением коллектива; с кем дружит и на чем основана дружба; бывают ли конфликты с ребятами, в чем их причина).

4.Доволен ли своим положением в коллективе и какое положение хотел бы занять?

5.Дорожит ли пребыванием в школе (что особенно ценит в

6.Отношение к воспитателям и учителям (есть ли контакт, любит, уважает их).

III. Умение

1.Успеваемость (преобладающие оценки, одинаково ли успевает по разным предметам). Уровень знаний.

2.Кругозор, начитанность.

3.Развитее речи (ее образность, эмоциональность, запас слов, умение выразить свою мысль письменно и устно).

4. Интерес к занятиям и отношение к учению (с интересом ли учится, к каким предметам проявляет склонность; как относится к отметке, похвале или порицанию учителей и родителей; основной мотив учебной деятельности).

5.Способность к учению:

особенности внимания (степень развития произвольного внимания, его сосредоточенность, устойчивость, распределение);

осмысленность восприятия учебного материала, быстрота осмысления;

уровень и характер развития преднамеренной и осмысленной памяти (заучивает механически или осмысленно; владеет ли приемами преднамеренного запоминания; каковы быстрота и прочность запоминания, а также легкость воспроизведения; индивидуальные особенности памяти);

развитие мышления (отличает ли существенные и второстепенные признаки предметов и явлений; каков уровень усвоения общих и абстрактных понятий; умеет ли сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы; быстро ли находит пути решения);

развитие воображения (богатство воссоздающего и творческого воображения в различных видах учебной деятельности).

6.Старательность в учебной работе.

7.Умение учиться (соблюдение режима дня; организованность; может ли самостоятельно работать над книгой, заучивать материал, контролировать себя, составлять планы, конспекты и пр.).

IV. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в школе и дома)

1.Отношение к труду (уважает или относится пренебрежительно; заинтересован ли в общественной пользе своей работы; любит ли трудиться и что именно привлекает ученика: процесс труда, сделанная вещь или овладение определенным навыком).

2.Имеет ли трудовые навыки и умения, легко ли их приобретает?

3.Организованность и дисциплинированность в труде.

4.Есть ли привычка к длительным трудовым усилиям?

5.Какие виды труда предпочитает?

V. Направленность личности и специальные способности

1.Интересы (перечислить все, чем интересуется учащийся; отметить характер интересов с точки зрения их глубины и активности, если ученик не просто проявляет интерес к какой-либо области знаний и деятельности, но серьезно ею занимается; подробно осветить, любит ли читать и что читает: художественную, научно-популярную или преимущественно развлекательную литературу).

2.Убеждения, мечты, идеалы школьника. Наблюдается ли доминирование тех или иных мотивов в его поведении?

3.Есть ли особые способности к какой-нибудь деятельности (к музыке, рисованию, артистические и т. д.) и в чем они проявляются?

4.О чем мечтает и что намеревается делать в будущем (омечать в характеристике ученика начиная с VI класса)?

VI. Дисциплинированность

1.Общая характеристика поведения (ведет себя спокойно, сдержанно или проявляет излишнюю подвижность, непоседливость).

2.Выполнение школьного режима (соблюдает режим; нарушает намеренно, по небрежности; не успевает уложиться в отведенное время и пр.).

3.Выполнение требований взрослых (охотно или по принуждению, часто ли отказывается выполнять их и какие именно). Отметить наиболее типичные нарушения дисциплины.

VII. Особенности характера и темперамента

1.Ярко выраженные положительные и отрицательные черты характера:

черты направленности личности (по отношению к людям, учебе, труду, самому себе: чуткость, доброта, коллективизм, эгоизм, черствость, добросовестность, зазнайство, скромность и т. д.);

волевые черты характера (настойчивость, самостоятельность, упрямство, легкая внушаемость и т. д.).

2.Выражение особенностей темперамента (в эмоциональной сфере, работоспособности, подвижности, общительности).

3.Преобладающее настроение (веселое, грустное, подавленное), его устойчивость. Чем вызывается смена настроения?

VIII. Общие психолого-педагогические выводы

1.Основные достоинства и недостатки формирующейся личности учащегося. Определить уровень его умственного развития (низкий, средний, высокий) и нравственной воспитанности. Причины (внутренние и внешние) имеющихся недостатков (условия семейного воспитания, болезни, отсутствие определенных способностей, навыков работы и т. д.).

2.Определение важнейших психолого-педагогических задач, стоящих перед учителем, пути дальнейшей воспитательной работы со школьником.

Раздел 2
ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ





Каталог: 2013
2013 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Журналистика»
2013 -> Репертуар группы cosa nostra русский хит
2013 -> Хронология рекордов СССР по планерному спорту с 1923 по 1986 годы
2013 -> Перечень платных медицинских услуг в гауз «Брянская городская поликлиника №5»
2013 -> Министр образования Пермского края Р. А. Кассина
2013 -> Скорик А. П. Донское казачество в начале 1950-х гг. // Вопросы истории (г. Москва). 2013. № С. 64-72.
2013 -> Аналитическая справка
2013 -> Санкт-петербурга


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница