Практикум по решению задач с экологическим содержанием по темам, предусмотренным программой основного курса



Скачать 57.01 Kb.
Дата06.06.2016
Размер57.01 Kb.
ТипПрактикум
Рабочая программа

факультативного курса по математике для 7 класса

«Решение математических задач с экологическим содержанием»
Пояснительная записка
Факультативные занятия рассчитаны на 1 час в неделю, в общей сложности –32 ч в учебный год. Преподавание факультатива строится как практикум по решению задач с экологическим содержанием по темам, предусмотренным программой основного курса.

В настоящее время общее среднее образование находится на этапе модернизации и обновления системы и содержания образования. Экологизация  образования означает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности,  основанный на формировании ноосферно - гуманитарных и экологических  ценностей. Математика является одним из предметов, который пока недостаточно связан с экологией, а между тем эти науки тесно переплетаются. Но не надо забывать, что экологизация математики дает возможность проследить процесс развития человеческих знаний во времени и пространстве. 



Решение задач факультативного курса реализуется на базе обучения методам и приемам решения экологических задач, требующих высокой логической и операционной культуры, знания тем основного курса математики 7 класса, развивающих научно-теоретическое и алгоритмическое мышление учащихся. Факультативные занятия дают возможность шире и глубже изучать программный материал, задачи повышенной трудности, больше рассматривать теоретический материал и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся, и внедрять принцип опережения. Регулярно проводимые занятия по расписанию дают разрешить основную задачу: как можно полнее развивать потенциальные творческие способности каждого ученика, не ограничивая заранее сверху уровень сложности используемого задачного материала, повысить уровень математической подготовки учащихся.
Цели данного курса:

  1. Повысить интерес учащихся к математике, расширить кругозор, знания и умения учащихся по отдельным темам;

  2. Способствовать формированию у учащихся высокой экологической культуры, развитию у них желания и стремления проводить исследовательскую и природоохранную работу;

  3. Создать условия для развития личности, ответственной за осмысление законов математики и их применения в экологии;

  4. Показать нестандартные приёмы для овладения конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической природоохранной деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.

  5. Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для эколого - математической деятельности.

  6. Эффективная подготовка к дальнейшему предпрофильному обучению.


Задачи курса:

  1. Развитие творческих способностей обущающихся;

  2. Воспитание личности, умеющей анализировать, самоанализировать и создавать программу саморазвития.

  3. Развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.

  4. Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.

  5. Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций.


Учебно-тематический план.



Тема

Кол-во часов

1

Решение задач на движение по реке. Практическая работа по определению скорости течения реки.

3

2

Решение задач на нахождение среднего арифметического, практическая работа по нахождению средних значений скорости течения, ширины, глубины реки Чарыш, высоты её берега.

3

3

Решение задач на проценты. Практическая работа по определению загрязнённости воды в реке Чарыш с помощью биоиндикаторов.

4

4

Решение задач на нахождение периметра и площади. Практическая работа по определению видового состава растений на выбранных пробных площадках.

4

5

Решение задач на построение диаграмм и графиков. Практическая работа по построению профильного разреза местности.

3

6

Решение задач на прямую и обратную пропорциональности. Практическая работа по выявлению степени деградации пастбищных угодий в окрестностях села Трусово.

4

7

Решение задач с помощью уравнений.

3

8

Решение задач с помощью систем уравнений.

3

9

Решение экологических задач с применением формул сокращённого умножения.

4

10

Итоговое занятие (выполнение тестовой работы)

1


ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ

Задача №1. В крупных промышленных центрах в воздухе находится 125- 500 мг/м32 при норме 3 мг/м?. Во сколько раз превышена норма?

Задача №2. Одним из способов защиты окружающей среды является рассеивание вредных веществ с помощью строительства высоких труб. Известно, что дымовая труба высотой 100 м даёт возможность рассеивать вредные вещества в радиусе до 20 м. Определить радиус рассеивания веществ, если высота трубы: а) 50 м; б) 80 м. Проведем такие же расчеты труб предприятий нашей местности.

Задача №3. Считая, что 10-15 % в урожае картофеля, идущего на переработку, составляет почва, и, зная урожай картофеля в местном хозяйстве, подсчитаем, сколько плодородного слоя почвы потеряло наше хозяйство в этом году? Ваши предложения по решению проблемы охраны почвы.

Задача №4. Известно, что около 20-25 % урожая в мире теряется из-за болезней и вредителей. Зная, сколько растительной продукции получено в этом году в нашем хозяйстве, подсчитайте потери. Ваши предложения по сокращению.

Задача №5. Подсчитайте, какую площадь земельных угодий требуется отвести под строительство дороги с твердым покрытием (1 км, 10 км, 100 км), если известно, что ширина полосы отчуждения составляет 50 м? Как этот вопрос решён в нашем хозяйстве.

Задача №6. На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Чёрном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400 кг?

Задача№7. Для выращивания 1 т пшеницы требуется 1500 т воды. Сколько воды ушло в этом году на получение урожая пшеницы в нашей республике, в районе, нашем хозяйстве?

Задача №8. В среднем каждый человек употребляет 1,7 л воды в сутки при физиологической потребности 2-3 л. Подсчитайте, сколько воды употребляют в среднем все ученики класса, школы, жители деревни в сутки, в год?

Задача №9. Подсчитайте, сколько воды требуется городу с населением 1 млн. жителей для разведения сточных вод в течение года, если известно, что в сутки потребность города в чистой воде составляет 0,5 млн. м3. Перед сбрасыванием в водоём стоки нужно разводить 20-кратным объёмом чистой воды.

Задача №10. Известно, что 1 т пролитой нефти образует на поверхности воды пятно с площадью около 6 км?. Какую площадь акватории покроет нефтяная плёнка в случае аварии танкера водоизмещением 5000 т? Сравните с площадью известных вам водохранилищ, морей.

Задача №11. Известно, то оснащение двигателей регулятором подачи топлива даёт возможность уменьшить затраты горючего на 3-7%, на 30-40% смазочных веществ. Узнайте, сколько горюче-смазочных материалов расходуется в нашем хозяйстве за год и сколько их можно сэкономить?

Задача №12. Количество эритроцитов (в расчете на 1 мм3) в крови человека составляет:

  • на уровне моря - 5 млн.;

  • на высоте 700 м над уровнем моря - 6 млн;

  • на высоте 1800 м над уровнем моря - 7 млн.;

  • на высоте 4400 м над уровнем моря - 8 млн.

Задача №13. Уровень естественного фона радиации составляет около 0,02 мр/год. Какую дозу получат жители за сутки, за месяц?





Каталог: doc4
doc4 -> Миутбанан с оавзиклявц лыжехлебн р осругдъль ю кумаслооы с
doc4 -> Внеклассное мероприятие по географии Географический квн «Южные материки»
doc4 -> «Расчет себестоимости единицы доходов»
doc4 -> Книга наш лучший друг (внеклассное занятие в третьем классе)
doc4 -> Русская литература 20 века. Проблема периодизации русской литературы 20 века
doc4 -> «Гений и злодейство» (анализ стихотворения А. В. Кольцова
doc4 -> Урок-игра «Счастливый случай»
doc4 -> Элективный курс «Простые механизмы»
doc4 -> «Художественная культура»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница