Практикум по методам психологии 030300 «Психология» магистратура по профильно-образовательной программе 030300 «Социальная психология»



Скачать 289.06 Kb.
Дата20.03.2016
Размер289.06 Kb.
ТипПрактикум
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал
Кафедра психологии

Медведев А.М.,

кандидат психологических наук, доцент


Рабочая программа

по дисциплине



ПРАКТИКУМ ПО МЕТОДАМ ПСИХОЛОГИИ

030300 «Психология»

магистратура по профильно–образовательной программе 030300

«Социальная психология»



Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры психологии

Протокол № 1 «02» сентября 2011 г.


Подпись Заведующего кафедрой ___________________


Волгоград-2011



Рабочая программа учебной дисциплины
Цели и задачи преподавания курса:

Основной целью курса «Практикум по методам психологии» является повышение компетентности студентов в проведении основных качественных методов психологии, а также методов воздействия и управления, овладение умениями и навыками диагностики.


Задачами курса являются:

- выработка умения анализировать диагностическую ситуацию;

- повышение уровня умений и знаний эффективной качественной диагностики;

- овладение методами психологического целенаправленного воздействия и управления.


Требования к уровню освоения дисциплины

Знание основных качественных методов психологии, специфики их использования;

Овладение понятийным аппаратом по курсу;

Знание основных методов воздействия в психологии;

Навыки обработки и анализа результатов качественных методик;

Навыки и умения качественной диагностики и психологического целенаправленного воздействия и управления.


Развитие способности и готовности к:

  • диагностике, экспертизе и коррекции психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

  • комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-19);

  • выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики (ПК-24);


Тематический план курса


Тема

Семинарские и практические занятия

СРС

Классификации методов в психологии

4

4

Методы эмпирического исследования.

Метод наблюдения



4

4

Метод опроса.

4

4

Проективные методы

4

4

Анализ поведения и продуктов деятельности

4

4

Методы воздействия в психологии. Активные методы обучения.

8

8

Социально-психологический тренинг (СПТ) как форма активного обучения и развития

4

4

Управляющие методы

4

4

Итого аудиторных часов

36

36


Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Семинарские и практические занятия
1. Методы эмпирического исследования в психологии.

Классификации эмпирических методов Б.Г.Ананьева, М.С. Роговина и Г.В. Залевского, Г.Д. Пирьова, Й.Шванцаре, по В.К.Гайде, В.П.Захарову, по А.А.Бодалеву, В.В.Столину и др. Трехмерная классификация психологических эмпирических методов В.Н.Дружинина.

Критерии качества метода в психологии: объективность, валидность, надежность.

Направленность диагностической работы в различных возрастных группах.


Литература

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 2006. - 528 c.

  2. Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Прак­тическое руководство. СПб.- СПбГУ, 2006.

  3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.:Институт психологии РАН, 2006.

  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2006.

  5. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях/Под ред В. Г. Андреенковои, Ю. Н. Толстовои.М.: Наука, 2006.

  6. Исследование в психологии: методы и планирование /Дж. Гудвин. – СПб, 2010.

  7. Лаак Я. тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 384 c.

  8. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека / Под ред. Л. Г. Дикой. М.: ИП РАН, 2006.

  9. Методы психологической диагностики. Вып. 2/Под ред. А. Н. Воронина. М.: ИП РАН, 2006.

  10. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. / Под ред. Воронина АН. - М.:2006.

  11. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 2006. – 304 c.

  12. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2006. 43 с.


2. Метод наблюдения.

Понятие, виды, специфика наблюдения как метода. Процедура наблюдения. Условия наблюдения. Программа наблюдения, шкалы оценки. Типичные ошибки наблюдения.

Интроспекция как метод. Ограничения использования.

Включенное наблюдение.

Экспертные оценки. Условия проведения. Принципы оценки. Адекватность оценки.

Практикум:

Проведение наблюдения.

Проведение экспертных оценок.

Развитие наблюдательности.


Литература

  1. Аудиовизуальная психодиагностика. Практикум. /Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  2. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. -440 стр.

  3. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб. 2006.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 2006. - 528 c.

  5. Исследование в психологии: методы и планирование /Дж. Гудвин. – СПб, 2006.

  6. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2006.

  7. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2006. 43 с.


3. Метод опроса.

Типы вопросов и их применение. Специфика использовании опроса в различных возрастных группах.



Интервью. Структурированное и неструктурированное интервью. Исследовательское (качественное) интервью. Нарративное интервью. Особенности проведения интервью: вхождение в контакт, организация интервью и фиксация результатов.

Интервью в психоаналитической практике (З. Фрейд, А.Адлер).



Практикум: проведение оценочного интервью и анализ результатов.
Фокус-группа как метод исследования. Специфика проведения (ограничения и возможности), процесс и результаты.

Практикум: проведение фокус-группы и анализ результатов.
Анкетирование. Преимущества и ограничения использования. Составление анкет. Типичные ошибки при составлении анкет.

Практикум: составление и анализ эффективности анкеты
Беседа как метод исследования. Особенности проведения экспертной беседы: организация, техники, приемы и правила.

Практикум: проведение экспертной беседы и анализ процесса и результатов.
Неформальные дискуссии. Метод мозгового штурма.

Практикум: проведение и сравнительный анализ видов групповой дискуссии.
Литература

  1. Батыгнн Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш: учеб. заведений. М.:Аспект Пресс, 2006.

  2. Белановскнй С.А. Методика и техника фокусированного интервью (учебно-методическое пособие). М.:Наука, 2006.

  3. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях//Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.: Смысл, 2006.

  4. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 2006. - 528 c.

  5. Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Прак­тическое руководство. СПб.- СПбГУ, 2006.

  6. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.:Институт психологии РАН, 2006.

  7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2006.

  8. Емельянов Ю.Н. Дискуссионные методы в социальной психологии. Игровые методы в социально-психологической практике. Сенситивный тренинг. // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 194-212.

  9. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг – М.: Гардарики, 2009.

  10. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях //Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2006-2006. №3-4.

  11. Исследование в психологии: методы и планирование /Дж. Гудвин. – СПб, 2010.

  12. Лаак Я. тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 384 c.

  13. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека / Под ред. Л. Г. Дикой. М.: ИП РАН, 2006.

  14. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг /Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2010.

  15. Методы психологической диагностики. Вып. 2/Под ред. А. Н. Воронина. М.: ИП РАН, 2006.

  16. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. / Под ред. Воронина АН. - М.:2006

  17. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Д.: ЛГУ, 2006.

  18. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 2008. – 304 c.

  19. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2007. 43 с.


4. Анализ поведения и продуктов деятельности

Изучение продуктов деятельности.

Биографический метод.

Контент-анализ (Г. Лассуэл, Ч. Осгуд и Б. Берельсон). Область применения. Процедура контент-анализа. Обработка данных методом контект-анализа.

Построение комплексного психологического портрета личности. Правила составления портрета. Профайлинг (портретирование) и его применение (В.Ф. Енгалычев). Этапы портретирования, используемые данные. Принципы составления портрета. Портретирование неизвестного лица по характеру деятельности.

Практикум: составление психологического портрета личности
Литература


  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 2006. - 528 c.

  2. Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Прак­тическое руководство. СПб.- СПбГУ, 2006.

  3. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.:Институт психологии РАН, 2006.

  4. Методы психологической диагностики. Вып. 2/Под ред. А. Н. Воронина. М.: ИП РАН, 2006.

  5. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Д.: ЛГУ, 2006.

  6. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 2008. – 304 c.

  7. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных// Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2006. №1.

  8. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2007. 43 с.


5. Проективные методы.

Цели и особенности использования. Признаки проективных методов. Ассоциативные методы. Интерпретационные методы. Экспрессивные методы.

Особенности диагностики в разных возрастных группах.

Практикум: Отработка техники проведения, обработки и интерпретации при диагностике с помощью проективных методов.
Литература


  1. Бернс Р.К. Действующие стили и символы семейных рисунков.

  2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб. 2008.

  3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 2006. - 528 c.

  4. Психологический журнал. Т. 14, № 5, 2006. С. 90-98 ("Чужие рисунки" ).

  5. Психологическое самообразование: читая зарубежные методики:. Проблемы психологической личности. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Школа-Пресс, 2006. С. 46-48. / Б-ка журнала "Вопросы психологии" (Общая характеристика проективных методик, ТАТ, Толкование случайных форм Г. Роршаха ).

7. Методы воздействия в психологии. Активные методы обучения.

Понятие и классификации по Б.Д. Парыгину, А.Л. Журавлеву, А. Л. Свенцицкому.

Цели воздействия и выбор метода. Специфика использования. Требования к компетентности психолога.

Понятие методов активного обучения. Проблема активизации познавательной деятельности.

Определение задач обучения взрослых. Возрастные особенности восприятия информации взрослыми. Психологические предпосылки успешного обучения взрослых. Типы обучающихся и их предпочтения. Цикл обучения. Принципы обучения взрослых.

Цели, задачи и принципы использования методов активного обучения.

Сопоставление возможностей использования в обучении активных и традиционных методов.

Основные виды методов активного обучения


Литература

  1. Борисова Н. В. Методика выбора форм и методов активного обучения: теоретическая модель. - М., 2006.

  2. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.:Смысл, 2006.

  3. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах запада // Психологический журнал - 2006. - № 1.

  4. Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природа игры. - М., 2006.

  5. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг /Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2010.

  6. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М., 2006.

  7. Растянников П. В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // Введение в практическую социальную психологию. - М., 2006.

  8. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В.Кириченко; Науч. Ред. А.А. Деркач.- М.: Тесей, 2009.

  9. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика / Пер. с англ. – М., 2007.



8. Социально-психологический тренинг (СПТ) как форма активного обучения и развития

Тренинг как процесс. Цели, основные понятия и процедуры психологического тренинга.

Социально- психологический тренинг (СПТ) как метод активного обучения и развития (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков).

Задачи, которые могут быть реализованы в программах СПТ. Планирование задач обучения и развития.

Основные правила и принципы работы тренинговой группы. Нормы группы.

Разработка программы тренинга: правила и процедуры. Алгоритмы И. Вачкова, Т.В. Зайцевой. Модули тренинга.

Построение тренинговой программы: основные принципы и правила.

Организация обсуждения. Проведение рефлексии переживаний, смыслов работы, анализ групповой работы.

Диагностические процедуры в тренинге.

Понятие профессионального тренинга (А.К. Маркова, С.М. Макшанов). Тренинг развития профессиональных навыков: цель, особенности проведения, основные техники, возможные результаты.

Основные методические приемы, используемые в СПТ: групповая дискуссия, письменные и устные упражнения, ролевые, деловые, интерактивные игры, психогимнастика, их краткая характеристика, особенности проведения. Метод анализа конкретных ситуаций.

Практикум: Отработка основных методических процедур тренинга.

Использование методов активного обучения в ходе профессионального тренинга для решения различных задач обучения.


Литература

  1. Айламазян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

  2. Аудиовизуальная психодиагностика. Практикум. /Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  3. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. - СПб.: Речь, 2009.

  4. Баркер А. Как улучшить навыки общения /Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2009.

  5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - СПб., 2006.

  6. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога.- М.: Высшая школа, 2009.- 64 с.

  1. Бирштейн М.М. Деловые игры в мире // Материалы международной конференции «Белые ночи». Т. 1. – СПБ., 2006.

  1. Битянова Н. Р. Психология личностного роста: практическое пособие для проведения тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М., 2006.

  2. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения.- СПб., 2006.

  3. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2006.

  4. Борисова Н. В. Методика выбора форм и методов активного обучения: теоретическая модель. - М., 2006.

  5. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: «Ось-89», 2008.

  6. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Ось-89», 2009.

  7. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2010.

  8. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 2006.

  9. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб.: Речь, 2007.

  10. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд.- СПб.: Питер, 2010.

  11. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. - М., 2006.

  12. Давыдов Н. А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. - Симферополь, 2006.

  13. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Издательская группа «Прогресс», 2006.

  14. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита – СПб.: Речь, 2009.

  1. Дудченко В.С. Деловая инновационная игра как метод исследования и развития организации // Электронный архив кафедры психологии ВАГС.

  2. Дудченко Л. К. К проблеме обучения руководителей инновационному поведению. — Сб. Активные методы обучения.

  1. Душкина М.Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2010.

  2. Емельянов Ю.Н. Дискуссионные методы в социальной психологии. Игровые методы в социально-психологической практике. Сенситивный тренинг. // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 194-212.

  3. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг – М.: Гардарики, 2009.

  1. Залегина В.В. «Социометрическая оптимизация» сценария деловой игры // Электронный архив кафедры психологии ВАГС.

  1. Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. - М., 2006.

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2010.

  3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Технология создания команды. - СПб.: Речь, 2008.

  4. Игры для интенсивного обучения / Под ред. Петрусинского В.В. - М., 2006.

  5. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения \ Пер. с англ. – Х.: изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2011.

  6. Кипнис М. Тренинг креативности. - М.: Ось-89, 2010.

  7. Кисляков В. П. Методы изучения эффективности социально-психологического тренинга // Методы психологии. - Ростов-на-Дону, 2006.

  8. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я.- М.: Дело, 2006.

  9. Клегг Б. Как мотивировать людей/ Пер. с англ., под ред. И.В. Андреевой.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2009.

  10. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах запада // Психологический журнал - 2006. - № 1.

  1. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. – Новосибирск: «Наука», 2006 // Электронный архив кафедры психологии ВАГС.

  1. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. –М., 2009.

  2. Кори Д., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. Техники групповой психотерапии. - СПб., 2007.

  3. Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природа игры. - М., 2006.

  4. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М., 2006.

  5. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры. - М., 2006.

  6. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб.: Питер, 2007.

  7. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Личность в групповом процессе // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой.- М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 163-172.

  8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2009.

  9. Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 2006.

  10. Ли Д. Практика группового тренинга.- СПб.: Питер, 2007.

  1. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. – Л., 2006.

  2. Максимовская М. В. Специфика тренинга в инновационной игре. — Сб. Активные методы обучения.

  1. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: каталог. - СПб, 2006.

  2. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг –М.: «Когито-Центр», 2007.

  3. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / Под ред. Ж. Завьяловой.- СПБ.: Речь, 2010.

  4. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг /Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2010.

  5. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

  6. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. - М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2009.

  7. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 2006.

  8. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М., 2006.

  9. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  10. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга.- М., 2006.

  11. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2006.

  12. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной.- СПб., 2006.

  13. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция /В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  1. Птицын В. Метод конкретных ситуаций (опыт НКО юга России). – Краснодар, ЮРРЦ, 2009. – 120 с.

  1. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. – 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.

  2. Растянников П. В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // Введение в практическую социальную психологию. - М., 2006.

  3. Роббер М.-А., Тильман Ф. Методика наблюдения за вербальными и невербальными реакциями группы. План наблюдения и анализа групповой динамики. // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой.- М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 172-184.

  4. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях.- СПб.: Речь, 2008.

  5. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2006.

  6. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют...» Психологический практикум.- Дубна, «Феникс+», 2006.

  7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.

  8. Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сензитивности / Пер. с англ.- СПб.: Речь, 2007.

  9. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В.Кириченко; Науч. Ред. А.А. Деркач.- М.: Тесей, 2009.

  10. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М.: Изд-0во МГУ, 2006.

  11. Тайм –менеджмент Планирование и контроль времени /Поли Берд.- Пер. с англ. К. Ткаченко.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.

  12. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. –СПб, 2008.

  13. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка.- СПб.: Речь, 2008.

  14. Упражнения: схемы и стратегии. – 2-е изд. / Л.Рай. – СПб.: Питер, 2009.

  1. Усенко Е. И. Метод проблематизации в групповой работе. — Сб. Активные методы обучения.

  1. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008.

  2. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2009.

  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.- М.: Генезис, 2006.

  4. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие / Пер. с нем.- М.: Генезис, 2006.

  5. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2009.

  6. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. - М., 2006.

  7. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- М.: Просвещение, 2006.

  8. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика / Пер. с англ. – М., 2007.


9. Управляющие методы в психологии

Управление групповыми процессами. Методы и технологии модерирования групповой работы. Правила модерации. Качества модератора. Методы и технологии фасилитирования групповой работы. Качества фасилитатора. Медиация в групповой работе. Основные техники и возможности использования.

Методы управления персоналом.

Оценка персонала, отбор и расстановка кадров.



Процедура «ассессмент-центра». Принципы и правила построения. Ключевые компетенции, критерии и методы оценки.

Практикум: разработка и проведение процедура «ассессмента».
Литература

  1. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения. - СПб., 2006.

  2. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2006.

  3. Борисова Н. В. Методика выбора форм и методов активного обучения: теоретическая модель. - М., 2006.

  4. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: «Ось-89», 2008.

  5. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Ось-89», 2009.

  6. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2010.

  7. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. -М., 2006.

  8. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. –М., 2009.

  9. Кори Д., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. Техники групповой психотерапии. -СПб., 2007.

  10. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М., 2006.

  11. Ли Д. Практика группового тренинга.- СПб.: Питер, 2007.

  12. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг /Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2010.

  13. Растянников П. В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // Введение в практическую социальную психологию. - М., 2006.

  14. Роббер М.-А., Тильман Ф. Методика наблюдения за вербальными и невербальными реакциями группы. План наблюдения и анализа групповой динамики. // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой.- М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 172-184.

  15. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2006.

  16. Усенко Е. И. Метод проблематизации в групповой работе. — Сб. Активные методы обучения.

  17. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие / Пер. с нем.- М.: Генезис, 2006.

  18. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2009.

  19. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2008.



Литература


  1. Айламазян А. М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра. Учебно-методическое пособие. - М., 2006.

  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование: Пер. с англ. СПб. 2009.

  3. Аудиовизуальная психодиагностика. Практикум. /Авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев, В.Н. Борисов.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  4. Бакирова Г.Х. Управление человеческими ресурсами. - СПб.: Речь, 2009.

  5. Баркер А. Как улучшить навыки общения /Пер. с англ. Под ред. В.А. Спивака. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2009.

  6. Батыгнн Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для высш: учеб. заведений. М.:Аспект Пресс, 2006.

  7. Белановскнй С.А. Методика и техника фокусированного интервью (учебно-методическое пособие). М.:Наука, 2006.

  8. Бирштейн М.М. Деловые игры в мире // Материалы международной конференции «Белые ночи». Т. 1. – СПБ., 2006.

  9. Битянова Н. Р. Психология личностного роста: практическое пособие для проведения тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. - М., 2006.

  10. Богомолова Н.Н., Мельникова О.Т., Фоломеева Т.В. Фокус-группы как качественный метод в прикладных социально-психологических исследованиях//Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.: Смысл, 2006.

  11. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2006. -440 стр.

  12. Большаков В. Ю. Психотренинг: социодинамика, игры, упражнения.- СПб., 2006.

  13. Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - М., 2006.

  14. Борзенков В.Л. Теоретико-методологические основания педагогической игротехники. Автореф. дисс. д.п.н. - Великий Новгород, 2007. - 48 с.

  15. Борисова Н. В. Методика выбора форм и методов активного обучения: теоретическая модель. - М., 2006.

  16. Бурлачук А.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 2006.

  17. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). – Киев, 2006.

  18. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. СПб. 2008.

  19. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб: Питер Ком, 2006. - 528 c.

  20. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. - М.: «Ось-89», 2008.

  21. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Ось-89», 2009.

  22. Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъектного подхода к групповой работе. – СПб.: Речь, 2010.

  23. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений/Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. - 2-е, исправленное изд. М.:Смысл, 2006.

  24. Венгер А.Л. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. – М.: ВНИК "Школа", 2006.

  25. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. - М., 2006.

  26. Ганзен В.А., Балин В. Д. Теория и методология психологического исследования: Прак­тическое руководство. СПб.- СПбГУ, 2006.

  27. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств.- СПб.: Речь, 2007.

  28. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд.- СПб.: Питер, 2010.

  29. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского, С. Ледера. -М., 2006.

  30. Давыдов Н. А., Бойченко Н. А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов. - Симферополь, 2006.

  31. Дёмин А.Н. О совмещении количественного и качественного подходов // Социология. - М. 2006. № 11. С. 5-26.

  32. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития – М.: Издательская группа «Прогресс», 2006.

  33. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита – СПб.: Речь, 2009.

  34. Дружинин В.Н. Структура и логика психологического исследования. М.:Институт психологии РАН, 2006.

  35. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: Издательство «Питер», 2006.

  36. Дудченко В.С. Деловая инновационная игра как метод исследования и развития организации // Электронный архив кафедры психологии ВАГС.

  37. Дудченко Л. К. К проблеме обучения руководителей инновационному поведению. — Сб. Активные методы обучения.

  38. Душкина М.Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 2010.

  39. Емельянов Ю.Н. Дискуссионные методы в социальной психологии. Игровые методы в социально-психологической практике. Сенситивный тренинг. // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой. - М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 194-212.

  40. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг – М.: Гардарики, 2009.

  41. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях //Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2006-2006. №3-4.

  42. Залегина В.В. «Социометрическая оптимизация» сценария деловой игры // Электронный архив кафедры психологии ВАГС.

  43. Занько С. Ф., Тюнников Ю. С., Тюнникова С. М. Игра и учение: теория, практика и перспективы игрового обучения. - М., 2006.

  44. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой.- СПб.: Речь, 2010.

  45. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Фролов Д.Ф., Грабенко Т.М. Технология создания команды. - СПб.: Речь, 2008.

  46. Игры для интенсивного обучения / Под ред. Петрусинского В.В. - М., 2006.

  47. Исследование в психологии: методы и планирование /Дж. Гудвин. – СПб, 2010.

  48. Канеман Д., Словик П., Тверски А. Принятие решений в неопределенности: правила и предубеждения \ Пер. с англ. – Х.: изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2011.

  49. Кипнис М. Тренинг креативности. - М.: Ось-89, 2010.

  50. Кисляков В. П. Методы изучения эффективности социально-психологического тренинга // Методы психологии. - Ростов-на-Дону, 2006.

  51. Кларин М.В. Корпоративный тренинг от А до Я.- М.: Дело, 2006.

  52. Клегг Б. Как мотивировать людей/ Пер. с англ., под ред. И.В. Андреевой.- СПб.: Издательский дом «Нева», 2009.

  53. Ковалев Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах запада // Психологический журнал - 2006. - № 1.

  54. Комаров В.Ф. Управленческие имитационные игры. – Новосибирск: «Наука», 2006 // Электронный архив кафедры психологии ВАГС.

  55. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия. –М., 2009.

  56. Кори Д., Кори М., Колланэн П., Рассел Дж. Техники групповой психотерапии. -СПб., 2007.

  57. Котляревский Ю. Л., Шанцер А. С. Искусство моделирования и природа игры. - М., 2006.

  58. Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: теория и практика. – М., 2006.

  59. Красовский Ю. Д. Мир деловой игры. - М., 2006.

  60. Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. - СПб.: Питер, 2007.

  61. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Личность в групповом процессе // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой.- М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 163-172.

  62. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2009.

  63. Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб. 2006.

  64. Лаак Я. тер Психодиагностика: проблемы содержания и методов. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 2006. - 384 c.

  65. Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 2006.

  66. Ли Д. Практика группового тренинга.- СПб.: Питер, 2007.

  67. Лифшиц А.Л. Деловые игры в управлении. – Л., 2006.

  68. Максимовская М. В. Специфика тренинга в инновационной игре. — Сб. Активные методы обучения.

  69. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге: каталог. - СПб, 2006.

  70. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг –М.: «Когито-Центр», 2007.

  71. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера / Под ред. Ж. Завьяловой.- СПБ.: Речь, 2010.

  72. Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека / Под ред. Л. Г. Дикой. М.: ИП РАН, 2006.

  73. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп/ Под ред. А. Л. Журавлева и Е. В. Журавлевой. М.: ИП РАН, 2006.

  74. Методы практической социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг /Ю.М. Жуков, А.К. Ерофеев, С.А. Липатов и др.; Под ред. Ю.М. Жукова.- М.: Аспект Пресс, 2010.

  75. Методы психологической диагностики. Вып. 1./Под ред. В. Н. Дружинина и Т. В. Гал­киной. М.: ИП РАН, 2006.

  76. Методы психологической диагностики. Вып. 2/Под ред. А. Н. Воронина. М.: ИП РАН, 2006.

  77. Методы психологической диагностики. Выпуск 2. / Под ред. Воронина АН. - М.:2006

  78. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособности личности. - М.: Московский психолого-социальный институт; ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

  79. Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. - М.: Издательский дом «ИНФРА-М», Издательство «Весь мир», 2009.

  80. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М., 2006.

  81. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. - М., 2006.

  82. Посысоева О. Н. Проявление индивидуально психологических особенностей участников инновационной игры — Сб. Активные методы обучения.

  83. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Учебное пособие / Под ред. А. А. Крылова. Д.: ЛГУ, 2006.

  84. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

  85. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга.- М., 2006.

  86. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2006.

  87. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. – М., 2008. – 304 c.

  88. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной.- СПб., 2006.

  89. Психологический журнал. Т. 14, № 5, 2006. С. 90-98 ( "Чужие рисунки" ).

  90. Психологическое самообразование: читая зарубежные методики:. Проблемы психологической личности. / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Школа-Пресс, 2006. С. 46-48. / Б-ка журнала "Вопросы психологии" (Общая характеристика проективных методик, ТАТ, Толкование случайных форм Г. Роршаха ).

  91. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция /В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.

  92. Птицын В. Метод конкретных ситуаций (опыт НКО юга России). – Краснодар, ЮРРЦ, 2009. – 120 с.

  93. Рассел Т. Навыки эффективной обратной связи. – 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.

  94. Растянников П. В. Моделирование в группах активного социально-психологического обучения // Введение в практическую социальную психологию. - М., 2006.

  95. Роббер М.-А., Тильман Ф. Методика наблюдения за вербальными и невербальными реакциями группы. План наблюдения и анализа групповой динамики. // Хрестоматия по социальной психологии: Сост. и вступ. очерки Т. Кутасовой.- М.: Международная педагогическая академия, 2006.- 222 с. С. 172-184.

  96. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях.- СПб.: Речь, 2008.

  97. Роршах Г. Психодиагностика. / Пер. с нем. В.Ф. Кох, – Тбилиси, 1972.

  98. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2006.

  99. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют...» Психологический практикум.- Дубна, «Феникс+», 2006.

  100. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.- СПб.: Речь, 2008.

  101. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 2006. С. 114-116.

  102. Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сензитивности / Пер. с англ.- СПб.: Речь, 2007.

  103. Современные психологические технологии влияния на личность в профессиональных целях / А.В.Кириченко; Науч. Ред. А.А. Деркач.- М.: Тесей, 2009.

  104. Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. - М.: Изд-0во МГУ, 2006.

  105. Справочник по проективным методикам / Под ред. Бернарда И. Марштейна. – Лондон: "Нью-Йорк", 1965.

  106. Тайм –менеджмент. Планирование и контроль времени /Поли Берд.- Пер. с англ. К. Ткаченко.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2009.

  107. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. –СПб, 2008.

  108. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка.- СПб.: Речь, 2008.

  109. Упражнения: схемы и стратегии. – 2-е изд. / Л.Рай. – СПб.: Питер, 2009.

  110. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2008.

  111. Фопель К. Барьеры, блокады и кризисы в групповой работе. Сборник упражнений. / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2009.

  112. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. Практическое пособие / Пер. с нем.- М.: Генезис, 2006.

  113. Фопель К. Технология ведения тренинга. Теория и практика / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2009.

  114. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. статей. – М.: Просвещение, 2006.

  115. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, групповой и организационный подходы. – СПб.: Речь, 2008.

  116. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика, 2006.

  117. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. - М., 1988.

  118. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. - М., 2006.

  119. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- М.: Просвещение, 2006.

  120. Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных// Социология: методология, методы, математическое моделирование, 2006. №1.

  121. Якиманская И.С. Методология и диагностика в психологическом исследовании. - Оренбург: ОГПУ. 2007. 43 с.

  122. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика / Пер. с англ. – М., 2007.



Вопросы к зачету (экзамену)

  1. Классификации эмпирических методов

  2. Критерии качества метода в психологии: объективность, валидность, надежность.

  3. Понятие, виды, специфика наблюдения как метода. Процедура наблюдения. Условия наблюдения. Программа наблюдения, шкалы оценки. Типичные ошибки наблюдения.

  4. Экспертные оценки. Условия проведения. Принципы оценки. Адекватность оценки.

  5. Типы вопросов и их применение. Специфика использовании опроса в различных возрастных группах.

  6. Структурированное и неструктурированное интервью. Исследовательское (качественное) интервью. Нарративное интервью. Особенности проведения интервью: вхождение в контакт, организация интервью и фиксация результатов.

  7. Интервью в психоаналитической практике (З. Фрейд, А.Адлер).

  8. Фокус-группа как метод исследования. Специфика проведения (ограничения и возможности), процесс и результаты.

  9. Анкетирование. Преимущества и ограничения использования. Составление анкет. Типичные ошибки при составлении анкет.

  10. Беседа как метод исследования. Особенности проведения экспертной беседы: организация, техники, приемы и правила.

  11. Неформальные дискуссии. Метод мозгового штурма.

  12. Изучение продуктов деятельности. Биографический метод.

  13. Контент-анализ (Г. Лассуэл, Ч. Осгуд и Б. Берельсон). Область применения. Процедура контент-анализа. Обработка данных методом контект-анализа.

  14. Построение комплексного психологического портрета личности. Правила составления портрета. Профайлинг (портретирование) и его применение (В.Ф. Енгалычев). Этапы портретирования, используемые данные. Принципы составления портрета. Портретирование неизвестного лица по характеру деятельности.

  15. Проективные методы. Цели и особенности использования. Признаки проективных методов.

  16. Ассоциативные методы. Интерпретационные методы. Экспрессивные методы.

  17. Методы воздействия в психологии. Понятие и классификации по Б.Д. Парыгину, А.Л. Журавлеву, А. Л. Свенцицкому. Цели воздействия и выбор метода. Специфика использования. Требования к компетентности психолога.

  18. Понятие методов активного обучения. Проблема активизации познавательной деятельности. Цели, задачи и принципы использования методов активного обучения. Сопоставление возможностей использования в обучении активных и традиционных методов.

  19. Определение задач обучения взрослых. Возрастные особенности восприятия информации взрослыми. Психологические предпосылки успешного обучения взрослых. Типы обучающихся и их предпочтения. Цикл обучения. Принципы обучения взрослых.

  20. Тренинг как процесс. Цели, основные понятия и процедуры психологического тренинга. Социально- психологический тренинг (СПТ) как метод активного обучения и развития (Л.А. Петровская, Ю.М. Жуков).

  21. Разработка программы тренинга: правила и процедуры. Алгоритмы И. Вачкова, Т.В. Зайцевой. Модули тренинга. Построение тренинговой программы: основные принципы и правила.

  22. Основные методические приемы, используемые в СПТ: групповая дискуссия, письменные и устные упражнения, ролевые, деловые, интерактивные игры, психогимнастика, их краткая характеристика, особенности проведения. Метод анализа конкретных ситуаций.

  23. Управление групповыми процессами. Методы и технологии модерирования групповой работы. Правила модерации. Качества модератора. Методы и технологии фасилитирования групповой работы. Качества фасилитатора. Медиация в групповой работе. Основные техники и возможности использования.

  24. Методы управления персоналом. Оценка персонала, отбор и расстановка кадров. Процедура «ассессмент-центра». Принципы и правила построения. Ключевые компетенции, критерии и методы оценки.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница