Практикум по детской психологии, г. Москва, издательство «Просвещение», гуманитарно издательский центр «Владос», 1995 г., 291 с



Дата10.03.2020
Размер27.1 Kb.
ТипПрактикум
Аннотация
Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. Практикум по детской психологии, г. Москва, издательство «Просвещение», гуманитарно - издательский центр «Владос», 1995 г., 291 с.

Данное издание представляет собой пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, также воспитателей детского сада. Пособие состоит из трёх тематических разделов: «Личность, «Деятельность и общение», «Познавательные процессы». В данном практикуме представлены методики, характеризующие основные виды деятельности детей дошкольного возраста. По мнению авторов издания, выполнение заданий практикума способствует решению ряда задач, а именно «выработке представлений о методах научного исследования в детской психологии; практическому овладению конкретными методами изучения психики ребёнка» *.

Первый раздел «Личность» содержит такие главы как «Самосознание и самооценка», «Мотивы поведения и деятельности», «Воля», «Эмоции и чувства». Здесь анализируются основные этапы становления личности ребёнка дошкольного возраста, когда он начинает осознавать себя, свою активность, деятельность и начинает пытаться себя объективно оценивать. В разделе даётся характеристика основных сфер деятельности дошкольника, определяется роль «принципов объективности и научности, комплексности, системности и систематичности, детерминации» в объяснении детской психологии*.

Основные главы раздела «Личность» содержат методики проведения непрерывной психологической практики, представленные в виде тематических таблиц, позволяющих систематизировать, обобщать, анализировать материалы, полученные в результате практической деятельности психолога, что в последствие поможет составить комплексную характеристику ребёнка.

Основные методики раздела «Личность» посвящены изучению и анализу показателей поведения, направленного на себя; собственное отражение; соотношение успешности выполнения задания и самооценки. В главе «Мотивы поведения и деятельности» описываются основные моменты развития мотивов дошкольников по содержанию и иерархии, здесь же в таблицах приведены примеры изменения мотивационной деятельности ребёнка и методики исследования мотивационной сферы.

Глава «Воля» посвящена методикам изучения целей деятельности, «преодоления трудностей при достижении цели, описания характера волевых усилий, переживания успеха деятельности и его влияния на волевые усилия»*. В главе «Эмоции и чувства» представлены варианты проведения исследований по ситуационной деятельности детей в обыденных условиях, близким и понятным для жизни детей (игра, обед, болезнь), здесь же даются примерные таблицы для внесения информации и обработки данных по определённой тематике исследования.

Раздел II учебного пособия содержит главы, посвящённые основным видам деятельности дошкольника: игра, конструирование, рисование, трудовая деятельность, учебная деятельность и отношение к школе, общение со взрослыми и сверстниками. Здесь же даются методики проведения исследований, направленные на изучение игровой деятельности, «умения использовать в игре отсутствующих предметов», изучения игровых предпочтений детей дошкольного возраста.* Авторы практикума дают представление о возможных играх для детей 3-7 лет, а также здесь можно найти конкретные варианты игр для ребёнка-дошкольника, связанные с формированием соответствия предметов и названий, действий с определённым игровым предметом. Далее приводятся экспериментальные методики в рамках детского конструирования, направленные на развитие уверенности ребёнка в себе, развитие самостоятельности в действиях, уверенности в практических действиях.
*Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Практикум по детской психологии / Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение – Владос, 1995., с2-3.
В главе «Мотивы поведения и деятельности» описываются основные моменты развития мотивов дошкольников по содержанию и иерархии, здесь же в таблицах приведены примеры изменения мотивационной деятельности ребёнка и методики исследования мотивационной сферы.

В главе «Рисование» делается акцент на методики, связанные с двигательно-осязаемым опытом, знаково-символическими функциями рисунка, эстетическими и воспитательными функциями.

Трудовой деятельности посвящена отдельная глава пособия. Здесь предлагаются для исследователей-психологов методики, связанные с анализом «особенностей трудовых действий в разных поручениях»*. Далее мы знакомимся с характеристиками учебной деятельности и отношением к школе детей дошкольного возраста. Авторы дают анализ особенностей познавательной деятельности дошкольников, приводят методику для определения уровня выполнения учебной деятельности (5 уровней).

Общение со взрослыми и сверстниками изучается отдельно в данном учебном пособии. По мнению авторов, «общение со взрослыми и сверстниками направлено на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата»*. В дошкольном возрасте «последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребёнка со взрослыми: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-личностное, внеситуативно-познавательное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое»*.

В разделе III делается акцент на основные познавательные процессы ребёнка-дошкольника: внимание, речь, ощущение и восприятие, память, воображение, мышление. В главе «Внимание» рассматриваются методики изучения устойчивости внимания как способности сохранять сосредоточенность на объекте, также особенности устойчивости, распределения и переключения внимания.

*Г.А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. Практикум по детской психологии / Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой. – М.: Просвещение – Владос, 1995., с.191.


В пособии приводятся варианты проведения исследований, свидетельствующие о возрастных изменениях объёма произвольного внимания и распределения внимания в детском возрасте. Далее в разделе III приводятся исследовательские методики речевой деятельности ребёнка, делаются выводы о зависимости понимания разных слов от возраста и характера наглядной опоры; анализируются виды предложений, используемых при пересказе; анализируется способность употреблять синонимы и суффиксы детьми дошкольного возраста; особенности развития связной речи.

Ощущение и восприятие являются важнейшими познавательными процессами человека, лежащими в основе дальнейшего процесса образования и развития. В данном Практикуме уделено внимание особенностям восприятия детей-дошкольников на основе восприятия картин, репродукций. Затем данные, полученные в ходе исследования, оформляются в специальную таблицу.

Следующая глава раздела «Познавательные процессы» посвящена важнейшему феномену жизни и развития любого человека – памяти. Один из важнейших этапов генезиса памяти – развитие её опосредованности, запоминания с помощью символических средств. В Практикуме приводятся методики изучения пассивной произвольной памяти, а также произвольной памяти ребёнка, продуктивности запоминания, уровня поведения детей при запоминании поручения, при воспроизведении поручения, эффективного запоминания словесного материала в зависимости от степени его осмысленности.

Далее представлены в учебном пособии методики для анализа такого познавательного процесса как воображение, в частности, особенности соответствия воссозданных образцов оригиналу; особенности выбора игрового материала, композиция сказок.

Особую роль в развитии ребёнка играет процесс мышления. В данном Практикуме мы видим различные методики для выявления особенностей мышления ребёнка-дошкольника, связанные с практическим решением наглядных задач, обобщением по понятийному признаку, пониманием мыслей и чувств людей на основании их мимики и жестов, способности устанавливать причинно-следственные связи, понимать последствия событий. Кроме того, в главе «Мышление» предлагается методика повторного закрепления путём выполнения мыслительных заданий для установления и закрепления последовательности правильных мыслительных операций.

Особое внимание уделяется заданиям, связанным с устной речью ребёнка во время объяснения последовательности событий; связности речи, её грамматической правильности, развёрнутости, односложности или многосложности, логичности, эмоциональности, связи с прошлым опытом ребёнка. Здесь же приводятся примеры обработки данных: анализируется процесс обобщения, рассуждения ребёнка, путь ребёнка к соответствующему обобщению. Практикум по детской психологии представляет собой систематизированный исследовательский труд, который сможет помочь воспитателям, детским психологам в выявлении психологических особенностей ребёнка-дошкольника, в изучении особенностей деятельности в таких сферах как игра, конструирование, рисование, труд, учёба.



Следует отметить важность и насыщенность теоретическим и методическим материалом раздел, посвящённый познавательным процессам ребёнка. Психологические методики комплексного исследования личности ребёнка дошкольного возраста представлены в объёме 120-ти тематических таблиц. Предложенные в практике методики исследования могут быть использованы для подготовки будущих специалистов в области детской дошкольной психологии, в то же время могут быть использованы в качестве пособия воспитателями, психологами в детских дошкольных учреждениях, так как методический материал изложен весьма доступно, а исследования не требуют специального технического оборудования .



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница