Пояснительная записка Ушедший 20 век принес человечеству множество достижений в материальной сфере и вскрыл множество проблем в духовно-нравственном его развитии. В противовес механизации и компьютеризации нашего времени люди тянутся ко всему




Скачать 137.44 Kb.
Дата02.04.2016
Размер137.44 Kb.
Пояснительная записка
Ушедший 20 век принес человечеству множество достижений в материальной сфере и вскрыл множество проблем в духовно-нравственном его развитии. В противовес механизации и компьютеризации нашего времени люди тянутся ко всему живому, душевному. Отсюда такая популярность «живого» исполнения музыки.

Потребность самовыражения через пение, игру на музыкальном инструменте, сценическое действие заложена в человеке изначально как способность творить, то есть создавать новое – этим как раз человек и отличается от иных живых существ на земле. Поэтому кружки по музыкальному развитию детей и юношества были и будут востребованы всегда и везде, важно чтобы они способствовали не только образовательному, но и воспитательному направлению в развитии подрастающего поколения.


Цель данной программы: создание условий для воспитания творчески развитой личности со стремлением к добру, красоте посредством занятий вокалом и бардовской песней.
Задачи программы:

- формировать потребность каждого обучающегося в развитии своей музыкальной культуры;

- раскрыть специфику, суть, традиции жанра бардовской песни;

- ознакомить обучающихся с творчеством лучших представителей жанра, лучшими образцами песенного и поэтического творчества;

- научить игре и пению под собственный аккомпанемент на шестиструнной гитаре;

- научить любить и понимать бардовскую песню во всем богатстве ее форм;

- освоить элементы туристской деятельности.
. Бардовская песня, которая взята за основу в учебный репертуар занятий по вокалу , никогда не пишется по заказу, ради денег и популярности. Эти песни пишутся по зову души, в состоянии любви (во всех ее проявлениях) людьми талантливыми, умудренными жизненным опытом или еще познающими мир, устремленными к светлому, доброму и прекрасному. Бардовская песня учит творчески мыслить, отличать добро от зла, понимать причину явлений, событий, предвидеть последствия своих мыслей, действий, поступков, принимать правильные решения, нести ответственность за свою жизнь.

Актуальность воспитательного воздействия музыки в работе с детьми и молодёжью начало мною осознаваться уже давно, когда я писала сценарии проведения праздничных мероприятий в школе. И сегодня, проработав 20 лет педагогом, вера в возможности воспитания гармонично развитой личности с помощью хорошей музыки во мне выросла во много раз, и я достаточно остро осознаю актуальность этой темы в нашей работе.

Музыкальное воспитание – одно из важнейших средств раскрытия духовного потенциала личности, стимуляции развития личности. Многовековой опыт и специальные исследования философов, педагогов и музыкантов показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека. Поэтому мы сегодня говорим о важности музыкального воспитания всех детей без исключения, о ее значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости детей и молодежи, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей, идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности.

Поскольку бардовская песня активно формирует целостное мировоззрение подрастающего поколения, то я пришла к выводу, что обучать детей исполнению песен с собственным аккомпанементом на гитаре в кружке бардовской песни следует не ранее среднего школьного возраста, когда уже достигнут определенный уровень интеллекта. Данная программа рассчитана на обучение ребят среднего и старшего возраста.

Одним из самых важных периодов в развитии личности является подростковый этап. Именно в этом возрасте человек начинает сознательно взаимодействовать с социумом, делает попытки определить собственную социальную позицию, идентифицировать себя с окружающим миром. Попытки самоопределения подростка происходят на фоне дисбаланса личностного развития, что становится причиной нестабильности и противоречивости протекания процессов формирования личных взглядов, убеждений, ценностей.

Существенной чертой в личностном формировании подростков являются раздумья о предстоящем жизненном самоопределении, о смысле жизни, о выборе профессии, об утверждении своего достоинства и престижа среди товарищей и окружающих людей. Основной задачей воспитания в этот период является формирование культуры восприятия и познания мира, определение своего места в нем.

На самочувствие растущей личности оказывает воздействие и динамика общественно-политических, экономических преобразований в обществе, государстве.

Все эти факторы диктуют необходимость пристального внимания к проблеме духовного формирования личности подростка, поскольку становление и развитие значимых психических новообразований данного возраста (чувства взрослости, социальной активности, ценностей, способов поведения, потребность в признании окружающих, в самоутверждении) в решающей мере определяют пути дальнейшего развития личности.

Преимущественный интерес к музыке оказывается особенно плодотворным для формирования основ духовной культуры подростков в силу того, что музыка в этом возрасте для большинства из них востребована в большей мере, чем другие виды искусства.


В тематический план программы включен цикл занятий по изучению туристско-бытовых навыков для участия в полевых лагерях бардовской песни.

Занятия по данной программе проходят 1 раз в неделю

.

Результатом обучения должно стать знание обучающимися жанровых особенностей бардовской песни, известных авторов и исполнителей, умение самостоятельно выбрать и разучить песню, выступить в концерте или конкурсе, знать об имеющихся в крае клубах авторской песни и примерных сроках традиционных краевых и региональных фестивалей, уметь обеспечивать жизнедеятельность группы в условиях фестивального палаточного лагеря.



Формой подведения итогов реализации данной программы является участие в концертах, фестивалях и конкурсах авторской песни.


Содержание курса.
В течение года обучения учащиеся знакомятся с жанром авторской песни, узнают имена и некоторые песни классиков жанра (Ю.Визбора, Б.Окуджавы, А.Городницкого, В.Высоцкого, Ю.Кима). За этот год дети должны овладеть навыками игры простейшего аккомпанемента на гитаре, пения под собственный аккомпанемент или под аккомпанемент педагога.

На данном этапе учащиеся начинают работу над правильным дыханием и развитием голоса (в основном, в декламационной манере). Основная певческая деятельность детей происходит на групповых занятиях, при разучивании и хоровом исполнении песен «классического» репертуара..

Раздел туристско-бытовые навыки изучается на уровне знакомства со снаряжением и приёмами его использования.
Тема 1.Вводное занятие. Знакомство с жанром авторской песни.

Жанр авторской песни, его отличительные признаки (приоритет поэтического начала, декламационность, опора на аккомпанемент акустической гитары, принцип «живого» звучания, вариативность). Формы бытования авторской песни (концерт, фестиваль, бытовое музицирование, распространение путем аудиозаписей). Автор, исполнитель, ансамбль в вторской песне.

Произведения для слушания и разучивания: «Домбайский вальс», «Милая моя» (Ю.Визбор); «Пожелание друзьям» (Б.Окуджава); «Атланты» (А.Городницкий); «За туманом» (Ю.Кукин) и др.
Тема 2. Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста.

Экскурс в историю появления гитары. Разновидности гитары. Строение шестиструнной гитары. Физиологические основы правильной посадки гитариста (выпрямленный и расслабленный корпус, естественное расслабление положения рук, движение кистей и пальцев).

Продолжение работы по разучиванию песен предыдущей темы.

Тема 3. Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов.

Понятие аппликатура. Обозначение пальцев правой и левой руки. Аппликатурные схемы и способ их употребления. Понятие аккорда, басового голоса. Обозначение аккорда и его строение. Строй и настройка шестиструнной гитары.

Продолжение работы по разучиванию песен предыдущей темы.
Тема 4. Техника игры правой и левой рукой.

Упражнения на развитие гибкости пальцев. Штрихи и техника извлечения звука правой рукой. Характерные ошибки при извлечении звука. Упражнения для правой и левой руки.

Продолжение работы по разучиванию песен предыдущей темы.
Тема 5. A-moll – C-dur. Основные аккорды.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Am, Dm, E, E7, C, G, G7, A7. Разучивание аккомпанемента начального оборота песни «Домбайский вальс (Ю. Визбор). Игра трехдольного метра в вальсовой фактуре.


Тема 6. Происхождение авторской песни. Туристские песни 60-х годов.

Жанровые истоки авторской песни (городской фольклор, цыганский романс, песни А. Вертинского, советская эстрада 40-х - 50-х годов). Предыстория авторской песни; творчество М. Анчарова. Туристское движение 60-х годов и авторская песня.

Произведения для слушания и разучивания: «Бригантина» (муз. Г. Лепского, ст. П. Когана); «Баксанская» (муз. Б. Терентьева, ст. А. Грязного и др.); «Глобус» (муз. М. Светлова, ст. М. Львовского); «Баллада об органисте», «Песня об истине», «Баллада об относительности возраста» (М. Анчаров) и др.
Тема 7. E-moll – G-dur. Основные аккорды.

Упражнения на игру последовательностей из аккордов Em, H7, D, D7, G, Am, C. Разучивание аккомпанемента к песням «Атланты» (А. Городницкий), «Вершины» (В.Высоцкий). Игра двухдольного метра в маршевой фактуре (аккорды четвертными длительностями).


Тема 8. Знакомство с творчеством Ю. Визбора.

Жизнь и творчество Ю. Визбора. Песни-репортажи, песни-монологи, лирические песни. Работа на радио и в кино.

Произведения Ю. Визбора для слушания и разучивания: «Серега Санин», «Если я заболею» (ст. Я. Смелякова), «Ночная дорога» (муз. С. Никитина и В. Берковского), «Вот это – для мужчин», «Рассказ ветерана», «Волейбол на Сретенке», «Рассказ женщины» и др.
Тема 9. Игра приемом барре.

Понятие «барре». Упражнения на освоение полного и неполного барре с участием аккордов F, Hm, Gm и др.

Продолжение работы над песнями предыдущей темы.
Тема 10. Знакомство с творчеством А. Городницкого.

Жизнь и творчество А. Городницкого. Песни, посвященные Северу, Ленинграду, лирические, социальные песни. Особенности поэтики.

Произведения А. Городницкого для слушания и разучивания: «Песня полярных летчиков», «Деревянные города», «Снег», «Перекаты», «Палаточные города», «У Геркулесовых столбов», «Над Канадой», «Острова в океане», «Аэропорты 19 века», «Воздухоплавательный парк» и др.
Тема 11. Знакомство с творчеством Б. Окуджавы.

Песенная поэзия Б. Окуджавы. Военные, лирические, иронические песни. Музыка к кинофильмам. Песни других авторов на стихи Б. Окуджавы.

Произведения Б. Окуджавы для слушания и разучивания: «Дежурный по апрелю», «Надя-Наденька», «До свидания, мальчики», «Простите пехоте», «Сентиментальный марш», «Ночной разговор», «Молитва», «Прощание с новогодней елкой», «Заезжий музыкант», «Грузинская песня», «Старинная солдатская песня», «В городском саду» (муз. В. Берковского), «Две дороги» (муз. С. Никитина) и др.
Тема 12. Знакомство с творчеством В.С.Высоцкого.

Жизнь и творчество В.Высоцкого как явление отечественной культуры. Баллады, шуточные, военные песни. Деятельность В.Высоцкого в театре и кино.

Произведения В. Высоцкого для слушания и исполнения: «Песня о друге», «Большой Каретный», «Братские могилы», «Песня о нейтральной полосе», «Парус», «Баллада о детстве», «Охота на волков», «Я несла свою беду» и др.
Тема 13. Знакомство с творчеством Ю.Кима.

Жизнь и творчество Ю. Кима. Тематика и стилистика его песен. Литературное творчество. Песни Г. Гладкова и В. Дашкевича на стихи Ю. Кима.

Произведения Ю. Кима для слушания и разучивания: «19 октября», «Гусар», «Штатский марш», «Давайте простимся» (муз. Г. Гладкова), «Эмиль и Эмилия» (муз. Г. Гладкова), «Рыба-кит», «На сейнере», «Фантастика-романтика», «Черное море», «Губы окаянные», «Друзьям», песни из к/ф «Бумбараш» (муз. В. Дашкевича), «Дорожная» и др.
Тема 14. Простейшие способы мелодической фигурации аккомпанемента

Принципы мелодизации басового голоса. Мелодические фигурации верхних голосов. Распространенные формулы мелодизации аккордов. Продолжение работы над песнями предыдущей темы.


Тема 15. Виды туризма, снаряжение туриста, организация туристического лагеря.

Подготовка личного снаряжения к одно- двухдневному походу. Организация походного быта: бивака, установка палатки, питание в походе, правила разведения костра, приспособления для приготовления пищи.


Тема 16.Подготовка к участию и проведению вечера бардовской песни в школе.

Отбор репертуара для сольного и хорового исполнения.


Ожидаемые результаты
Результатом обучения должно стать знание обучающимися жанровых особенностей бардовской песни, известных авторов и исполнителей, умение самостоятельно выбрать и разучить песню, выступить в концерте или конкурсе, знать об имеющихся в крае клубах авторской песни и примерных сроках традиционных краевых и региональных фестивалей, уметь обеспечивать жизнедеятельность группы в условиях фестивального палаточного лагеря.

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Знакомство с жанром авторской пенсии

0,5

0,5

1

2

Знакомство с жанром авторской пенсии

0,5

0,5

1

3

Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста

0,5

0,5

1

4

Знакомство с музыкальным инструментом – гитарой. Строение гитары. Посадка гитариста

0,5

0,5

1

5

Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов

0,5

0,5

1

6

Аппликатура и буквенно-цифровые обозначения аккордов

0,5

0,5

1

7

Техника игры правой и левой рукой.

0,5

0,5

1

8

Техника игры правой и левой рукой.

0,5

0,5

1

9

А-moll – C-dur. Основные аккорды

0,5

0,5

1

10

А-moll – C-dur. Основные аккорды

0,5

0,5

1

11

Происхождение авторской песни. Туристические песни 60-х годов.

0,5

0,5

1

12

Происхождение авторской песни. Туристические песни 60-х годов.

0,5

0,5

1

13

E-moll – G-dur.Основные аккорды.

0,5

0,5

1

14

E-moll – G-dur.Основные аккорды.

0,5

0,5

1

15

Знакомство с творчеством Ю.Визбора.

0,5

0,5

1

16

Знакомство с творчеством Ю.Визбора.

0,5

0,5

1

17

Игра приёмом барре.

0,5

0,5

1

18

Игра приёмом барре.

0,5

0,5

1

19

Знакомство с творчеством А.Городницкого.

0,5

0,5

1

20

Знакомство с творчеством А.Городницкого.

0,5

0,5

1

21

Знакомство с творчеством Б.Окуджавы.

0,5

0,5

1

22

Знакомство с творчеством Б.Окуджавы.

0,5

0,5

1

23

Знакомство с творчеством В.Высоцкого.

0,5

0,5

1

24

Знакомство с творчеством В.Высоцкого.

0,5

0,5

1

25

Знакомство с творчеством Ю.Кима.

0,5

0,5

1

26

Знакомство с творчеством Ю.Кима.

0,5

0,5

1

27

Композиторское творчество С. Никитина и В.Берковского

0,5

0,5

1

28

Композиторское творчество С. Никитина и В.Берковского

0,5

0,5

1

29

Простейшие способы мелодической фигурации аккомпанемента

0,5

0,5

1

30

Простейшие способы мелодической фигурации аккомпанемента

0,5

0,5

1

31

Виды туризма, снаряжение туриста, организация туристического лагеря.

0,5

0,5

1

32

Виды туризма, снаряжение туриста, организация туристического лагеря.

0,5

0,5

1

33

Подготовка к участию и проведению вечера бардовской песни в школе.

0,5

0,5

1

34

Подготовка к участию и проведению вечера бардовской песни в школе.

0,5

0,5

1




ИТОГО

17

17

34


Материально-техническое обеспечение данной программы:
- музыкальные инструменты (одна акустическая шестиструнная гитара для проведения занятий);

- камертон, комплект запасных струн, чехол;

- аудиоаппаратура (магнитофон) для прослушивания песен;

- фонотека с набором аудиозаписей;

- нотная библиотека (сборники песен);

- комплект наглядных пособий (обозначения нот, аккордов, устройство инструмента, аппликатурные таблицы и др.).

Каждый ученик обязательно должен приносить на занятия свой инструмент.

Список литературы:

1. Андреев Ю.А. Наша авторская… История, теория и современное состояние

самодеятельной песни. – М.: Молодая гвардия,1991.

2. Васильев Г., Иващенко А. Сборник песен. – Самара,1995.

3. Визбор Ю.И. Когда все были вместе… Сост. Д.А.Сухарев. – М.:Киноцентр,1989.
4. Визбор Ю.И. Я сердце оставил в синих горах. Сост. А.Я. Азаров. – М.: Физкультура и

спорт,1987.

5. Возьмемся за руки, друзья! Рассказы об авторской песне./ Автор-составитель

Л.П.Беленький. – М.: Мол гвардия,1990.

6. Высоцкий В.С. Избранное. - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век»,1998.

7. Высоцкий В.С. Нерв. Стихи. – Сост. И вступ.ст. Р.Рождественского. – М.: Фонд

Высоцкого,1998.

8. Высоцкий В.С. Сочинения. В 2-х т. – М.: Худож.лит.,1991.

9. Высоцкий В.С. Стихи и песни. – М.: Искусство,1991.

10.Высоцкий В.С. Четыре четверти пути.: Сб./сост. А.Е.Крылов – М.: Физкультура и

спорт,1990.

11.Газарян С.С. Рассказ о гитаре. – М.: Дет.лит.,1989.

12.Городницкий А.М. И вблизи и вдали. – М.: АО Полигран,1991.

13.Городницкий А.М. Перелётные ангелы. Сб. стихов и песен. – С.: Старт, М.: Интербук,

1991.

14.Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева. – М.: Текмахом,1992.



15.Ким Ю.Ч. Летучий ковёр. Песни для театра и кино. – М.: Киноцентр,1990.

16.Клячкин Е. Не гляди назад: песни. – СПб.: АО «Баяныч»,1994.

17.Кукин Ю. Дом на полпути. Сб./Сост. И примечания А. и М. Левитанов. – М.:

Советский фонд культуры,1990.

18.Митяев О.Г. Лето – это маленькая жизнь. Стихи и песни. – М.: ЭКСМО,2004.

19.Михалёв И.П. Выбранные места из разговоров с друзьями.: Сб./Сост. Э.Б. Крельман

(Б-ка авторской песни. Большая сер.) – М.: Прейскурантиздат,1990.

20.Наполним музыкой сердца. Антология авторской песни. Песенник. Сост. Р.А. Шилов. –

М.: Советский композитор,1989.

21.Никитин С.Я. Времена не выбирают. Сборник песен./ Сост. В.Романовой. – М.:

Аргус,1994.

22.Песни Булата Окуджавы. Сост. Л. Шилов. – М.: Музыка,1989.

23.Песни встреч и дорог. Авторские песни разных лет. Лит.- муз. Альманах. 2000-№5.

24.Песни Олега Митяева про войну, про жизнь и про любовь. – Библиотека «Ваганта»,

Выпуски 34-35, 1994.

25.Сверим наши песни. Зимний Грушинский. Сб. песен. Сост. Б.Р. Кельман, Е.Г.



Афонина,1995.

26.Я учусь играть на гитаре. Автор-составитель В.Иванова. – М.: Лабиринт Пресс,2002.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница