Пояснительная записка к проекту профессионального стандарта «Специалист в области обеспечения строительного производства строительными машинами и механизмами»




страница1/6
Дата21.07.2016
Размер0.78 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Пояснительная записка

к проекту профессионального стандарта

«Специалист в области обеспечения строительного производства строительными машинами и механизмами»
Содержание


Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций

2

1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности

2

1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации

4

Раздел 2.Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта

9

2.1. Этапы разработки профессионального стандарта

9

2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций

11

2.3. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов

13

2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта.

13

Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта

14

Приложение 1. Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта профессионального стандарта

17

Приложение 2. Сводные данные о мероприятиях по обсуждению проекта профессионального стандарта, организациях и экспертах, участвовавших в обсуждении

19

Приложение 3. Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта

52

Дополнительные материалы:

Список экспертов – членов рабочей группы по разработке профессионального стандарта




57


Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности

Профессиональная деятельность в области строительства, реконструкции и капитального ремонта имеет устойчивые сложившиеся традиции, но, наряду с этим, в настоящее время претерпевает значительные изменения. Это обусловлено несколькими факторами.

Во-первых, значительно ускорилась технологическая и организационная модернизация строительного производства. Появление новых строительных материалов, новых технических и технологических решений требует постоянного изменения объема и качества профессиональных компетенций.

Во-вторых, существенно изменились условия осуществления бизнеса, происходит трансформация мировоззренческих и социальных ориентиров. В результате этих процессов увеличивается востребованность компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности, владеющих инновационными технологиями деятельности.

В третьих, в приоритетах социально-экономического развития России, определенных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р) и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике», задана необходимость повышения конкурентоспособности отраслей российской экономики, интеграции России в мировые процессы создания и использования инноваций. Решение поставленной задачи возможно только путем преодоления разрыва между потребностями строительной отрасли в квалифицированных кадрах, обладающих мобильностью, склонностью к предпринимательству, мотивированных на обучение в течение всей жизни, и реальным уровнем их подготовки.

В четвертых, резко усложнилась структура рынка труда. Появление внутренней межпрофессиональной трудовой миграции, значительный приток иностранной рабочей силы требуют создания новых инструментов для регулирования трудовых процессов на надкорпоративном – отраслевом и региональном уровнях.

Новые черты деятельности в сфере строительства (строительства, реконструкции, капитального ремонта) требуют их адекватного описания. Квалификационные характеристики должностей (КСД) в области градостроительства, которые были пересмотрены и вышли в обновленной редакции в 2008-9 гг., не в полной мере справились с этой задачей, так как идеология их разработки осталась прежней: справочники ограничиваются слабо структурированным, фрагментарным описанием должностных обязанностей, знаний, требований к образованию и стажу работы. Они не содержат перечня трудовых функций, выполнение которых обеспечивает достижение цели профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже узнать должность по ее описанию не всегда удается. Это затрудняет использование КСД для решения системных задач разного уровня – и управления персоналом строительных организаций и кадрового обеспечения отрасли. Таким образом, профессиональные стандарты в области строительства являются актуальными документами. Системное, полное, описание трудовых функций в области строительства позволит решить комплекс задач:

в области управления строительной организацией – качественное выполнение всех трудовых функций, описанных в профессиональном стандарте, и в совокупности обеспечивающих достижение цели(ей) профессиональной деятельности, за счет рационального их распределения и организации взаимодействия сотрудников организации;

в области подготовки кадров  определения перечня основных и дополнительных образовательных программ, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного профессионального образования;

в области регулирования отраслевого рынка труда – создания содержательных нормативных оснований для осуществления сертификации профессиональных квалификаций.

Активная деятельность по разработке профессиональных стандартов в сфере строительства актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Практически во всех зарубежных странах с развитой рыночной инфраструктурой в сфере строительства существуют решения, включающие в себя и отраслевые рамки квалификаций и компетенций и системы профессиональных стандартов (NQS, VOS, NOS и т.п.).

Отраслевая рамка квалификаций в сфере строительства, представляющая детализированное (на основании дескрипторов) описание требований к компетенциям работников разных квалификационных уровней, чаще всего включает в себя 4 вида деятельности: управление и руководство строительной организацией, организация и руководство строительным производством, инженерное обеспечение строительного производства, материально-техническое обеспечение строительного производства, описанные по четырем квалификационным уровням. Необходимо отметить, что это не должности, а именно квалификационные уровни в данной профессиональной деятельности, обычно соотносимые с категориями работников.

Таким образом, можно утверждать, что деятельность в сфере строительства не только интенсивно развивается, но и прирастает новыми функциями. Принципиально обновляются и требования к компетенциям руководителей и специалистов, участвующих в трудовой деятельности. Соответственно, необходимы и новые механизмы описания характеристик деятельности, что и определяет актуальность разработки профессионального стандарта для сферы строительства, реконструкции и капитального ремонта.



1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации

Проект профессионального стандарта «Специалист в области обеспечения строительного производства строительными машинами и механизмами» разработан для реализации общей стратегии регулирования рынка труда и системы профессионального образования в строительной отрасли, в том числе с целью планирования различных траекторий образования, ведущих к получению конкретной квалификации, повышению квалификационных уровней, карьерному росту работников, осуществляющих профессиональную деятельность в области строительства.

Представленный проект профессионального стандарта разработан в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – Минтруд России) от 12.04.2013 г. № 147н, Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденным приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н, а также Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденными Приказом Минтруда России от 12.04.2013 г. № 148н (далее – Уровни квалификаций).

Системный анализ профессиональной структуры трудовой деятельности в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, позволил выделить четыре основных обобщенных направления профессиональной деятельности:



  • Управление и руководство строительной организацией;

  • Организация и руководство строительным производством;

  • Инженерное обеспечение строительного производства;

  • Материально-техническое обеспечение строительного производства.

В рамках обобщённого направления профессиональной деятельности «Материально-техническое обеспечение строительного производства» выделены сложившиеся в результате разделения труда специализированные направления профессиональной деятельности:

  • Обеспечение строительного производства строительными материалами, изделиями и оборудованием;

  • Обеспечение строительного производства строительными машинами и механизмами;

  • Обеспечение строительного производства ресурсами, поставляемыми через внешние инженерные сети.

Данный проект профессионального стандарта описывает трудовые функции и соответствующие им квалификации работников, осуществляющих обеспечение производственной деятельности строительной организации строительными машинами и механизмами.

По результатам изучения структуры профессиональной трудовой деятельности работников, занятых в сфере обеспечения строительного производства строительными машинами и механизмами и соотнесения их с Уровнями квалификаций, утвержденными Минтрудом России в целях разработки профессиональных стандартов, в проекте профессионального стандарта выделено два квалификационных уровня, соответствующих 4-му и 5-му квалификационным уровням, установленным Уровнями квалификации.

Определяющими характеристиками, которыми руководствовались разработчики проекта профессионального стандарта, при отнесении деятельности по обеспечению строительного производства строительными машинами и механизмами к данным квалификационным уровням, являются следующие показатели, установленные Уровнями квалификаций:


  • для 4 квалификационного уровня:

  1. полномочия и ответственность:

  • деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений;

  • планирование собственной деятельности, исходя из поставленной руководителем задачи;

  • ответственность за решение поставленных задач.

  1. характер умений:

  • решение различных типов практических задач, связанных с обеспечением производственных подразделений строительной организации строительными машинами и механизмами

  • выбор способа действия из известных на основе знаний и практического опыта;

  • текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности.

  • для 5 квалификационного уровня:

  1. полномочия и ответственность:

  • самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений;

  • управление решением различных типов практических задач, связанных с обеспечением производственных подразделений строительной организации строительными машинами и механизмами

  • ответственность за решение поставленных задач и результат деятельности работников возглавляемого подразделения.

  1. характер умений:

  • решение различных типов практических задач с элементами организационного проектирования;

  • выбор способов решения в изменяющихся (различных) условиях производственной ситуации;

  • текущий и итоговый контроль, оценка и корректировка деятельности.

Учитывая особенности профессиональной деятельности по обеспечению строительного производства строительными машинами и механизмами, описываемые в проекте профессионального стандарта квалификационные уровни содержат трудовые функций, содержание которых в целом аналогично, при этом работники 4-го квалификационного уровня осуществляют свои функции на уровне производственных подразделений строительной организации, а работники 5-го квалификационного уровня  на уровне строительной организации в целом.

Таким образом, 4-й квалификационный уровень и соответствующая ему обобщенная трудовая функция «Обеспечение производственных подразделений строительной организации строительными машинами и механизмами» состоит из следующих трудовых функций:



А/01.4

Планирование обеспечения производственного подразделения строительной организации строительными машинами и механизмами

А/02.4

Формирование заказов на поставку строительных машин и механизмов и контроль выполнения условий договоров поставки

А/03.4

Учет и оценка состояния строительных машин и механизмов, находящихся в пользовании производственного подразделения строительной организации

А/04.4

Планирование и контроль проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту строительных машин и механизмов, находящихся в пользовании производственного подразделения строительной организации

А/05.4

Планирование и контроль проведения мероприятий по повышению эффективности использования строительных машин и механизмов в производственном подразделении строительной организации

А/06.4

Составление и оформление учетной и отчетной документации по обеспечению производственного подразделения строительной организации строительными машинами и механизмами

5-й квалификационный уровень и соответствующая обобщенная трудовая функция «Обеспечение производственной деятельности строительной организации строительными машинами и механизмами» состоит из трудовых функций, схожих с трудовыми функциями 4-го уровня, но отличающихся от них по составу трудовых действий и соответствующих им компетенций, а также включает дополнительные трудовые функции: «Приемка и обеспечение ввода в эксплуатацию строительных машин и механизмов» и «Руководство работниками подразделения, осуществляющего обеспечение строительной организации строительными машинами и механизмами».

Таким образом, 5-й квалификационный уровень содержит описание следующих 8 трудовых функций.



В/01.5

Планирование обеспечения производственной деятельности строительной организации строительными машинами и механизмами

В/02.5

Заключение и контроль исполнения договоров поставки строительных машин и механизмов

В/03.5

Обеспечение ввода строительных машин и механизмов в эксплуатацию

В/04.5

Обеспечение соблюдения порядка учета и правил хранения строительных машин и механизмов

В/05.5

Планирование и координация проведения мероприятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту строительных машин и механизмов

В/06.5

Обеспечение эффективности использования строительных машин и механизмов

В/07.5

Составление, оформление и контроль ведения плановой, учетной и отчетной документации по обеспечению строительной организации строительными машинами и механизмами

В/08.5

Руководство работниками, осуществляющими обеспечение строительной организации строительными машинами и механизмами

Следует отметить, что отнесение описанных в проекте профессионального стандарта трудовых функций к разным квалификационным уровням, обусловлено, прежде всего, различиями в показателе «сложность деятельности», выражающимися в особенностях методов и приемов, используемых работником для решения профессиональных задач, возникающих при осуществлении им деятельности по обеспечению строительного производства строительными машинами и механизмами.

Указанные отличия в проекте профессионального стандарта выражаются в наличии дополнительных трудовых действий и/или профессиональных компетенций в составе трудовых функций, отнесенных к более высокому квалификационному уровню.

Так, например, трудовая функция В/01.5 («Планирование обеспечения производственной деятельности строительной организации строительными машинами механизмами») в отличие от трудовой функции А/01.4 («Планирование обеспечения производственного подразделения строительной организации строительными машинами и механизмами») включает дополнительные трудовые действия, такие как «Определение сводной плановой потребности строительного производства в строительных машинах и механизмах»; «Распределение строительных машин и механизмов, находящихся в собственности и в пользовании строительной организации, между производственными подразделениями строительной организации» и т.п.

Помимо приведенного выше примера очевидных различий в описании трудовых функций, относимых к разным квалификационным уровням, следует обратить внимание и на различия в формулировках, используемых при описании подавляющего большинства трудовых действий, обеспечивающих выполнение схожих по содержанию трудовых функций, выполняемых на разных квалификационных уровнях.

Так, например, трудовому действию «Контроль соблюдения правил эксплуатации строительных машин и механизмов в производственном подразделении строительной организации », входящему в состав трудовой функции А/04.4 («Планирование и контроль проведения мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту строительных машин и механизмов, находящихся в пользовании производственного подразделения строительной организации») на 5-ом квалификационном уровне, соответствует трудовое действие «Планирование и координация проведения мероприятий по проверке соблюдения правил эксплуатации строительных машин и механизмов производственных подразделениях строительной организации», входящее в состав трудовой функции В/05.5 («Планирование и координация проведения мероприятий по техническому обслуживанию и текущему ремонту строительных машин и механизмов). Аналогичным образом различается и описание компетенций, необходимых для выполнения указанных трудовых действий.

Помимо описанных выше особенностей в описании трудовых действий, относимых к разным квалификационным подуровням, необходимо обратить внимание на различия основных путей достижения квалификации 4-го и 5-го квалификационных уровней.

Так, для достижения профессиональной квалификации, соответствующей 5-му квалификационному уровню, необходимо наличие обучения исключительно по программам профильного высшего образования по направлению профессиональной деятельности (или непрофильного, но с соответствующей профильной профессиональной переподготовкой), а для 4-го квалификационного уровня допускается обучение по программам среднего профессионального образования (или непрофильного, но с соответствующей профильной профессиональной переподготовкой). Естественно с учетом необходимого опыта работы для каждого из квалификационных уровней.

Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта

2.1. Этапы разработки профессионального стандарта

Последовательность разработки профессионального стандарта «Специалист в области обеспечения строительного производства строительными машинами и механизмами» обусловлена логикой функционального анализа профессиональной деятельности и Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации №170-н от 29.04.2013). В соответствии с указанными документами были установлены и осуществлены следующие этапы:



а) подготовка проекта профессионального стандарта, включающая:

  • формирование рабочей (экспертной) группы, в состав которой входят эксперты, обладающие практическим опытом руководства строительными организациями разных типов; эксперты в области управления и администрирования, эксперты в организации строительного производства, эксперты, обладающие опытом разработки образовательных программ дополнительного профессионального образования для данной категории работников;

  • проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;

  • проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации по виду профессиональной деятельности и по отдельным трудовым функциям в этой области;

  • формирование репрезентативной выборки организаций;

  • проведение опроса работников организаций, представляющих руководителей и ведущих специалистов соответствующего профиля;

  • подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся к двум уровням квалификации.

б) проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, в том числе:

  • размещение проекта профессионального стандарта на сайте ответственной организации разработчика – НОСТРОЙ;

  • размещение проекта профессионального стандарта на сайте Минтруда России;

  • проведение межрегиональных круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений;

  • сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта.

  • проведение анкетирования и интервью со специалистами в области строительства и управления организацией.

в) доработка и согласование проекта профессионального стандарта, которая включала:

  • внесение изменений в содержимое проекта профессионального стандарта с учетом высказанных в процессе обсуждения замечаний;

  • согласование проекта профессионального стандарта с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и профессиональными союзами федерального уровня;

  • представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России.

2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций

Ответственной организацией  разработчиком профессионального стандарта «Специалист в области обеспечения строительного производства строительными машинами и механизмами» является Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), представляющая мнение более 250 строительных объединений по актуальным проблемам деятельности строительной отрасли.

Организациями  разработчиками являются ООО «Агентство регионального и корпоративного развития» и ФГБУ «НИИ труда и социального страхования» Минтруда России  ведущий научно-исследовательский, экспертно-аналитический, консультационный и образовательный центр, проводящий прикладные и фундаментальные исследования по вопросам социальной политики и трудовых отношений, в том числе по вопросам разработки профессиональных стандартов.

Кроме этого, в состав рабочей группы по разработке профессионального стандарта вошли специалисты следующих организаций, имеющих признанный опыт в разработке профессиональных стандартов и организации соответствующих типов исследований, а также накопили значительные объемы экспертных знаний, статистических и аналитических данных в области строительства:


а) строительные организации и их объединения:

  • Общероссийское межотраслевое объединения работодателей «РОССИЙСКИЙ СОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ»;

  • ООО СМС «Стройинвест»;

  • ООО «СТ Инжиниринг».

б) образовательные организации и их объединения:

  • Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ;

  • ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет»;

  • ФАОУ ДПО «Государственная академия строительства и ЖКХ»;

  • Институт дополнительного профессионального образования ГАСИС НИУ ВШЭ;

  • Международная общественная организация «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (АСВ).

в) организации, специализирующиеся на разработке профессиональных стандартов:

  • ООО «Институт развития квалификаций и компетенций в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве».

Выбор организаций осуществлялся на основе следующих критериев представительства:

  • представительство общественных организаций, объединяющих строительные организации разных типов, обладающих разветвленной региональной структурой и имеющих в своем составе экспертов, удовлетворяющих требованиям, указанным в п. 2.3 настоящей пояснительной записки;

  • представительство строительных организаций разных типов;

  • представительство общественных организаций, объединяющих образовательные организации, и ведущие образовательные организации имеющие в своем составе экспертов, удовлетворяющих требованиям, указанным в п. 2.3 настоящей пояснительной записки

Сведения об организациях, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении № 1 к пояснительной записке.

2.3. Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов

В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области строительства, руководители и главные инженеры строительных организаций, специалисты в области обучения и развития персонала, другие специалисты.

В соответствии со спецификой деятельности по разработке профессиональных стандартов основными критериями в процессе отбора экспертов были следующие:


  • уровень компетентности эксперта в области разработки профессиональных стандартов, а также в области материально-технического обеспечения строительного производства (учитываются: профиль и уровень образования, профиль деятельности (насколько тесная связь с обозначенной областью), предшествующий опыт работы в области разработки профессиональных и образовательных стандартов);

  • полнота охвата группой разработчиков всех видов деятельности внутри профессионального стандарта;

  • степень объективности эксперта-участника при оценке, обобщении и анализе данных, принятии решения по формированию содержания профессионального стандарта.

Список отобранных в соответствии с данными требованиями экспертов приведен в дополнительных материалах к пояснительной записке.

2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 21.07.2014);

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014);

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 21.07.2014);

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013);

  • Трудовой кодекс Российской Федерации от 10.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 28.06.2014);

  • Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ред. от 21.07.2014);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (ред. от 26.03.2014);

  • Постановление Госкомстата РФ от 11.11.1999 № 100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ»;

  • СН 494-77. «Нормы потребности в строительных машинах», утверждены Постановлением Госстроя СССР от 25.04.1977 № 49;

  • МДС 12-50.2009. «Нормирование потребности в строительных ручных машинах и инструменте».

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница