Пояснительная записка: к курсу «Психология лиц с нарушением речи»




страница1/8
Дата13.08.2016
Размер1.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 8. «Психология лиц с нарушением речи»

050716.65 «Специальная психология»

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

1.1 Автор программы: Онопа О.А., старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ.
1.2 Рецензенты: старший преподаватель кафедры СПиСП Пельтихина Ю.В., к.п.н., доцент филиала НОУ ВПО СФГА в г. Мурманске Гошева Е.Н.

1.3 Пояснительная записка:
к курсу «Психология лиц с нарушением речи»

Программа курса предназначена для студентов III курса (5 семестр) факультета специальной педагогики и психологии, обучающихся по специальности «Специальная психология» (очная форма обучения).



Курс рассчитан на 30 часов лекционных занятий и 30 часов практических занятий, 12 часов лабораторных занятий. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде контрольной работы. Итоговая аттестация в виде экзамена. Самостоятельная работа студентов (108 часов) слагается из углубленного изучения рекомендованной литературы для подготовки к практическим, лабораторным занятиям и экзамену; освоения методики составления психолого-педагогической характеристики на ребенка с нарушением речи; формирования умений правильно выстраивать процесс коррекции познавательной и эмоционально-волевой сферы детей-логопатов, вести профилактику интеллектуальных и личностных нарушений у лиц с речевой патологией.

Психология лиц с нарушением речи – это отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера, поэтому изучение курса является необходимым звеном в подготовке специалиста-специального психолога.



Цель данного курса – сформировать представления студентов об особенностях эмоционально-личностной и познавательной сфер логопатов.

Задачи курса:

  1. Изучение специфики психического развития при первичных речевых нарушениях различной степени тяжести и этиологии.

  2. Изучение особенностей личностного и социального развития у детей с речевой патологией.

  3. Определение перспектив развития детей с нарушениями речи и эффективных средств воспитания и образования.

  4. Разработка методов психологической коррекции и профилактики речевых нарушений в детском возрасте.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями, навыками и уметь использовать их на практике:

  • знать теоретические основы логопсихологического обследования лиц, страдающих речевыми расстройствами;

  • иметь представление об основных методиках обследования и коррекции неречевых процессов у логопатов;

  • уметь применять рассмотренные в ходе курса знания для проведения квалифицированного логопсихологического обследования и анализа его результатов;

  • уметь планировать коррекционную работу по преодолению отклонений в неречевой сфере у лиц с нарушенным речевым развитием.

Курс базируется на разработках Г.А. Волковой, Л.С. Волковой, А.В. Ястребовой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Чиркиной и др.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Речевые нарушения. Структура речевого дефекта. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений. Психологические особенности детей с различной речевой патологией. Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности. Психологические особенности заикающихся. Социально-психологические проблемы лиц с нарушениями речи. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа





1.

050716 «Специальная психология»

3


5

180

72

30

30

12

108

экзамен


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


1.

Речевые нарушения. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений.

4

4







8
















2.

Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.

8

4

4




20
















3.

Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи.

2

2

























4.

Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.

10

4

6






















5.

Психологические особенности заикающихся

6

2

4

4

10
















6.

Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи.

10

4

6




10
















7.

Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.

14

4

10




20
















8.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

4

4




8

20
















9.

Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

2

2







20



















ВСЕГО




30

30

12

108















1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


«Психология лиц с нарушениями речи»
Тема 1. Речевые нарушения. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений.
Предмет и задачи логопсихологии. Понятие о нарушении речи. Этиология нарушений речи. Классификация нарушений речи. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации.
Тема 2.Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.
Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи. Проблема обучаемости. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта. Понятие компенсации и сверхкомпенсации. Принципы воспитания детей с проблемами развития. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.
Тема 3.Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи.
Психологические особенности детей с системными и локальными нарушениями речи. Психологические особенности детей с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией, заиканием, дислалией, при ОНР.. Психологическая характеристика овладения письмом и чтением детьми-логопатами. Риск дислексии и дисграфии.
Тема 4.Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.
Особенности восприятия, памяти, мышления, внимания при различной речевой патологии. Особенности познавательной деятельности при дизартрии у детей с ДЦП.
Тема 5.Психологические особенности заикающихся.
Особенности поведения, общения и деятельности при заикании у детей, подростков и взрослых.
Тема 6.Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи.
Проблемы общения. Проблемы интеграции в общество.
Тема 7. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.
Задачи психолого-педагогического изучения логопатов. Организационные, эмпирические, интерпретационные и математико-статистические методы изучения.
Тема 8. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.
Обучение и воспитание детей с нарушениями речи и ТНР в системе учреждений образования. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи и ТНР в системе учреждений здравоохранения.
Тема 9. Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.
Первичная профилактика. Вторичная профилактика. Третичная профилактика.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Речевые нарушения. Виды речевой патологии. Классификация речевых нарушений.

1.Составление таблицы «Речевые нарушения» со следующими колонками: нарушение, его краткая характеристика.(по данным кн. «Логопедия» под ред. Волковой Л.С.,1998.

2. Составление схемы «Системные и локальные нарушения речи»



8

выполнение тестов

2.

Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.

Составление обобщающей таблицы «Психологические особенности детей с различной речевой патологией» с колонками: нарушение речи, психологические нарушения.(по данным лекций и литературе, изученной в ходе практ. зан.)

20

выполнение тестов

3.

Психологические особенности заикающихся

Подготовка консультации для родителей заикающихся дошкольников, школьников.

10

Защита работы на ПР

4.

Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи.

Изучение материалов хрестоматии «Выживание, защита, развитие и интеграция в обществе детей с ограниченными возможностями». Сост.И.А. Архип, 1999.

10.

выполнение тестов

5.

Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.

Выбор методики для психологического обследования дошкольника (школьника) с речевой патологией. Подготовка иллюстративного материала. Планирование будущего исследования.(см. лит-ру к занятию 6)

20

Защита исследования на ПР.

6.

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с речевыми нарушениями.

Подведение итогов психологического исследования, их оформление. Формулирование рекомендаций для родителей, педагогов. Подготовка к защите своего исследования перед аудиторией.(см. литературу к занятию 6)

20

7.

Профилактика нарушений интеллектуального и личностного развития у детей с речевой патологией.

Подготовка развивающей игры по профилактике нарушений развития того или иного процесса, особенности личности и т.д. у детей-логопатов.(см. лит-ру к практ. зан.)

20

Защита работы на ПР.



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу



ПЛАНЫ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ


Лабораторные занятия.
Тема 1. Психологические особенности детей и подростков, страдающих заиканием. (4 часа)
План:

1. Посещение учреждения для детей и подростков с заиканием, беседа с психологом об особенностях данной группы лиц.

2. Наблюдение за особенностями общения и поведения заикающихся.

Тема 2. Обучение и воспитание детей с НР и ТНР в системе учреждений образования и здравоохранения. (8 часов)


План:

1.Посещение учреждений для обучения и воспитания детей с ТНР, НР (ДОУ, СШ, школа-интернат 5 вида, логопедический кабинет при детской поликлинике), беседа с логопедами, психологом.

2. Обследование ребенка-дошкольника или школьника с речевой патологией по следующему плану:

  • Анкетные данные о ребенке: фамилия, имя, отчество; год рождения; время проведения обследования.

  • Анамнез: здоровье родителей, особенности раннего развития ребенка, перенесенные заболевания.

  • Данные клинического обследования: физическое состояние, зрение, слух, неврологический статус, психическое здоровье.

  • Результаты логопедического обследования разных сторон речи: звуковой, лексико-грамматической, мелодико-интонационной, темпо-ритмической, письменной. Особенности общей, мелкой и речевой моторики.

  • Познавательная деятельность: внимание (произвольность, устойчивость, переключаемость), восприятие (зрительное, слуховое, тактильное; темп, объем, точность, полнота; восприятие цвета, формы, величины. Пространства), мышление (наглядная и словесно-логическая формы), память (запоминание: быстрота, полнота, прочность; воспроизведение: осмысление, точность, полнота; преобладающий тип памяти). Характеристика учебной деятельности: владение приемами учебной работы, умение планировать и организовывать свою учебную деятельность, приемы контроля и самоконтроля, отношение к оценкам своей деятельности, успеваемость и дисциплина. Игровая деятельность: выбор игрушек, адекватность их использования, проявление и стойкость интереса к игрушкам, понимание игровой ситуации и умение участвовать в игре; характер игровых действий(манипуляции, процессуальная игра, игра с элементами сюжета, сюжетно-ролевая игра).

  • Эмоционально-волевая сфера и межличностные отношения: преобладающие настроения, активность, целеустремленность, самооценка, критичность, реакция на затруднение и неудачи; контактность, особенности общения со взрослыми и детьми, место в детском коллективе. Особенности межличностных отношений в группе детей: наличие дружеских пар, группировок по интересам; наличие в коллективе «лидера», «звездочек», «изолированных»; характер отношений в группе мальчиков и девочек.



Практические занятия.
Занятие 1,2. Структура речевых дефектов. Психологические особенности детей с различной речевой патологией.(4 часа)

План.



  1. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи.

  2. Проблема обучаемости.

  3. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  4. Понятие компенсации и сверхкомпенсации.

  5. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  6. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности психической деятельности детей с нарушениями речи.

  2. Проблема обучаемости.

  3. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязях в системе дефекта.

  4. Понятие компенсации и сверхкомпенсации.

  5. Принципы воспитания детей с проблемами развития.

  6. Учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития.

  7. Общие и специфические закономерности психического развития детей с речевой патологией.

Задания для самостоятельной работы:

Конспектирование статей:

  1. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет //

Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.

  1. Родионова Г. С.Развитие творческого воображения дошкольников с недоразвитием

речи в ходе работы со сказкой / Родионова Г. С.// Психология обучения. - 2011. - № 8.

- С. 30-38.


Литература

Основная:


  1. Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2008.

  2. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / Завгородняя О. И. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 56-58.

  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  4. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Левина Р. Е. ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - М., 2005.

  5. Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 2008.


Дополнительная:

  1. Вакуленко Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Вакуленко Л. С., Онопа О. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2011.

  2. Елецкая О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. - М., 2003.

  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией : [метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа]. - Мурманск, 2011.

  4. Серебрякова О. В. Игровые методы диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / Серебрякова О. В. // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 114-123.

  5. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления : метод. рекомендации / Шохор-Троцкая М. К. - М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2002.



Занятие 3,4,5. Соотношение проявлений речевого недоразвития и особенностей познавательной деятельности.(6 часов)

План.


  1. Особенности восприятия при различной речевой патологии.

  2. Особенности памяти при различной речевой патологии.

  3. Особенности мышления при различной речевой патологии.

  4. Особенности внимания при различной речевой патологии.

  5. Особенности познавательной деятельности при дизартрии у детей с ДЦП.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности восприятия при различной речевой патологии.

2. Особенности памяти при различной речевой патологии.

3. Особенности мышления при различной речевой патологии.

4. Особенности внимания при различной речевой патологии.

5. Особенности познавательной деятельности при дизартрии у детей с ДЦП.


Задания для самостоятельной работы:

работа с литературой (конспектирование):

  1. Лалаева Р.И., Гермаковска А. Особенности симультанного анализа и синтеза у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи// Дефектология. – 2000. - №4. – С.17

  2. Новикова Г.Р. Состояние высших психических функций у детей, поступающих в I класс общеобразовательной школы (по результатам нейропсихологического обследования)// Дефектология. – 2000. - №2. – С.51.

  3. Рожкова Л.А. Особенности реактивности полушарий мозга при восприятии зрительной вербальной информации у детей с нарушениями речи и памяти// Дефектология. – 2000. - №2. – С.13.

  4. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушениями речи 6-7 лет//Дефектология. – 2000. - №4. – С.74.

  5. Фотекова Т.А. Состояние и динамика высших психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития//Дефектология. – 2003. - №1. – С.23.

Литература



Основная:


  1. Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2008.

  2. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / Завгородняя О. И. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 56-58.

  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  4. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Левина Р. Е. ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - М., 2005.

  5. Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 2008.


Дополнительная:

  1. Вакуленко Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Вакуленко Л. С., Онопа О. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2011.

  2. Елецкая О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. - М., 2003.

  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией : [метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа]. - Мурманск, 2011.

  4. Серебрякова О. В. Игровые методы диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / Серебрякова О. В. // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 114-123.

  5. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления : метод. рекомендации / Шохор-Троцкая М. К. - М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2002.



Занятие 6,7, Психологические особенности заикающихся.(4 часа)

План.


  1. Степень фиксированности на своём речевом дефекте.

  2. Особенности поведения при заикании у детей, подростков и взрослых.

  3. Особенности общения при заикании у детей, подростков и взрослых.

  4. Особенности деятельности при заикании у детей, подростков и взрослых.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Особенности поведения при заикании у детей, подростков и взрослых.

2.Особенности общения при заикании у детей, подростков и взрослых.

3.Особенности деятельности при заикании у детей, подростков и взрослых.


Задание для самостоятельной работы:

Работа с литературой (конспектирование):


  1. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / Акименко В. М. - Ростов н/Д : Феникс, 2011.

  2. Бугоркова А. В. Личностные особенности детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи (ФФН) / Бугоркова А. В. // Логопедия сегодня. - 2010. - № 4. - С. 30-32.

  3. Коррекция нарушений речи с использованием биоуправления / Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Лазарева О. Ю., Сарайкина Н. В. // Школьные технологии. - 2011. - № 3. - С. 139-142.

  4. Типсина Н. М. Коррекционно-развивающие технологии в работе с речевыми нарушениями детей в условиях социально-реабилитационного центра / Типсина Н. М. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2011. - № 1. - С. 31-58.

Литература

Основная:


  1. Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2008.

  2. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / Завгородняя О. И. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 56-58.

  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  4. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Левина Р. Е. ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - М., 2005.

  5. Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 2008.


Дополнительная:

  1. Вакуленко Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Вакуленко Л. С., Онопа О. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2011.

  2. Елецкая О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. - М., 2003.

  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией : [метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа]. - Мурманск, 2011.

  4. Серебрякова О. В. Игровые методы диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / Серебрякова О. В. // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 114-123.

  5. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления : метод. рекомендации / Шохор-Троцкая М. К. - М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2002.

.
Занятие 8,9,10. Социально-психологические проблемы лиц с нарушением речи. (6 часов)

План.


  1. Особенности эмоционально-личностных качеств у детей с нарушениями речи.

  2. Общение ребенка-логопата с окружающими людьми.

  3. Характеристика самооценки и уровня притязаний при речевой патологии.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Проблемы общения.

  1. Проблемы интеграции в общество.

  2. Основные документы, касающиеся вопросов выживания, защиты, развития и интеграции в обществе детей и взрослых с ограниченными возможностями.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и представить варианты интеграции лиц с нарушениями речи в общество.(работа в группах).

Литература



Основная:


  1. Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2008.

  2. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / Завгородняя О. И. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 56-58.

  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  4. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. Пособие для студ. Мед. Пед. Учеб. Заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  5. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Левина Р. Е. ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - М., 2005.

  6. Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 2008.



Дополнительная:

  1. Елецкая О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. - М., 2003.

  2. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления : метод. рекомендации / Шохор-Троцкая М. К. - М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2002.

  3. Вакуленко Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Вакуленко Л. С., Онопа О. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2011.

  4. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией : [метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа]. - Мурманск, 2011.

  5. Серебрякова О. В. Игровые методы диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / Серебрякова О. В. // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 114-123.



Занятие 11, 12. Задачи и методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией. (4 часа).

План.


  1. Задачи психолого-педагогического изучения логопатов.

  2. Организационные, эмпирические, интерпретационные и математико-статистические методы изучения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Задачи психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.

2. Методы психолого-педагогического изучения детей с речевой патологией.
Задания для самостоятельной работы:

работа с литературой (конспектирование):

1. Белопольская И.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб., 2001. – С. 244.



  1. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей//Дефектология. – 2000. - №3. – С.3.

  2. Исаев Д.Н. Принципы оценки психического развития/ Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб.:, 2001. – С. 60.

  3. Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами//Дефектология. – 2003. - №5. – С.45.



Литература


Основная:


  1. Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2008.

  2. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / Завгородняя О. И. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 56-58.

  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  4. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. Пособие для студ. Мед. Пед. Учеб. Заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  5. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Левина Р. Е. ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - М., 2005.

  6. Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 2008.



Дополнительная:

  1. Елецкая О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. - М., 2003.

  2. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления : метод. рекомендации / Шохор-Троцкая М. К. - М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2002.

  3. Вакуленко Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Вакуленко Л. С., Онопа О. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2011.

  4. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией : [метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа]. - Мурманск, 2011.

  5. Серебрякова О. В. Игровые методы диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / Серебрякова О. В. // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 114-123.


Занятие 13,14,15. Современные методики обследования и коррекции различных сторон психики у детей различных возрастных категорий.(6 часов)

План.


  1. Методики обследования и коррекции познавательных процессов.

  2. Методики обследования и коррекции эмоционально-волевой сферы.

  3. Методики обследования и коррекции личности и межличностных отношений.

  4. Принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (отсутствие речи при нарушениях слуховой функции, аутизме, умственной отсталости).

  5. Методики исследования готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.


Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Обследования и коррекции познавательных процессов.

2. Обследования и коррекции эмоционально-волевой сферы.


  1. Обследования и коррекции личности и межличностных отношений.

  2. Принципы дифференциальной диагностики при разграничении тяжелых речевых нарушений от сходных по внешним проявлениям состояний (отсутствие речи при нарушениях слуховой функции, аутизме, умственной отсталости).

  3. Исследование готовности детей с нарушениями речи к школьному обучению.


Задание для самостоятельной работы:

Показ и краткая характеристика перед аудиторией материала для обследования и коррекции той или иной стороны психики (по результатам лабораторного исследования).



Литература


Основная:


  1. Детская логопсихология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Спец. дошк. педагогика и психология" / под ред. В. И. Селиверстова. - М., 2008.

  2. Завгородняя О. И. Развитие тонких движений пальцев у детей с нарушениями речи / Завгородняя О. И. // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 9. - С. 56-58.

  3. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. пособие для студ. мед. пед. учеб. заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  4. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:Учеб. Пособие для студ. Мед. Пед. Учеб. Заведений/Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова.-М., 2001.

  5. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избранные труды / Левина Р. Е. ; [ред.-сост. Г. В. Чиркина, П. Б. Шошин]. - М., 2005.

  6. Логопедия : учебник для студ. дефектолог. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М., 2008.

  7. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Власовец. – М., 2003.

  8. Мартынова Г.Ю. Психологическая коррекция в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитии// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003. - №2. – С.13.


Дополнительная:

  1. Елецкая О. В. Коррекция дизорфографии у учащихся 5-6 классов : метод. рекомендации и упражнения / Елецкая О. В., Горбачевская Н. Ю. - М., 2003.

  2. Шохор-Троцкая М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления : метод. рекомендации / Шохор-Троцкая М. К. - М. : Ин-т общегуманит. исследований, 2002.

  3. Вакуленко Л. С. Логопсихология в таблицах и схемах : [учеб.-метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / Вакуленко Л. С., Онопа О. А. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск, 2011.

  4. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией : [метод. пособие для студ., обуч. по дефектол. спец.] / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; [авт.-сост. Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа]. - Мурманск, 2011.

  5. Серебрякова О. В. Игровые методы диагностики и коррекции межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи / Серебрякова О. В. // Психология обучения. - 2011. - № 8. - С. 114-123.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания:


Основная.
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница