Пояснительная записка хоровое пение одно из важных средств музыкально-эстетического воспитания учащихся. Являясь самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности, носящим массовый характер, учитывающим различные возрастные




Скачать 297.41 Kb.
Дата13.08.2016
Размер297.41 Kb.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хоровое пение – одно из важных средств музыкально-эстетического воспитания учащихся. Являясь самым доступным для всех активным видом музыкальной деятельности, носящим массовый характер, учитывающим различные возрастные категории, оно тем самым инициирует развитие музыкальной и общей культуры учащихся, которая в свою очередь выступает «гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизации».

Издавна песня везде сопровождала человека (рождение, крестины, свадьба, похороны, праздники и т.д.), что и нашло отражение в традициях народной песни, русской духовной (культуру знаменитого распева, духового концерта), светской музыки (петровские канты, панегирики), революционной, советской массовой песни и т.д. Именно хоровое пение часто ассоциируется у нас с поднятием национального духа и самосознания, воспитанием патриотизма и гражданственности. Помимо этого оно способствует привитию общечеловеческих ценностей и нравственных норм, развитию эстетических взглядов и художественного вкуса, воспитанию правильного понимания прекрасного в действительности и потребности самому участвовать в процессах созидания прекрасного в искусстве и жизни.

Хоровое пение – это коллективное музицирование в атмосфере творчества, взаимопомощи, ответственности каждого из учащихся за результаты общего дела. Закономерно, что коллектив в этом процессе является механизмом позитивной социализации личности способствующий развитию таких личностных качеств, как гуманность, эмпатия, толерантность, обеспечивающих успешность вхождения в общество растущего человека. Помимо этого хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством, открывая значительные перспективы для их музыкального самовыражения.

В связи с этим мы выделили в процессе реализации формирования гуманистических ориентиров на вокально-хоровых занятиях два взаимодополняющих условия:

- становление конкретной личности учащегося средней общеобразовательной школы через участие в хоровом коллективе;

- формирование хорового коллектива через участие в нем универсальной конкретной личности учащегося средней общеобразовательной школы.

Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыкальной интонации и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знания, причем без фиксированных самим ребенком усилий. Знакомство с музыкой различных эпох, жанров позволяет ребенку погрузиться на эмоциональном уровне в историческую ретроспективу, дает возможность ознакомить ребенка с исторической действительностью, жизнью и бытом других эпох и культур. Изучая особенности музыкальной культуры разных народов, у него появляется возможность понять специфику национальной души, эмоций и чувств, которые, отражаясь в культуре, показывают отношение народа к тем или иным нормам, ценностям. Таким образом, через понимание и принятие личностью культуры другого народа формируется положительное, толерантное отношение к данному народу.

Хоровая музыка создает условия для более полного погружения учащихся в поэтический текст, расширяет глубину восприятия художественной литературы, расширяет воображение обучаемых, помогает избежать односторонности в изучении литературного текста.

По вышеуказанным причинам актуальность и целесообразность обучения хоровому пению в системе школьного образования велика. Как отмечалось выше, процесс обучения пению в средней общеобразовательной школе это не только приобретение определенных навыков, но и развитие детского голоса, а также формирование личностных качеств ребенка. Хоровое пение, являясь комплексным процессом, затрагивающим физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка, активизирует развитие его творческой индивидуальности. Помимо этого происходит активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества. В связи с этим детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины, без творческого содружества которых создание теории и системы вокального воспитания детей невозможно.

За время обучения в хоровом классе учащиеся приобретают следующий комплекс вокально-хоровых навыков, способствующий более полному и глубокому раскрытию содержания произведений, актуализирующий личностно-значимый смысл для исполнителя и порождения художественных новообразований (на основе композиторского сочинения):

1. Бесшумно и одновременно брать дыхание по указанию дирижера. Свободное (без напряжения) пение с сохранением вдыхательной установки. Выработка смешанного типа дыхания Цепное дыхание.

2. Округлое формирование гласных букв, развитие подвижности голоса. Умение петь в мягкой, твердой и придыхательной атаке.

3. Осмысленно и ясно произносить текст. Четкое произношение согласных в конце слова. Разделительное произношение двух одинаковых согласных в конце слова. Раздельное произношение двух одинаковых согласных или гласных в конце одного и начале другого слова. Произношение текста на f и p, в очень быстром и очень медленном темпе. Выработка подвижности артикуляционного аппарата, губ, освобождение нижней челюсти.

4. Умение петь в хоре, соблюдая строй и ансамбль, по руке дирижера. Соблюдать динамический баланс и единую манеру звукоизвлечения.

5. Пение произведений с сопровождением и a cappella, различной фактуры изложения (унисон, гомофонно-гармоническая, полифоническая, смешанная).

6. Освоение важнейших приемов звуковедения: legato, marcato, staccato. Пение в различных темпах с агогическими изменениями. Постепенное, длительное ускорение темпа и замедление его.

7. Владение динамикой от pp до ff., Длительное крещендо и диминуэндо Акцент. Цезура как средство музыкальной выразительности (в отличие от цезуры, обозначающей дыхание). Фермата, филирование, subito f, p, sf, выделение ударных слогов в слове, слов в музыкальной фразе. Определение кульминации произведения. Точное исполнение ритмического рисунка. Пение закрытым ртом, как одним из элементов вокальной выразительности. Умение пользоваться красками хоровой звучности в зависимости от характера и стиля произведения. Владеть мимикой и артистичностью.

Таким образом, цель программы заключается в:

- раскрытии средствами хорового искусства творческого потенциала учащихся, воспитании высокого художественного вкуса, расширении культурного кругозора;

- формировании представления о вокальном эталоне звука (естественное, ненапряженное звучание, интонационно чистое, приятное по тембру);

- подготовке наиболее способных учащихся к продолжению музыкального образования в профессиональных учебных заведениях.

Задачи:

Воспитывающие:

- воспитывать у детей любовь к музыке, вокально-хоровому искусству;

- формировать культуру коллективного творчества (дисциплинированность, личную ответственность за общий результат, сдержанность и чувство такта в общении со сверстниками);

- развивать потребность в систематическом коллективном музицировании (способность к совместному эмоциональному порыву, умение тонко чувствовать и бережно относиться к духовному миру окружающих людей);

- способствовать становлению таких личностных качеств как гуманность, эмпатия, толерантность, выступающих гуманистическими ориентирами развития личности и общества;

- расширять музыкально-художественный кругозор детей, отбирая для этого только лучшие произведения русской и зарубежной классики, народную и современную музыку разнообразных жанров.



Обучающие:

- формировать и развивать основные хоровые навыки (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция, артикуляция и т.д.), постепенно усложняя задачи;

- укреплять интонационные навыки, необходимые для овладения исполнительским искусством слуховой культурой;

- укреплять дыхание учащихся, т.е. вырабатывать длительный фонационный выдох за счет развития мышц брюшного пресса и диафрагмы;

- развивать орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи;

- тщательно работать над художественным образом, до конца выявляя и воплощая его идейно-эмоциональный замысел.



Развивающие:

- способствовать общекультурному и эстетическому развитию учащихся;

- содействовать развитию речи, слуха, дыхания (способности управлять своим дыханием) через оптимизацию процесса вокально-хоровой деятельности;

- способствовать развитию музыкальной памяти, внимания, мышления;

- устранять страхи и психологические зажимы, тормозящие процесс творческой активности учащихся, создавая атмосферу для психологического и духовного оздоровления личности ребенка через моделирование ситуации успеха;

- сформировать бережное отношение детей к своему голосу (особенно в мутационный период); способствовать развитию артикуляционного аппарата.



Формы занятий

- «сводная» (общая) репетиция является основной формой занятий, на которой строится работа над основными компонентами хорового звучания, эмоционально-художественным образом и формой произведения;

- генеральный прогон, как отдельных произведений, так и всей программы в концертном исполнении;

- запись хоровых произведений или всей программы с последующим прослушиванием и обсуждением вместе с участниками хорового коллектива;

- прослушивание разучиваемых произведений в записи других исполнителей;

- групповые репетиции.



Вводный, текущий и итоговый виды контроля

Предусматривается вводная (первичная) диагностика, проверка изначальных, природных данных обучающихся в виде прослушивания (музыкальные способности и предрасположенность к музыкальным занятиям).

Прежде всего, обращается внимание на желание заниматься пением, эмоциональную отзывчивость на музыку и слово, на уровень развития музыкальной памяти (умение запомнить и повторить небольшие мелодические обороты в диапазоне первой октавы), чувства ритма, музыкального слуха, чистоты интонации. Кроме того, педагог учитывает уровень воспитанности диагностируемого (культура общения, степень коммуникабельности, манеры поведения).

Хотелось бы подчеркнуть, что вводная диагностика направлена не на осуществление отбора учащихся, а ставит другую цель: выявить уровень музыкальности ребенка и найти направление последующего музыкального развития.

Текущий и итоговый контроль успеваемости:

- сдача хоровых партий (индивидуальное прослушивание);

- участие в открытых концертах, открытых уроках в течение каждого учебного года;

- оценивание практической работы во время хоровых репетиций.



Требования к уровню освоения содержания программы

Учащиеся должны знать:

- основные части голосового аппарата, механизм их работы (звукообразование, голосообразование);

- музыкальные средства художественной выразительности, способы их исполнения;

- основные орфоэпические и дикционные особенности в вокально-хоровом исполнительстве;



уметь:

- выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения;

- уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);

владеть:

- в достаточной степени вокально-хоровыми навыками одноголосного и двухголосного пения;

- исполнительскими навыками коллективного музицирования, то есть петь в ансамбле, координируя свое исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т.д.);

- навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов, поиск их характеров, выявление конфликта).

На основе требований программы формируются следующие критерии оценок:

- уровень развития индивидуальных способностей обучающихся;

- отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);

- владение вокально-хоровыми навыками (наличие дикции, артикуляции, певческого дыхания);

- уровень и качество исполнения произведений в ансамбле и соло;

- степень выразительности, художественности исполнения.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Средний хор (5-8 кл.)

  1. Певческая установка;

Усвоение основных правил певческой установки и формирование навыка пения сидя и стоя.

Правила певческой установки:

- голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая;

- стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела;

- сидеть на краешке стула, также опираясь на ноги;

- корпус держать прямо, без напряжения;

- руки свободно лежат на коленях;

- сохранение ощущения постоянной внутренней и внешней подтянутости, в то же время без излишней напряженности.


  1. Дыхание

Дыхание перед началом пения бесшумное и одновременное дыхание по руке дирижера. Одновременный вдох и начало пения. Избавление от внешних неправильных движений при вдохе (поднятие плеч, излишняя старательность, шумный вдох и т.п.). Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения (темп, динамика, тесситура, длительности, штрих, слабая или сильная доля, фразировка, длина музыкальной фразы, образный строй). Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Выработка смешанного типа дыхания. Совершенствование навков «цепного» дыхания. Равномерное распределение дыхания на всю музыкальную фразу, не нарушая протяженности звучания, не допуская так называемых звуковых провалов.


  1. Звукообразование

Формирование единовременного вступления и извлечения звука по руке дирижера, развитие координации работы связок и дыхания. Воспитание слухового самоконтроля, развитие музыкально-слуховых представлений. Знакомство со всеми видами атаки, использование преимущественно мягкой атаки, сохраняющей чистоту тембра и создающей условия эластичной работы связок; использование твердой атаки для активизации репетиционного процесса; придыхательной – в целях раскрытия художественной образности произведения. Умение пользоваться всеми видами атаки в соответствии с художественно-образными задачами вокально-хорового произведения.


4. Звуковедение.

Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах. Осознанное управление регистровыми режимами в соответствии с конкретными условиями, представленными в произведении (тесситура, динамика, образный строй, штрихи, длительности, темп, фразировка, длина музыкальной фразы). Пение staccato, legato и non legato с использованием преимущественно краевого смыкания связок. Markato и non legato с использованием более плотного смыкания связок. Расширение динамического диапазона (нюансы – pp, p, mp, mf, f, ff).


5.Дикция

Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Взаимоотношение гласных и согласных в пении. Гласные – основа пения, требующие максимальной протяженности, согласные короткие, четкие, несколько утрированные (степень утрированности зависит от характера произведения). Отнесение внутри слова согласных к последующему слогу. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка навыка активного и четкого произношения согласных. Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp.


6. Ансамбль

Выработка активного унисона, единой певческой манеры, единообразия в произношении и звукообразовании, единых вокальных приемов и навыков при формировании звука, единых эстетических критериев, ритмической, дикционной и интонационной устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической и тембровой ровности при произнесении текста как внутри хоровой партии, так и между всеми партиями хора.

Умение находить правильное соотношение по интонации, силе, тембру, метроритму, агогике, дикции, речевой и музыкальной артикуляции с другими исполнителями своей партии; умения слышать свою партию и находить свое место в звучности хора в целом, что требует от каждого участника коллектива наличия специфической культуры, которая заключается в способности подчинить свое исполнительское «я» общей художественной концепции, коллективному замыслу.
7. Строй

Формирование точного звуковысотного интонирования певцами каждого голоса партитуры, каждой партии, соблюдение правил чистого интонирования ступеней лада и особенностей исполнения интервалов. Всестороннее развитие музыкального (вокального) слуха. Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен, канонов без сопровождения. Развитие музыкального, вокального, гармонического, мелодического и внутреннего слуха. Интонирование произведения в различных видах мажора и минора, владение навыками пения без сопровождения развернутых произведений различного стиля и жанра.


8. Формирование слухового самоконтроля

Активизация слухового внимания за звучанием своего голоса и хора в целом с использованием различного рода игровыми моментами в виде соревнований: умение давать оценку качеству звучания одного звука и целой фразы, сравнивать несколько вариантов звучания одного звука и то же звука или музыкального эпизода. Активное использование метода мысленного пропевания звука, музыкальной фразы или отрывка песни с четкой, но беззвучной артикуляцией при одновременном прослушивании данного звука (фразы, отрывка) в записи, в исполнении на музыкальном инструменте или голосом учителя. Беззвучная артикуляция активизирует голосообразующие органы, а внешнее восприятие эталонного звучания моделируется в сознании учащихся. Выработка сознательного критерия оценки качества звучания голоса.


9. Работа над формированием исполнительских навыков

Анализ словесного текста и его содержания. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Многообразие агонических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление в конце произведения, замедление и ускорение в середине произведения, различные виды фермат. Воспитание навыков понимания дирижерского жеста.


10. Формирование осмысленного исполнения

Расстановка логических ударений во фразах. Соблюдение правила: в простом предложении может быть только одно ударение, все остальные ударения в смысловых группах слов находятся в подчинении к главному. Определение границ музыкальных фраз, расстановка дыхания и смысловых цезур, определение кульминаций (главной и побочных), соотношение логических вершин текста с музыкальными кульминациями.

Кульминации выделяются с помощью динамики (сила звука) или штриха (tenuto) – большей продолжительностью слога, падающего на вершину в мелодии. Логические ударения в стихотворной фразе не всегда находятся в правильном соотношении с музыкальными (сильные слабые доли). При смещение необходимо смягчить ударный слог. Правильная расстановка цезур, или пауз, подобно знаку препинания, имеет смысловое значение. Всесторонний анализ музыкальных и литературных фраз, их осмысление и представление целостной картины произведения.

11. Формирование выразительного исполнения

Воспитание вкуса к выразительному, т.е. чистому, сочному, насыщенному, гибкому, теплому, динамически разнообразному и красивому звучанию. Опора на принципы единства эмоционального и сознательного, художественного и технического. Поиск максимального разнообразия звуковых красок и достижение возможно большей певучести, напевности. Глубокое и адекватное понимание содержания произведения всеми хористами. Эмоциональная окрашенность и художественная выразительность исполнения через музыкальные и специфически вокально-хоровые выразительные средства – интонация и слово, мелодия и гармония, тембр и звуковедение, штрихи и дикция, темп и метроритм, регистр и динамика, фразировка и агогика.


12. Формирование личностного способа отношения

к исполняемым произведениям

Осмысление содержания вокально-хорового произведения, раскрытие его художественно-образного строя, выявление эмоционального замысла композитора, передача соответствующего эмоционального состояния, проявление собственного отношения к содержанию произведения через глубокое его переживание и прочувствование. Личностное отношение к вокально-хоровому произведению актуализирует содержание и порождает новое эмоциональное качество, отмеченное чертами личности певцов-исполнителей.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средний хор для учащихся 5-8 кл.






Разделы дисциплины

Количество часов

Всего

теория

практика

1


Певческая установка

4

13

17

2


Дыхание

6

18

24

3


Звукообразование

9

11

20

4


Звуковедение

9

11

20

5


Дикция

8

13

21

6


Ансамбль

10

15

25

7


Строй

10

19

29

8

Формирование слухового самоконтроля

10

15

25

9

Формирование исполнительских навыков

9

12

21

10

Формирование осмысленного исполнения

8

17

25

11

Формирование выразительного исполнения

10

19

29

12

Формирование личностного способа отношения к исполняемым

произведениям


9

16

25


13


Концертная деятельность







7




Итого


102

179

288



Примерный репертуар для среднего хора (5-8 кл.)

  1. Русская народная песня «Ты река ль, моя реченька» (обр. Лядова)

  2. Русская народная песня «Тетушка-деленка» (обр. Э. Елисеевой-Шмидт)

  3. Л. Бетховен «Пастушья песенка»

  4. И. Дунаевский «Весна идет»

  5. Ю. Тугаринов «Вьюга», «Веселая история»

  6. В. Моцарт «Весенняя», «Цветы», «Колыбельная»

  7. Я. Дубравин «Джаз», «Вальс», «Веселый колобок»

  8. Ю. Антонов «Пусть вечным будет мир»

  9. А. Арутюнов «Весна»

  10. М. Леонидов, Н. Фоменко «Дай мне тепло твоих ладоней»

  11. А. Журбин «Парус дружбы»

  12. Г. Струве «Капризные ерши», «Матерям погибших героев»

  13. Дж. Каччини «Аве Мария»

  14. Ю. Чичков «Баллада о юнге» (С. Ковалева)

  15. Б. Кравченко «Прохор пек пирог», «Демьянова уха», «Двенадцать ершей», «Яков ловит раков»

  16. Р. Бойко «Веселый день»

  17. М. Славкин «Цап, цап, цап», «Утренние звуки»

  18. В. Ребиков «Веет утро прохладой»

  19. М. Мусоргский «Сказочка про то и про се» (из оперы «Б. Годунов»)

  20. С. Соснин «Родина», «Планета у нас голубая»

  21. Русская народная песня «Комарочек»

  22. Ф. Шуберт «В путь», «Куда?»

  23. В. Зотина «Патефон»

  24. А. Сапожников «Вейся, вейся, капустка»

  25. Ю. Юртова «Салям», «Родина-Урал»

  26. Б. Шестаков «Школьный вальс»

  27. Р. Газизов «Живи, моя земля»

  28. Чернышов «Этот большой мир»

  29. Р. Паулс «Идиллия летнего вечера»

  30. Ж. Векерлена «Менуэт эк зоде»

  31. Русская народная песня «Дома ль воробей?» (обр. А. Юрлова)

  32. А. Муфазалов «Песня об Уфе»

  33. М. Валеев «Горный ручей»

  34. Американская народная песня «Бубенчики» (переел. Дунаевского)

  35. С. Низаметдинов «Радуга»

  36. М. Гайдн «Вот опять уходит лето»

  37. Е. Адлер «Шар земной – это наш дом»

  38. Э. Григ «Лесная песнь»

  39. А. Гретри «Спор»

  40. М. Па рцхаладзе «Мотылек»


Методические рекомендации

по разучиванию вокально-хоровых произведений

  1. Мотылек. Музыка М. Парцхаладзе, слова В. Татаринова.

Легкое, задорное звучание наилучшим образом может быть передано дирижерским жестом staccato. Определенную сложность представляет показ дыхания в скором темпе (комбинированный жест). Следует разграничить функции рук в соответствии с мелодической самостоятельностью хоровых голосов. Следует обратить внимание на интонационную точность хроматических ходов, связанных с изменением тональности, а также на мелодическую выразительность хоровых голосов, что должно найти отражение в дирижерском жесте.

2. Весенняя. Музыка В. Моцарта, русский текст Т. Сикорской.

Песня исполняется легко, светлым звуком, подвижным. Трудность исполнения – стремление мелодии вверх, что требует очень легкого «близкого» звучания. Но и при движении мелодии вниз звук должен оставаться позиционно высоким. Следует поработать и над распеванием гласной на два-три звука. Для интонирования трудных мест полезно попеть упражнения на слоги до, ля, лю…

Дирижерский жест – легкое non legato.

3. Лесная песнь. Музыка Э. Грига, русский текст А. Ефременкова.

Исполняется песня светлым, легким звуком. Особое внимание следует обратить на точное интонирование полутонов и распевание слогов. Следует также обратить внимание на две слигованные ноты ре, вторую из них нужно обязательно точно выдержать, прислушиваясь к аккомпанементу, звучащему, как эхо. Особая роль в исполнении песни отводится выразительной передаче динамических оттенков, которые должны придать мелодии определенную эмоциональную окраску и характер. Дирижерский жест – legato.



  1. Спор. Музыка А. Гретри.

Песня поется мягким, подвижным звуком. Для этого лучше разучивать ее на слоги ля, лё. Двухголосие параллельное. Следует обратить внимание на декламационно-выразительную подачу текста, на акцентирование ударных гласных. Прямая речь выделяется легкой люфтпаузой. Распев одного слога на две восьмых желательно поучить отдельно, выпевая каждую восьмую на слоги лё, лю, ля. Рекомендуется отдельно поработать над окончаниями фраз, укрепив соблюдение пауз после четверти и половинной. Дирижерский жест - non legato.

5. Колыбельная. Музыка В. Моцарта – Б. Флисса



Характер песни требует мягкого, напевного, льющегося звука, спокойного темпа. Вокальная трудность заключается в характере звуковедения. Полезно петь мелодию на слог лю. Хроматические ходы шестнадцатых в конце песни можно подготовить как упражнения до начала разучивания песни. Следует точно выдерживать четвертные длительности в конце фраз, не затягивая их. Дирижерский жест - legato.

Используемая литература

  1. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательном учреждении: СанПиН 2.4.2.1178-02. М., 2003

  2. Конвенция ООН «О правах ребенка». – М., 2000

  3. Концепция и программа развития башкирского национального образования. – Уфа, 2000

  4. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». М., 2004

  5. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании». Уфа, 2005

  6. Педагогика. /Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Пед. наследие России 2006, - 640 с.

  7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. М.: Академия, 2006. – 512 с.

  8. Педагогика. /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. – 576 с.

  9. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.- 453 с.

  10. Подласый И.П. Педагогика. – М.: Просвещение, 2006. – 432 с.

  11. Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Уфа, 2004

  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование, 2006. – 856 с.

  13. Целевая программа «Дети Башкортостана». – Уфа, 2004

Литература для учителя

  1. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М., 2007

  2. Живов Р.Л. Хоровое исполнительство. – М., 2003

  3. Менабени А. Методы вокальной работы в школе.//Музыкальное воспитание. – М., 2006

  4. Огороднов Д.Е. Методика комплексного музыкально-певческого воспитания. М., 2006

  5. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2005

  6. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002

  7. Струве Г.А. Школьный хор. М., 2005

  8. Шелепина Л.И. Методика и практика работы с хором. М., 2006

  9. Юрлов А.А. Певческое воспитание как основа совершенствования исполнительской культуры певцов хора. М., 2003

Литература для учащихся

    1. Гульянц Е.И. Детям о музыке. М., 2006

    2. Кленов А.С. Там, где музыка живет. М.: Педагогика, 2005

    3. Коллинз С. Классическая музыка от и до. (перевод с англ. Т. Новиковой) – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001

    4. Левашова Г.Я. Музыка и музыканты. //Детская литература. Ленинград, 2007

    5. Очаковская О. Рассказы о музыке. – М., 2005


ПРИЛОЖЕНИЕ
Основные темпы и их метрономы


Темпы

ММ

Обозначения

Характеристики

Очень

медленные



40
46

52

56



Grave
Largo

Lento


Adagio

Важно, степенно, серьезно, значительно,

несколько торжественно

Широко, величаво, торжественно

Протяжно


Медленно

Медленные

60
66

69

76



Larghetto
Andante

Andantino

Sostenuto


Умеренно медленный темп, близкий к

Andante


Не спеша

Скорее, чем Andante

Сдержанно


Умеренные

80
84

88


Commodo
Maestoso

Moderato


Удобно; непринужденно, свободно, не

cпеша


Величественно, величаво, торжественно

Умеренно


Быстрые

108

120


132

Allegretto

Animato


Allegro

Оживленно (медленнее, чем Allegro)

Воодушевленно

Скоро, весело


Очень

быстрые


144

152


160

184


208

Allegro assai

Allegro vivace

Vivace

Presto


Prestissimo

Весьма скоро

Очень скоро

Живо, оживленно

Быстро


Очень быстро


Терминологический (тезаурус) минимум

по изучаемой дисциплине
Артикуляция – 1) способ исполнения звуков при пении с той или иной степенью связанности или расчлененности, например legato (связно), staccato

(отрывисто), non legato (связно). Артикуляция должна иметь обозначение в нотной записи и отображение в жесте дирижера. 2) работа органов речи, необходимые для произнесения звуков. В артикуляционной аппарат входят язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть, зубы, твердое небо, верхняя челюсть.


Ауфтакт – это жест предварения, играет в дирижировании огромную роль. Включает в себя три основных момента: внимание, дыхание, вступление. Ауфтакты бывают полные ( показываются полные доли тактов), неполные (доли, начинающиеся с паузы или не содержащие полной длительности) и дробленные.
Диапазон – это звуковой объем голоса от самого нижнего до самого верхнего звука.
Дивизи (от итал. divisi – разделенные) – временное разделение хоровых партий на 2, 3 и более голосов. Применение дивизии гармонически насыщает гармонической хоровое изложение, ослабляет в то же время силу звучания.
Дикция (от лат. Произнесение речи) – ясность, разборчивость произнесения текста.
Дирижерский аппарат – лицо (мимика, глаза, артикуляция), положение корпуса дирижера (плечевой пояс, корпус, ноги), а также руки в их составляющих – плечо, предплечье с локтевым суставом, кисть (пальцы, лучезапястный сустав).
Дирижирование – это искусство исполнения коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, ансамблем) посредством системы жестов, мимики, обеспечивающих понятное коллективу выявление художественного замысла произведения.
Имитация (от лат. подражание) – повторение каким-либо голосом темы (или мотива), непосредственно перед этим отзвучавшим в другом голосе, который во время имитации продолжает свое движение, образуя противосложение к ней.


Метр – последовательное чередование сильных и слабых долей в ритмическом движении. Сильная доля образует метрический акцент, при помощи которого музыкальное произведение делится на такты. Метры бывают простые (2, 3-дольные) с одной сильной доли в такте; сложные, состоят из нескольких простых; смешанные – из нескольких неоднородный простых (5, 7-дольные и др.)

Метроном – прибор для определения темпа.
Орфоэпия – правильность произношения текста.
Распевание хора – вокально-слуховая настройка певцов в начале занятий или перед концертом. Цель – подготовка каждого певца и всего хора к пению. Может продолжаться 12-15 минут и больше.
Ритм – организация музыкальных звуков в их временной последовательности.
Синкопа – акцент на слабой доле такта, возникающий из укорочения сильной доли или паузы на ней и удлинения слабой доли с последующей сильной.
Тактирование – показ темпа и метра музыкального произведения при помощи дирижерской сетки (графический рисунок).
Темп (лат. tempus – время) – скорость исполнения, выражается в частоте чередования метрических долей. Точный темп указывается при помощи метронома. Изменение темпа обозначается специальными терминами (ritenuto, accelerando и др.).
Тесситура – высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса. Может быть высокое, среднее (удобное для пения), низкое.
Фермата – знак продления звука (аккорда) или паузы на неопределенное время, подсказанное музыкальным чувством исполнителя.
Фразировка – отчетливое художественно-смысловое выделение музыкальных фраз и др. построений при исполнении музыкальных произведений.

Этические советы П.Г. Чснокова молодым дирижерам

(Чесноков П.Г. Хор и управление им. М., 1961. – С.237-239)



«Не берись за работу над сочинением, которое не воспринимаешь полностью своим сознанием и чувством»;
«Помни, что ты руководитель в своем деле, сознание ответственности поможет тебе в преодолении многих трудностей»;
«Если хор поет плохо, вини в этом не его, а себя»;
«Не приходи к хору с сочинением, предварительно тобой не изученным, не проанализированным всесторонне»;
«На занятиях с хором не будь груб – это унизит тебя в глазах хора, а делу принесет только вред»;
«Оставайся всегда строгим в требованиях к себе, как к дирижеру и как к человеку, это обеспечит нормальные взаимоотношения с хором»;
«Будь для хорового певца старшим товарищем в самом лучшем смысле этого слова, в то же время будь требователен в работе»;
«Изучай каждого певца как человека, вникай в его психологические особенности и сообразно этому подходи к нему»;
«Цени и уважай каждого певца, если хочешь, чтобы и тебя ценили и уважали в хоре; взаимное уважение и доброжелательство – необходимые условия для художественной работы»;
«Помни, что хоровое искусство является одним из проявлений человеческой культуры».

Примерный план

предварительной работы дирижера над партитурой


  1. Исторические сведения об авторах музыки и текста.




  1. Для какого возраста детей написано произведение (исходя из тесситуры, тематики, технических сложностей), исполнительский уровень (может исполняться в рамках урока музыки в школе, школьным хоровым коллективом).




  1. Художественная и воспитательная ценность произведения: основная идея и характер музыкального воплощения.




  1. Литературный текст: содержание, общая оценка художественных качеств, особенности текста – наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.




  1. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм; тесситура и диапазон.




  1. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.




  1. Форма произведения: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная и др.




  1. Исполнительский анализ: общий план художественного исполнения.




  1. Средства художественной выразительности (темп, агогика, динамический план, музыкальная фразировка – частная и главная кульминации, связь текста с музыкой, дикция). Характер дирижерского жеста.




  1. Репетиционный план


Принципы вокально-хоровой работы


  1. Развивать голос из примарных тонов постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.

  2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным:

а) никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им ;

б) петь в динамике;

в) ни одного повторения певческого материала без точно сформулированной задачи.

3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.

5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.

6. Работать без торопливости; критерий – не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.

7. На каждом занятии необходимо повторить выученное. С одной стороны оно является фундаментом для последующей работы, с другой – позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.



Примерная схема занятия по хору


  1. Подготовка голосового аппарата к пению

а) физиологические упражнения:

- «Крепкий выдох»

- «Шипящий выдох»

- «Йога»


- «Качаем насос»

- «Выдыхаем цветочный аромат»

б) артикуляционная гимнастика:

- «улыбка до ушей»

- «чистим зубы»

- «спрячем губы»

- «мимический театр»

- проговаривание текста шепотом

- чередование звучного и беззвучного произнесения текста

- скороговорки

2. Распевание

- упражнения в положении закрытым ртом;

- упражнения на гласные у, и, о, а, э;

- упражнения на слоги «ма», «ку». «па», «лю», «ам». «ням». «бим», «бом» …;

- упражнения на формирование звуковедения: «несем звук», «тянем звук как ниточку», «укалываем ноты иголкой», «звуки упругие как мячики»;

- упражнения технические (попевки) с различными штрихами;

- упражнения на разные виды атак.

3. Разучивание нового материала:

- настройка в тональности;

- пропевание мелодии на различные слоги в зависимости от характера;

- пропевание мелодии с закрытым ртом;

- пение со словами по фразам;

- соединение фраз;

- работа над штрихами (нежно-весело, громко-тихо, медленно-быстро, паузы, фермата..)

4. Работа над недавно выученным произведением:

- дикция (артикуляция)

- звуковедение

- звукообразование

- дыхание

- чистота интонирования

- ансамбль

- фразировка

5. Исполнение выученного произведения:

- план художественного исполнения (темп, динамика, фразировка, агогика, кульминация, дикция, связь текста с музыкой, осмысленное выразительное пение)



План аннотации к вокально-хоровому произведению


  1. Исторические сведения об авторах музыки и текста

  2. Для какого возраста детей написано произведение (исходя из тесситуры, тематики, технических сложностей), исполнительский уровень (может исполняться в рамках урока музыки в школе, школьным хоровым коллективом, хором детской музыкальной школы).

  3. Художественная и воспитательная ценность произведения: основная идея и характер музыкального воплощения.

  4. Литературный текст: содержание, общая оценка художественных качеств, особенности текста – наличие обращений, диалогов, наиболее значительные в выразительном отношении слова.

  5. Мелодия: характер мелодии, интонационная выразительность, интервалы, лад, размер, ритм; тесситура и диапазон.

  6. Фортепианное сопровождение: художественные достоинства, выразительность, доступность для детского восприятия.

  7. Форма произведения: одночастная, двучастная (запев, припев), куплетная и др.

  8. Исполнительский анализ: общий план художественного исполнения. Средства художественной выразительности (темп, агогика, динамический план, музыкальная фразировка – частные и главная кульминации, связь текста с музыкой, дикция). Характер дирижерского жеста.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница