Пояснительная записка Дисциплина Русский язык и культура речи затребована самой жизнью. В послеперестроечное время появились широкие возможности для самовыражения личности. Сняты многие ограничения в поведении человека



Скачать 455.72 Kb.
страница1/2
Дата07.08.2016
Размер455.72 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Дисциплина Русский язык и культура речи затребована самой жизнью. В послеперестроечное время появились широкие возможности для самовыражения личности. Сняты многие ограничения в поведении человека, в том числе в речевом поведении. В речи наших современников неумеренно стали употребляться просторечие, жаргон, элементы сниженного человека это понятно, хотя и недопустимо, то в речи человека с высшим образованием это нетерпимо. Поэтому почти во всех высших учебных заведениях и почти на всех факультетах после Перестройки введен курс Русского языка и культуры речи.

Первой задачей курса является привитие общей культуры речи, которая отличает всякого образованного (и культурного) человека.

К этой задаче добавляется другая. Выпускник должен хотя бы элементарно, хотя бы теоретически знать, что требуется от речи юриста и делового человека вообще. В самом начале курса студент узнает о двух признаках культурной речи: о ее правильности и эффективности. Правильность речи изучается в дисциплине Русский язык и культура речи. Эффективность – в риторике.

На семинарских и практических занятиях обращается внимание на правильное произношение гласных и безударных слогах, на сочетание согласных, на правильное ударение, на типичные ошибки, наблюдаемые в речи смолян. В разделе Лексика студент обнаруживает наличие строгих правил употребления слов, характерных для разных стилей: официально-делового, публицистического, научного и разговорно-бытового. В грамматике акцент делается на правильное изменение слов и на правильное сочетание языковых единиц друг с другом.



В целом целью курса является знание, что такое правильная и культурная речь. При этом обращается внимание на то, что речевая деятельность ограниченно вписывается во всю деятельность человека. А это значит, что надо быть культурным и порядочным человеком.

2. Распределение учебного времени по семестрам и видам занятий

а) Форма обучения: очная

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность за семестр

Всего часов

Аудиторн.

Самопод-готовка

лекции

семинары

КСР

Курсов. работы

1-й семестр

110

48

60

20

28

2




Зачет

Итого

110

48

60

20

28

2




Зачет


б) Форма обучения: очная (сокращенная)

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность за семестр

Всего часов

Аудиторн.

Самопод-готовка

лекции

семинары

Контр. работы

Курсов. работы

1-й семестр

110

44

66

30

14







Зачет

Итого

110

44

66

30

14







Зачет


в) Форма обучения: заочная (полная)

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность за семестр

Всего часов

Аудиторн.

Самопод-готовка

лекции

семинары

Контр. работы

Курсов. работы

1-й семестр

110

10

100

6

4

одна




Зачет

Итого

110

10

100

6

4

одна




Зачет


г) Форма обучения: заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность за семестр

Всего часов

Аудиторн.

Самопод-готовка

лекции

семинары

Контр. работы

Курсов. работы

1-й семестр

110

12

98

8

4







Зачет

Итого

110

12

98

8

4







Зачет


д) Форма обучения: заочная (сокращенная) на базе высшего образования

Семестры

Всего часов

В том числе по видам занятий

Отчетность за семестр

Всего часов

Аудиторн.

Самопод-готовка

лекции

семинары

Контр. работы

Курсов. работы

1-й семестр

110

12

98

8

4







Зачет

Итого

110

12

98

8

4







Зачет


3. Учебно-тематический план
а) Форма обучения: очная

п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

КСР

Лекции

Семинары

1.

Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

6

2

2

4




2.

Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

8

2

4

4




3.

Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

12

2

4

4




4.

Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

12

2

2

8




5.

Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

12

2

2

8




6.

Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

12

2

2

8




7.

Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

16

2

4

8




8.

Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

16

2

4

8




9.

Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

16

4

4

8







Итого:

110

20

28

60

2

Форма контроля: зачет


б) Форма обучения: очная (сокращенная)



п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

1.

Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

6

2




4

2.

Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

14

4

2

8

3.

Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

14

4

2

8

4.

Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

12

4

2

6

5.

Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

6

2




4

6.

Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

10

2

2

6

7.

Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

16

4

2

10

8.

Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

16

4

2

10

9.

Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

16

4

2

10




Итого:

110

30

14

66

Форма контроля: зачет


в) Форма обучения: заочная (полная)

п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

1.

Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

10







10

2.

Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

14

2




12

3.

Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

14

2




12

4.

Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

10







10

5.

Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

10







10

6.

Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

10







12

7.

Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

14







12

8.

Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

15

1

2

12

9.

Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

13

1

2

10




Итого:

110

6

4

100

Форма контроля: зачет
г) Форма обучения: заочная (сокращенная)

п/п

Наименование тем

Всего часов

Аудиторные занятия

Самост. работа

Лекции

Семинары

1.

Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

10







10

2.

Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

12

1

1

10

3.

Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

12

1

1

10

4.

Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

11

1




10

5.

Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

11

1




10

6.

Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

13

1




12

7.

Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

14

1

1

12

8.

Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

14

1

1

12

9.

Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

13

1




12




Итого:

110

8

4

98

Форма контроля: зачет

4. Последовательность прохождения дисциплины

а) Форма обучения: очная

п/п

Номер темы и наименование темы,

занятия и его вид

Количество часов

1.

Т.1.З.1. (л) Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

2

2.

Т.1.З.2. (с) Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

2

3.

Т.2.З.3. (л) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

4.

Т.2.З.4. (с) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

5.

Т.2.З.5. (с) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

6.

Т.3.З.6. (л) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

7.

Т.3.З.7. (с) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

8.

Т.3.З.8. (с) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

9.

Т.4.З.9. (л) Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

2

10.

Т.4.З.10 (с) Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

2

11.

Т.5.З.11. (л) Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

2

12.

Т.5.З.12. (с) Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

2

13.

Т.6.З.13 (л) Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

2

14.

Т.6.З.14 (с) Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

2

15.

Т.7.З.15 (л) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

16.

Т.7.З.16 (с) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

17.

Т.7.З.17 (с) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

18.

Т.8.З.18. (л) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

19.

Т.8.З.19. (с) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

20

Т.8.З.20. (с) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

21.

Т.9.З.21 (л) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

22.

Т.9.З.22 (л) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

23.

Т.9.З.23. (с) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

24.

Т.9.З.24 (с) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

25.

КСР

2



б) Форма обучения: очная (сокращенная)

п/п

Номер темы и наименование темы,

занятия и его вид

Количество часов

1.

Т.1.З.1. (л) Введение: сущность языка, языковая норма, национальный язык и норма

2

2.

Т.2.З.2. (л) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

3.

Т.2.З.3. (л) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

4.

Т.2.З.4. (с) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

5.

Т.3.З.5. (л) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

6.

Т.3.З.6. (л) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

7.

Т.3.З.7. (с) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

8.

Т.4.З.8. (л) Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

2

10.

Т.4.З.9. (л) Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

2

11.

Т.4.З.10 (с) Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения

2

12.

Т.5.З.11. (л) Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили

2

13.

Т.6.З.12 (л) Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

2

14.

Т.6.З.13 (л) Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

2

15.

Т.6.З.14 (с) Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы

2

17.

Т.7.З.15 (л) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

18.

Т.7.З.16 (л) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

19.

Т.7.З.17 (л) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

20

Т.7.З.18. (с) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

21.

Т.8.З.19. (л) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

22.

Т.8.З.20. (л) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

23.

Т.8.З.21 (с) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

24.

Т.8.З.22 (с) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

25.

Т.9.З.23. (л) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

26.

Т.9.З.24 (л) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

27.

Т.9.З.25 (с) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

в) Форма обучения: заочная (полная)

п/п

Номер темы и наименование темы,

занятия и его вид

Количество часов

1.

Т.2.З.1. (л) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема

2

2.

Т.3.З.1. (с) Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

3.

Т.7.З.3. (с) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа

2

4.

Т.8-9.З.4. (л) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные. Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

5.

Т.8.З.5 (с) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2

6.

Т.9.З.6 (с) Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2


г) Форма обучения: заочная (сокращенная)

п/п

Номер темы и наименование темы,

занятия и его вид

Количество часов

1.

Т.2-3.З.1. (л) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема. Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

2.

Т.2-3.З.2. (с) Фонетика: произношение гласных после согласных; гласные о/а, и/э, ы/э, ъ, ь; гласные верхнего и неверхнего подъема. Фонетика: согласные конца слова и в соседстве с твердыми; типы ударений; акцентологические нормы

2

3.

Т.4-5.З.3. (л) Лексика: лексика и окружающая действительность; лексические синонимы; переносные значения. Лексика: паронимы; фразеологизмы; научный и бытовой стили.

2

4.

Т.6-7.З.4. (л) Лексика: публицистический и официально-деловой стили; стиль художественной литературы. Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа.

2

5.

Т.8-9.З.5. (л) Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные. Грамматика: согласование сказуемого с подлежащим; синтаксическое лицо; причастные обороты; деепричастные обороты

2

6.

Т.7-8.З.6. (с) Грамматика: грамматические нормы; формы рода; формы числа. Грамматика: формы падежа; разряды прилагательных; числительные

2


5. Содержание дисциплины

Введение

Начальные лекции для студентов, специальностью которых не является филология, ставят целью дать общее представление о языке, его сущности, положении его в обществе и разновидностях родного языка. Только после этого возможно осознанное понимание нормы и связанного с ним сути культуры речи.

В соответствии с этим «Введение» включает такие моменты.

Язык - явление общественное, хотя и существует в индивидах. Есть три неопровержимых доказательства общественной природы языка.

Являясь общественным явлением, язык отличается от других общественных явлений: суда, искусства, науки и др. Язык является средством общения.

Русский язык является одним из наиболее развитых языков мира, поэтому в нем есть несколько разновидностей: литературный язык, просторечие, диалекты. Каждая из названных разновидностей имеет свои характеристики.

Юристу необходимо только поверхностно знать просторечие и диалекты: чтобы не применять их в процессе выполнения служебных функций. Зато ему довольно основательно нужно знать литературный язык.

Литературный язык - это обработанная специалистами разновидность национального языка, обязательная для всех носителей языка.

Обязательность владения литературным языком диктуется необходимостью специалиста быть в рамках существующей культуры. В процессе изучения языка студент знакомится не только с чисто языковыми нормами, но и с элементами этики и эстетики. В частности, это обязательно при усвоении стилей языка, при изучении форм вежливого обращения и т.д.

Литература


  1. К.С. Горбачевич. Нормы современного русского литературного языка. М.:
    Просвещение, 1979, 208 с.

  2. СИ. Ожегов. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М.: Высшая школа,
    1974.350 с.

  3. В.И. Кодухов. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. 346 с.

  4. Ф.М. Березин, Б.Н. Головин. Общее языкознание. М.: Просвещение, 1979. 414 с.

  5. Л.А. Введенская, А.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. Русский язык и культура речи.
    Ростов/н/Д: Феникс, 2001. 538 с.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница