Пояснительная записка Цели и задачи изучение учебного предмета




Скачать 151.12 Kb.
Дата04.06.2016
Размер151.12 Kb.



Пояснительная записка
Цели и задачи изучение учебного предмета

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 8 вида

Музыка формирует вкусы, развивает представления о прекрасном, способствует эмоциональному познанию объектов окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки.

Занятия музыкой способствуют разностороннему развитию школьника, адаптации его в обществе. Этому, в процессе обучения музыке и пению, будет способствовать соблюдение следующих принципов:

-художественность и культуросообразность содержания;

-коррекционная направленность обучения;

-оптимистическая перспектива образования;

-индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-комплексное обучение на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий.



Краткая характеристика сформированных знаний, общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по предмету на начало учебного года.

Учащиеся должны знать:

-наизусть 8-10 песен и самостоятельно исполнять их;

-примерное содержание прослушанных музыкальных произведений;

-основные музыкальные профессии, специальности;

Инструменты симфонического оркестра и их звучание: духовые деревянные(гобой, кларнет, фагот), духовые медные (туба, тромбон, валторна), ударные (литавры, треугольник, тарелки, бубен, ксилофон, кастаньеты), струнные инструменты;

-жанровые особенности программной музыки;

-правила поведения при занятиях любыми видами музыкальной деятельности.

Учащиеся должны уметь:

-осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков;

-самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение;

-выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения;

-пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям;

-осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях.



Предметные знания, умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с требованиями к уровню их подготовки.

Учащиеся должны знать:

-средства музыкальной выразительности;

-основные жанры музыкальных произведений;

-музыкальные инструменты;

-музыкальные профессии и специальности;

-особенности творчества изученных композиторов;

-особенности народного музыкального творчества;

-особенности взаимозависимости и связи музыки с другими видами искусства(литература, живопись, театр, кинематограф);

Учащиеся должны уметь:

-самостоятельно выразительно исполнять 10-12 песен;

-отвечать на вопросы о прослушанных произведениях;

-называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

-называть исполнителя- певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

-определять характер, идейное содержание произведения;

-определять ведущие средства музыкальной выразительности;

-создавать план прослушанного произведения;

-давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

-подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.

Сведения о примерной учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования автора и года издания.

Рабочая программа по предмету составлена на основе Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, сборник 1,

(Москва, издательство «Владос», 2014 год, под редакцией В. В. Воронковой)

Число часов по предмету определено Учебным планом Мамадышской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернатVIII вида на 2015-2016 год, составленного на основании Базисного учебного плана специальных (коррекционных) учреждений VIII вида (1 вариант), утвержденного приказом МО РФ № 29/2065 п. от 10.04.2002 г. и составляет 1 час в неделю.



Содержание учебного предмета.

Содержание программного материала уроков состоит из теоретического материала, различных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной(русской) музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по голам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

В работе с солистами и при инсценировании песен внимание учителя направляется на чистоту интонации, строя и ансамбля, Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамблевого чувства, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен.

Обучение учащихся старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в младших классах, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит основной минимум знаний о музыки и музыкальной деятельности.

При разучивании хоровых произведений, во время игры на инструментах, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, способах записи и фиксации музыки, непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов.

Система оценки достижения планируемых результатов.

Слушание музыки.

Оценка «пять»:

-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «четыре»:

-ответ правильный, но не полный, т. е. дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «три»:

-ответ правильный, но неполный. Средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя

Оценка «два»:

-ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Пение.

Оценка «пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование или допущены небольшие неточности, ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-допущены неточности в интонировании, исполнение ритмически правильно;

-пение недостаточно выразительное.

Оценка «три»:

-допускаются неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

Оценка «два»:

-исполнение неуверенное, невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.

Учебно-методическое обеспечение.

Д. Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Издательство «Музыка» Ленинградское отделение 1972 год

«Учите детей петь» Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет. Составители: Т. М. Орлова, С. И. Бекина. Москва «Просвещение» 1988 год

Д. Б. Кабалевский «Про трех китов и про многое другое» книжка о музыке для среднего и старшего возраста. Издательство «Детская литература» 1972 год.

Д. Б. Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?». Библиотека учителя музыки. Москва «Просвещение» 1989 год.

Наталья Кончаловская, Петр Синявский «Уроки музыки» . Все о музыкальных инструментах. Нотная азбука. Издательство «Планета детства» 2000 год.

«Музыкальная шкатулка» детские песни. Москва 1995 год.

«Популярный справочник-песенник». Москва «Музыка» 1991 год.

«Бу-ра-ти-но» песенник для детей выпуск 3 составитель В. Модель. Ленинград всесоюзное издательство «Советский композитор» 1988 год.

«Слушание музыки» в школе. Музыкальная хрестоматия. Составитель Н. Гродзенская. Выпуск 2. Издательство «Музыка» Москва 1973 год.

Использование Интернет-ресурсов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО МУЗЫКЕ И ПЕНИЮ

КЛАССЫ: 8А

УЧИТЕЛЬ: ПУГАЧЕВА Т.П.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ:



КЛАСС

ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

ПО ЧЕТВЕРТЯМ

ВСЕГО ЧАСОВ

I

II

III

IV



1

9

7

8

9

33

ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ VIII ВИДА. 5-9 КЛАССЫ. СБОРНИК 1, ГРУППА АВТОРОВ ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.В.ВОРОНКОВОЙ, МОСКВА, ГУМАНИТАРНЫЙ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ВЛАДОС, 2014 ГОД

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов


Календарные сроки


Пение


Слушание музыки

Музыкальные произведения для слушания

по плану

по факту

примечание















  1. ЧЕТВЕРТЬ






















1

«С чего начинается Родина?»

Из кинофильма

«Щит и меч»

Музыка Б. Баснера

Слова М.Матусовского


1

01.09







Прослушивание песни.Разучивание песни, пение попевок с полутоновыми интонациями, чтение текста под ритм аккомпанемента с четким произношением каждого слова, чистота интонирования, работа над отдельными мелодическими оборотами, спокойное дыхание.

Музыка как эмоциональный подтекст происходящего на экране, ее самостоятельное значение.

Средства музыкальной выразительности.

«А цыган идет»

Из кинофильма

«Жестокий романс»

Музыка А. Петрова

Слова Р. Киплинга

Русский текст

Г. Кружкова



2

«С чего начинается Родина»

Из кинофильма

«Щит и меч»

Музыка Б. Баснера

Слова М. Матусовского


1

08.09







Работа над песней: четкая дикция, ансамблевый строй, работа над качеством певческого звука, выразительное исполнение.

Связь песни с музыкой и словом в вокальном произведении, роль музыки в раскрытии содержания фильма.

«А цыган идет»

Из кинофильма

«Жестокий романс»

Музыка А. Петрова слова Р. Киплинга

Русский текст

Г. Кружкова



3

«Конопатая девченка»

Музыка Б. Савельева

Слова М. Пляцковского


1

15.09







Разучивание новой песни.

Прослушивание, Распевка (пение на одном звуке на разные слоги) , работа над дикционной ясности и четкости, точное интонирование в октавном унисоне, работа над. подвижностью и легкостью певческого звука



Роль музыке в раскрытии характеристики явлений и событий в фильме . Характер произведения, темп.

Инструменты эстрадного оркестра

Ф. Лей


«Мелодия»

Из кинофильма

«История любви»


4

«Конопатая девченка»

Музыка Б. Савельева

Слова М. Пляцковского


1

22.09







Распевка- пение звукоряда на слоги, разучивание песни: чистота интонирования, эмоционально- осознанное воспроизведение песни, самостоятельное пение после вступления, держать ансамблевый строй, пение по одному.

Музыка как эмоциональный подтекст происходящий на экране, ее самостоятельное значение.

Инструменты эстрадного оркестра и их звучание

Ф. Лей


«Мелодия»

Из кинофильма

«История любви»


5

«Не повторяется такое никогда»

Музыка С. Туликова

Слова М. Пляцковского


1

29.09







Прослушивание песни.

Чтение текста под ритм аккомпанемента, совершенствование певческих навыков (дыхание, дикция, звукообразование), воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей.



Характерные особенности танцевальной музыки, характер произведения

Основные средства музыкальной выразительности

А. Дворжак

«Славянский танец» ми минор


6

«Не повторяется такое никогда»

Музыка С. Туликова

Слова М. Пляцковского


1

06.10







Разучивание песни: распевка, совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре

( строй, ансамбль), самостоятельное пении после вступления, пение под инструментальную фонограмму






Повторение средств музыкальной выразительности

(темп, динамика, гармония , тембр




7

«Подмосковные вечера»

Музыка В. Соловьева-

Седого

Слова М. Матусовского



1

13.10







Чтение текста с четкой артикуляцией, пение песни караоке всем классом и по одному, пропевать все гласные буквы, показать характер песни, чистота интонирования.

Программная музыка имеющая в основе литературный сюжет, краткое содержание оперы, связь музыки с происходящем на экране, передача содержания песни.

Дж. Верди

«Песенка Герцега

Из оперы

«Риголетто»

Музыкальные специальности.


8


«Моя Москва»

Музыка И. Дунаевского

Слова С. Аграняна


1

20.10







Прослушивание песни, чтение текста с четкой артикуляцией, повторение пройденных песен.

Сведения о жанре музыкального произведения – токатта ,

Характер произведения, темп, лад



Мажорный лад, минорный лад

И. Бах


«Токатта» ре - минор

B W V 565



9

Угадай мелодию

1

27.10







Прослушивание пройденных песен.

Прослушивание пройденных произведений.







2 ЧЕТВЕРТЬ






















1

«Есть только миг»

Из кинофильма

«Земля Санникова»

Музыка А. Зацепина

Слова Л. Дербенева


1

10.11







Прослушивание песни.

Распевка ( пение мажорного трезвучия), чтение текста с дикционной четкостью и ясностью, разучивание мелодии с точным интонированием,



Музыка и кино

Музыка как эмоциональный подтекст происходящего на экране, ее самостоятель ное значение, ее роль в раскрытии сюжета.

Краткое содержание произведения, характер.


«Последняя поэма»

Из кинофильма

«Вам и не снилось»

Музыка А. Рыб – никова

Слова Р. Тагора русский текст

А. Адалис

Мажорное и минорное трезвучия


2

«Есть только миг»

Из кинофильма

«Земля Санникова»

Музыка А. Зацепина

Слова Л. Дербенева


1

17 11







Продолжение разучивание песни: добиваться выразительного исполнения песни, эмоционально – осознанное пение, округленность звука, самостоятельное пение после вступления, ансамблевый строй, пение. .по одному с инструментальным сопровождением.

Характер произведения, отличать мелодию в инструментальном произведении, музыка на релаксацию.

Л. Бетховен

«К Элизе»

Музыкальные специальности

( Дирижер)



3

«Песенка о медведях»

Из кинофильма

«Кавказская пленница»

Музыка.А. Зацепина

Слова Л. Дербенева


1

24.11







Прослушивание песни.

Разучивание песни: распевка (упражнение на чистое округленное интонирование) , чтение текста под ритм аккомпанемента, формирование легкого певучего звучания , длительность фраз исполнять на одном дыхании..



Классическая и эстрадная музыка, их взаимосвязь.

Характер прослушанного произведения. Связь музыки с сюжетом фильма, их взаимосвязь.



Средства музыкальной выразительности

Вступление к кинофильму

«Новые приключения неуловимых»

Музыка


Я. Френкеля

4

«Песенка о медведях»

Из кинофильма

«Кавказская пленница»

Музыка А. Зацепина

Слова Л. Дербенева


1

01.12







Разучивание песни.

Распевка ( пение звукоряда на слоги), самостоятельное начала пения после вступления, совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре

(дыхание, звукообразование), пение по одному под инструментальное сопровождение, чистота интонирования.


Нарисовать рисунок к прослушанному произведению, краткая характеристика произведения.

Средства музыкальной выразительности.

Вступление к кинофильму

«Новые приключения неуловимых»

Музыка


Я. Френкеля.

5

Сага «Я тебя никогда не забуду» Из рок – оперы

«Юнона и Авось»

Музыка А. Рыбникова

Слова А. Вознесенского



1

08.12







Знакомство с жанром произведения. Прослушивание песни.

Разучивание; распевка (пение с закрытым ртом), чтение текста с четким произношением всех слов, работа над отдельными. мелодическими оборотами, точное интонирование скачков в мелодии, округленность звучания звука, работа над дыханием



Связь музыки с кинофильмом, их самостоятельное значение, средства музыкальной выразительности.

Интонация в разговорной речи и в музыке.

Э. Морриконе

Музыка к кинофильмам.


6

Сага «Ятебя никогда не забуду» из рок – оперы

«Юнона и Авось»

Музыка А. Рыбникова

Слова А. Вознесенского



1

15.12







Разучивание песни: распевка (упражнение на чистое круглое интонирование), ровность напевность звучания, протяженное и округлое пение гласных, спокойное, но относительно быстрое произнесение согласных, длительность фраз, исполняемых на одном дыхании.


Определять ведущие средства музыкальной выразительности, определить характер и идейное содержание произведения.


Регистр (высокий, средний, низкий)

Э.Морриконе



Музыка к кинофильмам.

7


Угадай мелодию

1

22.12







Прослушивание пройденных песен.

Прослушивание пройденных произведений..






База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница