Пояснительная записка Цель курса «Искусство. Музыка»




Скачать 150.03 Kb.
Дата16.07.2016
Размер150.03 Kb.
Пояснительная записка
Цель курса «Искусство. Музыка» в 8-9 классах - развить опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:



  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством на примере музыки;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства и музыки в культурно-историческом процессе развития человечества;

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.

Программа состоит из девяти разделов. Содержание раскрывается в следующих учебных темах:

    • в 8 классе - «Искусство в жизни современного человека»; «Искусство открывает новые грани мира»; «Искусство как универсальный способ общения»; «Красота в искусстве и жизни»; «Прекрасное пробуждает доброе»;

    • в 9 классе – «Воздействующая сила искусства»; «Искусство предвосхищает будущее»; «Дар созидания. Практическая функция искусства»; «Искусство и открытие мира для себя».

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ 2004 года;

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089;

  • авторская программа «Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской /Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство. 8-9- классы. – М.: Просвещение, 2007;

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2014/2015 учебный год Министерством образования и науки РФ (приказ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Искусство. Музыка» авторов Г.П. Сергеевой, И.Э. Кашековой, Е.Д. Критской для 8-9 классов. Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа, изучается в объеме 1 часа в 1 полугодии 8 класса и 1 полугодии 9 класса. В связи с тем, что образовательное учреждение ведет преподавание интегрированного курса «Искусство» с разделением на 2 отдельных модуля: «Искусство. Музыка» и «Искусство. Изобразительное искусство», в данном курсе изучается только музыкальное искусство. Все темы курса соответствуют авторскому планированию, учебный материал по данной программе изучается в уплотненном варианте, в соответствии с авторским планированием по предложенным автором темам изучается только музыкальное искусство.

Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:



  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • метод эмоциональной драматургии;

  • метод интонационно-стилевого постижения музыки;

  • метод художественного контекста;

  • метод перспективы и ретроспективы;

  • метод проектов.

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства длоя формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;

  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и т.д.);

  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;

  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;

  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;

  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;

  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся:

  • эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

  • осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно- эстетических представлений);

  • воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

  • личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

  • перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга и др.


Тематический план по музыке для 9 класса




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические


Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Воздействующая сила искусства

4













II.

Искусство предвосхищает будущее

3













Ш.

Дар созидания. Практическая функция искусства

5




Контрольный урок







IV.

Искусство и открытие мира для себя

5




Обобщающий урок










Итого

17 ч.




2 ч.








Учебно-тематический план по музыке для 9 класса



Тема урока

Кол-во часов

Формы контроля

1.

Родство художественных образов разных искусств.

1

Презентация «Образы природы в музыке»

2.

Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки.

1

Проверочная работа на определения понятий мелодия, ритм, композиция, форма, фактура и т.д.

3.

Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.


1




4.

Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства.


1

Эскиз декораций или костюмов к музыкальному сценическому произведению

5.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве

композиторов различных эпох и стилевых направлений:

личности и общества

А.Г.Шнитке.

1




6.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве

композиторов различных эпох и стилевых направлений:

внутренних противоречий в душе человека

(М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и др.


1

Эссе о музыкальном событии или явлении современного искусства, в котором есть скрытое пророчество будущего

7.

Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессио-

низм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).

1

Компьютерный монтаж фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса» (с помощью аудио-редакторов).

8.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.


1

Программа концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.

9.

Обобщающий урок.

1

Оценка вокально-хоровых навыков учащихся

10-11.

Музыка как вид искусства.

1

Разработка и проведение конкурса на тему по выбору «Вся Россия просится в песню», «Музыкальные пародии», «От гавота до брейк-данса».

12.

Музыка в театре и кино.


1

Проведение исследования на тему по выбору «Влияние классической популярной музыки на состояние домашних растений и животных», «Классическая музыка в современной обработке», «Классика на мобильных телефонах».

13.

Представления о музыкальной жизни России и других

стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин,

С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас,

Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон Караян и др.

1

Выступление на тему «Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.П. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, Д.В. Ойстрах, Г. фон Караян, Е.А. Мравинский, Э. Карузо, М. Калласс, Э. Горовиц, И. Менухин и др.).

14-15.

Родство художественных образов разных искусств.

Музыка в театре и кино.

1

Подготовка проекта «Пушкин – наше все»

16 – 17.

Обобщающий урок по теме «Музыка в формировании духовной культуры личности»

1

Защита исследовательского проекта


Поурочное планирование по музыке для 9 класса



Дата

Тема урока

Основное содержание урока

Материал урока

1.




Родство художественных образов разных искусств.

Родство художественных образов разных искусств.

Искусство как способ воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации.

Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок).


1. А. Вивальди. Концерт «Весна» 3 части

2.




Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки.

Мелодия, ритм, лад, фактура, форма как средства эмоциональной выразительности музыки. Ритмические особенности колокольных звонов как средство эмоционального воздействия на людей. Фактура как основа музыкального образа.

1. Произведения по выбору учителя.

2. Колокольные звоны: пасхальный трезвон, набат, будничный звон.

3. Ф. Шопен Прелюдия до минор

4. И.С. Бах Прелюдия до мажор



3.




Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.


Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Духовная музыка как средство эмоционального воздействия на человека. Характерные особенности духовной музыки.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: жизни и смерти, вечности духа и кратковременности земной жизни


1. Духовная музыка («Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.).

2. Рахманинов С.В. «Воскресение Христово видевшее»

3.А. Скарлатти «Miserere»

4. Мусульманская молитва

5. Буддийские тантры


4.




Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства.


Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.


Произведения по выбору учителя:

1. А.П. Бородин Опера «Князь Игорь», Б.Тищенко Балет «Ярославна», «Слово о полку Игореве….»

2. Э. Уэббер Рок-опера «Иисус_христос – суперзвезда

3. А. Рыбников Рок-опера «Юнона и Авось»



5.




Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве

композиторов различных эпох и стилевых направлений:

личности и общества

А.Г.Шнитке.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве

композиторов различных эпох и стилевых направлений:

личности и общества

А.Г.Шнитке.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства.

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: личности и общества, внутренних противоречий в душе человека.


Сочинения А.Г. Шнитке, Э. Артемьева, Э. Денисова и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор).

6.




Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве

композиторов различных эпох и стилевых направлений:

внутренних противоречий в душе человека

(М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и др.


Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве

композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и

смерти внутренних противоречий в душе человека

(М.П.Мусоргский, Р.Шуман, Ж.Бизе) и др.

Творчество и личность А.Н. Скрябина. Тема творческих устремлений, воли и творчества человека в симфоническом произведении «Прометей».

Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни: личности и общества, внутренних противоречий в душе человека. Соединение музыки и цвета в произведениях А.Н. Скрябина.


1.А.Н. Скрябин «Прометей»

7.




Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессио-

низм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).

Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, экспрессио-

низм, неофольклоризм, неоклассицизм и др.).

Характерные особенности авангардной музыки. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда.



Авангардная музыка: додекафония, серийная музыка, алеаторика, сонорика (А. Шенберг, Ч. Айвз и др.).

8.




Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.


Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки.

Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Составление программы концерта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля искусств, их художественное оформление.



Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

9.




Обобщающий урок.

Роль музыки в жизни человека.




10-11.




Музыка как вид искусства.

Музыка как вид искусства.

Эстетизация быта. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др.



Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

12.




Музыка в театре и кино.


Музыка в театре и кино.

Музыка в кино. Музыка в звуковом и немом кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления.



Музыка к кинофильмам

13.




Представления о музыкальной жизни России и других

стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин,

С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас,

Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон Караян и др.

Представления о музыкальной жизни России и других

стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин,

С.Т.Рихтер, Д.Ф.Ойстрах, Е.А.Мравинский, А.В.Свешников и др.

Выдающиеся зарубежные исполнители: Э.Карузо, М.Каллас, Э.Горовиц, И.Менухин, Г. фон Караян и др.

Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Музыка в жизни выдающихся деятелей науки и культуры (А.П. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, Д.В. Ойстрах, Г. фон Караян, Е.А. Мравинский, Э. Карузо, М. Калласс, Э. Горовиц, И. Менухин и др.).



Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

14-15.




Родство художественных образов разных искусств.
Музыка в театре и кино.

Родство художественных образов разных искусств. Музыка в театре и кино.

Темы групповых и индивидуальных проектов:



  • Музыкальные воплощение лирической поэзии А.С. Пушкина.

  • Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

  • Театр и А.С. Пушкин

  • Художественные и телевизионные фильмы о жизни А.С.Пушкина, на сюжеты его произведений.

  • Образы сказок А.С.Пушкина в музыке и т.д.

Музыкальный материал на усмотрение учителя и учащихся

16 – - 17.




Обобщающий урок по теме «МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Обобщающий урок по теме «МУЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ

ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ»

Защита исследовательского проекта по теме «Пушкин – наше все»







База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница