Пояснительная записка Цель и задачи программы Принципы построения программы Содержание программы Участники программы




Скачать 162.23 Kb.
Дата08.08.2016
Размер162.23 Kb.
Содержание

  1. Титульный лист

  2. Пояснительная записка

  3. Цель и задачи программы

  4. Принципы построения программы

  5. Содержание программы

  6. Участники программы

  7. Сроки реализации программы

  8. Методическое обеспечение программы

  9. Межпредметная и внутрипредметная интеграция

  10. Ожидаемые результаты

  11. Уровень результатов работы по программе

  12. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей

  13. Учебно-тематический план

  14. Список литературы


Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочных занятий «Народное творчество» разработана в соответствии с нормативными документами:



П. 16 ФГОС НОО (приказ МОиН РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)

П. 13 ФГОС ООО (приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г.,регистрационный номер 19707)

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682)

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594

- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)

- Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального, или основного общего образования (гигиенические требования)


Первый час связан с фольклором для детей. Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Весь детский фольклор вызван к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.

Многие забавы детей являются « шуточным подражанием серьёзному делу взрослых», средством подготовки детей к жизни. В них находят своё отражение производственно-хозяйственная деятельность, национально-психологические черты и социальная жизнь народа.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.



Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в современной Туве остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии. Фольклористика обретает общественно-политическое звучание.

Данная программа может быть применена учителями начальных классов для организации внеурочной деятельности, так же студентами педагогических ВУЗов и СУЗов для методической папки и написания дипломных и курсовых работ.


II. Цель и задачи программы:

Цель пробудить у обучающихся живой интерес к изучению тувинского фольклора.

Задачи:

- образовательная: дать общее представление о традициях, устном народном творчестве, традиционном искусстве и ремесле тувинского народа, об их классификации, их функциях, генезисе и художественном своеобразии.

- развивающая: развивать кругозор, интерес к народному творчеству, его истории.

- воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

III. Принципы построения программы

В программе реализуются принципы как:



Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесозидающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.

Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.

Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.

Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.

Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.

Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.

Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.

IV. Содержание программы
Общая характеристика внеурочного занятия.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые- первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии- всё это являют нам творения народных умельцев.

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Тувинская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У Тувы великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину- мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно- эстетического, патриотического воспитания.

У Тувы великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души тувинского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции- святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Народные танцы, песня, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, в его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель- «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется (как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, воспитания и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели направлены на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Народное творчество». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно- нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа XXI века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.



Место внеурочной деятельности в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочных занятий. В результате освоения программы внеурочных занятий «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно - исторической, социальной и духовной жизни своей республики;

2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Особенности содержания внеурочной деятельности. Содержание данной программы внеурочной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

1.Личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

2.Природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

3.Педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);



4.Культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).


Календарно – тематическое планирование внеурочных занятий «Народное творчество»

(33 часа)




Название внеурочного занятия

Количество часов

Характеристика деятельности

Дата проведения

Тувинский быт (7 часов)

1

История Тувы

1

Сформировать знания об истории появления Тувы. Основные исторические события. Символики Тувы. Карта Тувы. Животный и растительный мир Тувы. Достопримечательности Тувы.




2

Тувинская национальная одежда. Юрта.

1

Сформировать знания о национальной одежде тувинцев. Тувинское национальное платье девушки, юноши. Тувинское жилище – юрта, его структура и особенности.




3

Тувинские традиции для детей младшего школьного возраста.

1

Что должен знать и уметь делать ребенок 7-10 летнего возраста. Воспитательные традиции: Что запрещено и разрешено детям этого возраста.




4

Кочевое скотоводство тувинцев.

1

Узнать роль скотоводства тувинцев в их жизни.




5

Тувинская национальная кухня. Конкурс «Тувинские блюда».

1

Сформировать знания о национальной кухне тувинцев. Организовать конкурс тувинских национальных блюд.




6

Тувинские эколосберегающие традиции

1

Сформировать знания о тувинских эколосберегающих традициях. Культ воды, земли, растений, животных, гор и т.д.




7

Экскурсия в Национальный музей РТ «Алдан - Маадыр»

1

Организовать экскурсию в музей




Тувинский фольклор (10 часов)

8

Встреча с ансамблем горлового пения «Дынгылдай»

1

Организовать встречу с ансамблем «Дынгылдай» для наглядного представления о тувинской музыке.




9

Горловое пение тувинцев и его виды.

1

Дать представление о горловом пении тувинцев и его видов как. Каргыраа, сыгыт, хоомей, эзенгилээр и т. д.




10

Национальные инструменты тувинцев и его виды.

1

Наглядно показать виды национальных инструментов. Показать способы игры на них.




11

Миф об Игиле

1

Рассказать и наглядно показать «Миф о Игил».




12

Миф о чадагане

1

Рассказать и наглядно показать «Миф о чадагане»




13

Миф о бызаанчы

1

Рассказать и наглядно показать «Миф о бызаанчы»




14-15

Подготовка отрывка спектакля «Вернись мой друг, вернись»

2

Распределение ролей и раздача текста. Репетиция.




16

Показ спектакля «Вернись мой друг, вернись»

1

Показ спектакля «Вернись мой друг, вернись» для родителей.




17

Концерт одних из известных групп национальной музыки

1

Посещение концерта тувинских национальных групп





Тувинские национальные праздники и игры (6 часов)

18

Праздник «Шагаа»

1

Сформировать представления о празднике «Шагаа».




19

Праздник «Наадым»

1

Сформировать представления о празднике «Наадым»




20

Игра «Найди бусинку» (Чинчи чажырары)

1

Организовать игру «Найди бусинку» в классе.




21

Игра в кости (кажык)

1

Познакомить с видами игры в кости. Организовать игры в кости в классе.




22

Игра «Слепой черт»

1

Рассказать правила игры «Слепой черт». Организовать игру в спортивном зале школы.




23

Игры «Почекушки», «Платочек»

1

Познакомить детей с почекушкой. Рассказать как и из чего его делают. Организовать в классе игру «почекушки» для мальчиков, и «платочек»для девочек.





Тувинское ремесло (4 часа)

24

Резьба на камне. Агальматолит.

1

Познакомить детей с видом искусства как резьба на камне. Рассказать о камне Агальматолит. Организовать мастер-класс по резьбе на агальматолите.




25

Резьба по дереву. Девятиглазка.

1

Познакомить детей с видом искусства как резьба по дереву. Рассказать о предмете «Девятиглазка». Организовать мастер – класс по резьбе по дереву.




26

Орнаментация войлока.

1

Познакомить детей с видом искусства как орнаментация войлока. Рассказать о роли войлока в быту тувинцев. Организовать мастер – класс по орнаментации войлока.




27

Экскурсия в Центр тувинской культуры и ремесел.

1

Организация экскурсии в ЦТКиР РТ.




Устное народное творчество тувинцев (7 часов)

28

Тувинские загадки

1

Сформировать знания об особенностях тувинских загадок. Организовать игру в загадки.




29

Тувинские пословицы

1

Сформировать знания об особенностях тувинских пословиц.




30

Тувинские скороговорки

1

Сформировать знания о скороговорках, об их функциях. Конкурс скороговорок.




31

Тувинские частушки

1

Сформировать знания о частушках, об их классификации. Конкурс частушек.




32- 33

Проектная работа по УНТ тувинцев.

2

Работа над проектом. Защита проектов.





 


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница