Последовательность операций механизма составления слов из элементов



Скачать 61.84 Kb.
Дата20.07.2016
Размер61.84 Kb.
Задание 6

Последовательность операций механизма составления слов из элементов:

2

Отбор значимых частей слова, выражающих его смысловое содержание

3

Отбор устойчивый фонемных комплексов, соответствующих смысловому содержанию слова

1

Определение смыслового содержания элементов высказывания

Последовательность операций механизма составления фраз из слов:

4

Составление лексико-грамматической схемы высказывания

2

Составление общей смысловой схемы высказывания

3

Отбор языковых единиц, необходимых для выражения смысла

1

Определение смысловых аспектов высказывания

Задание 7

Операции речепорождения

1 этап

Речевая мотивация

2 этап

Речевой замысел

3 этап

Внутреннее программирование

4 этап

Лексико-грамматическое развертывание высказывания

5 этап

Реализация речевого высказывания во внешней речи

Задание 8

Структура процесса восприятия речи



Уровни речевосприятия

Операции речевосприятия

Сенсомоторный уровень

Восприятие и анализ акустико-артикуляционных признаков звуков

Дифференциация звуков

Установление фонемного состава и выделение интервербальных пауз

Восприятие и анализ ритмико-слоговой структуры высказывания

Лингвистический уровень

Фонемный анализ

Дифференциация и выбор значения слова

Перешифровка логико-грамматической организации речи в значение

Психологический уровень

Восприятие и анализ интонационно-мелодической организации высказывания

Восприятие и анализ стилистического построения высказывания

Восприятие и анализ мимико-жестового сопровождения высказывания

Задание 9

Функции центрального отдела речевого аппарата

Центральный отдел речевого аппарата

функции

Корковый центр Вернике

Определение акустических особенностей звуков, их различие

Анализ количества и порядка звуков в слове

Корковый центр Брока

Моторная организация речи

Определяется возможность, характер, последовательность движений органов речи

Создаются серии нервных импульсов, поступающие к речевым мышцам

Программируется возможность плавного перехода от одного движения к другому

Переднелобные и теменно-затылочные отделы коры гм

Выбор языковых единиц и их комбинирование в процессе речи

Кодирование смысла в речевую форму

Декодирование речи в смысл

Подкорковые ядра

Осуществление безусловно-рефлекторных голосовых реакций

Лимбико-ретикулярный комплекс

Регуляция эмоций, мотивации

Активизация адаптивных реакций и внимания

Подкорково-мозжечковые ядра

Реализация просодических компонентов речи

мозжечок

Обеспечение координации и синхронности движений органов артикуляционного, голосового и дыхательного отделов речевого аппарата

Регуляция их мышечного тонуса

Ретикулярная формация

Регуляция врожденных непроизвольных рефлексов глотания, сосания и др.

Ядра и проводящие пути черепно-мозговых нервов ствола гм

Иннервация периферических отделов речевого аппарата

Экстрапирамидная система

Регуляция и перераспределение тонуса речевых мышц

Создание фонового мышечного тонуса = плавность и ритмичность речевых движений, их автоматизация

Задание 10.

Строение и функции периферического отдела речевого аппарата

Периферический отдел речевого аппарата

функции

строение

дыхательный

Физиологическое и речевое

дыхание


Носовая и ротовая полость

Глотка, гортань, трахея, бронхи

Легкие, грудная клетка

Межреберные мышцы, диафрагма



голосовой

Образование голоса - фонация

Гортань и голосовые связки

артикуляционный

Осуществление процесса непосредственного произнесения звуков речи - артикуляция

Язык, губы, твердое и мягкое небо, глотка, носовая и ротовая полость, нижняя челюсть, зубочелюстная система.

Задание 2+

Исторические аспекты изучения речевой деятельности человека

Исторический период

Концептуальные положения

Ученые, авторы, исследователи

Античные времена

Речь как процесс говорения, деятельность, опосредованная человеческим сознанием. Речь имеет знаковую природу. Семантика и синтаксис речевого общения. «Процесс говорения»- отработка артикуляции.

Аристотель

Средневековье и эпоха Возрождения

Интерес к семантическим компонентам речи, процессам усвоения и выражения смыслового содержания высказывания. Впервые выдвинуты идеи об универсальной грамматике, «внутреннем слове».

Августин Гиппонский, Фома Аквинский.

Новая история

Идея создания универсального языка.

Речь как универсальная психическая функция.

Индивидуально-психологический подход к изучению речевой деятельности.

Изучение и преодоление речевых нарушений.



Ф. Бэкон, Р. Декарт, А. Арно, К. Лансло.

В. Гумбольдт, Э. Сепир, Б. Уорф.

Г. Штейнталь, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртене.

Ф. Галл, К. Вернике, А. Куссмауль.



Новейшая история

Теория врожденных языковых знаний.

Когнитивная теория освоения языка.

Семиотическая теория языкового развития.


Ф. Соссюр, Л.В. Щерба, К. Бюллер, Л. Блумфилд, Г. Хэд и др.

Задание 3+

Сравнительная характеристика основных теорий усвоения языка.

Теория усвоения языка

Основная движущая сила языкового развития

Механизм овладения языком

Теория врожденных языковых знаний

ребенок с рождения обладает генетически обусловленным «механизмом овладения языком».

Интуитивный – ребенок извлекает правила грамматики на основе сравнения воспринятых высказываний с врожденными грамматическими структурами.

Когнитивная теория освоения языка

Познание окружающего мира + большая роль саморегуляции.

Взаимодействие ребенка со взрослыми + на основе развития его предметной познавательной деятельности. Оперирование языковыми единицами.

Семиотическая теория языкового развития

Предшествующее интеллектуальное развитие ребенка. Имитация, символизация.

Переработка новых языковых явлений, полученных от взрослых в процессе общения, и их включение в предшествующие языковые схемы.

Задание 4+

Эссе «Концептуальные положения теории внутренней речи Н.И. Жинкина».



Основные концептуальные положения теории:

Язык и мышление не являются тождественными, поскольку структура их единиц характеризуется специфическими особенностями. Н. И. Жинкин вводит понятие «кода». Он определяет наличие языкового кода и кодов внешней речи. Их взаимосвязь с мышлением осуществляется посредством особого смешенного кода внутренней речи. Он представляет собой универсальную систем у непроизносимых знаков. Смешенный код внутренней речи имеет сложную структуру и включает в себя знаки предметно-образного кода, а также элементы языкового кода. В ходе онтогенеза у ребенка формируется два языка – внешний и внутренний. Процесс связи речи и мышления осуществляется в результате поэтапного кодирования речевого высказывания. Восприятие внешней речи представляет собой процесс поэтапного декодирования речевого сообщения. Важнейшим механизмом речи является механизм осмысления. А механизм речевой памяти позволяет сохранить и активизировать знания и представления, необходимые для осуществления речевой деятельности.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница