Понятие мировоззрения и философского мировоззрения Мировоззрение




страница1/7
Дата20.07.2016
Размер0.94 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

  1. Понятие мировоззрения и философского мировоззрения

Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.



  • Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

  • Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Философское мировоззрение рассматривает мир с точки зрения его предельных, последних оснований. Этот тип мировоззрения вычленяет законы мира — те силы, которые правят миром. В основе философского мировоззрения лежит логическая аргументация. Формами существования философского мировоззрения являются основные понятия философии, которые называются категориями. Мировоззрение может существовать вне философии, но философия обязательно формирует мировоззрение.

В основе типологии мировоззрений лежит вопрос о существовании Бога и вопрос об отношении Бога и мира.

Атеизмотрицание существования, отказ верить в какие-либо сверхъестественные силы, например, бога, богов, духов, других внематериальных существ, а также связанное с этим отрицание религии.

Скептицизм - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. В основе этой позиции лежит сенсуализм-теория познания, основанная на допущении, что единственным источником всех знаний о мире является чувственный опыт

Пантеизм- вера в существование безличностного одушевленного первоначала мира, которое является основой мироздания, в частности, порождает мир. С этой точки зрения мироздание трактуется как одушевленная система, организм. Исходной точкой пантеистической философии может быть как онтология(Пифагор, натурфилософы), так и гносеология(Платон, Аристотель и др.)С точки зрения пантеизма адекватными методами исследования физического мира являются наблюдение и индукция, а в области идеальной реальности-интеллектуальная интуиция и дедукция. Помимо названных способов познавательной деятельности в пантеизме рассматривается мистический путь познания или мистическая интуиция., предметом которого является духовный мир. Мифологическое мировоззрение основано на пантеизме.

Креационизм-вера в существование Бога как первопричины мира. Из креационного принципа следует, что природа мира отлична от природы Творца. Человек в соответствии с Библейским откровением создан по образу и подобию Бога и в силу этого способен познавать законы природы.
По х-ру мировоззр – 2 уровня

-жизненно-практич. – базир. на здрав.смысле

-теоретический – науч.основа знаний – наука и фил.

Мировоззрение = мировосприятие+миропонимание



2. Предназначение философии и ее роль в обществе

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.



Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.

Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.

Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.
Назначение философии – поиск удела и предназначения человека. Ф. изуч. природу, общество и познание.

Функции фил:

    1. когнитивная (объяснительная)

    2. организующая

    3. аксиологическая (помогает осознать смысл жизни)


Платон: под воздействием филос. чел. становится истинно совершенным.

Монтень: конечная цель ф. в добродетели.

Гоббс: благодаря ф. можно предвидеть и преднамеренно вызывать события

Бердяев: ф – творчю прорыв к смыслу бытия


  1. Предмет философии

Философия рассм. наиб. важные связи в системе «мир- человек». Ф – система взглядов на действит.

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.. Предмет философии не имеет вида. Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя.Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. Ставит 3 вопроса + что есть человек. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:«Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос:

«Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы



«Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»

«Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

1. Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа

«Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?».

2. В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа

«Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», "Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы:


Теоретическая

Онтология

Наука о бытии

Гносеология

Наука о познании

Практическая


Антропология

Наука о человеке

Этика

Эстетика



4. Структура философского знания и основные функции философии

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.



-Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.

-Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.

-Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.



Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.

Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.

Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.

Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.

Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.

Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.

Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.


Состав ф.: Этика, Логика, Методолгич. наука, Филос. история, Антропология.

Образ яйца:

  • желток – этика – в чем смысл бытия

  • белок – онтология – как устроен этот мир

  • скорлупа – гносеология – как познать мир

+ табл. из вопр.3



5. Концепции философии

Основные 3 концепции философии (только по материалам лекций):



Классический тип философии. Пример: И. Кант, Г. Гегель.

Кант. Серьезное философствование. Составляются философские программы. Большое внимание уделяется гносеологии (наука о познании). Важное место занимают учение о морали, учение о человеке. Используется трансцендентальный метод. (трансцендентальный по Канту– касающийся познания, трансцендентный – выходящий за пределы разума). Трудам Канта, как и классической философии в целом, свойственна догматичность. Первостепенной задачей Канта было исследование человеческого разума.

Гегель. Философия связывается с религией. Философия без понятий для Гегеля не существует. Множество философий не отрицает их единства. Согласно Гегелю, философии без истории не существует, так как философия определяется обществом.

Классический идеологический тип философии. Пример: К. Маркс.

Маркс. Общественное бытие определяет общественное сознание. Философия становится идеологией. Основной вопрос философии – что первично, материя или дух. По Марксу первичен дух (бытие определяет сознание), поэтому он – материалист. В отличие от Гегеля – философа-идеалиста.



Современная экзистенциалистический тип философии. Пример: M. Хайдеггер. Персонализм. Экзистенциалисты считали концепции Гегеля и Маркса ложными. Экзистенциализм – учение о существовании. В нем нет традиционных предметов философии. Рассматривается отношение человека к внешнему миру. Исходная реальность целостна, она не делима на субъект и объект.
6. Соотношение философии с наукой, искусством и религией

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:



Является ли философия наукой?

Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?

Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

Рене Декарт. Единство философии, физики и математики

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики»[источник не указан 65 дней].

В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).



Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки. Первичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь ввиду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.



Нужно также отметить, что, история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия так же не может быть гарантирована от заблуждений.


Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Ф. не поклоняется культу. Религии не нужны доказательства.

1. Августин Блаженный – «для ф. религия всегда была важным объектом изучения»

2. Схоластика – «филос. – служанка богословия»

3. Спиноза: религии – обманщики

4. Кант - религия в пределах разума. Деизм.


Философия и искусство

Искусство более выборочно – ищет худож. значимое.

Исск. и Ф. объединяет пафос и интерес к бытию чел.

7. Основные этапы эволюции европейской и русской философии

VI в. до н. э. – натурфилософия – исследование природы

Платон и Аристотель – возникновение онтологии – теоретической науки о бытии и основе человеческого знания – сознание человека выделяется из природного мира

Эллинистическая (римская) эпоха – усиление этики

Средние века – ф. тесно связана с религией, становиться служанкой богословия. Бл. Августин, Фома Аквинский +возрождается интерес к Аристотелю

Возрождение – XIV-XVI вв. – Николо Кузанский – возврат к свободному философскому творчеству

В начале XVII в. возникает точное мат. естествознание - Галилей

Философия начинает носить характер методологии научного знания – Декарт, Бэкон

Ф. превращается в теорию знания – гносеологию - Локк, Беркли, Юм



Эпоха Просвещения - XVIII в. – поворот в сторону социальных вопросов, ф. тесно связана с этикой и политикой – Руссо, Вольтер, Дидро

Конец XVIII в. – появление универсальной системы Канта, в которой выразились все области философии

Середина XIX в.:

поворот в сторону религиозных этических вопросов – Шопенгауэр

интерес к экономическим и социальным вопросам – Фейербах

обращение к биологическому началу в человеке

XIX в. – возникновение позитивизма, единственно верный способ познания мира - наука

конец XIX в. – Ницше – «философия жизни»



рубеж XIX и XX в. – интерес к религиозным вопросам – В. Соловьёв, к иррациональному, к тёмным сторонам человеческой психики, изучение структуры человеческой психики – психоанализ Фрейда, Юнг – коллективное бессознательное, понятие архетипа

середина XX в. – ф. становится близка к филологии – философия текста, философия языка

80-е гг. XX в. – структурализм, пост структурализм
Четыре эпохи:


  • Античность (6до н.э.-3в) – Космос

  • Средние века (4-14) – Бог

  • Новое время (15-19) – Человек и общество

  • Новейшее время (20-21) – язык

+ рисунок!



8. Особенности греч. фил-ии и этапы ее эволюции

Конспект:

Этапы:

1.Раннегреческая фил-я (V-VIвв.до н.э.), натурфилос.этап

Жизнь чел-ка, судьба зависит от космоса, многообразие школ

1) Милетская шк.

(Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Поиск первопричинного сущего (бытие), зримое (перед нами) – незримое (Бог)

Что есть всё?

2) Гераклит из Эфеса

Logos – тайна бытия

Жизнь одних есть смерть других, жизнь есть смерть. Движ. вверх = движ. вниз.

3) Элейская шк. (Зенон, Парменид)

Концепция бытия. «Бытие существует, небытие не существует»

Сущее существует, остальное = небытие. Сама мысль = бытие. Всякая мысль о сущем = бытие. Движ. по истинному пути = путь круглой истины = рассуждения о сущем.

Апории Зенона Элейского =противоречия. Проблематизация действительности (объяснить t, пр-во и т.п.)

4) Пифагор и пифаг. союз

>значения мат-ке. Мат-ка самой фил-ей. Вся действительность подчиняется мат. законам.

5) Атомистическая школа (Демокрит)



2. Классический пер.

1) Софисты и Сократ

Чел-к = мера всех вещей. Все в мире относительно, зависит от чел-ка.

Чел-к = душа, тело = тюрьма. Что такое знание и истина, зачем нужны?

«Апология Сократа»

2) Платон

Представитель абсол. фил-ии, абс. Истины. С него – систематизация фил-ии

3) Аристотель

1я классич. Фил-ия
3. Эллинистический и римский пер. (греч.-римск.)

Смена эпох. Грек: из гражданина  в подданного. Эпоха неформальной фил-ии.

1) школа Эрикура и эпикурейцев

Вопрос о смысле жизни и достиж. счастья

Какие страхи одолевают чел-ка?

Фил-я гармонии жизни,духа, к кот. Стремится чел-к.

2) киническая фил-я (киники)

Выражали пренебрежение ко всему. Против достижений цив-ии.

3)Фил-я скептиков (Перрон)

Все нас окружающее не раскрывает перед нами истины.

4) Фил-я стоиков (Зенон)

Разработка моральных норм + высокие требования к личности

5) Шк. Неоплатонизма (Платон)

Понятие о едином. Бытие – превыше вего.
Сущность ант. философствования: мудрость + опыт жизни

Осн. фил. аргумент: судьба, собств. жизнь

Греки – у истоков разработки фил-ии

Основные темы и черты ант. фил – ии:


  1. Жизнь – смерть

В событии смерти – раскрытие личности

Земное приготовление к смерти

«Серьезное философствование – искусство умирать» Платон


  1. Тема блага и достоинства чел. жизни

Само мироздание для греков = основа для раскрытия судьбы чел – ка

  1. понимание мысли как деяния конкретного чел-ка

связь с индивидуальным умом

  1. диалогичность мысли (беседа)

открытость фил-ии, человечность

Греч. Мысль = вопрошание, вопрос ( Что есть ВСЁ? Что есть начало всех вещей?)

Говорить- с пом. ума. Чувства – на 2ой план.

Возникновение понятия «фюзис»-«сущее» (природа вещей), отсюда осн. тенденция ант. фил-ии- онтологическая



Сущее

  1. зримое сущее (все порожденное, вторичное)

  2. сущее «не возникшее» (Бог)

«Сущее» для греков = жизнь

Рациональное объяснение вещей.

Logos – «превзойдение» обыденного в нашем сознании
Греч. фил-ия обнаруживает «цель философствования»

«Цель фил-ии у греков состоит в созерцании, т.е. созерцании истины» Аристотель

Искать истину, знание ради самого знания!
9. Милетская школа фил-ии – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

Уч + Дуров + Рассел + энциклопедии
Именно у др.греков фил-ия в самостоятельное культурное образование, существующее наряду с иск-ом, религией и т.п., а не как их составляющая.

1 из древнейших фил. школ – Милетская (VII-Vвв до н.э.). Мыслители из г. Милета (Др.Гр.) – Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

ИЗ ЧЕГО ВСЁ? ЧТО ЕСТЬ ВСЁ? – гл. вопросы

Основу мира они видят в определенном материальном принципе. В основе всего – субстанция.

Считали, что все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Поиск «первопричинного» сущего (бытие).

Фалес Милетский(VII-VI вв. до н.э.).

Фалес - вода, нет воды–нет жизни. Начало всего – во влаге. Вода–субстанция, из которой все проистекает,и все в нее возвращается. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использовать понятие воды в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на воде, подобно куску дерева.

Гегель: «Фалесово положение, что вода есть абсолют, или, как говорили древние, первоначало, представляет собою начало философии, так как в нем достигается сознание, что единое есть сущность, истинное, что лишь оно есть само по себе сущее. Здесь наступает отделение от содержания нашего чувственного восприятия; человек отходит от этого непосредственно сущего. Мы должны стараться забыть о том, что мы привыкли к богатому, конкретному миру мысли...»

В то же время вещественное первоначало «воды» и вся происшедшая из него природа не мертвы, не лишены одушевлённости. Во Вселенной всё полно богов, всё одушевлено, всё имеет душу.

Фалес- уникальная личность, купец, много путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерваторию; солнечные часы для публичного пользования), политический деятель. Предсказал солнечное затмение в Греции 585 г до н.э. + теорема Фалеса(равенство углов при основании в рав-нобедренном треугольнике).



Анаксимандр. Преемник Фалеса (около 610–540 до н.э.)

Анаксимандр – некоторое беспредельное, вечное начало, «апейрон»- беспредельное.

Признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду», и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первичную субстанцию, первовещество, из которого обособляются противоположности тёплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределённое), не имеет границ и потому есть «беспредельное»



Анаксимандр основывал доказательство своего положения; согласно которому первосубстанция не может быть ни водой, ни каким-либо другим известным элементом, на следующем доводе: если бы один из элементов был основным, то он поглотил бы все остальные элементы. Аристотель нам сообщает, что Анаксимандр рассматривал эти известные ему элементы как стихии, находящиеся друг к другу в отношении противоположности. "Воздух холоден, вода влажна, огонь горяч". А потому, "если бы один из них (из этих элементов) был бесконечным, то остальные давно уже погибли бы". Следовательно, первичная субстанция должна быть нейтральной в этой космической борьбе.

Анаксимен (ок. 585–525 до н.э.;2 пол. VIв. до н.э.), после Анаксимандра

Анаксимен- воздух

Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, держит нас.

"Подобно тому, - говорит он, - как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир".
10. Фил-ия Гераклита

Учение Гераклита — не только один из образцов раннего древнегреческого материализма, но также и замечательный образец ранней древнегреческой диалектики. Гераклит родился приблизительно в середине 40-х годов 6 в. до н. э. (ок. 544 или 540 г.), умер в 480 г. до н. э.

иалектика – познание путем дедуктивного метода, логико-понятийный метод.

Одинокий фил-ф, не было последователей

Считает,что миром правит Логос.

Все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через борьбу. все изменяется, течет (нельзя дважды войти в одну и ту же реку). Все едино, единство в изменении.

Мир для Гераклита есть огонь,а огонь есть образ вечного движения и изменения.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он и называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все едино.


Основное положение философии Гераклита передает Платон в своем диалоге «Кратил». Платон сообщает: «Где-то говорит Гераклит, что все движется и ничто не покоится и, уподобляя сущее течению реки, он говорит, что невозможно дважды войти в ту же самую реку».

Постоянное движение, изменение, переход каждого явления в противоположное имеют в качестве необходимого следствия относительность всех свойств вещей. Ни одно качество вечно изменяющейся природы не есть свойство безотносительное, абсолютное. Мир един, в мире все связано между собой, всякое явление и свойство переходит в собственную противоположность, и потому всякое качество должно характеризоваться не как изолированное и в своей изолированности абсолютное, а как качество относительное.


11. Фил - ия пифагорейцев

Почти все – из Википедии

Тоже интерес к субстанциям. Но его вывод: «все есть число».

В числах – св-ва и отношения, присущие гармоническим сочетаниям.

Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений.



Пифагор был первым мыслителем, который по преданию назвал себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». Предметом его учения был мир как стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа.

Пифагор: все в жизни когда-то было и все повторяется по кругу.

Душа бессмертна, она переселяется!

Мировая гармония, в которой заключается закон мироздания, есть единство во множестве и множество в единстве. Как мыслить эту истину? Непосредственным ответом на это является число: в нём объединяется множество, оно есть начало всякой меры. Опыты над монохордом показывают, что число есть принцип звуковой гармонии, которая определяется математическими законами. Не есть ли звуковая гармония частный случай всеобщей гармонии, как бы её музыкальное выражение? Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определённые циклы.

«Так называемые пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперёд; вскормленные на этих науках, они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое — как душа или разум, ещё другое — как благоприятный случай и т. д. Далее они наводили в числах свойства и отношения музыкальной гармонии, и так как все прочие вещи по своей природе являлись им подобием чисел, числа же — первыми из всей природы, то они и признали, что элементы числа суть элементы всего сущего, и что все небо есть гармония и число» (Аристотель, Met., I, 5).

Таким образом, пифагорейские числа имеют не простое количественное значение: если для нас число есть определённая сумма единиц, то для пифагорейцев оно есть, скорее, та сила, которая суммирует данные единицы в определённое целое и сообщает ему определённые свойства. Единица есть причина единения, два — причина раздвоения, разделения, четыре — корень и источник всего числа (1 + 2 + 3 + 4 = 10). В основании учения о числе усматривалась, по-видимому, коренная противоположность чётного и нечётного: чётные числа суть кратные двух, и потому «чёт» есть начало делимости, раздвоения, разлада; «нечёт» знаменует противоположные свойства. Отсюда понятно, что числа могут обладать и нравственными силами: 4 и 7, например, как средние пропорциональные между 1 и 10, являются числами, или началами, пропорциональности, а след., и гармонии, здоровья, разумности. + исследования в области математики, арифметики, астрономии, гармонии). Как пример- гармоника:

В области гармоники Пифагором были произведены важные акустические исследования, приведшие к открытию закона, состоящего в том, что все консонансные музыкальные интервалы определяются простейшими числовыми отношениями 2/1, 3/2, 4/3. Так, половина струны звучит в октаву, 2/3 — в квинту, 3/4 — в кварту с целой струной. Тем самым структура гармонии задаётся четвёркой взаимно простых чисел 6, 8, 9, 12, где крайние числа образуют между собой октаву, числа, взятые через одно — две квинты, а края с соседями — две кварты.

12. Элейская школа фил-ии. Учение о бытии и знании

См. введ. 8 вопр. +


ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – одна из древнегреческих философских школ (кон. 6–1-я пол. 5 вв. до н.), объединяющая Парменида, Зенона Элейского и Мелисса (иногда к ней относят также Ксенофана, учитывая некоторые свидетельства о том, что он был учителем Парменида). В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (впервые сам термин предложен был именно в Элейской школе), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Парменид: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трех элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме, Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменид (т.е. из допущения движения и множества); Мелисс суммировал школьную догматику в трактате О природе, или О бытии. Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) – есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) – нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет (нет места для движения, все заполнено бытием).  По истине существует только единство, множества нет. В природе нет никаких пустых промежутков между вещами, никаких щелей или пустот, отделяющих вещи одну от другой, а следовательно, никаких отдельных вещей.


Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

Т.е. полемика с пифагорейцами (существование пустоты), но еще более выраженный спор с Гераклитом.

Гераклит утверждал, что основная характеристика природы — вечный процесс периодически происходящих движений. Больше того, Гераклит утверждал, что это движение есть движение через противоположности. Единый огонь, составляющий естественную основу всех движений в природе, по учению Гераклита, одновременно есть и не есть. Учение это подвергается у Парменида резкой критике. Из положений о единстве мира и о его сплошной вещественности Парменид вывел как необходимое следствие невозможность никакого деления или раздробления мира на множество вещей. И точно так же против Гераклита он утверждает невозможность ни возникновения, ни гибели, выводит неподвижность мира. Учение Парменида было первой философской попыткой сформулировать метафизическое понимание природы. Если Гераклит — великий диалектик в античной философии, то Парменид ее первый метафизик, первый антагонист диалектики. Основной характеристикой бытия он провозглашает его неподвижность, неизменность, отсутствие в нем какого бы то ни было генезиса: рождения и уничтожения.

13. Апории Зенона Элейского и их философское значение

Зенон Элейский(около 490–430 до н.э.)–любимый ученик и последователь Парменида.

Всем своим творчеством он стремился доказать тезисы своего учителя. Доказывал он это методом от противного: если допустить, что бытие едино, а не множественно, то мысль заходит в тупик. Такие гносеологические тупики были сформулированы им в виде апорий («а»- (греч.) – отрицание, «порос» - путь). Апория, таким образом, символизировала собою познавательный тупик, затруднение, недоумение, трудноразрешимую задачу. Современники упоминали 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, из них наиболее известны 4, обсуждаемые у Аристотеля. (Ахиллес и черепаха, Дихотомия, Стрела, Стадион).

«Ахиллес и черепаха», суть восходит к сцене, изложенной в гомеровской «Илиаде»: Ахиллес гонится за Гектором и останавливается, так и не догнав быстроногого врага. А если бы Ахиллес гнался не за быстроногим Гектором, а за тихоходной черепахой? Так вот, согласно апории, Ахиллесу ни за что не догнать черепаху. Аргументы апории сводятся к тому, что, когда преследующий достигнет места, где находился преследуемый в момент старта, догоняемый бегун продвинется, хотя и немного, дальше. Значит, на новом небольшом участочке пути Ахиллесу снова придется догонять черепаху. Но пока преследователь добежит до этого второго пункта, беглянка снова переместится вперед. И так далее до бесконечности. А бесконечность – неисчерпаема и неисчислима. На то она и бесконечность. А значит между Ахиллесом и черепахой всегда будет зазор, который никогда не будет исчерпан (разве можно исчерпать бесконечность?) .А отсюда и вывод: быстроногий Ахиллес никогда не догонит медленно ползущую черепаху!

Апории Зенона можно рассматривать как логико-философские аргументы в пользу того, что нужно быть очень внимательным, когда с помощью языка хочешь выразить мысль , а с помощью мысли отобразить реальные процессы. Стоит допустить оплошность , парадоксальный результат не заставит себя долго ждать. Здесь важен не факт того, что черепаху догонят, а факт соотношения движения в пр-ве и времени.

Апория «Дихотомия»: предмет, движущийся к цели, вначале должен пройти половину пути к ней, а чтобы пройти эту половину, он должен пройти ее половину и т.д., до бесконечности. Стало быть, тело не достигнет цели, т.к. путь его бесконечен.

Философия Зенона - это уже не стихийное мировоззрение, рисуемое большими, широкими мазками, без вникания в детали. В этом отношении философия до Зенона сохраняла еще сходство с мифологией. Отныне философия - это совокупность проблем, достаточно широких, чтобы иметь мировоззренческое значение, но уже реальных, таких, что они со временем могут стать предметом специального знания, наук. Исходя из этих ключевых проблем, последующие философы будут строить общую картину мира.

14. Философия атомизма (концепция атома и причинности)

Наиб. Выдающиеся представители: Левкипп и Демокрит


Демокрит(460-370 до н.э.).

Апории – беспредельное деление (отрезка пути тел), атомисты же предположили, что вещ-во, пр-во, t нельзя делить бесконечно, т.к. есть мельчайшие, неразделимые фрагменты – атомы вещ-ва, амеры (атомы пр-ва), хрононы (атомы времени). Тело состоит из атомов, каждый атом имеет конечный объеместь конечный объем у составленного из атомов тела. Демокрит предположил, что атомы неизменны, обладают теми же неизменными качествами, что и бытие Парменида.

Атомы и пустота

Атомов бесчисленное множество, они вечны, неизменны, не возникают и не уничтожаются. Атомы отделены друг от друга пустотой; атом–бытие, пустота–небытие. Атомы различаются формой, расположением, весом. А. движутся в различных направлениях. Земля, вода, воздух – первичные группировки атомов. Сочетания атомов образуют целые миры. Чел-к – тоже собрание атомов, душа чел-ка – из особых атомов.

1из достижений атомизма – нахождение наименьшей, элементарной, неделимой частицы.

Характерной особенностью античного атомизма как метода "собирания целого из частей" является то, что при этом целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов. Оно мыслится как составное, а не как целое в собственном смысле этого слова. Согласно Демокриту, скопления (сцепления) атомов только кажутся некоторыми единствами, целостностями (вещами) нашему субъективному восприятию; объективно же они остаются чисто механическими соединениями, т.к. по мнению Демокрита, "совершенно нелепо, чтобы две или еще большее число (вещей) стали когда-либо единой (вещью)". Таким образом, все явления эмпирического мира, по Демокриту, суть лишь агрегаты, соединения атомов.

Действительными единствами являются только атомы; все же остальное, что мы находим в эмпирическом мире, в том числе, как в неорганической, так и в органической природе, обладает лишь мнимым единством, видимостью единства. Вот почему в атомистическом учении так важно различение истинного, действительно сущего, с одной стороны, и мнимого, только субъективного с другой. В этом отношении опять-таки обнаруживается общность исходных посылок атомистов и элеатов: в школе элеатов с большой настойчивостью проводится тезис о принципиальном отличии истинного бытия от мира видимости, иллюзии, каким оказывается чувственный мир: "Демокрит говорит, что ни одно из чувственно воспринимаемых качеств не существует как субстанция, но воспринимаемое чувствами - только обман чувств. В вещах, существующих вне нас, нет ничего ни сладкого, ни горького, ни теплого, ни холодного, ни белого, ни черного, как и ничего другого из того, что всем представляется. Все это только название наших ощущений".

Последовательно проводимое разделение действительного бытия мира, как он существует объективно, и мира субъективного, каким является чувственный мир, - еще одна существенная черта учения атомистов. Какую бы из последующих форм атомизма мы ни рассмотрели, всякий раз мы увидим ту же разделенность мира на объективный и субъективный.



Понятие причинности

Демокрит утверждал, что любая вещь имеет свою причину (как результат движения

и столкновения атомов). Знание причин — основа человеческих действий. Он

заявлял, что предпочитает найти одно причинное объяснение, чем овладеть

персидским престолом.

Причина, как полагал Демокрит, необходима и вследствие этого делает

невозможными случайные события. Случайность — из-за неве­жества людей.

Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайно­стью лежит необходимость.

Например: орел сбросил на голову лысого человека черепаху; это потому, что у

орла есть привычка сбрасывать черепаху на скалу или блестящий твердый

предмет, чтобы разбить черепаху (точно так же необходимым является движение

человека в том или ином направлении).


15) Философия софистов, особенности мышления и цели философствования

Во второй пол. V в. до н.э. - софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Слово «софист» вначале означало «мудрый, искушенный, знающий». Но постепенно оно приобрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься умение доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие (в том числе и Сократ) упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива.

  • сменили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека.

  • Основные темы – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание.

  • право на собственное суждение,

  • противники привычки

  • установка на разрушение общепризнанных норм

  • принципы относительности истины

  • какова вещь передо мной, такова она для меня

  • добродетель не даётся человеку от рождения, но приобретается, основывается на знании.

Были софисты первой генерации (Протагор – формулировка принципов), софисты-спорщики (эристы – формалисты: важно не содержание понятий, а их формальная сторона), софисты-политики (нет морали).

Протагор (ок. 490 – 420 до н.э.). – ученик Демокрита. Он полагал, что как в природе, так и в человеке – всё изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь может перейти в противоположное, то относительно её могут существовать противоположные мнения.

«человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»

существует объективной истины, и все люди правы. Аналогичным образом отрицалось существование объективного добра и зла.

Горгий (ок. 480-360 до н.э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать своё знание другому.

Согласно Горгию, истинного знания не существует, ведь даже то, что мы лично пережили, мы припоминаем и познаем с трудом; нам следует довольствоваться правдоподобным мнением. Трактат «О природе, или О несуществующем» - манифест агностицизма.



16) Философия Сократа (проблема Сократа)

Сократ из Афин (469-399 до н. э.) - один из родоночальников диалектики (наряду с Гераклитом). Сократический метод – постановка наводящих вопросов. Источник сведений о его учении — сочинения Платона (+ Ксенофонт, Эсхин, Федон, Евклид). Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; знание – добродетель. Деление истории античной философии на до- и послесократовскую.

Три особенности философии Сократа:

1) ее разговорный («диалектический») характер - утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. «Майевтика» – душа беременна истиной, человек должен сам сформулировать, родить истину с помощью повивальной бабки (т.е. Сократа) в процессе рассуждения.

2) определение понятий путем индукции

3) этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание».

Обычные приемы ведения диалога: опровержение через приведение к противоречию и ирония — притворное неведение, уход от прямых ответов. Опровержение - приведение в замешательство. Сократ заставлял собеседника признать невежество Сократа, потом заставлял человека самого делать выводы и понимать, насколько его аргументация неполна и неправильна, в конце концов собеседник сам признавал себя невеждой.

Постоянная мысль - правильное поведение и истинное знание не могут быть отделены друг от друга. Истинно моральное (благо) всегда сознательно; сознательное - всегда хорошо, а бессознательное — плохо. Зло — всегда ошибка суждения, а добро самоочевидно.

Тема любви (эроса) и дружбы — тождество истины и добра.

Миссия С. – обрести путь истинного знания и справедливости. Обретение истинного смысла жизни: освобождение души от иллюзий и заблуждений; душа должна быть открыта (выдержать экзамен жизни).

В каждой душе есть доброе начало, как у каждой души есть демон-покровитель. Сократ слышал голос своего «демония», предостерегавший его или его друзей совершать те или иные поступки в случаях смертельной угрозы для жизни. Свой внутренний голос Сократ считал своеобразным оракулом, посредством которого бог сообщает ему свою волю. Именно за это подозрительное с точки зрения государственной религии учение в конце жизни он был обвинен в неблагочестии.

В Сократе Гегель видел некий новый поворот духа – понятие субъективности личности. Ницше выступает антисократистом, считает его разрушителем культуры трагической эпохи.



17) Сократовский метод философствования

Сократический метод — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.

Философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению его сущности.

Диалога Платона «Лахет» посвящён выяснению понятия мужество. «Так как мужество есть частный вид добродетели, то следует сначала выяснить, что такое сама добродетель, а потом перейти к приведению примеров мужества, и на основании их выяснить, что такое мужество, сущность мужества как добродетели». В диалоге «Лахет» дело так и не доходит до решения вопроса по существу.

Принцип деления родового понятия на составляющие его виды. Диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — «повивальный метод».

«Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины. В диалектике воплотились антидогматизм, плюрализм. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».

Диалог «Гиппий Больший» Платона посвящён выяснению понятия прекрасного. Сократ посредством различных определений прекрасного, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Метод - посредством выявления разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.

Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
18) Учение Платона об идеях и философское значение

Платон (428 – 348 до н.э.) - ученик Сократа. Все философы говорят о Платоне как о загадке. «Платон» - означает «полнота», «широта». Этапы деятельности:

1. «Апология Сократа» и древний ранний период.



  1. Переходный период .платоновская концепция идеи метафизики. Критическое отношение ко всем школам.

  2. Зрелый (70-60 года) – разработка идей метаморфоз, появл. «Диалогов».

  3. Упадок. Социально-политические учения Платона.

Идеи (высшая — идея блага) — вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, вещи — подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис — воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) — побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство — иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил схему основных ступеней бытия.

Основной вопрос философии он решает однозначно - идеалистически. Материальный мир - лишь "тень" и произведен от мира идей, т. е. вторичен. Идеи являются неизменными, неподвижными и вечными, а след. подлинными, действительным бытием.

Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны (ипостась понятий), материальный мир им лишь подчинен. Идею Платон отрывает от реальных предметов (единичных), абсолютизирует и провозглашает априорной по отношению к ним. Это является «переворачиванием» действительности. (Все существующие столы - лишь тень, отблеск вечной и неизменной идеи стола; идея стола возникает как абстракция). Идеи несут в себе разумность (логос).

Кажущееся бытие (т. е. мир чувственно воспринимаемых вещей) отделяет истинное бытие от небытия. Реальные вещи - соединение априорной идеи (подлинного бытия) с пассивной "принимающей" материей (небытием). Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы - идеи. У позднего Платона можно встретить и утверждение противоположного характера: идеи присутствуют в вещах, след. возможность движения к иррационализму.

Вопрос "иерархии идей" - определенная упорядоченная система объективного идеализма. Выше всего стоит идея красоты и добра. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действительного познания и свидетельством полноценности жизни. Идеи «высших ценностей»: блага, истины, прекрасного, справедливого. Однако иерархия идей нигде не сложилась в четко очерченную и разработанную систему взглядов. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в главных работах второго периода - "Пир", "Закон", "Федон" и "Федр".
19) Платон о целях и ступенях знания

Все вещи в мире подвержены изменениям и развитию. Особенно это касается мира живого. Развиваясь, все стремится к цели своего развития. Отсюда еще один аспект понятия "идея" - это цель развития, идея как идеал. Человек тоже стремится к идеалу, к совершенству.

Материя есть небытие и источник всего плохого, и в частности зла. А идея есть истинное бытие вещи. Данная вещь существует потому, что причастна идеи. В мире все развертывается согласно некоторой цели, а цель может иметь только то, что имеет душу.

Познание есть анамнез, реактивация того, что уже было в нашей душе. Сущ. мифологическое и философское истолкование. Действительное познание – научно-философское, кот. ведет к диалектическому мышлению. Высшее знание:

1. незаинтересованное знание

2. знание требует диалектического диспута

3. связь философию и искусства.

Высшая истина возможна только в мире идей. Всякая вещь – копия идеи. Искусство – ничто иное, как мимесис. Художники движутся к миру идей, но не достигают его, а искажают.

Познание пропорционально бытию; небытие абсолютно непознаваемо. Есть промежуточное познание между наукой и невежеством - "докса", мнение. Мнение почти всегда обманчиво, никогда не имеет в себе гарантии собственной точности. «Каузальное основание» позволяет зафиксировать мнение с помощью познания причин (т.е. идей), и тогда мнение превращается в науку, или «эпистему». Этапы и специфические способы познания Платон определяет в "Государстве" и диалектических диалогах. Ступени познания: мнение и наука.

1. Мнения («докса»). Мнение разделяется на простое воображение и на верование.

2. Прозрение-понимание-вера («пистис»). Начало преображения духа.

3. Чистая мудрость («ноэзис»). Наука «эпистема». Постижение истины Бытия.

Бытие – процесс природы вещей. Каждая из ступеней и форм познания коррелирует с формой бытия и реальности. Символ ступеней познания – миф о пещере.
20) Платоновский миф о пещере (как смысл всей философии Платона)

В центре "Государства" мы находим знаменитый миф о пещере. Символ метафизики, гносеологии и диалектики. Платоновский «Миф» – больше, чем логос и знание, т.к. он претендует на объяснение жизни. Миф о пещере – символ всей философии Платона.

Люди живут в подземелье, в пещере со входом, направленным к свету, который освещает во всю длину одну из стен входа. Обитатели пещеры связаны по ногам и обращают свои взоры вглубь пещеры. У входа в пещеру есть вал из камней ростом в человека, по ту сторону которого двигаются люди, нося на плечах статуи из камня и дерева, всевозмож­ные изображения. Позади этих людей огромный костер, а еще выше —солнце. Так узники пещеры не в состоянии видеть ничего, кроме теней, отбрасываемых статуэтками на стены пещеры, они слышат лишь эхо чьих-то голосов. Однако они полагают, что эти тени — единственная реальность.

Если один из узников решается сбро­сить с себя оковы, он узреет статуи, движущиеся снаружи, он поймет, что реальны они, а не тени, прежде им виденные. Когда узник увидел бы вещи как таковые, а затем солнечные лучи, тогда, поняв, что такое подлинная реальность, он понял бы, что именно солнце — истинная причина всех видимых вещей.



Структура мифа:

1. Пребывание духа человека в цепях пещеры. Наш мир и есть пещера, а окружающее - мир теней. Выходя из мрака на свет, ничего нельзя увидеть. Весь мир зависит от божественного света, кот. проистекает от Солнца.

2. Освобождение духа от пещерных цепей.

3. Движение человека по дороге, сознание мудрости.

4. Достижение полной свободы духа.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница