Политика "комплементарности" на основании идей философско-политической концепции "Евразийство"



Скачать 84.16 Kb.
Дата22.03.2016
Размер84.16 Kb.
Политика "комплементарности" на основании идей философско-политической концепции "Евразийство".

Policy based on the "complementarity" of the philosophical and political ideas of the concept of "Eurasianism".

Галактионов Максим Игоревич

аспирант ФГБОУ ВПО «Тамбовский

государственный технический университет»

Galaktionov Maxim I.

Postgraduate student of the Tambov State

Technical University

E-mail: maxgoodvin@mail.ru

УДК 341.171

ББК 66.2


Г 15

В статье рассматривается политика "комплементарности" на основании идей философско-политической концепции "Евразийство". Выделены основные этнополитические предпосылки процессам интеграции в евразийском регионе, определены этнополические причины конфликтов в России и перспективы борьбы с ними в рамках евразийской интеграции.
The article discusses the policy of "complementarity" based on the ideas of philosophical and political concept of "Eurasianism". The basic ethnopolitical remises of the process of ingtegration in the Eurasian region were indicated, ethno-political causes of conflicts in Russia and the prospects of their control were identified in the context of Eurasian integration.

Ключевые слова: этнополитические процессы, государственное управление, евразийство.

Keywords: ethnopolitical processes, state administration, еurasianism.
Россия никогда не была моноэтническим государством. Изначально русский народ сформировался через взаимопроникновение славянской и финно-угорской культуры, затем в неоднородный национальный состав Руси влилось азиатское течение - так называемый татарский импульс. Таким образом "русские" исторически не могут являться монолитной этнической общностью, которая могла бы иметь абсолютно признанную всеми "монополию на государственность". Этническая общность (этнос) - это исторически сложившийся вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией; термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле1.

Россия может существовать как государство лишь благодаря тесному взаимодействию многочисленных народов, проживающих на её территории. Именно этот взгляд находится в основании современной "философии евразийства", который основатель идеологии "нео-евразийства" - А.Г. Дугин в докладе на Учредительном съезде ОПОД "Евразия" 21 апреля 2001 г. назвал «цветущей сложностью»2.

Этнотрансформационные процессы, проходившие на протяжении российской истории, обусловленные взаимодействием этнических общностей, их частей и привели к изменению этнического самосознания3. Процессы слияния отдельных народов или их частей в более крупные этнические общности и межэтнические интеграции в многонациональной по этносоставу России привели к сближению народов и образованию надэтнических общностей, которыми и являются русские. Так исторически сложилось в России, что государственно-политическое объединение завершилось быстрее этнонационального.

По мнению доктора политических наук Баранава Н.А. «… это происходило потому, что в Российской империи сложились исторически иные государственно-политические реалии, при которых самобытность различных частей насильственной унификации не подвергалась»4. Таким образом, история предопределила судьбу России через взаимодействие народов её населяющих и обрекла их на поиски компромиссов. Приведение к единообразию народов могло бы изменить вектор национальной политики, но тогда бы страна непременно прошла через череду кровавых потрясений на националистической почве и скорее всего не представляла бы сейчас полиэтническое государство каким является.

Так же по мнению Баранова Н.А. «постепенно оправдываются прогнозы тех западных исследователей, которые пришли к выводу, что понятие «государство-нация» уступает место понятию «государство-сообщество».

Есть множество примеров европейских стран, где национально-религиозные устойчивые группы держаться независимо от коренного населения страны, представляя собой инородные образования, не участвующие в политической и культурной жизни страны, а лишь пользующиеся материальными благами. Эти группы вызывают недовольство у местного населения, так как зачастую проявляют агрессию по отношению к традиция, обычаям, религиозной и культурной стороне жизни. Все это несет опасность потери национально-государственной самобытности

Таким образом модель мононационального государства, основывающейся на историческом национальном единстве переживает кризис во всем мире.

Президент России Владимир Путин в статье "Россия: национальный вопрос" на страницах "Независимой газеты" убежден: "Нам нужно государство, способное органично решать задачу интеграции различных этносов и конфессий".5

Очевидно, что внутри устоявшегося государственного образования, каким является современная Россия, интеграция этнически разных народов прошла достаточно долгий путь, но еще не завершена. В наднациональных институтах вопросы взаимодействия этносов не менее важны. В рамках евразийского региона, вопросы надгосударственных образований можно рассмотреть в рамках концепции "Большого Пространства" Карла Шмитта, главная идея которой состоит "в очерчивании географических регионов, в рамках которых многообразие политического самопроявления конкретных народов и государств, входящих в состав этого региона, может обрести гармоничное и непротиворечивое обобщение, выраженное в "Большом Геополитическом Союзе"6. Подобное объединение нескольких государств в единое стратегическое образование, основанное на сильной идеологии, которой является "евразийство", может найти выражение в Евразийском союзе. 

Сложившаяся в XX в. на территории СССР общность, объединенная коммунистической идеологией сплотила и удерживала длительный период времени разношерстный состав народов. Исторически евразийская доктрина, получившая развитие после краха белого движения в гражданской войне стало "альтернативой советскому коммунизму"7.

СССР прекратил существование в конце 1991года. По мнению американского политолога и социолога Бжезинского этот процесс: "способствовал "образованию "черной дыры" в самом центре Евразии. Это было похоже на то, как если бы центральную и важную в геополитическом смысле часть суши стерли с карты земли".8

Таким образом, место для мощного геополитического образования в самом центре Евразии остается вакантным. Однако, помимо очевидных плюсов подобного союза существуют и минусы. Идеологи "евразийства", зачастую рисуют политическую карту евразийского континента в слишком радужных красках, но не стоит односторонне смотреть на перспективы евразийского проекта.

В философии существует понятие комплементарности, смысл которого заключается в изучении теорий различающихся или даже противоположных, а так же различных точек зрения, взглядов на существующую действительность. В итоге взгляд на интересующие вопросы под разным углом совместно дают наиболее полное представление.

В современной России Евразийская идеология рассматривается как объединяющая постсоветское пространства на «основе новой славяно-тюркской интеграции», то есть несет этнополитический подтекст.

Положительные стороны евразийской интеграции:

- сотрудничества в научно-образовательной и культурной сфере;

- развитие бизнес-коммуникаций;

- восстановления утраченных экономических и культурных связей;

- активизации инвестиционного сотрудничества стран;

- формирование Евразийского союза представляет собой движение в сторону создания многополярного мира;

- решение межнациональных конфликтов.

Наиболее важную проблему, которую призваны решить интеграционные процессы на основе евразийской идеологии - это межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Евразийство для решения межконфессиональных проблем предлагает совместный диалог активной части населения, союз «глубоко и фундаментально верующих людей, стратегический союз созидательных фундаменталистов» как его называет А.Г. Дугин. Подобный диалог должен звучать не только внутри России, но и в странах СНГ, во всем мире. Благодаря методу активного диалога, на основании взаимопонимания и уважения собственной национальной традиции, а так же традиций другого народа, возможный очередной шаг к гуманистически ориентированному обществу.

Вышеупомянутый А.Г. Дугин видит уникальность евразийского подхода в не противопоставлении национализма и интернационализма, а в утверждении так называемого "общеевразийского национализма" о котором вел речь одни из основателей еврзийского движения - князь Трубецкой9. «Общеевразийский национализм» основан на самоутверждении каждого народа в составе России (или более крупного образования, например СНГ, Евразийского союза) и может быть межнациональным конфликтам.

Однако, за положительными перспективами не стоит забывать и о негативных тенденциях и опасностях. Владислав Иноземцев в статье «Минусы интеграционных плюсов» излагает взгляд на проект Евразийского Союза как на маргинальную интеграцию, подкрепляя эту точку зрениями экономическими показателями. ВВП стран евразийского региона настолько мал по сравнению с США, Евросоюзом и Китаем, что не может стать очередным "мировым полюсом экономического и технологического развития".

Поэтому следует сделать выводы, что сильная идеологическая концепция, не может воплотиться в жизнь, не основываясь на фундаменте экономики.

Конечно, идеологическая сторона вопроса, по мнению российских политиков все же перевешивает экономические проблемы реализации политики евразийской интеграции, вопросы достижимости поставленных целей остаются за рамками рассмотрения, но положительные примеры на территории СНГ в плане экономики уже существуют.

Например, в 2012году в Санкт-Петербурге Армения подписала соглашение о свободной торговле со странами СНГ. «Мы очень заинтересованы в том, чтобы подобные интеграционные процессы проходили в рамках ЕврАзЭС и пытаемся в этом контексте соблюдать комплементарность. Эти процессы мы рассматриваем не как противоположные, а дополняющие друг друга» считает премьер-министр Армении Тигран Саркисян10. А советник Президента России - Сергей Глазьев считает «Единое экономическое пространство - это пока лишь общий рынок труда, товаров, капитала. Но нам важна идеология - объяснить гражданам смысл объединения».

Таким образом, принцип комплементарности выражается в разностороннем сближении стран евразийского пространства. Экономические предпосылки сближения являются важным составляющим интеграционных процессов, но "евразийство" отличает именно идеологическая сторона.

Список литературы:

1. Акаев А.А. [электронный ресурс]: Евразийское единение - историческая закономерность. URL: http://www.geobez.ru/index.php/arkhiv-nomerov/8-kategoriya-na-glavnoj/43-akaev-aa-evrazijskie-edinenie-istoricheskaya-zakonomernost (дата обращения: 23.03.13).

2. Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.

3. Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / Пер. О. Ю. Уральской - М.: Междунар. отношения, 1998.

4. Дугин А.Г. Информационно-аналитический портал "Евразия" [электронный ресурс]: Евразийство: от философии к политике. URL: http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=734 (дата обращения: 23.03.13).

5. Дугин А.Г. Основы геополитики М.: Арктогея, 1997г.

6. Дугин А.Г. Эволюция Евразийства: От истоков до современности Казахстанский информационно-аналитический журнал "Мир Евразии", июнь 2003г.

7. Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И.И. Издание 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2012г.

8. Путин В.В. "Независимая газета" [электронный ресурс]: "Россия: национальный вопрос". URL: http://www.ng.ru/politics/2012-01- 23/1_national.html (дата обращения: 23.03.13).

9. Саркисян Т. Armenpress [электронный ресурс]: Армения будет соблюдать комплементарность между процессами европейской и евразийской интеграции. - URL: http://armenpress.am/rus/news/685213/ (дата обращения: 23.03.13).




1 Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И.И. Издание 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2012 г.

2 Дугин А.Г. Информационно-аналитический портал "Евразия" [электронный ресурс]: Евразийство: от философии к политике. URL: http://www.evrazia.org/modules.php?name=News&file=article&sid=734 (дата обращения: 23.03.13).

3 Политическая наука: словарь-справочник. Авт. и сост.: Санжаревский И.И. Издание 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2012 г.

4 Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России: Курс лекций. В 3-х ч. СПб.: БГТУ, 2004.

5 Путин В.В. "Независимая газета" [электронный ресурс]: "Россия: национальный вопрос". URL: http://www.ng.ru/politics/2012 - 01 - 23/1_national.html (дата обращения: 23.03.13).

6 Дугин А.Г. Основы геополитики М.: Арктогея, 1997 г.

7 Акаев А.А. [электронный ресурс]: Евразийское единение - историческая закономерность. URL: http://www.geobez.ru/index.php/arkhiv-nomerov/8-kategoriya-na-glavnoj/43-akaev-aa-evrazijskie-edinenie-istoricheskaya-zakonomernost (дата обращения: 23.03.13).

8 Бжезинский Збигнев. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) / Пер. О. Ю. Уральской - М.: Междунар. отношения, 1998.

9 Дугин А.Г. Эволюция Евразйиства: От истоков до современности Казахстанский информационно-аналитический журнал "Мир Евразии", июнь 2003 г.


10 Саркисян Т. Armenpress [электронный ресурс]: Армения будет соблюдать комплементарность между процессами европейской и евразийской интеграции. - URL: http://armenpress.am/rus/news/685213/ (дата обращения: 23.03.13).

Каталог: arhiv -> 2013
arhiv -> Контрольная работа №1 по дисциплине «Основы бухгалтерского учета» студента группы 32202 зачетная книжка №13-2-131
arhiv -> Дата приоритета Наименование патента
arhiv -> Петрозаводск А. В. Карташев и становление русского православного института в париже
arhiv -> Сущность понятия «имидж вуза» как элемента маркетинга образовательных услуг
arhiv -> Джэй Вайднер, Винсент Бриджес
arhiv -> Вопрос: о сталинских высотных зданиях Москвы. Ответ: Москва. Высотные здания


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница